Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическое сопровождение педагогов в образовательной организации

Дата публикации:

Автор:
Старший воспитатель дошкольного отделения, ГБОУ Школа №1798 "Феникс", Москва, ул. Зеленый проспект, д.54

Цель: Поддержка и развитие педагогического опыта и инициатив в области дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: 1. Повышение профессионального мастерства, стимулирование творческого потенциала педагогических работников дошкольной образовательной организации. 2. Использование путей интенсификации воспитательно-образовательного процесса на основе обновления содержания образования, совершенствование форм, методов и средств обучения и воспитания

Система интерактивного методического обучения педагогов в дошкольной образовательной организации

Введение

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются не только в процессе обучения и воспитания детей, но и в процессе обучения взрослых, в частности, в системе методической работы с педагогами. В этой связи представляется необходимым осмысление качественного своеобразия интерактивных форм и методов такого методического обучения.

Принцип активности ребенка и взрослого в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике (науке об обучении). Активность – это такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в освоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность чаще всего является следствием целенаправленного взаимодействия и организации специальной, оптимальной педагогической – образовательной и методической - среды.

Каким же образом нужно строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным и значимым и для обучающего, и для обучающегося?

Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптация изучаемого материала к учебным возможностям обучающегося и др. Однако современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между всеми участниками процесса обучения, в т. ч. методического.

В последние полтора десятка лет понятийное пространство педагогики стало осваиваться смежными науками. В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение.

Интересно, что интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, обретает в наши дни особое значение, связанное с высоким уровнем развития техники. Интерактивными сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, например, в системе дистанционного обучения и т.п. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарий которых предполагает «живые», открытые беседы со зрителями и слушателями и многое другое.

Таким образом, интерактивное обучение означает непрерывное диалоговое взаимодействие обучающегося с обучающим (человеком, средством, устройством и т.д.).

  • Характеристика и особенности интерактивного обучения

Составляющие педагогического процесса – методический, образовательный и другие – являются целостными педагогическими системами. Таким образом, методическая работа в ДОО – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на профессиональное развитие и саморазвитие каждого педагога и педагогического коллектива в целом (И. В Никишина). Как любая педагогическая система, методическая работа характеризуется своими целями, содержанием (основными направлениями) и формами, в нашем случае, интерактивными формами.

Интерактивные формы методического обучения педагогов являются, на наш взгляд, здоровьесберегающими по своей сути, поскольку способствуют повышению их внутренней положительной мотивации, степени активности, творчества и работоспособности, а значит, психологическому, социальному и интеллектуальному здоровью всех его участников.

Для полноценного усвоения обучающимся изучаемого материала (а в более широком плане - социального опыта в целом) необходимо, чтобы этот материал предварительно был освоен внутри группы обучающихся педагогов, чтобы они имели возможность определенным образом применить его по отношению к другим таким же участникам методического процесса. Таким образом, методическое обучение выглядит не только как простое сообщение информации, но и как организация обучения внутри группы педагогов.

Таким образом, интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения изучаемого материала. Действительно, между обучающимися в группе педагогами неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения. И от того, какими они будут, во многом зависит успешность их методической деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся педагогов на основе изучаемого материала в системе внутридошкольной методической работы может стать мощным фактором повышения эффективности методической деятельности в целом.

Интерактивные формы и методы обучения характеризуются следующим:

  • коллективно-распределенной формой обучения, отвечающей коллективной природе учебной деятельности и знания вообще;
  • развивающим интеллектуальным взаимодействием, предполагающим свободный обмен ролями, функциями, позициями, результатами работы;
  • деловой и межличностной насыщенностью коммуникации;
  • устойчивым эмоционально-положительным фоном методического обучения;
  • включенностью личности в процесс обучения, который выступает для педагога процессом жизнедеятельности, личностно значимым и переживаемым.

Отношение педагогов к методическому обучению связано со многими различными факторами и различным содержанием методической деятельности; соответственно способы формирования этого отношения могут быть во многом различны. Отношения к обучению развиваются в деятельностном освоении обучающимся содержания знаний, представленного осваиваемым материалом. Из этого складывается и отношение к изучаемому материалу. Этот процесс опосредуется руководителями методических структур ДОУ, так что отношения к методическому обучению формируется так же и на основе отношения руководителя к педагогу и отношения педагога к руководителю. Изучаемый материал и сам руководитель формируют вполне определенный характер методической деятельности педагога (темп, уровень абстракции), так что развитие отношения к методическому обучению зависит от инновационной самостоятельной методической деятельности педагога. Наряду с этим на методическую деятельность педагога более или менее непосредственно влияют коллеги, дети, родители, а также программа развития ДОО, план методической работы, общая ситуация и атмосфера в детском саду и многое другое.

