Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций

Дата публикации:

Автор:
учитель родного языка и литературы, МБОУ "Отрадненская ООШ", Республика Мордовия Чамзинский район с. Отрадное

Цель: Цель моей работы: выявить влияние семьи на сохранение и развитие родного языка, в частности мордовского (эрзянского) языка.

Задачи: Задачи определяются значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций

Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Поэтому, владение языком – главное, чему стоит учиться в жизни, в семье и в школе. Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится значительное время

История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выработать у обучающихся бережное отношение к родному языку, показать важность его знания.

Актуальность определяется значимостью знания родного языка, как носителя духовной культуры народа. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы.

Цель моей работы: выявить влияние семьи на сохранение и развитие родного языка, в частности мордовского (эрзянского) языка.

Родной язык - хранилище мудрости и памяти. Это прекрасно наточенный инструмент народа для выражения его самых тонких мыслей, нежных чувств, его духовных ценностей и блестящих идей, хранилище самой прекрасной литературы, истории народа. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. Он позволяет людям ощущать свою общность, идентифицировать себя этнически со своим народом. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» - эти слова великого педагога К.Д. Ушинского актуальны и сегодня

С давних времен мыслители, писатели, педагоги говорят о важной роли родного языка в становлении человека. Родной язык обладает огромной притягательной силой. И не случайно он отождествляет со священным словом «мать». Большинство исследователей под термином «родной язык» понимают материнский, первый язык, который усвоен человеком с детства («язык колыбели»). «Материнский язык» - самый радостный для ребенка язык, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который можно назвать детством родного языка. Благодаря родному слову от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Особенно, в первые годы жизни ребенка, когда всё значительное время он проводит в семье и в большинстве случаев, с матерью. Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы…

Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения.

Состояние родного языка, его роль в семье определяют состояние национальной культуры. Язык выступает важным средством, способным помочь проникнуть в скрытую сферу ментальности, поскольку через призму языка происходит восприятие и воссоздание реальности.

В целях выяснения статуса родного языка и особенностей его функционирования в современных семьях, я выбрала национальное село Отрадное. Население составляют жители – мордва (эрзя), родным языком которых является эрзянский язык. Мне было интересно выявить статус родного языка в нашем селе. В качестве респондентов выступали учащиеся школы. Выборочная совокупность составила 20 человек, среди них обучающиеся – 1-8 классов в возрасте 7-14 лет; по этнической принадлежности в опросе приняли участие представители мордовского этноса. Согласно данным опроса, родным языком считают эрзянский язык - 22% опрошенных, русский – 78%. Как показывают результаты опроса, родным языком большинство опрошенных считают родным языком тот, на котором преимущественно говорят в семье (78%) или, который лучше всего знают. Иногда человек усваивает другой язык, который становится для него основным средством общения и определяется, как родной язык. Как показали исследования в семьях, где оба родителя эрзя по национальности, общение на уровне семьи и быта происходит в основном на русском языке. Среди молодого поколения немного тех, которые разговаривают на родном языке дома. Только небольшой процент семей говорят на эрзянском языке и в основном, это семьи, где родители являются людьми старшего поколения. Или это семьи, где совместно проживают люди разных поколений: родители и бабушки, дедушки. Большинство опрошенных, хорошо владеющих эрзянским языком, ответили, «что знают родной язык потому, что на нем говорят мама и папа». Также наблюдается тенденция - дети, проживающие с бабушками и дедушками, лучше владеют родным языком. К сожалению, количество хорошо владеющих родным языком среди наших обучающихся не велико (22%). Не секрет, что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если оно знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский.. Большинство обучающихся отметили, что они понимают родной язык, но сами не умеют на нем разговаривать, дома общение ведется на русском языке. Связано это с отсутствием доступной среды общения. Язык остается жизнеспособным лишь в том случае, если он является средством общения между людьми . Результаты исследований привели к неутешительному выводу, многие дети не общаются на родном языке, плохо владеют им. В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.

В настоящее время перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Мордовия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

Как учитель мордовского языка, я ставлю перед собой такие цели:

1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащегося.

4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм эрзянского языка.

Большое значение уделяю краеведческому материалу. Провожу уроки-путешествия, посвященные Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. У них впервые, может быть,

возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые. Нередко родители узнают что-то о своём народе от своих детей

Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа. Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств, дома со своими детьми нужно не стесняться говорить на родном языке. Стесняясь, мы как бы демонстрируем ребенку, что наша речь неполноценна, теряя одновременно и свой авторитет, и статус родного языка. Если в семье разговаривают только на родном языке, обучая этому разговору и прививая любовь к нему с раннего детства, то ребенок с гордостью будет разговаривать на нем, и в будущем воспитывать своих детей.

Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения Наш собственный пример в использовании родного языка и проявления интереса к нему – самая эффективная форма по сохранению родного языка, когда в роли воспитателя и учителя выступают родители.

В заключении следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси, иностранным языкам. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.

Наши новости:

Разместить свою публикацию