Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

34258

Повышение квалификации и переподготовка Программы
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для педагогов, детей и родителей

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для детей и взрослых

Принять участие

Олимпиады для детей

Интересные задания для детей которые изменяются

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Диплом в день прохождения

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Читательская грамотность. Диалог с автором через текст.

Дата публикации: 03.12.17

Автор:
Носатова Ольга Ивановна учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г.Ноябрьск ЯНАО

Тема:

«Чтение: работа с информацией.

Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –

значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д.Ушинский.

Я не ошибусь, если скажу, что каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли. Высшая награда для учителя - это высокая оценка коллегами и родителями учебных и личных качеств учеников. Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения. Моя задача, как учителя, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать над формированием умения извлекать из текста информацию, как показателем общего развития личности. Путь анализа текста и сам текст подсказывают мне приемыработы:1) выделение ключевых слов; 2) беседа; 3) составление плана; 4) построение структурной модели текста; 5) наблюдение над системой образов (в 3–4ом классах, без введения этого понятия); 6) комментированное чтение; 7) диалог с автором через текст и др. Я, конечно, здесь перечислила далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родовожанровой спецификой и пр. Для меня важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст. Я считаю, что это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но ещё недостаточно освоенный современной школой.

Можно перечислять различные приёмы работы с текстом, но я хочу сегодня остановиться на таком приёме, как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Что же такое диалог с автором?

-это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. При переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Итак, технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

М.М.Куприн. Берестяная трубочка.Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:

Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

  • 1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):
  • - о чём ты мне расскажешь?
  • - хочу ли я тебя прочитать?

Приведу пример: рассказ М.М.Куприна «Берестяная трубочка»»

*Рассмотрите иллюстрацию.

*Как вы думаете, о чем будет текст?

*Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

*Прочитайте название. Можно по нему определить кто будут герои произведения?

*А кто рассказал нам эту историю?

*Прочитайте фамилию автора

*Прочитайте опорные слова/берестяная трубочка, орех, белка, кедровка, паучок/

*Предположим, о чем мог написать автор?

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Необходимо соблюдать последовательность действий:

  • научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
  • включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
  • научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме
  • расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

*Покажу на примере, как можно с детьми прочитать текст в режиме диалога с автором./ М.М.Куприна «Берестяная трубочка»/

* Чтение учителем с комментированием

*Проверка первичного восприятия/вопросы/

*Повторное чтение. Выборочное чтение.

научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

Я нашёл удивительную берестяную трубочку.(В)1-3 Когда человек вырежет³ себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке(ВЗ)4.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех( ОП)5, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?(ВЗ)6

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. - Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка (ВЗ)7, а птица ореховка воткнула орех (ВПЗ)8, может быть украв из гнезда белки(П)9.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился - кто бы мог подумать!(ВЗ)10 - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.

1.Что нашёл? – берестяную трубочку ( нельзя назвать вопросом к автору, из предложения всё видно

2. Что такое берестяная трубочка? – прямой ответ идёт далее в тексте

3. почему же она удивительная? – вопрос к автору, ученик ответит, дочитав до конца, но явного ответа нет

4. А что же там может быть? (автор задаёт в скрытой форме себе и читателям)З (включи воображение

5. ответ проверка

6. Как же он туда попал? – вопрос автора в прямой форме к читателю. Как правило , на подобные вопросы автор даёт прямые ответы. Но останавливаться на них нужно по ходу чтения для обдумывания ответов, проверки предположений. З.

7.А кто же это? –скрытая форма вопроса к автору, З

8.ответ,скрытый вопрос к автору (откуда взялся орех), З- включи воображение

1)проверка

-Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Чем это можно объяснить?

Что из этого следует?

Что сейчас случится?

Почему именно так...?

Для чего ...?

Кто такой...?

Появляющиеся вопросы опять - таки предполагают возникновение ответов - предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;\

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

2 серия (при чтении):

- я понимаю, что читаю?

- трудно мне читать или легко? Почему?

- зачем мне нужно прочитать этот текст?

- что узнаю из него нового?

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

Виды работ:

  • Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
  • Рассказ учителя о писателе.
  • Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.
  • Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).
  • Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

3 серия вопросов (после чтения):

  • - о чём же всё- таки я прочитал?
  • - зачем писатель именно так мне об этом рассказал?
  • - хочу ли я ещё что – нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?
  • - как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?
  • -для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Что же такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:

1.фактуальной (сообщается в явном виде).

2.подтекстовой ( в неявном виде)

3.концептуальной.

Если рассмотреть работу на традиционном уроке литературного чтения, то схематически это будет выглядеть так:

Формирование умения извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать над формированием умения извлекать из текста информацию, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Что же такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:

1.фактуальной (сообщается в явном виде).

2.подтекстовой ( в неявном виде)

3.концептуальной.

Рассмотрим на примере сказки А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Фактуальная информация ,т.е. предоставлена в явном виде.

О чем эта сказка ? Каковы ее действующие лица?

Подтекстовая ,т.е. информация , данная в неявном виде .

Какие чувства вы испытали к героям сказки?

Концептуальная . Какими мыслями , не только с детьми ,но и взрослыми хотел поделиться А.С.Пушкин?

Скачать публикацию Скачали: 6 раз

Способы оплаты

Линии