Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96416

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа «Солнышко»

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБОУ НШ № 37, г. Сургут

Цель: Формирование дружеских отношений, основ толерантной культуры личности дошкольника, родителя.

Задачи: 1. Создать условия в для формирования толерантности детей и их родителей. 2. Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ. 3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей по воспитанию и обучению детей на родном языке. 5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №76 «Капелька»

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«СОЛНЫШКО»

Подготовила:

Прокофьева Т.Н., воспитатель

Рецензент:

Романенко Л. А., заведующий

МБДОУ №76 «Капелька»

Сургут, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….6

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ………………………….6

1.2.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА………………………………………….8

1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………8

1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………..9

1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ………………………………………………………………9

1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ……………………………………………………………..10

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………..11

2.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………….11

2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ………………..12

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………….17

2.4. РЕСУРСЫ……………………………………………………………………….32

2.4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………..32

2.4.2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ…………………………………….32

2.4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ……………………………………..32

2.4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ………………………………………….33

2.5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ…………………………….34

2.6. РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………….35

2.6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………35

2.6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..35

2.6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ…………………………..42

2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...43

3.ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………...45

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………45-65

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
  • Семейный кодекс РФ (1995).
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1995).
  • Закон «Об образовании в РФ» (2012).
  • Конституция Российской Федерации.
  • «Национальная доктрина образования Российской Федерации» до 2025 (2000).
  • «Федеральная программа развития образования».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (2011).

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

«Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа «Я» и самооценки.

Сургут – многонациональный российский город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили начать разработку данной программы. Работа была начата с анализа состояния работы по толерантному воспитанию детей.

В ходе анализа педагогической деятельности были выявлены проблемы:

1. Недостаточная компетентность по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально– нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в организации воспитательно– образовательного процесса.

2. Слабая методическая база.

3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.

4.По результатам самодиагностики, опроса родителей – низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

5. В группе разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.

6. Острообозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Решения данных проблем составляют цель программы «Солнышко», которые легли в ее основу.

1.2.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Программа составлена для детей 3-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разрабатывается педагогом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.

В основе содержания:

1. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.

3. Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)

1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование дружеских отношений, основ толерантной культуры личности дошкольника, родителя.

1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Задачи данного программа:

1. Создать условия в для формирования толерантности детей и их родителей.

2. Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей по воспитанию и обучению детей на родном языке.

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ

Работа с детьми.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников (приложение 1,2).

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

5) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;

6) беседы;

7) проекты;

8) конструирование;

9) видеопрсмотры;

10) экскурсии;

11) целевые прогулки.

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, круглые столы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями (приложение 4). Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ

1. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

2. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

5. Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6. Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап (ориентационно-мотивационный) 2012-2013 гг.

Цели:

  • изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;
  • выдвижение гипотезы, определение целей и задач;
  • накопление и обоснование собственного опыта;
  • организация предметно-обогащенной развивающей среды группы;
  • выявление уровня представлений родителей о толерантном воспитании;
  • ознакомление с основными задачами родителей по созданию положительного настроения у детей в коллективе (на основе результатов анкетирования).
  • исследование начального уровня толерантности дошкольников;
  • диагностика уровня толерантности дошкольников

Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор соответствующих технологий; анкетирование родителей, родительские собрания в группе.

Содержание работы:

Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет-ресурсов.

2 этап (диагностический) сентябрь, май 2013-2014 гг.

Цели:

Форма работы: мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР, педагога-психолога ДОУ.

Содержание работы:

Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.

3 этап (реализация) 2013-2016 гг.

Цель: практическая работа с детьми, родителями, педагогами, партнерами по выполнению Программы.

Форма работы: мероприятия с родителями, беседы с детьми, конкурсы, спортивные мероприятия, мероприятия с участием детей и родителей, сотрудничество с детской библиотекой, тесная работа с педагогами других ДОУ города.

4 этап (заключительный, обобщающий) 2016-2017 гг.

Цели:

  • выявление результатов практической деятельности;
  • подведение итогов и планирование работы на следующий период времени по реализации Программы.

