Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

34258

Повышение квалификации и переподготовка Программы
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для педагогов, детей и родителей

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для детей и взрослых

Принять участие

Олимпиады для детей

Интересные задания для детей которые изменяются

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Диплом в день прохождения

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

Использование интерактивного обучения в экологическом образовании основной общей школы в соответствии с ФГОС

Дата публикации: 02.12.17

Автор:
Малютина Наталья Георгиевна Учитель химии, МБОУ СОШ № 1 г. Тихорецка, Краснодарский край г Тихорецк

Основные требования ФГОС, выдвинутые к результатам экологической подготовки учащихся подразумевают:

- формирование представлений об экологической культуре;

- развитие экологического мышления (способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности);

- умение применять экологические знания в жизненных ситуациях;

- формирование моральной ответственности за экологические последствия в окружающей среде.

Хочется отметить значительную роль химии в решении экологических проблем на современном этапе:

Для преодоления недостаточного уровня экологического воспитания актуальными становятся уход от традиционных форм обучения и поиск эффективных технологий, средств, методов, активного творческого подхода.

Именно, использование интерактивного обучения помогает школьникам развивать экологическое мышление, дает возможность попрактиковаться на реальных задачах в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы.

Интерактивное обучение включает в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой

процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской

деятельности. Изучение химии необходимо сопровождать созданием на

уроках проблемных экологических ситуаций и постановкой проблемных

вопросов, доступных по своей трудности. Важно взглянуть на экологические

вопросы и проблемы сквозь призму химических знаний.

Практически в каждой теме, учитель может направлять учащихся на решение современных экологических проблем . Например, в теме «Сера и её соединения» следует указать, что оксид серы (IV) является глобальным загрязнителем. При попадании в атмосферу, взаимодействуя с парами воды, образует мельчайшие капельки сернистой кислоты. Их наличие в приземном слое атмосферы называют «восстановительным смогом». Он подавляет процесс фотосинтеза, раздражает дыхательные пути животных и человека, вызывает коррозию бетонных сооружений.

В высших слоях атмосферы сернистая кислота, окисляясь до серной кислоты, выпадает на поверхность Земли в виде кислотных дождей . Кислотные дожди закисляют почву, водные объекты постепенно превращают в болота. Кислые почвы обладают низким плодородием. Серная кислота, вступая в реакцию с соединениями кальция образует сульфат кальция (гипса), который приводит к гипсованию почвы и уплотнению корневой системы.

На мой взгляд, к постановке самой проблемы в начале урока или на определенном его этапе важно подходить творчески, интегрированно. Например, в теме «Металлы» проблема токсичности элементов с увеличением относительной атомной массы может быть представлена в виде исторического факта о вырождении династии римских военачальников.

Существует гипотеза о том, что полководцев погубила домашняя утварь и водопровод, изготовленные из свинца.

В теме "Вода. Растворы" проблема загрязнения водной среды (пресной воды)- в виде отрывка из грустной сказки «История одной Капли». « Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее. «А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»»

При изучении оксидов проблема последствий кислотных осадков –в виде достоверного факта: « Мировой рекорд, по части кислотного дождя, пока, что принадлежит шотландскому городку Питлохри, где 10 апреля 1974 года выпал дождь с рН 2,4 - это уже не вода, а что-то вроде столового уксуса»

Немаловажная актуальная проблема загрязнения водной среды нефтью и продуктами ее переработки- в виде достоверного факта.

Шторм в ноябре 2007 года затопил четыре судна в Керченском проливе, два танкера получили повреждения. Из танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута.

Хотелось бы отметить важность задач экологического содержания.

  • Условия задач должны содержать практически значимую информацию.
  • Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами.
  • Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.

Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они могут быть рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию.

Так учащимся можно предложить в качестве домашнего задания провести реферативный поиск и по его результатам подготовить творческие сообщения. Например, представьте себя атомом углерода, который вовлечён в активный биохимический цикл. В каких процессах вы будете участвовать? Что вы встретите на своём пути? Используя свою фантазию, напишите сочинение на тему «Приключения атома углерода в природе».

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, творческого мышления, сопричастности.

На первом этапе необходимо ознакомить учащихся с правилами и основными этапами проектной деятельности. При этом важно ориентировать учащихся на экологическую обстановку своего региона, своего города

Например, охарактеризуйте экологическую обстановку:

а) около дома;

б) около ближайших предприятий;

в) в ближайшем парке, роще, на речке, пруду.

Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

Среди проблем охраны окружающей наиболее актуальны:

•загрязнение водоемов

•загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;

•загрязнение почвы;

•загрязнение окружающей среды отходами, мусором

•нехватка пресной воды

В процессе выполнения проектов ученики создают продукт собственного труда, становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»

Б.Шоу.

