Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

программа декоративно-прикладного искусства

Дата публикации:

Автор:
заместитель директора по воспитательной работе, учитель технологии, МБОУ "Мичанская ООШ", РТ, Сабинский район, село Старый Мичан, ул.Школьная,15

Цель: Цели и задачи кружка направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями: • Возрождения утраченной рукодельного ремесла. • Формирования у учащихся целостной картины мира. • Развития общей способности к творчеству. • Умение найти свое место в жизни.

Задачи: Обучающие: • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; • раскрыть истоки народного творчества; • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; • приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; • формирование творческих способностей, духовной культуры; • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитывающие: • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

«Утверждаю»

Директор _____________

Программа

объединения декоративно-прикладного искусства

Руководитель кружка:

Возраст детей: 8 -15 лет

Срок реализации: 3 года

От автора

Каждый в детстве мечтал встретить волшебника, который сотворил для него хоть маленькое, но чудо. Я предлагаю стать волшебником каждому из нас и сотворить чудо прямо сейчас.

Кажется, совсем недавно появились компьютеры и DVD-проигрыватели, различные пластиковые бутылки, одноразовые посуды, цветные бумаги, которые сейчас прочно вошли в нашу жизнь. Множество использованных и испорченных вещей мы просто выбрасываем, не найдя им применения. Разве не чудо превратить их в забавную игрушку или смастерить картину, подсвечников, рамок для фотографий, букетов и подарить другу или подруге? А если хватит терпения, то эти прекрасные вещи помогут вам расслабиться, настроят на медитацию.

Введение

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца, вышитые и расписные картины, творческие ручные работы. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

Н. Майоров.

Раздел I.

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цели и задачи кружка направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной рукодельного ремесла.
  • Формирования у учащихся целостной картины мира.
  • Развития общей способности к творчеству.
  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещей, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура программы

Программа кружка «Страна мастеров» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с бумагой
  • Квилинг
  • Кусудами
  • Работа с пряжей
  • Работа с кожей
  • Выставки, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  • Исторический аспект
  • Связь с современностью
  • Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  • Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие умственный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз
  • воплощение в материале
  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены различные проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на трехгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 1-4 классов, второго года обучения – 5-7 классов, на третий год – 8-11 классы. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.

Характеристика ожидаемых результатов.

В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.

Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов, при такой организации занятия, чтобы дети могли общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно

В результате обучения в кружке в течение 2-го года обучения учащиеся должны получить

знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно - прикладного искусства;
  • о татарских народных промыслах;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;
  • об особенностях игрушек различных народных традиционных промыслов;
  • о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
  • о вышивке лентами;
  • о проектной деятельности.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку
  • красиво оформить цветы из бумаги и лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • работать в программе Power Point.

В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства 3– го года обучения учащиеся должны получить

знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;
  • расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;
  • о росписи и ее отличительных особенностях;
  • о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;
  • о работе с соленым тестом;
  • о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.

умения:

.

  • трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
  • решать художественно - творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
  • клеить разными способами;
  • привлекать к работе над орнаментом произведения татарских мастеров;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям: вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
  • работать в программе Pablisher.

Раздел II

Учебно-тематический план

Планирование 1 года обучения.

Тема занятия.

Теория

Практика

Всего

Водное занятие.

2

1

3

Техника безопасности на рабочем месте.

1

1

2

Экскурсия в историю.

2

2

4

Подготовка кожи к работе.

2

6

8

Реставрация кожи.

4

6

10

Подготовка рабочего места.

2

1

3

Простейшие инструменты.

2

4

6

Основы материаловедения.

2

3

5

Выделка кожи.

1

5

6

Композиционный набор простейших изделий.

3

10

13

Обмотка. Обтяжка мелких изделий.

2

6

8

Изготовление выкроек и трафаретов.

3

10

13

Работа с клеем. Броши.

2

4

6

Обработка кожи на свечке.

1

7

8

Обработка кожи на электроплите.

2

6

8

Цветы.

3

10

13

Листья.

2

6

8

Еловая ветка. Плетение.

