Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

МОТИВАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СМЫСЛО-ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дата публикации:

Автор:
учитель английского языка, МБОУ СОШ № 25, город Екатеринбург

Цель: рассмотреть способы мотивации учащихся к учебной деятельности на уроках английского языка.

Задачи: изучить литературу по данной теме, рассмотреть примеры заданий, технологий для повышения мотивации учащихся

Мотивация как одно из условий смысло-ценностной составляющей образовательной деятельности.

Е.В. Жидкова (город Екатеринбург, МБОУ СОШ № 25)

Ребенок школьного возраста проживает большую часть своего времени, будучи вовлеченным в учебную деятельность. На каждом уроке ему приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы усвоить материал, который предлагает ему учитель. Поэтому и встает вопрос: может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он не только давать знания, расширять кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? В идеале может и должен! Но преподавание нужно будет построить с учетом возрастных особенностей ребенка.

Как известно достижение поставленной цели не произойдет, если не будет мотивации. Исходя из этого, учителю нужно приложить все усилия для того, чтобы урок детям был интересен. Здесь подойдет и применение творческих способностей, и педагогические способы, и методы обучения.

Д. А. Леонтьев полагает, что личностные ценности составляют мотивационную основу поведения и, как правило, они осознаются. Однако для реализации личностных ценностей важна их совместимость с ценностями групповыми и, в целом, социальными [2].

Поддерживать мотивацию необходимо на каждом уроке, на всех его этапах.

Выбирая форму урока, помните о возрастных особенностях ваших учеников. Вы можете использовать такие формы:

Урок – командная игра (Крестики нолики)

Урок – ролевая игра (Советы как выйти из стрессовой ситуации)

Урок – суд («Кто виноват»)

Урок – путешествие (Путешествие в страну Веселяндию)

Урок – соревнование (Кто хочет стать миллионером)

Урок – презентация проектов

Урок – экскурсия (виртуальная экскурсия по достопримечательностям Лондона)

Тема урока должна заинтересовать, нести эмоциональный настрой на восприятие материала. Вместо скучных традиционных названий, можно предложить:

  • Запчасти нашего тела
  • Если бы я был миллионером (условные предложения)
  • Разбиваем лед вместе (рушим препятствия в общении)
  • Портрет игрушки
  • Живописный пейзаж моего дома
  • Как хорошо уметь читать
  • Здоровье - полезное украшение тела
  • Во вселенной нет больше тайн (заблуждение)
  • Грамматическая аптечка: Present Simple - лекарство на каждый день

Past Simple – лучшее лекарство для памяти (или чтобы не забыть что было вчера). Future Simple – позаботься о своем будущем (будущее начинается сегодня) и т.д.

Ни для кого не секрет, что самым простым и легким способом сделать урок более увлекательным является использование различной техники. Это может быть компьютер, проектор. Таким образом, вы сможете представить излагаемый материал в виде слайдов, которые можно разнообразить картинками и практическими примерами.

Призовите на помощь искусство. Поэзия, пьесы, песни, кино, даже картины английских живописцев - все это поможет заинтересовать учеников. В зависимости от возраста, комплектации группы, интересов вы можете варьировать содержание урока.

Начало урока – это тот момент, когда ученик определяет для себя будет интересен ему урок или нет. Удивляйте своих учеников. Если человек удивлен, то у него возникаю вопросы: «что это?», «что сейчас произойдет?». В результате этого самопроизвольно возникает интерес к показанному.

Для привлечения интереса в начале урока можно применить такие приемы.

