МАСТЕР – КЛАСС
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА
Цель мастер-класса: передача педагогического опыта с целью повышения педагогического мастерства.
Задачи: познакомить коллег с технологией проблемного обучения;
показать конкретные примеры заданий с созданием проблемных ситуаций;
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.
Суть проблемного обучения состоит в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместного взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-создает проблемную ситуацию -организует размышление над проблемой и ее формулировкой -организует поиск гипотезы -организует проверку гипотезы -организует обобщение результатов и применение полученных знаний | -осознают противоречия -формирует проблему -выдвигают гипотезы, объясняющие явления -проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач -анализируют результаты, делают выводы -применяют полученные знания |
На уроке, проводимом с применением технологии проблемного обучения, можно наблюдать следующие этапы
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся
- Создание проблемной ситуации.
- Построение проекта выхода из затруднения (выдвижение и фиксирование гипотез)
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление нового материала с проговариванием во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (или взаимопроверкой)
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
- исследование, обмен информацией при работе в группах, парах
- представление результатов исследования,
- формулировка выводов, подтверждение или опровержение выдвинутых ранее гипотез
В своей работе использую разнообразные формы организации урока: традиционный урок, урок с использованием активных способов обучения, с применением элементов технологии проблемного обучения, урок-практикум. А так же применяю методы и приемы работы: работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, работа по тестам, фронтальная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка, применение дифференцированных заданий, в том числе домашних, специальные задания по конкретной теме .
Организацию учебного процесса в своей работе стараюсь выстраивать по принципу проблемности, чтобы отношение учащихся к возникающим проблемным ситуациям было вдумчивым и осмысленным.
На уроках математики использую следующие варианты создания проблемных ситуаций через:
- умышленно допущенные учителем ошибки;
2)использование занимательных задач
3)решение задач, связанных с жизнью;
4)решение задач на внимание и сравнение;
5)различные способы решения одной задачи;
6)выполнение небольших исследовательских заданий.
Рассмотрим некоторые примеры заданий, ситуаций, применяемых на уроках.
1) Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью
Т.К. 2017 год- год экологии, то можно на различных этапах урока включать задачи на экологическую тему.
Пример 1.Тема «Решение задач» (математика 5 класс)
Предлагается решить две задачи:
На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов? | Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка? |
Какую задачу решим в первую очередь и почему?
Тема: «Дроби» (математика 5 класс)
Ситуационное задание:
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.
- Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
- Береги свои леса: лес – богатство и краса.
- Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
- Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
- Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
- Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
- Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
- Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
- Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
(должно получиться слово « Дроби»)
2). Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример 1.Тема: «Треугольники» (математика 5 класс)
Построить треугольник по трем сторонам
1) АВ=4 см ВС=3 см, АС= 8 см
2) АВ=4см, ВС=3см, АС=6 см
3) АВ=4см, ВС=3см, АС=7 см
Путем построения выяснили, что построить треугольник можно только во 2 случае. Приходим к выводу, что сумма двух сторон должна быть больше третьей стороны.
Пример 2.Тема: «Сумма углов треугольника» (геометрия 7 класс)
Начертить три вида треугольников(остроугольный, тупоугольный и прямоугольный), найти сумму углов данных фигур и сделать вывод.
8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
Пример 1. Тема «Длина окружности» (математика 5 класс)
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πd, d - это диаметр окружности.
Вопрос: а что же такое ?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.
№ опыта | Длина окружности | Диаметр |
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление проблемной ситуации и поиски путей решения выхода из нее уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи.
Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
Но проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. На занятиях внеурочной деятельности ребятам 5-х классов было предложено самим составить задачи или кроссворды на экологическую тему. Проблемное изучение формирует способность логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать выводы. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках математики способствует воспитанию творческой личности, способной к поиску и исследованию.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей
Пока идёшь за кем-то вслед
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)