Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96188

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях МБОУ гимназии №9

Дата публикации:

Автор:
учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска "Гимназия №9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича", г. Новосибирск

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.

Задачи:  обучение целеполаганию, планированию и контролю;  овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;  обучение методам творческого решения проектных задач;  формирование умений представления отчётности в вариативных формах;  формирование конструктивного отношения к работе;  создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Загорулько Наталья Анатольевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №9

Некоторые подходы к подготовке итогового индивидуального проекта учащимися на уровне основного общего образования в условиях

МБОУ гимназии №9

Вопросы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности сформулированы в Содержательном разделе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии № 9, в Программе развития универсальных учебных действий (Программа формирования общеучебных умений и навыков), включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности на уровне основного общего образования (далее – Программа), которая составлена на основе закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Устава МБОУ гимназии № 9, Модульной концепции гуманитарного образования гимназии № 9 (в новой редакции), Проекта «Развитие талантливых и одаренных детей в условиях МБОУ гимназии № 9».

Программа направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основ культуры исследовательской и проектной деятельности, предусматривающей выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.

Основная цель Программы – развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.

Подготовка итогового индивидуального проекта на уровне основного общего образования предполагает создание обучающимися продукта предметного или межпредметного характера, который выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации.

Выполнение итогового индивидуального проекта в МБОУ гимназии № 9 организуется при соблюдении определённой последовательности действий участников образовательного процесса:

  • Администрация ОУ
  • Педагогические работники
  • Обучающиеся
  • информирование обучающихся (начиная с 5 класса) и их родителей (законных представителей) о необходимости создания такого проекта;
  • введение мини-проектов в деятельность педагогов-предметников;
  • введение курса «Основы проектной деятельности», способствующего развитию опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках достижения метапредметных результатов;
  • введение системы проектов в планирование в рамках внеурочной деятельности обучающихся;
  • закрепление за каждым обучающимся своего руководителя (учителя – предметника, тьютора, педагога дополнительного образования и др.);
  • осуществление мониторинга процесса подготовки проектов;
  • проведение предзащиты проектов в рамках промежуточной аттестации обучающихся.
  • корректировка планирования урочной и внеурочной работы с учётом проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • создание банка проектов (исследований) и использование его согласно планированию;
  • создание банка обучающихся с учётом выбранной тематики, направлений, видов, руководителей проектов;
  • утверждение тем и программ проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • проведение предзащиты проектов и учебных исследований обучающихся.
  • участие в работе над проектами (исследованиями) на уроках и (или) в форме самостоятельной домашней работы, во внеклассной деятельности;
  • планирование и выполнение соответствующих этапов проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • завершение выполнения проекта (исследования) и представление его к защите.

В соответствии с целями подготовки проекта педагогическими работниками гимназии для каждого обучающегося разрабатываются план или программа подготовки проекта, которые включают требования по следующим направлениям:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Требования к организации проектной деятельности включают положения о том, что обучающиеся сами выбирают тему и руководителя проекта (руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего); тема проекта должна быть рассмотрена на заседаниях предметных методических объединений, кафедр, согласована на заседании научно-методического совета, утверждена директором гимназии (план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).

В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку также включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

В разделе о требованиях к защите проекта указано, что защита осуществляется с учётом индивидуальных особенностей учащихся в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на общегимназической конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

В соответствии с действующей внутренней системой оценки качества образования выделяется два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится содержательное описание критериев сформированности навыков проектной деятельности для выпускников основной школы.

Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии. Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена преподавателем (комиссией) по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы уровня среднего общего образования может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4-6 первичных баллов (по одному-двум баллам за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично») (см. Приложение 1).

Таким образом, качество выполненного итогового проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в образовательном учреждении.

Приложение 1

Технологическая карта оценивания

итогового индивидуального проекта

Критерии

Показатели

Индикаторы

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый уровень

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Повышенный уровень

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

0-1

2-3

Знание предмета

Базовый уровень

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы.

В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Повышенный уровень

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.

Ошибки отсутствуют.

0-1

2-3

Регулятивные действия

Базовый уровень

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя.

При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

Повышенный уровень

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

0-1

2-3


Коммуникация

Базовый уровень

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.

Автор отвечает на вопросы.

Повышенный уровень

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы.

Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес.

Автор свободно отвечает на вопросы.

0-1

2-3

1-3 балланиже базового уровня (отметка «неудовлетворительно»)

4-6 балла – базовый уровень (отметка «удовлетворительно»)

7-9 балла – повышенный уровень (отметка «хорошо»)

10-12 баллов – высокий уровень (отметка «отлично»)

Список используемой литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. N 1577).

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1)

3. Модульная концепция гуманитарного образования МБОУ гимназии № 9 (новая редакция).

4. Проект «Развитие талантливых и одаренных детей в условиях МБОУ гимназии № 9».

Наши новости:

Разместить свою публикацию