Основными особенностями интерактивного методического обучения являются:

  • Вынужденная активность, суть которой в том, что педагог вынужден быть активным независимо от того, желает он этого или нет.
  • Активность носит не кратковременный характер, не эпизодический – она сопоставима со временем всей методической деятельности педагогов.
  • Постоянное взаимодействие педагогов в рамках внутридошкольной методической работы с помощью прямых и обратных связей.
  • Широкое использование самостоятельной творческой деятельности педагогов при повышенной степени их мотивации.

Общее в интерактивном обучении детей и взрослых

Руководителям различных методических структур, подразделений и объединений ДОО важно помнить, что принципиального различия в познании у взрослых и детей нет. И в том, и в другом случае наряду с открытием имеет место закрепление, усвоение знаний. В обоих случаях обучение и развитие прямо или косвенно опирается на практику.

О высокой обучаемости взрослых людей писал Б.Г. Ананьев: «В ходе развития взрослого человека возрастает степень обучаемости…Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека – огромная сила, противостоящая инволюционным процессам». Поэтому всё, что касается интерактивного обучения детей, в полной мере приемлемо и актуально и для методического обучения педагогов при организации с ними методической работы.

Предлагаемые нами методические разработки некоторых интерактивных форм методического обучения педагогов, надеемся, окажут практическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов, что, несомненно, повысит эффективность внутридошкольной методической работы в целом.

Интерактивные формы внутридошкольной методической работы с педагогами

Этапы внутридошкольной методической работы

Важнейшей особенностью и показателем эффективности методической работы, на наш взгляд, является её этапность. Процесс методической работы в детском саду, в т. ч. по освоению интерактивных форм методической работы, включает в себя следующие последовательные этапы:

1-й этап – организационно-теоретический – осознание идеи, осмысление имеющегося в ДОО педагогического опыта по внедрению интерактивных форм обучения;

2-й этап – методический – изучение лучших образцов передового опыта; построение замысла

системы методической работы в ДОУ по разработке, апробации и внедрению интерактивных форм;

3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация старшим воспитателем совместно с воспитателями и специалистами – членами МО (методического объединения), ТК творческого коллектива), творческой группы по данной теме новых, в первую очередь, интерактивных форм обучения;

4-й этап – аналитический – выявление результативности методической работы апробации и внедрению интерактивных форм, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Для каждого этапа мы определили свои оптимальные формы методической работы:

  • Организационно-теоретический этап
  • Методический этап
  • Практический этап
  • Аналитический этап
  • оперативки
  • консультации
  • коллоквиумы
  • проблемный семинар
  • психолого-педагогический семинар
  • психологические тренинги
  • диагностико-аналитический семинар
  • проблемно-рефлексивный семинар
  • организационно-деятельностная игра - ОДИ «Час защиты позиций»
  • ОДИ «Аукцион педагогических знаний»
  • теоретический семинар
  • обзор литературы по проблеме
  • обзор ППО – передового педагогического опыта
  • дидактическая игра «Педагогический пробег»
  • рефлексивно-ролевая игра
  • методическая консультация
  • организационно-деятельностная игра «Диалог»
  • диагностический семинар
  • психолого-педагогический семинар
  • методический коллоквиум
  • методическая оперативка
  • проблемно-проектировочный семинар
  • Школа педагогического опыта (ШПО)
  • творческий семинар
  • «Круглый стол»
  • рефлексивно-проектировочный семинар
  • методический семинар – практикум
  • «Час открытых мыслей»
  • тренинговый семинар
  • методический ринг
  • методический фестиваль
  • проблемно-методический семинар
  • опережающе-моделирующее занятие
  • моделирующий семинар
  • организационно-деятельностная игра (ОДИ) «Аукцион методических знаний»
  • семинар – практикум
  • семинар – презентация (творческих работ детей и педагогов)
  • «Экскурсия в творческую лабораторию воспитателя»
  • взаимопосещения, открытые занятия
  • практикум
  • конкурсы методического и педагогического мастерства «Ярмарка педагогических идей»
  • психолого-педагогический практикум
  • педагогический совет
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ): «Вертушка», «Аукцион методических идей»
  • мастер-класс
  • инновационно-творческая мастерская
  • конкурс методических разработок и др.
  • аналитический семинар
  • методические посиделки
  • диагностико-аналитический семинар
  • педагогический совет
  • проблемно-рефлексивный семинар
  • педагогический форум
  • конкурс методических находок (КМН)
  • урок-панорама (панорама открытых занятий)
  • мастер-классы
  • проблемно-аналитический семинар
  • организационно-деятельностная игра «Эстафета ППО» и др.
    • Использование инновационных технологий и интерактивных средств обучения для повышения качества освоения программы дошкольного образования детьми дошкольного возраста.

