Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

32564

Повышение квалификации и переподготовка Программы
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для педагогов, детей и родителей

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для детей и взрослых

Принять участие

Олимпиады для детей

Интересные задания для детей которые изменяются

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Диплом в день прохождения

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

«Планирование в нашей жизни. Как составить план действий?»

Дата публикации: 08.11.17

Автор:
Потешкина Светлана Юрьевна учитель начальных классов, МАОУ "Прогимназия "Центр детства", ЯНАО, г. Новый Уренгой

Тема: «Планирование в нашей жизни. Как составить план действий?».

Цели: обсудить с родителями значимость умения планировать свои действия в учебной деятельности, познакомить родителей с алгоритмом составления плана при открытии нового знания.

В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, писал: “Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека”.

  • Мы продолжаем рассматривать уроки организационно-рефлексивной линии, которая является системообразующей линией данного курса. В данной консультации мы предлагаем комментарии к урокам:
  • Уроки по темам: «План» и «Учусь составлять план» объединены общей задачей – уточнить этапы построения плана и действия по плану. Данные уроки закладывают теоретическую основу для формирования у учащихся таких УУД как: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, планирование, прогнозирование и создают условия для формирования у учащихся одного из ключевых универсальных регулятивных умений, зафиксированных в ФГОС – умения планировать свою деятельность.
  • Исходя из основных требований к метапредметным результатам, по итогам обучения в третьем классе учащиеся должны знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки, знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
  • Урок по теме «Учусь применять новое знание» уточняет представления учащихся о втором этапе учебной деятельности, в частности, какие шаги должен выполнить ученик, чтобы научиться применять новое знание. В результате по итогам третьего года обучения третьеклассники будут знать алгоритм первичного применения нового знания, и уметь его применять.

Целью урока по теме «План» является формирование представления учащихся о понятии «план» и его назначении. Учащиеся имеют опыт планирования своей учебной деятельности на уроках разной целевой направленности. Однако план составлялся учащимися либо под руководством учителя, либо по аналогии с уже составленным ранее планом, либо собирался из уже заданных учителем шагов. На данном уроке учащиеся уточняют понятие план. А на следующем уроке – будут учиться самостоятельно строить план своей деятельности.

Третьеклассники уже знают, что такое цель учебной деятельности, знакомы с простейшим алгоритмом постановки цели и имеют опыт выполнения учебного шага «постановка цели».

На данном уроке учащиеся уточняют понятие цель, как описание результата, которого решил достичь ученик, и открывают новое знание, что – что план, это задуманная последовательность действий, которая должна привести к поставленной цели. Также в ходе этого урока осуществляется подготовка к формированию умения планировать открытие нового знания и к пониманию шагов урока ОНЗ, связанных с построением плана.

На этапе актуализации учащиеся уточняют понятие цели и устанавливают взаимосвязь между постановкой цели и построением плана ее достижения. «Открывают» секрет – составишь план – быстрее добьешься цели и делают вывод, что именно составленный план действий помогает им на уроке открытия нового знания достичь цели и получить нужный результат.

Так как учащимся уже знакомо слово «план», на уроках они не раз обращались к нему, поэтому в задании на пробное действие третьеклассникам предлагается выбрать план из предложенных записей. Учащиеся работают в учебном пособии, упражнением № 1, в котором предлагается три варианта плана для открытия значения нового слова «канделябр».

При фиксации затруднения ученики могут опираться на соответствующий эталон «Учусь называть свое затруднение», который был изучен во втором классе и хорошо знаком учащимся.

Так как данный урок является следующим после урока по теме «Учусь определять место и причину затруднения», поэтому обязательным условием этого урока является использование эталона «Место и причина затруднения».

Назвав место затруднения«Мы не смогли найти нужный эталон, чтобы ответить на вопрос», учащиеся формулируют причину«Мы не знаем точно, что такое план, какие отличительные особенности есть у плана».

Выполнение следующего шага учебной деятельности учениками осуществляется тоже с опорой на известный эталон «Цель урока открытия нового знания».

