|
|
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СОЛНЫШКО»
Подготовила:
Прокофьева Т.Н., воспитатель
Рецензент:
Романенко Л. А., заведующий
МБДОУ №76 «Капелька»
Сургут, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………….6
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ………………………….6
1.2.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА………………………………………….8
1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………8
1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………..9
1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ………………………………………………………………9
1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ……………………………………………………………..10
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………..11
2.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………….11
2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ………………..12
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………….17
2.4. РЕСУРСЫ……………………………………………………………………….32
2.4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………..32
2.4.2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ…………………………………….32
2.4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ……………………………………..32
2.4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ………………………………………….33
2.5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ…………………………….34
2.6. РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………….35
2.6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………35
2.6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………..35
2.6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ…………………………..42
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...43
3.ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………...45
3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………45-65
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
- Семейный кодекс РФ (1995).
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1995).
- Закон «Об образовании в РФ» (2012).
- Конституция Российской Федерации.
- «Национальная доктрина образования Российской Федерации» до 2025 (2000).
- «Федеральная программа развития образования».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (2011).
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
«Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа «Я» и самооценки.
Сургут – многонациональный российский город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили начать разработку данной программы. Работа была начата с анализа состояния работы по толерантному воспитанию детей.
В ходе анализа педагогической деятельности были выявлены проблемы:
1. Недостаточная компетентность по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально– нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в организации воспитательно– образовательного процесса.
2. Слабая методическая база.
3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.
4.По результатам самодиагностики, опроса родителей – низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.
5. В группе разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
6. Острообозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.
Решения данных проблем составляют цель программы «Солнышко», которые легли в ее основу.
1.2.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Программа составлена для детей 3-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разрабатывается педагогом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий.
В основе содержания:
1. Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с другими.
3. Сообщение знаний о других людях в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада)
1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование дружеских отношений, основ толерантной культуры личности дошкольника, родителя.
1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи данного программа:
1. Создать условия в для формирования толерантности детей и их родителей.
2. Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей по воспитанию и обучению детей на родном языке.
5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.
1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ
Работа с детьми.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников (приложение 1,2).
Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры;
4) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
5) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок;
6) беседы;
7) проекты;
8) конструирование;
9) видеопрсмотры;
10) экскурсии;
11) целевые прогулки.
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, круглые столы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями (приложение 4). Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ
1. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
2. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
5. Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6. Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (ориентационно-мотивационный) 2012-2013 гг.
Цели:
- изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;
- выдвижение гипотезы, определение целей и задач;
- накопление и обоснование собственного опыта;
- организация предметно-обогащенной развивающей среды группы;
- выявление уровня представлений родителей о толерантном воспитании;
- ознакомление с основными задачами родителей по созданию положительного настроения у детей в коллективе (на основе результатов анкетирования).
- исследование начального уровня толерантности дошкольников;
- диагностика уровня толерантности дошкольников
Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор соответствующих технологий; анкетирование родителей, родительские собрания в группе.
Содержание работы:
Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет-ресурсов.
2 этап (диагностический) сентябрь, май 2013-2014 гг.
Цели:
Форма работы: мониторинг детей при участии заместителя заведующего по УВР, педагога-психолога ДОУ.
Содержание работы:
Подбор диагностического инструментария: методик и протоколов исследования, стимульного материала.
3 этап (реализация) 2013-2016 гг.
Цель: практическая работа с детьми, родителями, педагогами, партнерами по выполнению Программы.
Форма работы: мероприятия с родителями, беседы с детьми, конкурсы, спортивные мероприятия, мероприятия с участием детей и родителей, сотрудничество с детской библиотекой, тесная работа с педагогами других ДОУ города.
4 этап (заключительный, обобщающий) 2016-2017 гг.
Цели:
- выявление результатов практической деятельности;
- подведение итогов и планирование работы на следующий период времени по реализации Программы.
Форма работы: самоанализ результативности работы, анализ итогов на педагогическом совете, родительском собрании, опубликование результатов деятельности по данной теме в СМИ, на сайте детского сада; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.
.
2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Программа по воспитанию дружеских отношений и толерантности у детей дошкольного возраста носит название «Солнышко». Название выбрано по простому принципу – солнце греет и светит одинаково тепло и ярко для всех людей на нашей земле.
