Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96355

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Репертуарная политика учреждения дополнительного образования в современных условиях.

Дата публикации:

Автор:
Педагог дополнительного образования, МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи г. Томска, г. Томск

Цель: Представление опыта работы по формированию и проведению репертуарной политики в рамках учреждения дополнительного образования

Задачи: Объяснить читателям что такое репертуарная политика в современных условиях; Познакомить с принципами подбора репертуара для творческих коллективов; Представить сложившуюся систему реализации репертуарных планов коллективов учреждения дополнительного образования

Репертуарная политика учреждения дополнительного образования в современных условиях.

Попова Л.П.

МОУ ДО Дворец творчества

детей и молодёжи г. Томска

Репертуар – один из важнейших, стержневых вопросов жизни творческого коллектива. Ещё не зная выступлений коллектива, исполнителя, но, зная его репертуар, можно в определённой мере судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.

Сегодня для творческих коллективов дополнительного образования значительно расширились возможности участия в конкурсах и фестивалях различного уровня. В то же время, крайне скудное финансирование заставляет задуматься о поиске потенциальных партнёров и спонсоров. Проблема поиска нового, интересного и доступного репертуара стоит очень остро перед руководителями творческих коллективов, тем более, что в Томске нет своей композиторской школы. Реклама в средствах массовой информации демонстрирует далеко не всегда высокохудожественные образцы культуры и искусства. Как здесь не растеряться, не потерять своего зрителя, быть ему интересным, и современным? В то же время, для руководства учреждения встаёт вопрос: кого поддержать и почему?

Во Дворце творчества детей и молодёжи 10 крупных детских объединений, ведущих активную концертную и конкурсную деятельность. Только в 2007 – 2008 учебном году силами творческих коллективов было обеспечено концертными программами и выступлениями 493 мероприятия. 406 обучающихся приняли участие в городских , 531 – в областных, 171 – в региональных, 165 - во Всероссийских и 59 – в Международных конкурсах. При такой серьёзной нагрузке встают проблемы выработки оптимальной системы организации концертной деятельности и неравномерной нагрузки на творческие коллективы с одной стороны, невостребованности репертуара некоторых коллективов и отдельных исполнителей с другой стороны.

Создавая условия для личностного развития и самореализации воспитанников, наиболее полного удовлетворения их интересов и возможностей в процессе социализации детей и подростков и решая проблемы организации концертной и конкурсной деятельности обучающихся, Дворец творчества детей и молодёжи поставил одной из актуальных задач выработку репертуарной политики.

Сутью репертуарной политики является определение форм, задач, содержания деятельности и приоритетных направлений.

Основными задачами репертуарной политики являются:

  • достойное представление результатов образовательной деятельности участников творческих коллективов, успешная реализация в творческой, социально-значимой деятельности;
  • обеспечение концертных и конкурсных программ учреждения качественными, высокохудожественными творческими номерами;
  • повышение художественного уровня программ, спектаклей, отдельных творческих номеров.

Во Дворце творчества создан постояннодействующий художественный совет как одно из звеньев общественной структуры управления образовательным процессом. В состав художественного совета включаются наиболее опытные и профессионально подготовленные педагогические и руководящие работники. Совместно с художественным советом работают экспертные группы по направлениям деятельности: театральное направление, вокалисты, пианисты, хореографы, художественно – прикладное творчество, куда привлекаются специалисты средних специальных и высших учебных заведений.

Художественный совет и члены экспертной группы обсуждают и утверждают репертуарные планы творческих коллективов, сценарии и сценарные планы программ, концертов, программы конкурсных выступлений, эскизы концертных костюмов, сметы, предложенные для реализации плана. При необходимости члены художественного совета и экспертной группы привлекаются к доработке творческого номера, программы.

Репертуарный план - один из основных разделов плана педагога, руководителя творческого коллектива. Репертуарный план включает в себя следующие разделы:

учебно – тренировочный репертуар, концертный репертуар, конкурсный репертуар, золотой фонд, социальный заказ. В плане обязательно указываются названия, авторы произведений, время звучания, вид музыкального сопровождения (фортепиано, фонограмма и т.д.), сроки готовности, имени и фамилии отдельных исполнителей.

Например:

п/п

Произведение

Сроки сдачи

Жанр

Время

Сопровождение

Коллектив,

Руководитель

Раздел

1.

«По малину, по смородину»

Н.А. Римский – Корсаков хор из оперы

«Псковитянка»

Март

3 мин. 5 сек.

Фортепиано

Средний хор

Музыкально – хоровой школы – студии «Мелодия»

Васильева Е.В.

К

(конкурсный, концертный)

К репертуарному плану прилагается смета на реализацию репертуарного плана

Например:

Фрагмент прилагаемой сметы руководителя школы – студии народного танца «Русские забавы» Алексеевой О.В.:

Концертный номер

Наименование, количество

Примерная сумма

Мужской танец

«Ложкари»

Мужские рубашки

12 шт.

6 000 руб. 00 коп.

Каким принципам должен отвечать репертуар?

Уровень подготовки участников творческого коллектива – основа для представления результатов образовательной деятельности. Следует отметить, что наличие в репертуаре 3 групп произведений, сочинений, танцев в значительной мере разнообразит творческую атмосферу на занятиях и существенно расширит исполнительские возможности коллектива: одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива - эта группа в основном составляет основу конкурсного репертуара, другая – опережает технические и исполнительские возможности и составляет учебно – тренировочный раздел репертуарного плана, третья группа легче достигнутого уровня и может быть включена в концертный раздел репертуарного плана.

