Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА

Дата публикации:

Автор:
Учитель математики, МАОУ СОШ п. Витим, Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим

Цель: Цель : передача педагогического опыта с целью повышения педагогического мастерства.

Задачи: Задачи: познакомить коллег с технологией проблемного обучения; показать конкретные примеры заданий с созданием проблемных ситуаций;

МАСТЕР – КЛАСС

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА

Цель мастер-класса: передача педагогического опыта с целью повышения педагогического мастерства.

Задачи: познакомить коллег с технологией проблемного обучения;

показать конкретные примеры заданий с созданием проблемных ситуаций;

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

Цель проблемного обучения: развитие интеллекта и творческих способностей учащихся; формирование прочных знаний; повышение мотивации через эмоциональную окраску урока; воспитание активной личности.

Суть проблемного обучения состоит в организации педагогом для учащихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций, их принятия и решения в процессе совместного взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учеников и общем направляющем руководстве педагога.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-создает проблемную ситуацию

-организует размышление над проблемой и ее формулировкой

-организует поиск гипотезы

-организует проверку гипотезы

-организует обобщение результатов и применение полученных знаний

-осознают противоречия

-формирует проблему

-выдвигают гипотезы, объясняющие явления

-проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач

-анализируют результаты, делают выводы

-применяют полученные знания

На уроке, проводимом с применением технологии проблемного обучения, можно наблюдать следующие этапы

  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся
  • Создание проблемной ситуации.
  • Построение проекта выхода из затруднения (выдвижение и фиксирование гипотез)
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление нового материала с проговариванием во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (или взаимопроверкой)
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности
  • исследование, обмен информацией при работе в группах, парах
  • представление результатов исследования,
  • формулировка выводов, подтверждение или опровержение выдвинутых ранее гипотез

В своей работе использую разнообразные формы организации урока: традиционный урок, урок с использованием активных способов обучения, с применением элементов технологии проблемного обучения, урок-практикум. А так же применяю методы и приемы работы: работа по алгоритму, самостоятельная работа с учебником, работа по тестам, фронтальная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка, применение дифференцированных заданий, в том числе домашних, специальные задания по конкретной теме .

Организацию учебного процесса в своей работе стараюсь выстраивать по принципу проблемности, чтобы отношение учащихся к возникающим проблемным ситуациям было вдумчивым и осмысленным.

На уроках математики использую следующие варианты создания проблемных ситуаций через:

  • умышленно допущенные учителем ошибки;

2)использование занимательных задач

3)решение задач, связанных с жизнью;

4)решение задач на внимание и сравнение;

5)различные способы решения одной задачи;

6)выполнение небольших исследовательских заданий.

Рассмотрим некоторые примеры заданий, ситуаций, применяемых на уроках.

1) Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью

Т.К. 2017 год- год экологии, то можно на различных этапах урока включать задачи на экологическую тему.

Пример 1.Тема «Решение задач» (математика 5 класс)

Предлагается решить две задачи:

На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?

Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?

Какую задачу решим в первую очередь и почему?

Тема: «Дроби» (математика 5 класс)

Ситуационное задание:

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

  • Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
  • Береги свои леса: лес – богатство и краса.
  • Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
  • Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
  • Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
  • Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
  • Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
  • Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
  • Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

(должно получиться слово « Дроби»)

2). Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример 1.Тема: «Треугольники» (математика 5 класс)

Построить треугольник по трем сторонам
1) АВ=4 см ВС=3 см, АС= 8 см

2) АВ=4см, ВС=3см, АС=6 см

3) АВ=4см, ВС=3см, АС=7 см

Путем построения выяснили, что построить треугольник можно только во 2 случае. Приходим к выводу, что сумма двух сторон должна быть больше третьей стороны.

Пример 2.Тема: «Сумма углов треугольника» (геометрия 7 класс)

Начертить три вида треугольников(остроугольный, тупоугольный и прямоугольный), найти сумму углов данных фигур и сделать вывод.

8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.


Пример 1. Тема «Длина окружности» (математика 5 класс)

Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πd, d - это диаметр окружности.
Вопрос: а что же такое ?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.

№ опыта

Длина окружности

Диаметр

К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление проблемной ситуации и поиски путей решения выхода из нее уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи.

Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

Но проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. На занятиях внеурочной деятельности ребятам 5-х классов было предложено самим составить задачи или кроссворды на экологическую тему. Проблемное изучение формирует способность логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать выводы. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках математики способствует воспитанию творческой личности, способной к поиску и исследованию.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей

Пока идёшь за кем-то вслед

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков)

Наши новости:

Разместить свою публикацию