Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Патриотическое воспитание детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности»

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ ПГО "Детский сад № 53" , г. Полевской Свердловской области

Цель: Описать и проанализировать деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности.

Задачи: 1. Изучить психолого – педагогические особенности развития детей в возрасте от 4 до 5 лет. 2. Обосновать, что патриотическое воспитание является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие». 3. Изучить и описать методику патриотического воспитания детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности. 4. Описать реализацию проекта «Чтобы помнили».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 53»

Итоговая аттестационная работа по теме:

«Патриотическое воспитание детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: воспитатель

1квалификационной категории

Наборщикова

Марина Михайловна, ,


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоритические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста 7

Глава 2. Практика на этапе дошкольного детства, опыт работы воспитателя в организации проектной деятельности с воспитанниками средней группы 26

2.1. Формы, методы и приемы патриотического воспитания, эффективные для детей 4 – 5 лет 26

2.2. Использование проектного метода в организации образовательной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию. 27

2.3. Реализация проекта «Чтобы помнили» с детьми 4 - 5 лет………………..37

Заключение ………………………………………………………………………45

Список использованной литературы …………………………………………..47

Приложения


Введение

Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является обновлённым вариантом раннее принятых программ, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В этих условиях стала очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Нынешние дети скоро станут полноправными гражданами страны и за ними её будущее, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем образования и политики России.

Объект исследований – процесс формирования патриотических чувств у детей 4-5 лет.

Предмет исследования – организация проектной деятельности с детьми 4 – 5 лет.

Цель исследования - описать и проанализировать деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности.

Задачи исследования

  • Изучить психолого – педагогические особенности развития детей в возрасте от 4 до 5 лет.
  • Обосновать, что патриотическое воспитание является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие».
  • Изучить и описать методику патриотического воспитания детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности.
  • Описать реализацию проекта «Чтобы помнили».
    • Психолого-педагогические особенности развития детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Методы исследования: теоретические – анализ научной, учебно – методической литературы и нормативно – правовых источников по исследуемой проблеме; сравнение; обобщение.

Практические – наблюдение; анализ продуктивной деятельности детей; графическая обработка результатов исследования; анкетирование; метод беседы; математическая обработка результатов исследования.

Методологические основания исследования

В большинстве федеральных комплексных программ до сих пор нет специально выделенного раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются в них в обобщенном, социально ориентированном виде: как задачи формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая, Н.В. Алешина, А.А.Зеленова, JI.B. Логинова, М.Д. Маханева и другие.

Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Академик Д.С. Лихачёв отмечает, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Н.В. Алешина, поддерживая теорию С.А. Козловой, отмечает, что полюбить можно то, что знаешь, «чтобы воспитать в детях любовь к своему народу, необходимо им дать знания …», «Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка».[1] Н.В. Алешина обращает внимание на то, чтобы полученная дошкольниками информация затронула не только их ум, но и душу.

Для решения проблемы патриотического воспитания в педагогической практике, ориентированной на решение задач, поставленных ФГОС ДО, необходимыми оказываются новые технологии, в том числе проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 53», 23 воспитанника средней группы, 37 родителей.

На предварительном этапе исследования в ходе бесед, наблюдений за детьми в процессе игры отметила, что 14 детей не знали о празднике Дне Победы, о ветеранах, кто такие защитники. С родителями провела анкетирование, в ходе которого выяснилось, что детям не рассказывали о Великой Отечественной войне. Родители думали, что еще рано рассказывать, книг нет, фильмы и сами не смотрят, на митинг ходят, детей берут. Многие родители отвечали, что у них нет родственников, кто воевал или был в тылу. Также выяснилось, что у некоторых детей в родне есть участники, хранятся предметы, фото, письма. Но большинство родителей считают, что надо эту работу проводить и высказали, что помогут в реализации проекта и работа началась.

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, описанные в работах Белкина А.С. [2] и Выготского Л.С. [10], создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

  • максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
  • максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений.

Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметов, символов, обозначений).

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Речь становится предметом активности детей. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления и психики в целом. Обычно принято считать развитие речи основой мышления. Однако следует учитывать и взаимообусловленность этих процессов.

В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Используют обобщенные слова, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

С ребенком необходимо говорить как с взрослым, но оперируя тем запасом слов и мыслей, которые доступны ему, и самое главное - побуждают идти за взрослым, запомнить речевые модели как нечто важное, жизненно необходимое.

В игровой деятельности детей от 4 до 5 лет появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Здесь впервые появляется лидерство.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.

Развитие эмоционально-волевой сферы имеет несколько этапов:

  • выполнение требований взрослых;
  • отделение собственной деятельности от деятельности взрослых;
  • восприятие деятельности взрослых как образца для подражания;
  • появление мотивов действий по образцу;
  • появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, приобретение тем самым личностного поведения;
  • ориентировка на собственные поступки, их оценку;
  • возникновение сложной иерархии мотивов, сложной системы взаимоотношений с окружающими.

