Репертуарная политика учреждения дополнительного образования в современных условиях.
Попова Л.П.
МОУ ДО Дворец творчества
детей и молодёжи г. Томска
Репертуар – один из важнейших, стержневых вопросов жизни творческого коллектива. Ещё не зная выступлений коллектива, исполнителя, но, зная его репертуар, можно в определённой мере судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, исполнительских возможностях.
Сегодня для творческих коллективов дополнительного образования значительно расширились возможности участия в конкурсах и фестивалях различного уровня. В то же время, крайне скудное финансирование заставляет задуматься о поиске потенциальных партнёров и спонсоров. Проблема поиска нового, интересного и доступного репертуара стоит очень остро перед руководителями творческих коллективов, тем более, что в Томске нет своей композиторской школы. Реклама в средствах массовой информации демонстрирует далеко не всегда высокохудожественные образцы культуры и искусства. Как здесь не растеряться, не потерять своего зрителя, быть ему интересным, и современным? В то же время, для руководства учреждения встаёт вопрос: кого поддержать и почему?
Во Дворце творчества детей и молодёжи 10 крупных детских объединений, ведущих активную концертную и конкурсную деятельность. Только в 2007 – 2008 учебном году силами творческих коллективов было обеспечено концертными программами и выступлениями 493 мероприятия. 406 обучающихся приняли участие в городских , 531 – в областных, 171 – в региональных, 165 - во Всероссийских и 59 – в Международных конкурсах. При такой серьёзной нагрузке встают проблемы выработки оптимальной системы организации концертной деятельности и неравномерной нагрузки на творческие коллективы с одной стороны, невостребованности репертуара некоторых коллективов и отдельных исполнителей с другой стороны.
Создавая условия для личностного развития и самореализации воспитанников, наиболее полного удовлетворения их интересов и возможностей в процессе социализации детей и подростков и решая проблемы организации концертной и конкурсной деятельности обучающихся, Дворец творчества детей и молодёжи поставил одной из актуальных задач выработку репертуарной политики.
Сутью репертуарной политики является определение форм, задач, содержания деятельности и приоритетных направлений.
Основными задачами репертуарной политики являются:
- достойное представление результатов образовательной деятельности участников творческих коллективов, успешная реализация в творческой, социально-значимой деятельности;
- обеспечение концертных и конкурсных программ учреждения качественными, высокохудожественными творческими номерами;
- повышение художественного уровня программ, спектаклей, отдельных творческих номеров.
Во Дворце творчества создан постояннодействующий художественный совет как одно из звеньев общественной структуры управления образовательным процессом. В состав художественного совета включаются наиболее опытные и профессионально подготовленные педагогические и руководящие работники. Совместно с художественным советом работают экспертные группы по направлениям деятельности: театральное направление, вокалисты, пианисты, хореографы, художественно – прикладное творчество, куда привлекаются специалисты средних специальных и высших учебных заведений.
Художественный совет и члены экспертной группы обсуждают и утверждают репертуарные планы творческих коллективов, сценарии и сценарные планы программ, концертов, программы конкурсных выступлений, эскизы концертных костюмов, сметы, предложенные для реализации плана. При необходимости члены художественного совета и экспертной группы привлекаются к доработке творческого номера, программы.
Репертуарный план - один из основных разделов плана педагога, руководителя творческого коллектива. Репертуарный план включает в себя следующие разделы:
учебно – тренировочный репертуар, концертный репертуар, конкурсный репертуар, золотой фонд, социальный заказ. В плане обязательно указываются названия, авторы произведений, время звучания, вид музыкального сопровождения (фортепиано, фонограмма и т.д.), сроки готовности, имени и фамилии отдельных исполнителей.
Например:
№ п/п | Произведение | Сроки сдачи | Жанр Время Сопровождение | Коллектив, Руководитель | Раздел |
1. | «По малину, по смородину» Н.А. Римский – Корсаков хор из оперы «Псковитянка» | Март | 3 мин. 5 сек. Фортепиано | Средний хор Музыкально – хоровой школы – студии «Мелодия» Васильева Е.В. | К (конкурсный, концертный) |
К репертуарному плану прилагается смета на реализацию репертуарного плана
Например:
Фрагмент прилагаемой сметы руководителя школы – студии народного танца «Русские забавы» Алексеевой О.В.:
Концертный номер | Наименование, количество | Примерная сумма |
Мужской танец «Ложкари» | Мужские рубашки 12 шт. | 6 000 руб. 00 коп. |
Каким принципам должен отвечать репертуар?
Уровень подготовки участников творческого коллектива – основа для представления результатов образовательной деятельности. Следует отметить, что наличие в репертуаре 3 групп произведений, сочинений, танцев в значительной мере разнообразит творческую атмосферу на занятиях и существенно расширит исполнительские возможности коллектива: одна группа должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива - эта группа в основном составляет основу конкурсного репертуара, другая – опережает технические и исполнительские возможности и составляет учебно – тренировочный раздел репертуарного плана, третья группа легче достигнутого уровня и может быть включена в концертный раздел репертуарного плана.