Исходя из того, что цель связана с причиной затруднения, каждый ученик ставит свою цель – «Узнать, что такое план».

Для того чтобы учащиеся сами получили «ключ» для открытия нового знания и смогли им воспользоваться, учитель предлагает им вернуться к пробному действию и проверить, чей план приведет к поставленной цели, т. е учащиеся смогут узнать, что такое «канделябр».

Третьеклассники в группах по очереди выполняют только те шаги, которые зафиксированы в каждом плане, и приходят к выводу, что шаги плана Бори и Вовы приведут их к цели, значит, и у Бори, и у Вовы записал план – у Бори подробный, а у Вовы краткий. Эти два плана и будут средством, с помощью которого учащиеся смогут уточнить для себя, что же такое план.

Опираясь на поставленную цель и найденные для открытия «ключи» учащиеся под руководством учителя согласовывают последовательность дальнейших действий, т.е. составляют свой план открытия, который может выглядеть так:

  • Найти, чем похожи планы Бори и Вовы.
  • Выявить, чем отличаются планы Вовы и Бори от Аниных записей.
  • Описать, что такое план, используя слова «последовательность» и «цель».
  • Составить эталон.

Напомним, что этап открытия нового знания является условным «открытием» для ученика. На данном этапе важен положительный опыт «открытия» и мотивация к получению новых знаний. Поэтому учитель, исходя из особенностей и возможностей своего класса, с целью экономии времени и т.д. , вправе сам предлагать дополнительные инструменты для открытия нового знания. Например, на данном уроке при реализации построенного плана учитель может предложить группам готовый шаблон. Более того, к данному шаблону можно дать слова-помощники (цели, последовательность).

План – это ___________________ действий для достижения __________.


При обсуждении результатов работы групп важно обратить внимание в определении на необходимость добавления в определение понятия плана слова «задуманная» последовательность действий. С начала надо подумать, как действовать, а потом уж действовать, недаром говорят «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».

Напомним еще раз аксиому рефлексивной самоорганизации, которая позволяет каждому человеку эффективно выйти из любого затруднения. На основе данной аксиомы мы, сталкиваясь с затруднением, должны перестать действовать, т.е. перейти в область мышления – зафиксировать затруднение, место затруднения, определить причину, поставить цель, отобрать средства и составить план выхода из затруднения. И только после этого можно начинать действовать. Именно эти шаги выполняет ученик на уроке. Сначала неосознанно, а после получения соответствующего знания - осознанно.

Таким образом, на данном уроке учащиеся получают дополненный эталон «План», который является важным результатом урока.

На этапе первичного закрепления учащиеся работают с вариантами предложенных планов, находят и исправляют в них ошибки. Ошибки могут быть такие: нарушена последовательность, не хватает нужного шага, лишний шаг и т.д. Также для тренировки учитель может предлагать учащимся свои варианты плана с ошибками.

Аналогичный вариант задания предлагается и для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Для организации этапа включения в систему знаний учитель может воспользоваться методическими рекомендациями к уроку или разработать свой вариант, исходя из опыта учащихся своего класса.

В течение следующей недели на предметных уроках рекомендуется системно организовывать работу по отработке понятия «план». Для самооценки рекомендуется использовать «Копилку достижений».

Подчеркнем еще раз, что на данном этапе учащиеся познакомились с понятием «план». Поэтому в течение недели, прежде всего, отрабатывается само понятие «план», а не умение строить план. Этому будет посвящен следующий урок. Ученики должны уметь отвечать на вопросы, такие как: «Является ли построенная последовательность действий планом? Обоснуйте свой ответ», и т.д.

После проведения данного урока необходимо включать работу с планом в предметные уроки по ТДМ с использованием открытого эталона. Данную работу можно системно организовывать на этапе построения проекта выхода из затруднения. Таким образом, учащиеся будут приобретать первичный пока неосознанный опыт построения плана своих действий.

Следующий урок по теме «Учусь составлять план» является продолжением урока по теме «План».

