Пояснительная записка
«Рисование»
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью Туринской школы-интернат.
Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания обучающегося, способствует развитию правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывает положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающегося развивается аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, лепка из глины, раскраска глины, аппликация.
В процессе обучения изобразительной деятельности решаются следующие задачи:
- формирование интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умения пользоваться карандашами, кистью,
- формирование умения рисовать прямые, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии;
- формирование умения рисовать округлые линии и изображение предметов округлой формы;
- формирование умения рисовать по точкам, по шаблону.
- продолжать знакомить с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым, черным и белым;
- формировать представления о величине.
Материал, содержащийся в программе, будет способствовать:
- умению фиксировать внимание;
- развитию и коррекции правильного восприятия формы и цвета предмета;
- формированию целенаправленной деятельности
- развитию коррекции мелкой моторики;
- развитию аккуратности, терпеливости, усидчивости.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи обучающегося.
Уроки рисования тесно связаны с другими учебными предметами.
Планируемый результат:
- слушать и выполнять инструкции педагога,
- владеть приемами работы с цветными карандашами и красками;
- различать формы квадратных, круглых, треугольных предметов, овал;
- правильно держать карандаш и лист бумаги на столе,
- называть и дифференцировать цвета,
-проводить совместно с учителем разнообразные линии, обводить контуры, заштриховывать их;
- с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры,
- выполнять задания совместно с учителем и по подражанию.
тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Рисование» 7 класс, 34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Содержание работы | Оборудование, наглядность | Отрабатываемые умения и навыки | |||
I триместр (9 часов) | |||||||||
1. Диагностика и декоративное рисование (4 часа) | |||||||||
1 | Диагностика. Рисование растительного узора в полосе по образцу. | 1 | Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади. | Цветные карандаши, альбом, трафареты | ЗУН на начало учебного года | ||||
2 | Рисование осенних листьев | 1 | Упражняться в закраске, соблюдая контур. Различение форм листьев. | Цветные мелки, альбом, листья деревьев | Умение правильно располагать бумагу на столе. Знание цветов, умение вырезать. Упражнять в закраске элементов узора. | ||||
3 | Рисование узора из двух фигурок-трафаретов в полосе. | 1 | Закрепление навыка узнавание цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) Учить соблюдать последовательность при составлении узора | Краски, трафареты. | Упражнять в закраске элементов узора | ||||
4 | Рисование узоров в круге (тарелка) | 1 | Мелки, листья деревьев | Умение правильно располагать изображение на бумаге | |||||
2. Рисование с натуры (5 часов) | |||||||||
4 | Рисование листьев березы и клена | 1 | Развитие речи, памяти при узнавании листвы. | Мелки, листья деревьев | По возможности | ||||
5 | Рисование по опорным точкам (бусы рябиновые) | 1 | Закрепить навык обводки по шаблону, развитие речи, памяти Игра «Третий лишний» | Карандаши, трафареты, | Обводка шаблонов, узнавание цвета | ||||
6 | Рисование предметов состоящих из ряда геометрических фигур: «Бусы» | 1 | Умение ориентироваться на листе бумаги, повторение геометрических фигур. Различать и называть формы предметов. Упражнение «Дорисуй….» | Цветные карандаши, альбом, шаблоны, картинки с недорисованными элементами. | Воспитание аккуратности, старательности, внимательности | ||||
7 | Рисование с натуры овощей | 1 | Умение ориентироваться на листе бумаги. Различать овощи по цвету, по размеру, и называть формы предметов. | Восковые карандаши, трафареты, Цветные карандаши, альбом. | Развитие навыка правильного раскрашивания. | ||||
9 | Рисование на тему: «Мое любимое животное» (кошка, собачка) | 1 | Умение ориентироваться на листе бумаги, повторение геометрических фигур. Рисование животного из геом. фигур. Разукрашивание – пальчиками. | Картинки с животными. гуашь, альбом | Умение правильно располагать геометрические фигуры на листе, пальчиковое рисование | ||||
II триместр (12 часов) | |||||||||
Рисование на темы
| |||||||||
10 11 | Осенний лес | 2 | Продолжать обогащать представления обучающегося об окружающей действительности | Мелки, карандаши цветные, краски | Умение воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов | ||||
