Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Дата публикации:

Автор:
заместитель директора по УВР, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества" г. Белёва Тульской области, 301530, РФ, Тульская область, г. Белёв, уг. Карла Маркса, д. 108

Цель: Создание необходимых условий для формирования личности воспитанника, способной к духовно-нравственному развитию и самореализации в социуме.

Задачи: - сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся; - приобщение к общечеловеческим, национальным ценностям, ценностям православной культуры; - приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность; - создание условий для нравственного самовыражения личности; - ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, представлениями о формах традиционного семейного уклада.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

(Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2010 г.)

Современное историко-педагогическое знание предлагает нам весьма широкие возможности для осмысления логики и перспектив развития духовно - нравственного образования в России. При этом мы можем обнаружить такое многообразие мнений, что и без того широкие понятия духовности и нравственности становятся вообще с трудом определяемыми. Трудность определения того, что духовно и что нравственно, зачастую отступает на второй план перед проблемой как образовать духовного и нравственного человека.

Нравственность - это способность отличать добро от зла посредством человеческой совести. Люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и тоже понимание добра и зла. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни.

Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В нашем обществе за последние годы произошло много перемен, которые негативно отразились на наших детях. Всплеск научно-технического прогресса ускорил интеллектуальное развитие детей. Но, вместе с тем, мы видим, что их духовно-нравственная сфера значительно обеднела. У детей нет чёткого представления о добре и зле, любви и равнодушии, красоте и безобразии. Всё чаще мы наблюдаем равнодушие и неуважение к окружающим, узость интересов, вседозволенность.

В результате происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В связи с этим обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, так как дальнейшее развитие нашего общества зависит от того, какими вырастут наши дети.

Большую роль в духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения играют учреждения дополнительного образования, поскольку они дают детям возможность выбрать круг общения, соответствующий их интересам, найти применение знаниям и навыкам, которые они получают в школе. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные возможности, адаптироваться к жизни в обществе, участвовать в содержательном досуге. Дополнительное образование менее регламентировано и более способно к построению и поддерживанию субъект-субъектных отношений, где происходит освоение детьми образовательных и культурных ценностей. Оно имеет цели и задачи, выходящие за рамки образовательных стандартов. Это позволяет использовать методы работы, в большей степени учитывающие особенности воспитательной среды, запросы родителей и социальных партнёров учреждения дополнительного образования. Но главная ценность дополнительного образования в том, что оно обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, духовными ценностями, жизненными ориентирами. Оно является важнейшей сферой развития личности и духовного становления подрастающего поколения.

Цель работы нашего учреждения: создание необходимых условий для формирования личности воспитанника, способной к духовно-нравственному развитию и самореализации в социуме.

Задачи:

- сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся;

- приобщение к общечеловеческим, национальным ценностям, ценностям православной культуры;

- приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;

- создание условий для нравственного самовыражения личности;

- ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, представлениями о формах традиционного семейного уклада.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся ведётся в следующих направлениях:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- приобщение к ценностям православной культуры;

- воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к семье.

Содержание воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию разработано на основании базовых национальных ценностей. Осуществление содержания работы предполагает создание социально открытого пространства, в котором созданы условия для духовно-нравственного развития ребёнка, а педагоги и родители стремятся к реализации нравственных ценностей в практической жизнедеятельности:

- в содержании и построении занятий, предусмотренных дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами;

- в личном примере, в характере общения взрослого и ребёнка;

- в опыте досуговой деятельности;

- в специальных событиях, спланированных с учётом определённой ценности и смысла.

Основой духовно-нравственного воспитания ребёнка является духовная культура той среды, в которой он живет, где происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательных учреждений, в систему которых входят и учреждения дополнительного образования. Нравственные ориентиры, которые ребёнок получает в семье, имеют для него значение в любом возрасте.

Взаимодействие с семьёй происходит путем педагогического просвещения родителей, практической помощи в разрешении личностных проблем детей, привлечения родителей к участию в жизни ДДТ через досуговые мероприятия, посещение занятий, выставок, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Важным источником нравственного опыта ребёнка является образовательная деятельность учреждения. Духовно-нравственное развитие обучающихся на занятиях, предусмотренных дополнительными общеобразовательными программами, осуществляется через содержание программного материала, самой организацией занятия, личностью педагога.

В содержании программного материала содержится много суждений морально-этического характера. Особенно это заметно в программах социально-педагогической направленности, которые являются одним из источников накопления детьми опыта гражданского поведения, нравственного развития личности, понятия её самоценности.

Объединения художественной направленности ориентированы на знакомство воспитанников с народным искусством, в частности, своего региона и малой родины. Народное искусство - мощный источник воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка. Народное искусство - это воспитание души, чувств, уважения к духовным ценностям. Оно приобщает детей к мыслям наших предков о тех нравственных ценностях, которые составляют неразрывную связь поколений.