2

10

12

Мелочи из кожи.

3

10

13

Аппликация.

3

10

13

Итого

162 часов

II год обучения (162 часа)

Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой Аппликация;

a)Композиции из бумаги соломы.

Б) композиции из продуктов.

б) Бумагопластика или объемное конструирование

25

17

20

5

4

5

20

13

15

3.

Волшебные свойства бумаги.

Базовая форма модульного оригами

20

6

14

4.

Лепка. Соленое тесто.

Композиции из теста.

20

9

11

5.

Кожа. Композиции из кожи и меха.

22

5

17

6.

Объемное конструирование из бумаги.

10

3

7

7.

Выставки, праздники.

3

5

ИТОГО:

162 часов

III год обучения ( 162 часа)

Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой

a)Работа с гофрокартоном

б) объемные композиции из бумаги

25

25

7

5

18

20

3.

Квилинг.

Разные композиции из квилинга

30

6

24

4.

Объемное конструирование из бумаги. Составление букетов из бумаги.

25

6

19

5.

Барельеф. Соленое тесто

a)Плоскостные композиции

б)объемные композиции

10

14

5

7

5

7

6.

Кожа. Техника обработка кожи. Композиции из кожи

25

8

17

7.

Выставки, праздники.

3

5

ИТОГО:

162 ч.

Раздел III

Содержание Программы

1 год обучения

Вводное занятие.

Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту.

Техника безопасности на рабочем месте.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Экскурсия в историю.

Знакомство с народным искусством, художественными промыслами. Виды и жанры национального искусства. Знакомство с работами по коже и техникой изготовления.

Реставрация кожи.

Этапы реставрации кожи. Удаление пятен от чернил, плесени, общего загрязнения. Старая кожа в руках умельца. Способы быстрой реставрации.

Подготовка кожи к работе.

Окраска кожи простейшим способом. Растяжка кожи на гвоздях. Обработка кожи кремами и лаком Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы работы с ними, техника использования сложных инструментов. Правила подбора инструментов для изготовления изделий.

Подготовка рабочего места.

Правила техники безопасности при работе с кожей. Правила работы с острыми и колющими предметами. Умение планировать рабочее время, поэтапная работа.

Простейшие инструменты. Простейшие инструменты.

Металлическая линейка, пластмассовый треугольник, карандаш, пинцет, молоток, ножницы – простейшие инструменты и предметы. Они используются при работе с кожей.

Основы материаловедения.

Виды кожи: тонкая – печаточная, толстая – шеврет. Структура кожи, изменение кожи под воздействием тепла, холода, кремов, красителей.

Выделка кожи.

Дубление кожи. Способы придания коже эластичности, прочности, износоустойчивости. Растительное, хромовое и комбинированное дубление. Композиционный набор.

Сочетание цветов. Отделочные и сопутствующие материалы. Зарисовки. Комбинирование изделий.

Обмотка. Обтяжка мелких изделий.

Использование тонкой кожи для обмотки сложных и простых изделий. Виды изделий, техника их изготовления. Знакомство с дизайном. Сочетание цвета в композиционном решении. Подбор рисунка путем склеивания. Изготовление выкроек. Виды выкроек, способы их применения, умение комбинировать и сочетать композицию. Увеличение и уменьшение выкроек.

Изготовление выкроек и трафаретов.

Материал для изготовления выкроек и шаблонов. Способы сохранения и использования шаблонов.

Работа с клеем. Броши.

Способы работы с клеем. Техника безопасности при работе с различными видами клея. Виды клея при работе с кожей. Броши. Виды брошей. Использование их как украшение. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

Обработка кожи на свечке.

Правила техники безопасности при работе со свечой. Виды обработки изделия. Обработка кожи на электроплите.

Обработка кожи на электроплите.

Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Методы обработки на электроплите.

Цветы.

Виды цветов, способы обработки. Элементы цветов, как метод обработки на свече.

Листья. Виды листьев.

Еловая ветка. Плетеная корзина.

Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор материала, поэтапное изготовление изделия. Один из видов отделки кожи. Поэтапная технология изготовления корзины. Дополнение к корзине еловая ветка.