Например, в проекте «Отходы, мусор, отбросы…» учащиеся поднимают одну из злободневных проблем – быстрый рост и негативное влияние бытовых отходов. Данная проблема актуальна не только для всего мира, но и для нашего города. В процессе работы над проектом был проведен анализ состояний улиц и скверов города, отмечен рост заболеваний среди жителей, проведено анкетирование, произведены необходимые расчеты количества мусора за один месяц. А также представлены пути решения данной проблемы. Хочется отметить их нравственную составляющую:

« Отсутствие экологической культуры является главным фактором загрязнения окружающей среды

В проекте «Загрязнение водоемов. Тихорецкий пруд» поднимается не менее важная проблема нашего города - состояние городского пруда.»…..Был проведен сбор информации о причинах загрязнения водоема, анализ его состояния, предложен план конкретных действий по сохранению водоема, одним из пунктов которого является привлечение средств массовой информации - не оставаться равнодушным к данной экологической проблеме.

Хочется отметить, что решение экологических проблем ученики представляют не только в виде конкретных предложений, но и призывов бережного отношения к природе.

Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.

Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа, компьютерные программы делают обучение успешным, наглядным, интересным и разнообразным по форме. Но при этом важно увлечь школьника не интерактивными технологиями, а окружающим миром , родной природой.

Немаловажную роль играют и в современном обучении игровые технологии. (Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Еще профессор С.А. Шмаков в своей работе « Игры учащихся- феномен культуры» говорил о том , что «как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться».

Большие потенциальные возможности в экологическом образовании старшеклассников приобретают ситуативные игры, в основе данных которых лежит сюжетно-ролевая структура на содержании практического актуального экологического материала.
Именно, сюжетно-ролевые игры формируют у подростков ответственное отношение к окружающей природной среде. Моделируя ту или иную нравственно-экологическую ситуацию, ученики анализируют не только ее причины и возможные следствия, но и принимают экологически грамотные решения.

Например, нефтяной танкер потерпел крушение. Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

Предложите возможные способы решения этой проблемы. В процессе дискуссии необходимо также выяснит: Какой из предложенных методов может быть самым эффективным?

На сегодняшний день ведущие позиции в обучении занимает неигровой активный метод- анализ конкретных учебных ситуаций (case study), который был впервые был применен в учебном процессе Гарвардского университета в 1870 г. Данный метод ориентирован не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности.

Именно дискуссия в решении конкретных проблемных ситуациях позволяет установить причинно-следственные связи явлений , видеть целостную картину мира, формировать способность к самостоятельным оценочным суждениям.

Целесообразно при этом дискуссию во время сбора и анализа информации направлять с помощью вспомогательных тезисов.

Например, при изучении темы «Аммиак» можно предложить для обсуждения следующую реальную экологическую ситуацию: «В городе Тихорецке находится мясокомбинат по производству детских мясных консервов. Весной позапрошлого года в близь лежащей березовой рощи жилого массива пожелтели и высохли листья на деревьях. Санэпидемстанцией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не установлено. Какова ваша точка зрения по данному вопросу?»

В процессе дискуссии учащиеся высказывали свои точки зрения:

-Выяснить специализацию завода (Наличие холодильных установок. Возможность выброса аммиака)

-Учесть погодные условия и инфраструктуру(наличие вблизи железной дороги)

-Сбор доказательств (наличие фотоснимков) во избежании фактов клеветы.

Мнения по решению данной экологической проблемы тоже были различны:
-Заводы нужны, они звенья в большой цепочке нашего жизнеобеспечения - с этим спорить абсурдно;

- Создать городской форум. Что об этом думает народ? Сбор определенного количества подписей.

- Следуй голосу совести.

Мне, как учителю, не хочется, чтобы решение таких экологических проблем превращалось в борьбу с ветряными мельницами. Важно, чтобы такие ситуации приводили учащихся к убеждению, что важной составляющей экологической культуры является не только знания, но и нравственная позиция человека.. И здесь, пожалуй, уже неважно кто ты? Простой житель, директор крупного предприятия, инженер по охране труда, представительсанэпидемстанции, эколог. Важно, чтобы ты имел чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за сохранение и улучшение природы. Хочется обратиться к строчкам одного из проектов: «Бережное и заботливое отношение рождается в глубоко любящем сердце»

Работа в экологическом направлении требует от учителя новых творческих подходов, личного переживания и, конечно, любви не только к детям, но и к природе. В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в данной работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели»

( О.Уальд)

Скачать публикацию Скачали: 6 раз

Способы оплаты

Линии