В рамках модернизации и развития столичного образования Правительством города Москвы был определен стандарт качества дошкольного образования. Одними из составных частей стандарта являются: формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора; разработка, апробация и внедрение информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.

Использование компьютера открывает для воспитателя неограниченные возможности, но все же применение его на занятиях осложнено тем, что отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, нет регламента программы. Педагогам приходиться самостоятельно разрабатывать методику работы с компьютерными технологиями. Но все же дальнейшее самообразование в данной сфере деятельности просто необходимо, ведь информационно- коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса.

Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества воспитателя и воспитанника.

Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы.

Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же как на бумаге – соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

Также доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, установить соответствие, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку. На экране интерактивной доски можно работать с виртуальным конструктором, использовать ее для моделирования. Большинство заданий, развивающих логику и мышление, легче воспринимаются ребенком, если представлены на интерактивной доске.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Создание интерактивных ресурсов для детского сада имеет определенную специфику. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".

Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и педагоги зачастую недооценивают разницу между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе, и "всего" десять сантиметров превращаются на доске в "целых" пятьдесят, с которыми детям тяжело справиться.

Существенную помощь воспитателям окажут готовые ресурсы, созданные с помощью программы интерактивной доски. Для досок Elite Panaboard, например, выпускается коллекция ресурсов "PebSTUDIO - Детский сад", предназначенная для дошкольных образовательных учреждений.

Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в образование возникают при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием. Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации.

Поэтому самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно, соединять их совсем наработанным опытом педагогики. Тогда и результат будет другого качества.

Первое, что необходимо сделать – это провести курсы повышения квалификации. В процессе обучения необходимо изучить возможности и преимущества подобных устройств, научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал, получить навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской.

Приемы создания интерактивных ресурсов для детского сада

Приведем несколько простых и эффективных приемов, с помощью которых можно самостоя­тельно создавать интересные задания для детей:

1. Интерактивная доска позволяет ребенку рисовать пальцем или специальным маркером, и не только поверх белого листа, но и заготовленных изображений, например, дорисовывать картинку так, чтобы она была симметричной Некоторые доски, такие, как Elite Panaboard UB-T880, позволяют вызвать к доске одновременно двоих или троих, чтобы дети вы­полняли задание совместно или соревнуясь друг с другом. Создание такого задания не отнимет у педагога много времени - достаточно вставить на страницу изображения, которые дети будут дорисовывать или раскрашивать.

2. Гораздо более интересны и многообразны задания, построенные на перетаскивании изобра­жений на экране. Например, из простых геомет­рических фигур можно составить картинку по образцу (рис. 2а, 2б).

Изучая окружающий мир, дети могут перенести изображения диких живот­ных на фотографию или рисунок леса, а домаш­них - на ферму. Дошкольники с радостью выпол­няют подобные задания, особенно если картинки можно перетаскивать рукой, не используя специ­альный электронный маркер. Многообразие за­даний зависит только от творческого воображения педагога, используя один базовый прием и всего несколько инструментов программы доски (вставка картинок, инструмент перетаскивания "выбрать"), воспитатель может по-разному формулировать задания, пред­лагая различные варианты работы (рис. 3).