«Восприятие искусства – активный процесс, в который входят… и эмоциональное переживание, и работа воображения, и «мысленное действование»», - писал Б.М. Теплов в 1947 году в работе «Психологические основы художественного восприятия», следовательно, репертуар должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальное развитие детей, создаст прочный фундамент для накопления устойчивых навыков и умений.
Все произведения, включённые в репертуарный план должны быть художественными и увлекательными для детей, педагогически целесообразными (учить чему – то нужному и полезному), выполнять определённую воспитательную роль – способствовать формированию убеждений, нравственных и эстетических вкусов воспитанников. Так например, включение в репертуарный план хора юношей хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» произведения «Это ты, моя Россия» ст. Б. Дубровина, муз. В. Калистратова, продолжает работу по закреплению навыка пения многоголосного произведения и воспитывает любовь к Родине.
Некоторые концертные номера становятся особо популярными и любимыми у исполнителей и зрителей. Такие номера, поставленные однажды, составляют «Золотой фонд» репертуарного плана. На нём учатся и совершенствуют своё исполнительское мастерство несколько последующих поколений воспитанников. К таким концертным номерам сегодня можно отнести танцы хореографической студии «Фуэте»: «Павлин», «Капель», постановка Губановой Е.Г.;танцы школы – студии народного танца «Русские забавы»: «Переполох», «Танец радости», «Казачья вольница», постановка Алексеевой О.В. При подборе репертуара обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка (если речь идёт о сольном исполнении), черты его характера: интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребёнку предложить эмоциональную и подвижную песню или пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но в качестве учебно – тренировочного репертуара такие вещи включать в репертуар необходимо. На концерт же лучше выносить спокойные, философские произведения.
При составлении концертных программ и сотрудничестве с потенциальными партнёрами особое внимание уделяется тематике репертуара, что составляет основу социального заказа. Социальный заказ может быть внешним (со стороны партнёров) и внутренним (от администрации учреждения). Поэтому на этапе планирования обращаем внимание руководителей творческих коллективов на социально – значимые темы: Родины, России, семьи(особенно актуально в 2008 году). Календарные праздники традиционно актуальны, и их тематика учитывается при подборе репертуара: день старшего поколения, день учителя, новый год, рождество, день победы, международный женский день. Дворец творчества остаётся главным исполнителем социально – значимых программ и мероприятий органов управления образованием (департамента общего образования Томской области, департамента образования администрации г. Томска), поэтому темы детства, школьная тематика, стихи, песни про учителей – обязательная составляющая тема репертуарных планов творческих коллективов Дворца творчества детей и молодёжи. Для обеспечения концертных программ и фестивалей кружковцев необходимы песни, вокально – хореографические композиции о Дворце, его коллективах, что приобретает особую значимость в год подготовки к празднованию юбилея Дворца.
В течение ряда лет в учреждении сложилась система мероприятий по реализации репертуарного плана творческих коллективов:
- Предварительное планирование (июнь).
- Собеседование с руководителями коллективов (июнь, сентябрь)
- Защита репертуарного плана (сентябрь).
- Составление и утверждение репертуарного плана (октябрь).
- Сдача отдельных номеров и программ проходит в соответствии с репертуарным планом на сценических площадках, в концертных костюмах с привлечением членов экспертной группы, приглашённых специалистов. Обязательным условием выхода или выезда на конкурсы является предварительное прослушивание, просмотр конкурсной программы.
- Участие в концертных, конкурсных программах(сентябрь – июнь).
- Анализ выполнения репертуарных планов проводится в мае на расширенном заседании художественного совета с приглашением всех руководителей творческих коллективов. По результатам анализа выявляются направления и задачи следующего учебного года.
Педагоги высказывают свои предложения по включению в репертуарный план того или иного произведения в письменном виде.
О содержании репертуарного плана, соответствия его репертуарной политике, плану работы учреждения.
С представлением репертуара, основной тематики, идеи, музыки, сценария членам художественного совета.
Репертуарный план и приложение утверждаются на художественном совете на основании защиты плана руководителем и мнений членов художественного совета и экспертной группы.
В соответствии с планом работы учреждения приглашения к участию в общих и заказных концертных программах Дворца получают руководители творческих коллективов в письменном виде за 14 дней. В 2007 – 2008 учебном году творческие коллективы Дворца обеспечили концертными выступлениями 218 городских и областных программ, 50 общих Дворцовских мероприятий.
С целью выявления одарённых детей, пополнения репертуарного плана концертными номерами и подготовки к участию в фестивалях и конкурсах различного уровня, в течение года во Дворце проводятся внутренние конкурсы с привлечением специалистов в качестве членов жюри: конкурс вокалистов, конкурс чтецов, фестиваль инструментальной музыки, конкурс самых юных талантов «Капельки».
В 2015 – 2016 учебном году по результатам участия в городских конкурсах и фестивалях среди 406 участников творческих коллективов Дворца первых мест – 52, вторых мест – 19, третьих мест – 30; в международных конкурсах приняли участие 59 воспитанников, Гран – при - 1, первых мест – 4, второе место – 1, третьих мест – 5.