Форма работы: самоанализ результативности работы, анализ итогов на педагогическом совете, родительском собрании, опубликование результатов деятельности по данной теме в СМИ, на сайте детского сада; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.

.

2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Программа по воспитанию дружеских отношений и толерантности у детей дошкольного возраста носит название «Солнышко». Название выбрано по простому принципу – солнце греет и светит одинаково тепло и ярко для всех людей на нашей земле.

Программа «Солнышко» включает в себя несколько возрастных этапов, это дети от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до семи лет, а также разнообразные направления о которых мы расскажем ниже (приложение 5,6,7,8).

Краткая характеристика направлений

Система работы по формированию дружеских отношений и гуманных чувств у детей дошкольного возраста состоит из 4 разделов (где 3-й раздел делится на подразделы) в соответствии с основной общеобразовательной программой, построенной на «принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций», где образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры». А также работа построена в соответствии с тематическим планированием нашего ДОУ.

При работе по разделам происходит постепенное психологическое, нравственное, умственное, социальное, патриотическое развитие детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной групп). Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир становится ближе и понятнее: ребенок учится определять настроение, чувства других, владеть своими чувствами, контролировать поведение.

Разделы:

1. «Я и я» (темы «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимание к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои ощущения.

2. «Я и моя семья» (темы: «Я люблю маму и папу», «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе использовались игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимания внутрисемейных отношений; на осознание себя, как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи.

3. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки», «Мы дружные ребята», «Мы не будем ссориться», «Как я отношусь к другим людям», «Мой любимый детский сад»). В этот раздел входят несколько подразделов:

- «Чем люди отличаются друг от друга». Темы: «У нас в гостях «Марьюшка и Иванушка», «Аленушка, Иванушка и их гостья - хантыйка», «Такие разные и такие похожие» (Декларация);

- «Право выбора». Темы: «Я беру игрушку», «Как можно выбрать», «Я выбираю сам»;

- «Правила». Темы: «Мы умеем делать правильно», «Учимся правильно разговаривать», «Зачем нужны правила»;

- «Чувство ответственности». Темы: «Я берегу игрушки и одежду», «Я выполняю поручение», «Насколько я ответственный»;

- «Мой любимый детский сад».

- «Я и животные». Темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животными»;

- «Права и обязанности». (Конституция, Декларация);

- «Религия». Тема: «Библия» (подготовительная группа).

В этом разделе представлены занятия, игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, на формирование основ социального и правового сознания; на воспитание внимательного отношения к людям и друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

4. «Родная страна» (темы: «Город, в котором я живу», «Новый год у ворот», «наша Родина - Россия», «Наши защитники», «Наши космонавты», «Этот день победы»). В этом разделе использованы занятия, игры, материалы на воспитание любви к своей Родине, на расширение знаний о многонациональности народов, населяющих Россию, о ее героях, защитниках.

Большое значение придается индивидуальному подходу в процессе воспитания у детей гуманных чувств, которые помогают дошкольнику успешнее налаживать общение со сверстниками, а ощущения доброго отношения к себе позволяет пережить положительные эмоции как признания со стороны окружающих.

Принципы формирования дружеских отношений и гуманных чувств. Воспитание толерантности.

1. Принцип целенаправленности

Формирование дружеских отношений и гуманных чувств, воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данных качеств, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимы эти качества (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности работы. При этом педагог должен реализовывать развитие конкретного ребенка.

Правила:

- развитие интереса к проблеме;

- развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя данных качеств;

- четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

- постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей детей;

- ориентация педагогом при постановке цели и задач на критерии и показатели развития данного качества.

Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа.

2. Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и так далее. При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относятся: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств. В дошкольном периоде закладывается толерантность как одна из основ личности. Необходимо демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, непохожих на самого ребенка.

Правила:

- тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

- организация педагогических действий на опережение (предупреждение безнравственного, интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

- определять методы и приемы воспитания нравственных чувств и толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями;

- минимизировать проявление агрессии, снимать напряжение в группе детей, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования, актуализировать желание общаться с людьми, воспитывать миролюбие, позитивное отношение.