У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями.

Педагогу важно обеспечить разумное сочетание отрицательных и положительных эмоций, учить ребенка психологическим механизмам управления своими настроениями.

Формирование первоначальных нравственных представлений. Формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, хорошем, плохом. Особенности этих представлений:

отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

  • связаны с оценками отдельных поступков окружающих, не носят обобщающий, абстрагированный от конкретной реальности характер;
  • проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.
    • Патриотическое воспитание как одна из задач образовательной области «Познавательное развитие».

Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, - они окажутся бесполезными.

Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В содержании стандарта дошкольного образования (ФГОС) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача ДОУ – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, воспитание патриотических чувств является задачей ознакомления с социальным миром образовательной области «Познавательное развитие.

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.

Н.В. Микляева [10], рассматривая опыт народной педагогики, обращает внимание на этапы, которые следует учитывать при осуществлении патриотического воспитания детей в условиях семьи и образовательного учреждения — детского сада и школы.

Первый этап — инстинктивный патриотизм, где Родина и семья воспринимаются ребенком как единое целое, где семья выступает объектом, а Родина — фоном. А.Н. Острогорский не без основания высказал убеждение в том, что, несмотря на инстинктивный характер восприятия детьми педагогического влияния взрослых, используемых ими методов патриотического воспитания, важное значение на данном этапе имеет уровень общения и педагогической культуры взрослых: «Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юношества и начала зрелости».

Второй этап — потребность в любви к ближним. Воспитывают ее, как отмечал П.Ф. Каптерев, особые «органы семейного воспитания»: родители, родственники, все люди, которые окружают ребенка с рождения. Е.Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем — Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних.

Третий этап — дифференциация физического и социального окружения, осознание своей привязанности к физической среде, т.е. к той местности, где ребенок родился и вырос. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача выделения родиноведческого направления, трактуемого К.Д. Ушинским как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения.

Четвертый этап — привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе и искусству, науке и т.д. В этом отношении опыт единства интеллектуальных, эстетических и нравственных переживаний особенно ценен для формирования мировоззрения и сознания ребенка, обогащения его духовного опыта. В.А. Сухомлинскиий писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Пятый этап — воспитание гражданственности как высшего проявления национального самосознания и чувства патриотизма. По словам К.Д. Ушинского, следует особенно обращать внимание на воспитание собственно патриотизма как результата осознания ребенком интересов, истории и культуры своего Отечества. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный патриотизм. Важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Шестой этап — изучение историко-культурного развития народов и переход от идеи своего народа и государства к «идее народа и государства вообще». На данном этапе формируется органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу.

Седьмой этап — активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. А.Н. Радищев писал, что главная цель любой педагогической деятельности — образование и воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание истинного сына Отечества, способного к самоотверженной борьбе с социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Это должны быть настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье Родины.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувства в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Деятельностная сторона жизни человека наполняется непрекращающимся взаимодействием человека с объектами окружающего его мира. Жизнь есть активное взаимодействие с окружающим миром. Взаимодействуя с людьми, миром природы, оперируя предметным богатством окружающего мира, мы выстраиваем нашу непрерывную деятельность, так или иначе, проживая отношения к происходящему вокруг нас, либо внутри нашего духовного личностного пространства. Взаимодействие с объектами окружающего мира создает опыт жизни. Н.Е. Щуркова отмечает, что опыт заменяет человеку норму. Декларация норм, самых высоких, самых красивых, даже таких, которые увлекут детей, остается пустым мечтанием, если она расходится с опытом жизни детей. Опыт жизни складывается «здесь и сейчас», в самом ходе проживаемой жизни. Бессмысленно уповать на будущее, когда человек «потом» приобретет опыт жизни. Поэтому каждый момент организуемой жизни ребенка становиться накоплением жизненного опыта. Для насыщения детей таким опытом, важно правильно выстроить педагогический процесс.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

-содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

-эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

-расширение представлений о России, её столице;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего эту работу.

М. Д. Маханева [7] выделяет, что каждый педагог, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы целесообразно проводить по темам (например, «Моя семья», «мой город» и т.д.). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к тем или иным событиям и праздникам, например, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, при отборе и систематизации знаний детей необходимо учитывать умственные возможности дошкольников, развитие их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Причем чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего мира, тем содержательнее становиться детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.

Один из немаловажных факторов патриотического воспитания детей – приобщение их к труду, формирование ответственности за его результат и в этом плане значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях («Поможем птицам зимой»).

Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

Детский сад

Родная улица, район

Родной город

Страна, её столица, символика

Права и обязанности - Конституция


Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности и др. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Следует подчеркнуть, что данная система может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Например, рассказывая о родном городе, надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей? с гимном, флагом и гербом государства.

Содержание работы с детьми 4-5 лет

Ознакомление с предметным окружением.

- уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с социальным миром

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с миром природы.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

1.3. Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоциональнонравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а

Наши новости:

Разместить свою публикацию