Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96420

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие стратегии смыслового чтения на уроках биологии через этнокультурный компонент

Дата публикации:

Автор:
учитель биологии, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" пгт. Нижний Одес, пгт. Нижний Одес

Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.

Задачи: Научить школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Нижний Одес

Развитие стратегии смыслового чтения на уроках биологии

через этнокультурный компонент

Небольшая историческая справка о посёлке

Население:10583 тыс. чел.

Площадь:3 913,01 кв. км

Национальный состав:
русские, коми, украинцы, татары, азербайджанцы.

История:История поселка Нижний Одес тесно связана с историей нефтяной промышленности Республики Коми

Годом рождения поселка считается 1959 год, когда в вековой тайге Тимано-Печоры забил первый фонтан нефти, возвестивший об открытии уникального Западно-Тэбукского нефтяного месторождения - крупнейшего по тем временам на Европейском Севере.
В дословном переводе с коми "Одес" - обозначает скорость, темп. Нижний Одес быстро и стремительно развивался, внося огромный вклад в развитие нефтяной отрасли, им гордились, его называли "Жемчужиной Севера". За свою историю поселок вобрал в себя огромное число событий, людских судеб, трудовых свершений.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений работы нашей школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Одной из форм образовательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал учащихся, является смысловое чтение учащихся. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Основной государственный экзамен по биологии в 9 классе включает 4 задания, которые направлены по работе с текстом это:

- нахождение ошибок в предложенном тексте;

- умения отбирать нужную информацию из текста;

- раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения;

- соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять имеющие знания для анализа явлений и событий;

- высказывать и обосновывать собственное мнение.

Тексты, конечно взяты не из учебника, это либо историческая справка, либо научно-популярный текст. Перед учителем может возникнуть проблема, где найти подходящие тексты, что бы они соответствовали еще и темам?

Мне как учителю биологии в этом направлении крупно повезло:

Во – первых в учебном плане нашей школы за счет часов школьного компонента введен предмет «Литература Коми края» в 5-7 классах.

Во – вторых у коми народа есть свои произведения, составляющие его национальную ценность. Коми писатели Иван Коданёв, Геннадий Юшков, Владимир Ануфриев, Василий Журавлёв-Печорский, Яков Рочев дали великолепный материал для осмысленного чтения на уроках биологии.

И так перейдем от теории к практике

7 класс. Урок по теме «Птицы Республики Коми».

Познакомиться с птицами Республики Коми. Воспитывать бережное, ответственное отношение к птицам и к родной природе через рассказы Ивана Коданёва.

Работа в группах. Каждой группе предлагается прочитать и проработать свой рассказ.

Рассказ «За рябчиками»

Почему охота названа автором «нелёгким, хлопотным» делом? На какую птицу охотиться увлекательно почему?

Подробно опишите рябчика.

Найдите все сравнения, которые использует автор, описывая рябчиков и их птенцов. О чём говорят эти сравнения?

Какова роль пейзажа? Подробно перескажите описание природы (от слов «В прошлом году..» до «Но они придавали…»).

Расскажите о повадках рябчика, используя глаголы (со слов «Я отчётливо видел…» до слов «… и улетел».

Рассказ «Трясокузки»

(вторая половина рассказа).

Почему так жалобно «верещали» две пичуги?

Как ведут себя люди, ставшие свидетелями птичьей обиды? Какова идея рассказа? Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

Рассказ «Мальчик и птица»

Подробно расскажите эпизод «Встреча с рябчиком».

Как ведёт себя Толя в лесу? Как вы понимаете слова отца Толи: «Не смей!»? Зачем мальчик вновь идёт в лес?

Почему этот случай запомнился Толе на всю жизнь? Определите тему и идею рассказа (подумайте над названием).

Рассказ «Птичка-невеличка»

Что вы узнали о птичке корольке? Опишите её саму и повадки.

Объясните смысл заглавия?

Рассказ «Долго жить тебе, глухарь!»

Что делал рассказчик в лесу? Почему у него было настроение «не из приятных»? Какие слова это подтверждают?

Свидетелем какого «чуда» стал охотник? Опишите птицу от первого лица.

Почему охотник отпустил птицу? Как это его характеризует? А как в этой ситуации поступили бы вы? Почему?

Рассказ «Сорока-воровка»

В тексте есть два небольших описания природы. Перескажите их подробно.

Какие «шуточки» выкидывала сорока?

Что вы можете сказать о рассказчике? Какой он человек? Почему эта история ему запомнилась? С каким чувством он мог рассказывать эту историю своим родным?

ИТОГ урока

Заслушивание выступлений групп. Ребята находят рисунок птицы-«героя» и прикрепляют её к «месту обитания»

(на дерево, в камыши и др.)

Я привела только один пример где и как можно применять рассказы коми писателей используя различные методы смыслового чтения.

6 класс – Природные сообщества

7 класс – Класс Птицы. Птицы Республики Коми.

Класс Млекопитающие. Млекопитающие Республики Коми

Биоценозы.

9 класс – Популяционно-видовой уровень, экосистемный уровень.

В повести Якова Митрофановича Рочева «Два друга великолепно описана природа. Описание природы использую в 9 классе при обобщение тем Биогеоценозы. Ярусность биоценозов. Экологическая ниша.

Наши новости:

Разместить свою публикацию