Мелочи из кожи.

Виды мелких изделий из кожи. Краткое сведение об изделиях. Способы применения в быту. Зарисовки эскизов будущего изделия.

Аппликация.

Украшение из кожи. Поэтапное изготовление аппликации.

Изготовление брелков. Виды брелков. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

Выставка. Участие в различных школьных, районных выставках. Одна из форм приобретения знаний. Используемых в творческой работе.

Праздники. Проведение праздников

2 год обучения

Вводное занятие

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

Работа с бумагой

I. Плоскостные композиции из бумаги, соломы продуктов. Аппликация.

Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.

Знакомство с техникой аппликации народных мастеров.

Творческая работа: изготовление панно-аппликации..

II. Бумагопластика или объемное конструирование

Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Беседа: «Татарские орнаменты».

Творческая работа: Панно из полосок бумаги.

Волшебное свойство бумаги

Базовая форма модульного оригами. Материалы, инструменты и приспособления. История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Композиции: «Пчела», «Заяц», «Лебедь», «Цветущий кактус», «Дед Мороз», «Снеговик». Новогодние снежинки. Композиции: «Котенок», «Сова», «Лиса», «Лесовичек», «Букет цветов». Выставка творческих работ.

Лепка. Соленое тесто

Сведения о тесте как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка. Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей.

Кожа. Композиции из кожи и меха

Основные сведения о коже мехе (сырьё, применение). Свойства кожи и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.

Упражнение: Подбор кож по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Изготовление панно.

Объемное конструирование из бумаги.

Материалы и инструменты. Техника безопасности Приемы работы. Композиции: «Букет роз», «Корзина с тюльпанами», «Матрешки», «Орел», «Аист», «Букет гвоздик».

Выставки, экскурсии, праздники

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.

3 год обучения

Вводное занятие

Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.

Работа с бумагой

I.Работа с гофрокартоном

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.

Знакомство с государственной символикой.

II. Папье-маше

Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.

Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.

Беседа: «Посуда в твоем доме».

Квилинг

История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинга. Композиции: «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи». Объемная композиция «Поросенок».

Объемное конструирование из бумаги.

Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из разных цветов, скрученная роза. Творческая работа: «Панно розы». Приемы работы. Композиции: «Букет роз», «Корзина с тюльпанами», «Матрешки», «Орел», «Аист», «Букет гвоздик».

Соленое тесто.

I.Плоскостные композиции

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».

II. Объемные композиции

«Искусство России. Скульптура». Беседа.

Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного. Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»

Выставки, экскурсии, праздники

«Чувашский национальный костюм» - экскурсия на Урмарскую швейную фабрику «Паха-тере».

«Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц.

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение различных видов бумаги;
  • способы и приемы обработки бумаги.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Раздел IV

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);

– работы воспитанников;

– демонстрационные работы и образцы;

– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).

Видео-, аудио материалы:

– классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

– музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

– детские музыкальные произведения (песни);

Дидактические материалы:

– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

– викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;

– развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;

– ребусы, загадки, шарады.

Методические рекомендации

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.

После окончанию обучения учащиеся должны уметь:

-рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте;

-делать зарисовки, образцы, изготавливать самостоятельно шаблоны, трафареты, выкройки;

-владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком;

-владеть техническими приемами изготовления изделий;

-уметь изготавливать украшения, салфетки, подарки;

-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий;

-владеть техническими приемами изготовления изделий;

-выполнять последовательно стадии работы по изготовлению изделий;

-уметь пользоваться электроприборами при работе с ними;

-самостоятельно подготовить рабочее место к работе;

-уметь самостоятельно составить творческие композиции;

-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий из кожи.

Учащиеся должны знать:

- историю обработки кожи;

-основы материаловедения;

-сочетания цветов, применение отделочных материалов;

-правила техники безопасности обработки кожи и изготовлении изделий;

-виды и жанры национальных искусств;

-способы художественной обработки кожи;

-сложные способы окрашивания кожи;

-значение декоративно- прикладного искусства в современном мире.

Список литературы.

1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.

Наши новости:

Разместить свою публикацию