Программа «Солнышко» включает в себя несколько возрастных этапов, это дети от трех до четырех лет, от четырех до пяти лет, от пяти до семи лет, а также разнообразные направления о которых мы расскажем ниже (приложение 5,6,7,8).
Краткая характеристика направлений
Система работы по формированию дружеских отношений и гуманных чувств у детей дошкольного возраста состоит из 4 разделов (где 3-й раздел делится на подразделы) в соответствии с основной общеобразовательной программой, построенной на «принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций», где образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры». А также работа построена в соответствии с тематическим планированием нашего ДОУ.
При работе по разделам происходит постепенное психологическое, нравственное, умственное, социальное, патриотическое развитие детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной групп). Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир становится ближе и понятнее: ребенок учится определять настроение, чувства других, владеть своими чувствами, контролировать поведение.
Разделы:
1. «Я и я» (темы «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимание к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои ощущения.
2. «Я и моя семья» (темы: «Я люблю маму и папу», «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе использовались игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимания внутрисемейных отношений; на осознание себя, как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи.
3. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки», «Мы дружные ребята», «Мы не будем ссориться», «Как я отношусь к другим людям», «Мой любимый детский сад»). В этот раздел входят несколько подразделов:
- «Чем люди отличаются друг от друга». Темы: «У нас в гостях «Марьюшка и Иванушка», «Аленушка, Иванушка и их гостья - хантыйка», «Такие разные и такие похожие» (Декларация);
- «Право выбора». Темы: «Я беру игрушку», «Как можно выбрать», «Я выбираю сам»;
- «Правила». Темы: «Мы умеем делать правильно», «Учимся правильно разговаривать», «Зачем нужны правила»;
- «Чувство ответственности». Темы: «Я берегу игрушки и одежду», «Я выполняю поручение», «Насколько я ответственный»;
- «Мой любимый детский сад».
- «Я и животные». Темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животными»;
- «Права и обязанности». (Конституция, Декларация);
- «Религия». Тема: «Библия» (подготовительная группа).
В этом разделе представлены занятия, игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, на формирование основ социального и правового сознания; на воспитание внимательного отношения к людям и друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
4. «Родная страна» (темы: «Город, в котором я живу», «Новый год у ворот», «наша Родина - Россия», «Наши защитники», «Наши космонавты», «Этот день победы»). В этом разделе использованы занятия, игры, материалы на воспитание любви к своей Родине, на расширение знаний о многонациональности народов, населяющих Россию, о ее героях, защитниках.
Большое значение придается индивидуальному подходу в процессе воспитания у детей гуманных чувств, которые помогают дошкольнику успешнее налаживать общение со сверстниками, а ощущения доброго отношения к себе позволяет пережить положительные эмоции как признания со стороны окружающих.
Принципы формирования дружеских отношений и гуманных чувств. Воспитание толерантности.
1. Принцип целенаправленности
Формирование дружеских отношений и гуманных чувств, воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данных качеств, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимы эти качества (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности работы. При этом педагог должен реализовывать развитие конкретного ребенка.
Правила:
- развитие интереса к проблеме;
- развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя данных качеств;
- четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
- постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей детей;
- ориентация педагогом при постановке цели и задач на критерии и показатели развития данного качества.
Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа.
2. Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей
Воспитание любого нравственного (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и так далее. При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относятся: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств. В дошкольном периоде закладывается толерантность как одна из основ личности. Необходимо демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, непохожих на самого ребенка.
Правила:
- тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
- организация педагогических действий на опережение (предупреждение безнравственного, интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
- определять методы и приемы воспитания нравственных чувств и толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями;
- минимизировать проявление агрессии, снимать напряжение в группе детей, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования, актуализировать желание общаться с людьми, воспитывать миролюбие, позитивное отношение.
3. Принцип культуросообразности
В процессе формирования дружеских отношений, воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Все это связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культуры в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Правила:
- опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;
- учитывать культурный уровень микросреды ребенка;
- отдавать приоритет национальной культуре;
- использовать потенциал культуры мира.