  • Принести в класс коробку с игрушкой (название которой еще не известно). Дети будут задавать вопрос «да-нет», пока не отгадают.
  • Можно начать урок с какой-то новости или интересной информации, или видеофрагмента, которые помогут учащимся самим догадаться о теме урока.
  • В начале занятий можно задать загадку, а отгадку отложить в конец, что приведет к повышению внимания ученика.
  • Для формирования мотивации обучения, для разнообразных иллюстраций, постановки вопросов и закрепления материала можно зачитывать отрывки их известных произведений, или рассказывать анекдоты, которые напрямую связаны с темой занятия.
  • Для того, чтобы настроить учащихся на новую тему, можно применить непринужденный разговор о том что учащиеся делали вчера вечером, а чем бы хотели заняться, что любят делать в свободное время, а затем плавно перейти к новой теме «хобби»
  • В начале урока можно провести небольшое тестирование, чтобы выявить готовность учащихся для новой темы. Придя в класс, учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать). Разумеется, те, кто ещё подготовлен слабо, напишет очень незначительное число слов. Но и будет знать об этом. Учитель также получает информацию, каким кругом понятий владеют учащиеся.

Темы для обсуждения должны быть близки и понятны подросткам, вызывать у них живой интерес.

  • Так, например, в возрасте 14-15 лет у подростков остро стоит проблема общения. Актуальные темы для обсуждения:
  • 5 советов другу как выйти из кризисной ситуации.
  • как избавиться от комплексов.
  • Выпускники 11 класса стоят перед выбором, строят планы на будущее 10 шагов к своей цели.
  • При подготовке проектов нужно добавить элемент неожиданности.

Так, например, при подготовке банального проекта о бытовой технике можно предложить учащимся рассмотреть несколько способов применения данного гаджета не по назначению в нестандартной ситуации.

  • Эффект неожиданности. Можно остановить чтение текста в какой – то определенный момент, и предложить учащимся додумать как развивалась ситуация.
  • Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если…?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.
  • Комбинируйте виды деятельности учащихся. Во избежание утомления учеников нужно умело оперировать разными видами деятельности: начните занятие с проверки домашнего задания, затем займитесь аудированием или фонетическими упражнениями, после - уделите время грамматике и в оставшееся время, когда усталость уже начинает мешать концентрации внимания, поиграйте или почитайте вслух забавные истории. Это даст заряд хорошего настроения, вы окончите урок на доброй ноте.
  • Уроки, закрепляющие ранее полученные знания, можно проводить как турнир или конкурс. Для поднятия духа состязания можно объединить на занятии два класса. Это будет способствовать не только повышению интереса, но сплочению коллектива.

Но, нужно помнить, что подобного типа уроки нужно проводить систематически, но не ежедневно. Так как они могут приесться ученикам и интерес к занятию иссякнет.

Несмотря ни на какие передовые технические средства, самые совершенные педагогические технологии, личность учителя является несомненным инструментом, влияющим на весь процесс обучения.

Иногда бывает так, что знания и умения педагога налицо; учебная деятельность учащихся организована, но... сам учитель застегнут на все пуговицы, закрепощен, не использует средства внешней выразительности, неулыбчив, не подкрепляет успех добрым ярким словом, выразительным намеком и жестом. В этом случае урок идет скучно и тускло, не оставляя в душах учащихся ни ярких образов, ни новых впечатлений. Еще Адольф Дистервег говорил, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [1].

Позитивный эмоциональный заряд — одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний. Учитель, сочетающий в себе и опыт, и умение заинтересовать детей, и способность передать владеющие им в данный момент переживания представляет собой счастливый случай, который успешно смотивирует учащихся на учебную деятельность.

Константин Сергеевич Станиславский советовал: «Говорите так, чтобы каждое слово вызывало представление, и дайте мне время увидеть... Если речь кончилась, пусть глаза продолжают говорить» [3].

И в заключении, хотелось бы поделиться еще одним правилом, которое поможет сделать урок занимательным и интересным. Готовясь к уроку, постарайтесь подойти к концепции занятия творчески. Отыщите в себе ребенка, дайте волю своей фантазии – и тогда интересные решения отыщутся сами собой. Просто будьте искренними с собой и своими учениками.

Литература:

1.Афоризмы о школе, школьниках и учителях http://www.svadbavrn.info/content/prazdniki/aphori...

  • Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с
  • Сергеев И.С. «Основы педагогической деятельности», Издательский дом «Питер», 2004г.

Наши новости:

Разместить свою публикацию