Цель данного урока построить алгоритм составления плана открытия нового знания в учебной деятельности и сформировать опыт применения построенного алгоритма. Учащиеся имеют опыт планирования своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания (урок ОНЗ). Однако план составлялся учащимися либо под руководством учителя, либо по аналогии с уже составленным ранее планом, или собирался из уже данных учителем шагов.

На предыдущем уроке с учащимися рассматривались примеры различных планов открытия нового знания в учебной деятельности (открытие через работу с различными источниками информации). На данном уроке учащиеся обобщают эти примеры, затем вспоминают и другие известные им средства (ключи для открытия нового знания), и выстраивают общий алгоритм составления плана открытия нового знания.

На уроке уделяется особое внимание способу самостоятельного открытия нового знания с помощью использования «ключей» (средств для открытия). При этом происходит знакомство со следующими способами открытия нового: эксперимент (задание для самостоятельной работы), комбинация известных знаний для создания нового знания (задание на первичное закрепление).

Кроме того, на данном уроке уточняются шаги урока ОНЗ, предполагающие построение и реализацию плана открытия, а также фиксацию результата открытия.

Новое знание, которое открывают третьеклассники на уроке – алгоритм составления плана открытия нового знания. Новый алгоритм поможет учащимся самостоятельно планировать открытие нового знания на этапе построения проекта выхода из затруднения.

На этапе актуализации учащиеся повторяют знания о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания и уточняют понятие «план» открытия.

Обращаем внимание, шаги учеников, выполненные на этапе актуализации, будут для них средством при построении алгоритма выхода из затруднения (плана открытия нового знания). Поэтому данный этап необходимо провести в полном соответствии с методическими рекомендациями, описанными в сценарии урока «Учусь составлять план» в пособии для учителя.

Для пробного действия учащимся предлагается выбрать из шагов те, которые помогут составить план открытия нового и пронумеровать их в нужном порядке.

На этапе построения выхода из затруднения учащиеся вспоминают свои действия на этапе актуализации, как они «строили план нахождения сейфа». В случае затруднения, учитель может напомнить учащимся порядок действий, предпринятых при построении плана открытия сейфа: отобрали средства, подумали, как их использовать и записали последовательность задуманных действий. При этом идет зрительная опора на материал этапа актуализации, оставшийся на доске. По аналогии учащиеся приходят к выводу, что такие же шаги ученик выполняет при открытии нового знания. К данному моменту учащиеся могут сами предложить дальнейший план действий, обсудив его в группах. Однако это не обязательное требование, поэтому учитель вправе сам выбрать форму работы над составлением плана действий для открытия нового знания. Согласованный вариант может выглядеть так:

  • Вспомнить, как составляли план для открытия сейфа знаний.
  • Сравнить с шагами пробного действия.
  • Составить эталон.
    • Выбирать ключи, которые потребуются.
    • Подумать, как использовать эти ключи.
    • Составить последовательность действий.

На работу в группах отводится две минуты.

Результаты согласовываются. Учащиеся отмечают, что они сами справились со своим затруднением. Теперь они знают, как составить план открытия – для этого надо выполнить следующие шаги:

Далее учитель организует работу с условными обозначениями, которые использованы в эталоне «Как составить план», и предлагает определить, к какому шагу каждый знак относится. На данном этапе необходимо сделать акцент на втором шаге «думаю, как использовать ключи», что именно важно понять – как нужно использовать ключи для достижения цели.

Далее на этапе первичного закрепления учащиеся учатся использовать наш новый алгоритм, то есть составляют планы открытия. Учащиеся отрабатывают только умение выбирать и расставлять в правильном порядке готовые шаги плана с помощью нового алгоритмом, самостоятельная разработка шагов плана для третьеклассников достаточно сложна.

На этапе включения в систему знаний учащиеся отмечают, что раньше они составляли план на уроках, но делали это с помощью учителя. Теперь необходимо научиться делать это самостоятельно. А ученики на уроке действуют по своему плану, чтобы достичь цели и получить результат.

