Дерр Н.В.
воспитатель подготовительной группы «Березка» МБДОУ № 270,
г. Красноярск, Российская Федерация.
Проектная деятельность как способ формирования ответственного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста, основанным на принятии личности ребенка, является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ это, прежде всего, сотрудничество субъектов образовательного процесса – детей, родителей и педагогов. В основе метода проектов лежит идея о направленности познавательной деятельности дошкольников, то есть стремлению к достижению результата при совместной работе педагога и детей над определенной практической проблемой. Процесс решения проблемной ситуации базируется на применении знаний и умений из различных разделов образовательной программы дошкольников [1].
Основная задача педагога при реализации проектной деятельности в детском коллективе – поддержка инициативы ребенка. В свою очередь, инициатива ребенка включает в себя развитие познавательного компонента. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель [2].
Здоровый образ жизни складывается из нескольких составляющих: здоровое питание, полноценный отдых и спорт. Необходимо вовлечение всех этих компонентов в жизнь ребенка для полноценного развития его личности и укрепления здоровья. Поэтому перед педагогами стоит задача развития у детей и родителей ответственного отношения к собственному здоровью, а также активного интереса к здоровому образу жизни. Этой задачи можно достичь посредством участия воспитанников и их семей в творческих и спортивных мероприятиях. Одним из подобных мероприятий выступает проект, разработанный в рамках образовательной деятельности подготовительной группы «Березка» «Творческие, спортивные, непобедимые».
Цель проекта – формирование у детей интереса к здоровому образу жизни через проведение творческих занятий на спортивную тему, а также разработку костюма для спортсменов «Универсиада – 2019».
При реализации проекта «Творческие, спортивные, непобедимые» был определен ряд задач, требующих решения (Рис. 1).
Рис. 1. – Задачи, сформулированные в рамках разработки проекта «Творческие, спортивные, непобедимые»
Перейдем к рассмотрению структуры проекта. Она включает в себя: мотивационный; деятельностный и заключительный этапы. Более подробно с ними можно ознакомиться, изучив таблицу 1.
Таблица 1 - Характеристика этапов проекта «Творческие, спортивные, непобедимые
№, п/п | Название этапов | Направления работы |
1 | Мотивационный | - знакомство с историей Олимпийского движения, с чемпионами нашей страны; - беседа «Что такое спорт и чем он отличается от физкультуры?»; - беседа «Здоровое питание – путь к успеху»; - обсуждение сведений, собранных об «Универсиаде – 2019» в г. Красноярске. |
2 | Деятельностный | - совместное оформление стенгазеты «Спорт в моей семье»; - оформление информационного стенда «Что мы знаем об «Универсиаде» в Красноярске?»; - проведение спортивного мероприятия совместно с родителями «От веселых стартов до Олимпийских вершин». |
3 | Заключительный | - разработка спортивного костюма к «Универсиаде – 2019». - подведение итогов проекта. |
Воспитанники подготовительной группы и их родители приняли активное участие в мероприятиях проекта. Отчет о результатах проделанной работы представлен в виде коллажа фотографий на рисунке 2.
В ходе реализации проекта нам удалось достигнуть следующих результатов:
1. пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
2. формирование интереса к здоровому образу жизни у воспитанников и их родителей.
3. укрепление внутрисемейных связей в семьях воспитанников посредством участия детей и родителей в спортивных и творческих мероприятиях;
4. сплочение детского коллектива, а также развитие навыков групповой работы у детей.
Рис. 2. – Результаты образовательной и творческой деятельности проекта «Творческие, спортивные, непобедимые»
Использование спортивных творческих проектов в образовательной среде дошкольников способствуют формированию полноценного гражданина нашей страны. Ведь психологическое и нравственное здоровье как ребенка, так и взрослого невозможно без физического развития, а сохранить и укрепить которое можно только посредством тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Я., Веракса А.И. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка – Синтез, 2008.
2. Веракса H. Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. H.H. Подцьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1998. – 143 стр.
© Дерр Н.В., 2017