«Восприятие искусства – активный процесс, в который входят… и эмоциональное переживание, и работа воображения, и «мысленное действование»», - писал Б.М. Теплов в 1947 году в работе «Психологические основы художественного восприятия», следовательно, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальное развитие детей, создаст прочный фундамент для накопления устойчивых навыков и умений.

Все произведения, включённые в репертуарный план должны быть художественными и увлекательными для детей, педагогически целесообразными (учить чему – то нужному и полезному), выполнять определённую воспитательную роль – способствовать формированию убеждений, нравственных и эстетических вкусов воспитанников. Так например, включение в репертуарный план хора юношей хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» произведения «Это ты, моя Россия» ст. Б. Дубровина, муз. В. Калистратова, продолжает работу по закреплению навыка пения многоголосного произведения и воспитывает любовь к Родине.

Некоторые концертные номера становятся особо популярными и любимыми у исполнителей и зрителей. Такие номера, поставленные однажды, составляют «Золотой фонд» репертуарного плана. На нём учатся и совершенствуют своё исполнительское мастерство несколько последующих поколений воспитанников. К таким концертным номерам сегодня можно отнести танцы хореографической студии «Фуэте»: «Павлин», «Капель», постановка Губановой Е.Г.;танцы школы – студии народного танца «Русские забавы»: «Переполох», «Танец радости», «Казачья вольница», постановка Алексеевой О.В. При подборе репертуара обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка (если речь идёт о сольном исполнении), черты его характера: интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребёнку предложить эмоциональную и подвижную песню или пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но в качестве учебно – тренировочного репертуара такие вещи включать в репертуар необходимо. На концерт же лучше выносить спокойные, философские произведения.

При составлении концертных программ и сотрудничестве с потенциальными партнёрами особое внимание уделяется тематике репертуара, что составляет основу социального заказа. Социальный заказ может быть внешним (со стороны партнёров) и внутренним (от администрации учреждения). Поэтому на этапе планирования обращаем внимание руководителей творческих коллективов на социально – значимые темы: Родины, России, семьи(особенно актуально в 2008 году). Календарные праздники традиционно актуальны, и их тематика учитывается при подборе репертуара: день старшего поколения, день учителя, новый год, рождество, день победы, международный женский день. Дворец творчества остаётся главным исполнителем социально – значимых программ и мероприятий органов управления образованием (департамента общего образования Томской области, департамента образования администрации г. Томска), поэтому темы детства, школьная тематика, стихи, песни про учителей – обязательная составляющая тема репертуарных планов творческих коллективов Дворца творчества детей и молодёжи. Для обеспечения концертных программ и фестивалей кружковцев необходимы песни, вокально – хореографические композиции о Дворце, его коллективах, что приобретает особую значимость в год подготовки к празднованию юбилея Дворца.

В течение ряда лет в учреждении сложилась система мероприятий по реализации репертуарного плана творческих коллективов:

  • Предварительное планирование (июнь).
  • Собеседование с руководителями коллективов (июнь, сентябрь)
  • Защита репертуарного плана (сентябрь).
  • Составление и утверждение репертуарного плана (октябрь).
  • Сдача отдельных номеров и программ проходит в соответствии с репертуарным планом на сценических площадках, в концертных костюмах с привлечением членов экспертной группы, приглашённых специалистов. Обязательным условием выхода или выезда на конкурсы является предварительное прослушивание, просмотр конкурсной программы.
  • Участие в концертных, конкурсных программах(сентябрь – июнь).
  • Анализ выполнения репертуарных планов проводится в мае на расширенном заседании художественного совета с приглашением всех руководителей творческих коллективов. По результатам анализа выявляются направления и задачи следующего учебного года.

Педагоги высказывают свои предложения по включению в репертуарный план того или иного произведения в письменном виде.

О содержании репертуарного плана, соответствия его репертуарной политике, плану работы учреждения.

С представлением репертуара, основной тематики, идеи, музыки, сценария членам художественного совета.

Репертуарный план и приложение утверждаются на художественном совете на основании защиты плана руководителем и мнений членов художественного совета и экспертной группы.

В соответствии с планом работы учреждения приглашения к участию в общих и заказных концертных программах Дворца получают руководители творческих коллективов в письменном виде за 14 дней. В 2007 – 2008 учебном году творческие коллективы Дворца обеспечили концертными выступлениями 218 городских и областных программ, 50 общих Дворцовских мероприятий.

С целью выявления одарённых детей, пополнения репертуарного плана концертными номерами и подготовки к участию в фестивалях и конкурсах различного уровня, в течение года во Дворце проводятся внутренние конкурсы с привлечением специалистов в качестве членов жюри: конкурс вокалистов, конкурс чтецов, фестиваль инструментальной музыки, конкурс самых юных талантов «Капельки».

В 2015 – 2016 учебном году по результатам участия в городских конкурсах и фестивалях среди 406 участников творческих коллективов Дворца первых мест – 52, вторых мест – 19, третьих мест – 30; в международных конкурсах приняли участие 59 воспитанников, Гран – при - 1, первых мест – 4, второе место – 1, третьих мест – 5.

Наши новости:

Разместить свою публикацию