Если ваш результат будет совпадать с целью, значит, план вы составили верный. Но может быть и такое, что в результате выполнения плана поставленная цель достигнута, не будет – это значит, что где-то при составлении или реализации плана мы ошиблись. Нужно проверить, правильно ли составлен план, при необходимости, скорректировать его и реализовать ещё раз. Поэтому итоговый эталон будет выглядеть так:

На этапе рефлексии учебной деятельности Учитель может разработать свой вариант критериев или предложить учащимся составить свои критерии для оценивания.

В течение следующей недели на предметных уроках рекомендуется системно организовывать работу по составлению плана. Для самооценки рекомендуется использовать «Копилку достижений».

Работа по тренингу умения планировать свою деятельность может быть организована различными способами. Предполагается, что степень самостоятельности в планировании учащихся постепенно возрастает.

На первых порах можно использовать различные приемы составления плана: составление планов по аналогии с предыдущими уроками; выстраивание уже предложенных шагов плана в нужной последовательности; добавление ключевых слова; нахождение ошибок в предложенном плане и т.д. Затем, постепенно, учащиеся будут учиться планировать свою деятельность самостоятельно.

Формировать умение составлять план самостоятельного открытия нового знания можно поэтапно. Сначала учащиеся самостоятельно отбирают «ключи» для открытия (можно предложить им письменно зафиксировать «ключи» в своей тетради). Предложения по использованию «ключей» выслушиваются и обсуждаются. Учитель здесь может выступать в качестве эксперта.

Тема следующего урока, который мы рассмотрим в данной консультации, «Учусь применять новое знание».

Цель урока построить алгоритм первичного закрепления нового знания и сформировать опыт применения его применения.

Учащиеся имеют опыт выполнения учебного шага «учусь применять новое знание» на уроке ОНЗ (открытия нового знания). Однако данный шаг выполнялся ими неосознанно, под руководством учителя. Задачей этого урока является знакомство с алгоритмом, который поможет учащимся учиться применять новое знание самостоятельно на этапе первичного закрепления.

Обратим внимание, что на уроке открытия нового знания этап построения нового знания – очень важный, но промежуточный этап. После открытия нового знания (получения нового способа действия, правила и т.д.), в первую очередь необходимо убедиться, что оно позволяет решить практическую задачу – преодолеть затруднение, возникшее на этапе пробного учебного действия. Именно выполнение на уроке шага «учусь применять новое знание» и позволяет им убедиться в этом.

В уроке для названия алгоритма первичного применения нового знания, используется термин «тест-драйв нового знания». В общепринятом значении термин «тест-драйв» используют при испытаниях автомобиля, компьютерной игры, нового оборудования с целью определения их характеристик, «прикидки на себя» и понимания, подходит тебе тот или иной объект или нет, можешь ли ты им пользоваться. «Тест» – это проверка по определённым параметрам, а «драйв» − движение. На данном уроке мы понимаем этот термин, как проверка в действии, в применении.

Алгоритм состоит из следующих шагов: «внимательно читаю задание», «пошагово применяю новое знание, комментирую действия вслух», «проверяю свой ответ», «определяю, верен мой результат или нет» (если нет, то нахожу место и причину ошибки и возвращаюсь ко второму шагу).

Обращаем внимание на главный шаг в данном алгоритме «пошагово применяю новое знание, комментирую действия вслух», который является основой для закрепления любого правила на любом предмете и соотносится с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

На этапе актуализации знаний важно повторить знания учащихся о шагах второго этапа учебной деятельности. Учитель, исходя из возможностей класса, может выбрать другую форму повторения шагов учебной деятельности, используя презентацию к уроку и печатный материал, которые можно найти на диске. Главное, чтобы третьеклассники выделили ключевые слова в каждом шаге. При необходимости учитель может уточнить цель каждого учебного шага.

Данный прием поможет учащимся понять термин «тест-драйв» и уточнить представления о том, что нужно сделать ученику на данном этапе – понять и проверить, как работает новое знание: открытый алгоритм, правило и т. д.