12 | Моя школа | 1 | Закрепить навык обводки по шаблону, развитие речи, памяти. Учить правильно располагать изображения на бумаге. | Трафарет, восковые карандаши | Умение правильно располагать изображения на бумаге, аккуратно раскрашивать рисунок. | ||||
13 | Мой дом | 1 | Развитие зрительного сосредоточения. | Цветные карандаши, альбом | Воспитание аккуратности, старательности, внимательности. | ||||
14 | Аппликация «Новый год» | 1 | Закрепить навык обводки по шаблону, развитие речи, памяти при узнавании геометрических фигур, животных и т.д. Различать и называть формы предметов. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, шаблоны | Умение правильно располагать фигуры относительно друг друга. | ||||
15 | Новогодняя елка | 1 | Развивать у обучающегося умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, учиться располагать их в определенном порядке. | Краски | Умение правильно располагать изображения на бумаге | ||||
16 | Рисование новогодних игрушек | 1 | Развивать положительное эмоциональное отношение к игрушке. | Карандаши цветные, краска | |||||
17 | Времена года | 1 | Продолжать учить обследовать натуру перед изображением, закреплять навык работы с природным материалом | Сухие листья, ветки березы, ели, сосны, лиственницы | Развитие внимания и запоминания. | ||||
18 19 | Моя улица | 2 | Продолжать обогащать представления обучающегося об окружающей действительности | Краски, карандаши | |||||
20 21 | Моя любимая игрушка | 2 | Развивать речевые навыки во время работы. | Карандаши цветные | Умение правильно располагать предмет на бумаге | ||||
III триместр (12 час) | |||||||||
1.Рисование на темы (4 часа) | |||||||||
22 | Открытка к 8 Марта | 1 | Развивать положительное эмоциональное отношение к весеннему празднику | Карандаши цветные | Воспитание старательности, аккуратности | ||||
23 | Деревья весной | 1 | Учить понимать относительность высоты предмета, показать, что один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости от того с чем его сравнивают, обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост. | Кисточка, альбом, краска | Закрепление навыков работы с кистью красками. | ||||
24 | Рисование ствола дерева | 1 | Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначить результат словами «такой» - «не такой», действовать по подражанию. | Альбом, краска | Отработка навыков работы с кистью. Воспитание аккуратности при пользовании красками. | ||||
25 | Деревья в солнечную и дождливую погоду | 1 | Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения, закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые». | Краска | Развитие внимания, умение правильно располагать предметы на листе | ||||
| |||||||||
26 | Рисование весенних цветов | 1 | Умение ориентироваться на листе бумаги. Расширить кругозор учащегося, развивать речь, зрительную память и внимание. Рисование на мокром листе. | Лист А-2, акварель, кисти | Различение цветов, умение наблюдать за изменениями в природе | ||||
27 | Рисование с натуры постройки из элементов конструктора (башня) | 1 | Закрепить навык обводки по шаблону, развитие речи, памяти. Различать и называть формы предметов. Игра «Третий лишний» | Трафарет, цветные карандаши | Умение правильно располагать фигуры относительно друг друга. | ||||
28 | Рисование с натуры грибов с применением трафарета (сыроежка). | 1 | Закрепить навык обводки по шаблону, развитие речи, памяти при узнавании грибов. Учить правильно располагать изображения на бумаге. | Трафарет, восковые карандаши, альбом, | Умение правильно располагать изображения на бумаге, Аккуратное раскрашивание рисунка. | ||||
29 30 | Предметы мебели» | 2 | Учить передавать в рисунке основную форму и цвет предмета. | Картинки с игрушками, гуашь, альбом | Умение воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов. . | ||||
31 | Рисование по шаблону дорожных знаков | 1 | Умение ориентироваться на листе бумаги, повторение геометрических фигур. Различать и называть формы предметов. Упражнение «Дорисуй….» | Цветные карандаши, шаблоны | |||||
32 | Рисование на тему: «Ярко светит солнышко» | 1 | Правильно передавать величину предметов, соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга. Развитие воображения, мелкой моторики рук, аккуратности, | краски, кисточки, альбом | Различение цветов, умение наблюдать за изменениями в природе. | ||||
33 | Контрольная диагностика | 1 | Контрольная диагностика ЗУНов, усвоенных по предмету за год | Тестовое задание | ЗУН на конец учебного года | ||||
34 | Зачетный урок | 1 | |||||||