4. Принцип связи воспитания нравственных чувств и толерантности с жизнью
Воспитание нравственных чувств и толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связью ее с жизнью, видит результаты или последствия безнравственности, интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с положительным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Правила:
- подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
- демонстрация последствий неправильного поведения;
- возложение ответственности за свое поведение
5. Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Правила:
- организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.
6. Принцип опоры на положительное в ребенке
Воспитывая данные нравственные качества, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность. При этом основой успешности процесса становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений воздействия с людьми.
Правила:
- выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на доброжелательность, толерантность;
- создание ситуации успеха.
7. Принцип создания развивающей среды в образовательном учреждении
Формирование дружеских отношений, толерантности возможно только в условиях развивающей, образовательной среды, модель которой изображена схематично.
Правила:
- опора на позитивный опыт взаимодействия;
- создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
- использование демократического стиля педагогического руководства;
- организация диалога и сотрудничества в коллективе;
- организация психолого-педагогической поддержки и защищенности членов коллектива.
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перспективный план работы по формированию дружеских отношений и толерантности у дошкольников 3-4 лет в условиях совместной деятельности на первом этапе реализации программы «Солнышко»
Срок проведения занятий | Тема | Содержание занятия | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Семья. «Я люблю маму и папу». Цель: Вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена, сформировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребенка с родными. | 1. Работа над понятием «Семья». 2. Рассматривание вместе с куклой Буратино семейных фотографий. 3. Беседа о членах своей семьи. | 1. Рисование на тему: «Подарок маме (папе, бабушке и так далее)». 2. Упражнение «Назови ласково». 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 4. Пение песни: «Вышла курочка гулять». |
Октябрь | Чем люди отличаются друг от друга. «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка». 1. Цель. Знакомство детей с национальным русским костюмом | 1. «Этическая» зарядка, поздороваемся приветливым голосом, ласково посмотрим друг на друга, улыбнемся. 2. Хороводная игра «Ходит Ваня». | 1. Экскурсия в музей детского сада «Русская изба» 2. Упражнения «Назови соседа ласково». 3. Хороводная игра «Каравай». 4. Рисование: «нарисую Марьюшке ленту». |
Ноябрь | Право выбора «Я беру игрушку». 1. Цель: Сформировать представление детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других. Сформировать умение и навык правильной просьбы, представление о возможности уступки | 1. «Этическая» зарядка: повтор слов «я не жадина», «я добрый». 2. Игра-инсценировка «Как волк Вова стал добрым». | 1. Чтение стихов А.Барто «Игрушки». 2. Дидактическая игра «Магазин игрушек». 3. Помощь воспитателю в мытье игрушек (трудовая деятельность) 4. «Игрушкина больница» (ремонт игрушек с воспитателем и родителями) 5. «Музыкальные заводные игрушки» |
Декабрь | Отношение к другим людям «Мы дружные ребята». 1. Цель: Развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки общения | 1. Развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки общения. 2. «Этическая» зарядка: «Нам хорошо вместе». Дети встают в кружок, берутся за руки, руки у всех добрые, теплые. 3. Игра «Знакомство». | 1. Пальчиковые игры: «Дружба», «В гости». 2. Сюжетно-ролевая игра: «Больница». 3. Пальчиковая игра «Бегите ко мне». 4. Концерт для кукол «Мы любим петь и танцевать». 5. Чтение стихотворения Н.Найденовой «Новая девочка». 6. Беседа «Друзья помогают». 7. Подвижная игра «Поезд». |