Так как опыт выполнения пробного действия у третьеклассников достаточно большой, то они уже готовы предвидеть собственные затруднения и понимать их причину, как отсутствие необходимых знаний, на данном уроке предлагается пробное действие выполнить мысленно, не приступая к его выполнению: «Представьте, что вам нужно составить алгоритм по выполнению тест-драйва, который поможет ученику правильно научиться применять новое знание на любом уроке, не зависимо от предмета, с каким затруднением вы бы столкнулись?»

Однако если педагог считает, что его ученики еще недостаточно готовы к мысленному выполнению пробного действия, то может просто предложить им, составить или дописать пропущенные шаги алгоритма по выполнению тест-драйва, который поможет ученику правильно научиться применять новое знание на любом уроке.

Свое затруднение ученики могут кратко записать на планшете, а причину озвучить вслух. При постановке цели важно обратить внимание на необходимость не только узнать алгоритм применения нового знания, но и научиться применять новое знание.

Ключи для открытия нового знания учитель предлагает сам – это шаги алгоритма с пропущенными ключевыми словами, ключевые слова на карточках, которые надо будет вклеить, клей и чистые листы А-3. Можно предложить на выбор группам разные варианты открытия по сложности: с подготовленными ключевыми словами на карточках или без них (учащиеся будут сами их определять и вписывать).

Обратим еще раз внимание, не смотря на то, что третьеклассники уже знают, как составлять план, для них выполнение данного этапа еще достаточно сложно. Поэтому в данном уроке учитель может предложить учащимся готовые шаги, из которых они могут в группах или фронтально составить план своих действий по открытию новых знаний. Например, план может быть таким:

  • Вставить ключевые слова и составь алгоритм.
  • Оформить результат группы.
  • Проверить полученный алгоритм в действии.

При открытии нового знания первый и второй пункты плана учащиеся выполняют в группах, а третий лучше выполнить вместе со всем классом. На работу групп отводится не более 5 минут. В процессе работы, при необходимости, учитель оказывает помощь группам. Результаты работы вывешиваются на доске и согласуются под руководством учителя.

Для организации этапов первичного закрепления и самостоятельной работы самопроверкой по эталону предлагаются упражнения.

Особое внимание рекомендуется обратить на этап включения в систему знаний. На данном этапе предполагается перенос полученных знаний об учебной деятельности на другие сферы жизни. В данном случае, предлагаем использовать инструкции по использованию различных бытовых приборов, новые рецепты приготовления блюд, правила новой игры, для которых необходимо провести «тест-драйв».

В случае нехватки времени на уроке, данные задания можно провести во внеурочной деятельности, в группе продлённого дня и т.п. Например, можно предложить учащимся познакомить родителей с эталоном «Тест-драйв нового знания». Для этого организовать консультацию для родителей, которую проведут сами третьеклассники и вместе с родителями, опираясь на эталон «Тест-драйв нового знания», потренируются использовать инструкции, рецепты, правила и т. д.

Напоминаем, что необходимо применять новый эталона «Тест-драйв нового знания» на каждом уроке открытия нового знания. Особое внимание следует уделить выполнению второго шага алгоритма − «пошагово применяю новое знание, комментирую действия вслух».

Применение данного эталона важно системно включать в работу на этапе «Первичное закрепление во внешней речи», где сначала учитель показывает образец пошагового применения нового алгоритма, правила и т.д., а затем ученики выполняют задания на новое знание, пошагово комментируя свои действия вслух. Для того, чтобы организовать «проговаривание вслух» нового правила каждым учеником, можно использовать работу в парах. При этом учитель даёт чёткую инструкцию, какой ученик в паре выполняет задание первым, и что при этом делает второй участник.

Умение пошагово применять эталон и комментировать свои действия является основополагающими для формирования таких принципиально важных умений, как умение работать с информацией, умение осознанно действовать по инструкции, алгоритму; умение самостоятельно выявлять место и причину своего затруднения и многих других.

Недостаточно обладать знанием, так как его необходимо применять.

Также не достаточно желания, так как необходимо действовать.

Брюс Ли(1940 – 1973)

Мы вместе, значит, у нас все получится!

Удачи вам и творческих успехов!

Скачать публикацию Скачали: 7 раз

Способы оплаты

Линии