3. Принцип культуросообразности

В процессе формирования дружеских отношений, воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Все это связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культуры в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

- опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;

- учитывать культурный уровень микросреды ребенка;

- отдавать приоритет национальной культуре;

- использовать потенциал культуры мира.

4. Принцип связи воспитания нравственных чувств и толерантности с жизнью

Воспитание нравственных чувств и толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связью ее с жизнью, видит результаты или последствия безнравственности, интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с положительным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

- подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

- демонстрация последствий неправильного поведения;

- возложение ответственности за свое поведение

5. Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

- организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

6. Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данные нравственные качества, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность. При этом основой успешности процесса становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений воздействия с людьми.

Правила:

- выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на доброжелательность, толерантность;

- создание ситуации успеха.

7. Принцип создания развивающей среды в образовательном учреждении

Формирование дружеских отношений, толерантности возможно только в условиях развивающей, образовательной среды, модель которой изображена схематично.

Правила:

- опора на позитивный опыт взаимодействия;

- создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

- использование демократического стиля педагогического руководства;

- организация диалога и сотрудничества в коллективе;

- организация психолого-педагогической поддержки и защищенности членов коллектива.

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Перспективный план работы по формированию дружеских отношений и толерантности у дошкольников 3-4 лет в условиях совместной деятельности на первом этапе реализации программы «Солнышко»

Срок проведения занятий

Тема

Содержание занятия

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Семья.

«Я люблю маму и папу».

Цель: Вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена, сформировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными.

1. Работа над понятием «Семья».

2. Рассматривание вместе с куклой Буратино семейных фотографий.

3. Беседа о членах своей семьи.

1. Рисование на тему: «Подарок маме (папе, бабушке и так далее)».

2. Упражнение «Назови ласково».

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

4. Пение песни: «Вышла курочка гулять».

Октябрь

Чем люди отличаются друг от друга.

«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка».

1. Цель. Знакомство детей с национальным русским костюмом

1. «Этическая» зарядка, поздороваемся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга, улыбнемся.

2. Хороводная игра «Ходит Ваня».

1. Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»

2. Упражнения «Назови соседа ласково».

3. Хороводная игра «Каравай».

4. Рисование: «нарисую Марьюшке ленту».

Ноябрь

Право выбора «Я беру игрушку».

1. Цель: Сформировать представление детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других. Сформировать умение и навык правильной просьбы, представление о возможности уступки

1. «Этическая» зарядка: повтор слов «я не жадина», «я добрый».

2. Игра-инсценировка «Как волк Вова стал добрым».

1. Чтение стихов А.Барто «Игрушки».

2. Дидактическая игра «Магазин игрушек».

3. Помощь воспитателю в мытье игрушек (трудовая деятельность)

4. «Игрушкина больница» (ремонт игрушек с воспитателем и родителями)

5. «Музыкальные заводные игрушки»

Декабрь

Отношение к другим людям «Мы дружные ребята».

1. Цель: Развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки общения

1. Развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки общения.

2. «Этическая» зарядка: «Нам хорошо вместе». Дети встают в кружок, берутся за руки, руки у всех добрые, теплые.

3. Игра «Знакомство».

1. Пальчиковые игры: «Дружба», «В гости».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Больница».

3. Пальчиковая игра «Бегите ко мне».

4. Концерт для кукол «Мы любим петь и танцевать».

5. Чтение стихотворения Н.Найденовой «Новая девочка».

6. Беседа «Друзья помогают».

7. Подвижная игра «Поезд».

Январь

Правила. «Мы умеем делать правильно».

Цель: Сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослыми.

1. Рассказать ребятам о некоторых правилах, их значении.

2. «Этическая» зарядка: «Поздравляйся друг с другом, с воспитателем».

3. Обыгрывание ситуации «К нам пришла кукла Катя»

1. Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца».

2. Игра «Построим башню».

3. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок-невежа».

4. Аппликация: «Пешеходный переход».

5. Спортивное развлечение: «Мы растем сильными, дружными и смелыми».

Февраль

Чувство ответственности. «Я берегу игрушки и одежду».