Одной из программ, реализуемых в этой направленности, является дополнительная общеобразовательная программа "Кружевоплетение". Её цель и задачи направлены на создание условий для развития у детей интереса к истории родного края, сохранение традиций искусства белёвского кружевоплетения, духовно-нравственное развитие обучающихся.

В объединении туристско-краеведческой направленности формирование духовности, нравственности на основе воспитания патриотизма является основополагающим. Вокруг этого строится все обучение и воспитание. Затронуть сердце ребёнка возможно, если найти то, что объединяет и детей, и взрослых, то, что ему дорого. Мы считаем, что это наш город. Изучение истории родного города, его культуры, ратных подвигов и судеб земляков - всё это стало предметом изучения детьми содержания дополнительной общеобразовательной программы "Историческое краеведение", источником их духовно-нравственного развития.

Приобщение обучающихся к народной культуре способствует формированию национальной идентичности, позволяет почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. Творческое объединение "Белёвский перезвон" открыто в 2015-2016 учебном году совместно с местной религиозной организацией "Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь". В рамках общеобразовательной программы "Белёвский перезвон" обучающиеся приняли участие в трех межприходских фестивалях колокольного звона, в которых наряду с мастерами колокольного звона Тульской, Орловской и Калужской областей, выступали и наши воспитанники.

Система дополнительного образования ориентирована на свободу выбора в сфере деятельности, творческих проявлений, интересов ребёнка, его самореализацию. Нагляднее всего самореализация обучающегося проявляется в процессе его участия в конкурсах, фестивалях. У ребёнка есть свобода творчества, возможность прочувствовать "ситуацию успеха". Дети ощущают свою ответственность за содержание и качество выставляемых работ, учатся правильно воспринимать свои успехи и неудачи, успехи товарищей. У ребёнка формируется сознательное отношение к своей деятельности, что является залогом его успешной социализации и активной жизненной позиции. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах и фестивалях, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества.

Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности ребенка принадлежит педагогу. Нравственные качества педагога дети видят в его отношении к обучающимся и другим людям, к работе, к самому себе. В нашем учреждении работают замечательные педагоги. Они обладают высокими нравственными идеалами, культурны, тактичны и могут найти общий язык с каждым ребёнком. Дети им доверяют свои проблемы, всегда находят понимание и поддержку. Взрослым надо помнить, что дети - свидетели, они учатся жить у жизни. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным. Если живет в понимании и дружбе, он учится находить любовь в мире.

Важным источником духовно-нравственного опыта обучающихся является досуговая деятельность, которая целенаправленно организует их свободное время, позволяет ребёнку раскрыть себя. В досуговой деятельности удовлетворяются потребности в общении, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. В ней создаются наиболее благоприятные условия для реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, гражданской активности, толерантности.

В Доме детского творчества досуговая деятельность включает в себя как традиционные, так и специальные события, спланированные с учётом определённой ценности и смысла. Такие традиционные мероприятия, как "Слёт поколений" (23 февраля), "Для вас, родные, милые, любимые" (8 марта), "Навеки в памяти людской" (День Победы), воспитывают у детей мужество, уважение к людям, подарившим нам мирную жизнь, любовь и уважение к семье.

Православные праздники: «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество», «Светлая Пасха», проводимые совместно с представителями белёвского благочиния Белёвской Епархии, Воскресной школы, не только знакомят детей с основами православной культуры, но и воспитывают любовь к ближнему, толерантность, патриотические чувства, укрепляют связь поколений.

Традиционными стали беседы на морально-этические темы, которые проводит помощник благочинного по образованию и миссионерской работе протоиерей Борис Давыдов.

Участие в акциях милосердия, таких как: «Ветеран живет рядом», «Свет в окне» (концерт для обеспечиваемых городского Дома - интерната по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов), «Бессмертный полк», «Дарим радость» формирует понимание того, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку.

В Доме детского творчества проводится много мероприятий совместно с социальными партнерами. Форма их проведения различна: это концерты, театрализованные представления, беседы, викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, соревнования, конференции и др. Но все проводимые мероприятия приобщают детей к вечным человеческим ценностям, таким как любовь, добро, милосердие, красота, творческий труд, вера в лучшее будущее.

Духовно-нравственное воспитание в Доме детского творчества пронизывает все сферы деятельности учреждения, связывая воедино традиции православной педагогики и новые тенденции в образовании. О результатах пока говорить рано.

Хочется надеяться, что, объединив усилия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, мы поможем формированию личности, у которой духовные ценности будут иметь приоритет над материальными благами.

Наши новости:

Разместить свою публикацию