3. Еще один прием, позволяющий создавать разнообразные задания - скрытие. Если ответ на заданный вопрос "прячется" на странице интер­активной доски, его появление неизменно вызы­вает у детей радость. Например, загадав детям загадку про зайчика, воспитатель может заранее спрятать соответствующее изображение на стра­нице - для этого достаточно сначала поместить на страницу картинку с зайчиком, а затем - то, за чем заяц будет "прятаться". Достаточно сдви­нуть скрывающий зайца объект, чтобы показать его детям (или оставить торчащие уши, чтобы ребенок сам мог вытащить зайца из его укрытия).

4.Такие приемы при грамотном применении уже достаточно действенны, но некоторые ин­терактивные доски позволяют подарить детям настоящее чудо, путешествие в сказку. С помо­щью программы EasiTeach Next Generation, при­лагающейся к интерактивным доскам Panasonic, воспитатель превращается в настоящего вол­шебника. Конечно, детям будет интереснее, а занятия будут более эффективными, если пер­сонажи на интерактивной доске будут "оживать". Например, если "спрятавшийся" зайчик, после того, как его нашли и коснулись его, сам выско­чит из укрытия и побежит, это произведет впе­чатление на детей. С программным обеспечени­ем интерактивной доски педагог затратит всего несколько минут, чтобы оживить персонажей на странице. Не менее сильный эффект производят черно-белые картинки, которые при касании становятся цветными, бесформенные пятна, "собирающиеся" в картинку и другие удивитель­ные эффекты, которые можно применять при подготовке материалов к занятию.

Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски был разработан алгоритм, следуя которому педагог может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

  • Определить тему, цель и тип занятия;
  • Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
  • Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.
  • Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  • Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
  • Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
  • Составляется временная развертка (поминутный план) занятия.
  • При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
  • Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
  • Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.
  • Апробация занятия.

При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

  • Содержание, глубина и объем информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности детей, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  • При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
  • Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном учащимся темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
  • Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.
  • Интерфейс должен быть интуитивным.
  • Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.

Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. После проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятия.

У детей, по наблюдению педагогов, повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Несмотря на то, что воспитатели пока не полном объеме задействуют возможности доски, она способствует повышению динамики воспитательно-образовательного процесса, помогает детям лучше усваивать новую информацию.

Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы.

Из всего многообразия программных продуктов можно выделить развивающие программы мультимедийного издательства «Новый Диск». Они, по оценке Аллы Юрьевны Коркиной, психолога Центра игры и игрушки аспиранта МГППУ, специалиста образовательного отдела компании «Новый Диск», приведенные в статье «Компьютерные развивающие программы в работе с дошкольниками», по результатам психолого-педагогического анализа, могут быть эффективно использованы в дошкольном образовании с целью развития ребенка.

Программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

  • использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
  • формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
  • развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
  • наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;

Программа включает следующие разделы:

  • Неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
  • Звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
  • Речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
  • Развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста).
  • Специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.
    • Интерактивный DVD.
    • Система электронных мультимедийных презентаций.
    • Электронные компьютерные игры.
    • Широкие возможности раскрываются благодаря использованию – Интернет- ресурсов. «Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно- исследовательской и практической деятельности.

Это замечательный продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD дисков.

Он появился на свет благодаря исследованиям в области раннего развития детей, которые проводились в США, Великобритании, Японии, России. Уникальная продукция, которая создана по заказу и поддержке Фонда «Русский мир», предназначена для детей от 9-ти месяцев до 7 лет.

Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка.

В работе с дошкольниками по развитию речи рекомендую использовать компьютерные игры серии «Маленький Гений» издание БУКА. Тренировочные упражнения в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи (упражнения «Соберем игрушки» - закрепление использования предлогов, «Кто, где живет?» - формирование грамматически правильной структуры речи, «Кому, что нужно для работы» - развитие связной речи).

Существенные преимущества использования ИКТ в обучении перед традиционными занятиями:

  1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
  2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
  3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же исправить ситуацию? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их интеграция.

Вариативность использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, изобразительная деятельность, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
  • Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности);
  • Интеграция дополнительного образования и воспитательно — образовательного процесса;
  • Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетического направления;
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес.

Так что же такое проект? Метод проектов? Проектная деятельность? Обратимся к энциклопедическим источникам.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.

Основной целью метода проектов является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Достигая данной цели, решаются следующие задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие творческого мышления;
  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения.

Один из принципов проектирования - определ<

Скачать публикацию Скачали: 65 раз

Наши новости:

Разместить свою публикацию