Цель: Сформировать бережное отношение к вещам, навыки обращения с игрушками, умение прийти другому на помощь, называть действия развернуто.

1. «Этическая» зарядка: «Нам хорошо вместе».

2. Дидактическая игра «Оденем куклу Дашу».

3. Беседа: «Я аккуратный».

4. Игра: «Домик для игрушки».

1. Чтение стихотворения Е.Благининой «Вот какая мама!». Чтение стихотворения В.Берестовой «Большая кукла».

2. Игра: «Угадай что со мной».

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

4. Игра-инсценировка по стихотворению А.Шибаева «Подружки»

5. Беседа «Защитники Отечества».

Март

Сопереживание, забота. «Мама отдыхает».

Цель: Способствовать формированию доброты, чувства сопереживания, воспитывать заботливое отношение друг о друге.

1. Этюд «Маме улыбаемся».

2. Беседа «Наши мамы».

3. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

4. Игра: «Найди свою маму».

1. Музыкальное развлечение: «8 Марта – женский праздник».

2. Чтение стихотворений. Я.Акила «Моя мама», В.Шугарева «Мама».

3. Игра «Выбери меня».

4. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Семья», «Больница».

5. Рисование: «Подарок милой маме».

Апрель

Родная страна, беседа о мастерах: «Кто приехал».

Цель: Познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, изображающими коня, мужика, солдата.

1. Познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, изображающими коня, мужика, солдата.

2. Беседа о мастерах.

3. Пословицы о труде.

1. Рисование «Укрась коня».

2. Лепка «Птички».

3. Строительная игра «Строим дом для мастеров».

4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие».

5. Рассматривание картинок с изображениями орудий труда.

6. Загадки об инструментах.

7. Игра «Что мы делали – покажем»

Май

Бережное отношение к природе. «Высаживание рассады».

Цель: Развивать чувство гордости за совместный труд, воспитать любовь к детскому саду, бережное отношение к плодам своего и чужого труда.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением городских улиц, дворов, украшенных клумбами.

2. Беседа: «Как мы украсим свой участок».

3. Показ приемов высаживания рассады.

4. Совместная трудовая деятельность.

1. Хороводная игра «Со вьюном я хожу».

2. Пение песни «Песенка о лете».

3. Строительная игра «Улица».

4. Экскурсия по территории детского сада и других участков.

5. Совместная трудовая деятельность с детьми подготовительной группы.

Перспективный план работы по формированию дружеских отношений и толерантности у дошкольников 4-5 лет в условиях совместной деятельности на втором этапе реализации программы «Солнышко»

Срок проведения занятий

Тема

Содержание занятия

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

1. «Наша дружная семья».

Цель: Сформировать представления детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

1. Беседа «С кем ты живешь?».

2. Рассматривание сюжетной картины «Семья».

3. Игра-беседа «Кто мы?»

4. Подвижная игра «Карусели».

1. Игра «Найди свою маму».

2. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок невежа».

3. Рисование на тему: «Счастливая семья медведей».

4. Игра-инсценировка «Мы тебя, малюточку, так любим!» (из валлийской сказки «Джек-покоритель великанов», перевод К.Чуковского).

5.Сюжетно-ролевая игра «Семья».

6. Игра «добрые слова».

7. Аппликация «Моя семья».

8. Словесная игра «Вежливо или не вежливо».

Сентябрь

2. «Мы так похожи».

Цель: Формировать чувство принадлежности к группе, обеспечить профилактику социальной дезаптации; помочь ребенку почувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками

1. Упражнение: «Чем я похож на соседа справа».

2. Игра «Обезьянки».

3. Игра «Люблю - не люблю».

4. Игра «Превращения».

5. Игра «Волшебник».

1. Рисование на тему: «Подарок другу».

2. Лепка: «Вылепи какую хочешь игрушку в подарок другу».

3. Игра «Кто это?».

4. Строительная игра «Строим дом для друзей».

5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

6. Подвижная игра «Коршун и цыплята».

7. Словесная игра «Фу».

8. Стишки Чи