Январь | Правила. «Мы умеем делать правильно». Цель: Сформировать навыки правильного поведения в отношениях с детьми и взрослыми. | 1. Рассказать ребятам о некоторых правилах, их значении. 2. «Этическая» зарядка: «Поздравляйся друг с другом, с воспитателем». 3. Обыгрывание ситуации «К нам пришла кукла Катя» | 1. Чтение стихотворения Н. Найденовой «Наши полотенца». 2. Игра «Построим башню». 3. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок-невежа». 4. Аппликация: «Пешеходный переход». 5. Спортивное развлечение: «Мы растем сильными, дружными и смелыми». |
Февраль | Чувство ответственности. «Я берегу игрушки и одежду». Цель: Сформировать бережное отношение к вещам, навыки обращения с игрушками, умение прийти другому на помощь, называть действия развернуто. | 1. «Этическая» зарядка: «Нам хорошо вместе». 2. Дидактическая игра «Оденем куклу Дашу». 3. Беседа: «Я аккуратный». 4. Игра: «Домик для игрушки». | 1. Чтение стихотворения Е.Благининой «Вот какая мама!». Чтение стихотворения В.Берестовой «Большая кукла». 2. Игра: «Угадай что со мной». 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 4. Игра-инсценировка по стихотворению А.Шибаева «Подружки» 5. Беседа «Защитники Отечества». |
Март | Сопереживание, забота. «Мама отдыхает». Цель: Способствовать формированию доброты, чувства сопереживания, воспитывать заботливое отношение друг о друге. | 1. Этюд «Маме улыбаемся». 2. Беседа «Наши мамы». 3. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». 4. Игра: «Найди свою маму». | 1. Музыкальное развлечение: «8 Марта – женский праздник». 2. Чтение стихотворений. Я.Акила «Моя мама», В.Шугарева «Мама». 3. Игра «Выбери меня». 4. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Семья», «Больница». 5. Рисование: «Подарок милой маме». |
Апрель | Родная страна, беседа о мастерах: «Кто приехал». Цель: Познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, изображающими коня, мужика, солдата. | 1. Познакомить детей с деревянными (богородскими) и глиняными (филимоновскими) игрушками, изображающими коня, мужика, солдата. 2. Беседа о мастерах. 3. Пословицы о труде. | 1. Рисование «Укрась коня». 2. Лепка «Птички». 3. Строительная игра «Строим дом для мастеров». 4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». 5. Рассматривание картинок с изображениями орудий труда. 6. Загадки об инструментах. 7. Игра «Что мы делали – покажем» |
Май | Бережное отношение к природе. «Высаживание рассады». Цель: Развивать чувство гордости за совместный труд, воспитать любовь к детскому саду, бережное отношение к плодам своего и чужого труда. | 1. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением городских улиц, дворов, украшенных клумбами. 2. Беседа: «Как мы украсим свой участок». 3. Показ приемов высаживания рассады. 4. Совместная трудовая деятельность. | 1. Хороводная игра «Со вьюном я хожу». 2. Пение песни «Песенка о лете». 3. Строительная игра «Улица». 4. Экскурсия по территории детского сада и других участков. 5. Совместная трудовая деятельность с детьми подготовительной группы. |
Перспективный план работы по формированию дружеских отношений и толерантности у дошкольников 4-5 лет в условиях совместной деятельности на втором этапе реализации программы «Солнышко»
Срок проведения занятий | Тема | Содержание занятия | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | 1. «Наша дружная семья». Цель: Сформировать представления детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей. | 1. Беседа «С кем ты живешь?». 2. Рассматривание сюжетной картины «Семья». 3. Игра-беседа «Кто мы?» 4. Подвижная игра «Карусели». | 1. Игра «Найди свою маму». 2. Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок невежа». 3. Рисование на тему: «Счастливая семья медведей». 4. Игра-инсценировка «Мы тебя, малюточку, так любим!» (из валлийской сказки «Джек-покоритель великанов», перевод К.Чуковского). 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». 6. Игра «добрые слова». 7. Аппликация «Моя семья». 8. Словесная игра «Вежливо или не вежливо». |
Сентябрь | 2. «Мы так похожи». Цель: Формировать чувство принадлежности к группе, обеспечить профилактику социальной дезаптации; помочь ребенку почувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками | 1. Упражнение: «Чем я похож на соседа справа». 2. Игра «Обезьянки». 3. Игра «Люблю - не люблю». 4. Игра «Превращения». 5. Игра «Волшебник». | 1. Рисование на тему: «Подарок другу». 2. Лепка: «Вылепи какую хочешь игрушку в подарок другу». 3. Игра «Кто это?». 4. Строительная игра «Строим дом для друзей». 5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 6. Подвижная игра «Коршун и цыплята». 7. Словесная игра «Фу». 8. Стишки Чи |