Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96323

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Сценарий концерта для студентов, школьников, преподавательского состава, ветеранов, военнослужащих, научных сотрудников, учителей.

Дата публикации:

Автор:
преподаватель фортепиано, ГБОУДО г.Севастополя "СМШ №1 им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Севастополь

Цель: Цели: 1. Стимулирование развития одаренности детей и подростков, проявления их личных качеств, духовного развития: 2. Формирования духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа. 3. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание слушателей на лучших образцах классической музыки. 4. Создание комфортной развивающей среды, обеспечивающей возможность организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (концертов, конкурсов, фестивалей, творческих вечеров).

Задачи: Задачи: приобщение к музыкальной культуре; профессиональное ориентирование наиболее одарённых детей; возможность творческого самовыражения; развитие навыков выступления на сцене; удовлетворение потребности в признании и успехе; создание дополнительных условий для профессионального роста одарённых детей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

Составитель:Переферкович Наталия Михайловна, заслуженный работник культуры АРК, преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА русской и зарубежной классической музыки

для студентов, школьников, преподавательского состава, ветеранов, военнослужащих, научных сотрудников, учителей.

Здравствуйте дорогие многоуважаемые слушатели!

Мы хотим представить вашему вниманию небольшой концерт, который будет осуществляться силами учащихся музыкальной школы №1 , небезызвестной многим из Вас.

Все ребята являются лауреатами многих престижных конкурсов – Крымских, Республиканских, городских, Межрегиональных, Международных. И все они стипендиаты благотворительного фонда народного артиста России Юрия Розума.

В программе прозвучат произведения русской и зарубежной классической музыки.

Анатолий Константинович Лядов (1855–1914) - один из наиболее самобытных русских композиторов, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину» «Идиллия», «Музыкальная табакерка», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры — многие его произведения написаны в простых формах и длятся всего несколько минут. Особенность его мироощущения как представителя русской интеллигенции рубежа XIX–XX веков проявлялась в стремлении погрузиться в мир совершенный, далекий от повседневной суеты. По оценке философов, к концу XIX века в России «... возникли апокалипти- ческие настроения, связанные с чувством наступления конца мира и явления антихриста, т.е. окрашенные пессимистически». Возможно, что причинами тому стало ощущение незащищенос- ти перед приближающимися катаклизмами и типично русская «объективная тоска» по идеальному миру.

Возвышенный и гармоничный строй мира природы был одним из «ментальных миров» Лядова, через который «пролегал» путь его творческих странствий.

Важной частью идиллического «языка» образов русской природы в фортепианных миниатюрах Лядова являются образы музыкальных инструментов, которые формируют устойчивое слияние с образами бескрайних просторов, дали. Посредством фортепианого звучания воспроизводятся звуки флейты, лесного рога, волынки, контрабаса. Эти фигуры, как известно, составля-ют лексику музыкальной пасторали. Одна из часто встречаю-щихся фигур инструментальной пасторали во многих фортепианных пьесах Лядова – «знак свирели». Особенно часто Лядов сочиняет в жанре пастушеской пасторали, которая отражает музицирование на лоне прекрасной природы.

Сейчас прозвучит очаровательная миниатюра Лядова «Пастораль», которая редко исполняется, но по красоте и выра-зительности музыкального языка является подлинной жемчужиной в фортепианном творчестве Лядова.

Лядов Пастораль. Исполняет Дарьи Дымерец.

Мо́риц Мошко́вский (1854 - 1925) — немецкий композитор, пианист и дирижёр польского происхождения. Настоящую известность ему принесли сочинения для фортепиано — виртуозные пьесы, концертные этюды, салонные пьесы, предназначенные для домашнего музицирования.

Замечательный музыкант Игнацы Падеревский писал: «Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано». В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.

Tarantella — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии).

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века, в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом паука тарантула (название тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто).

В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Сейчас прозвучит прекрасная зажигательная виртуозная тарантелла Морица Мошковского в исполнении Дарьи Дымерец.

И ещё одну пьесу Мошковского мы хотим представить вашему вниманию - романтическая концертная зарисовка осени.

Порывы ветра всё сильнее, золотые листья падают с деревьев….

Размывает осенний дождь

Всю природу оттенком серого.

Смотришь в небо и тихо ждёшь

Сквозь просветы луча несмелого.

Может ветра лихой порыв

Разорвёт эту хмарь повисшую.

Солнца яркий, блестящий взрыв

Это явно сейчас не лишнее. (Андрей Рукавишников)

Мошковский Осенью. Исполняет Екатерина Желтышева

Василий Сергеевич Калинников (1866 – 1900) - талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П.И. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения. Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять. Скончался 11 января 1901, похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте. На надгробном памятнике высечены ноты главной темы его 1-ой симфонии g-moll.

Сейчас вы услышите очень тонкую, лирическую фортепианную пьесу Калиникова – Элегия.

Автор пишет, что посвятил Элегию «памяти одной маленькой девочки, которую очень любил и которая прошлой осенью [1893 г.] умерла» (письмо от 14 июня 1894 г.).

Калинников Элегия – исполняет Екатерина Желтышева.

Исаак Альбенис 1860 – 1909 — испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.

Он прожил бурную и яркую жизнь. Частично это объясняется тем, что семья смогла понять, что перед ними — «чудо-ребенок», при этом получилось и дать ему прекрасное европейское образование, и дать возможность выступать.

Он был вундеркиндом, начал заниматься музыкой в 4 года, а в 10 лет уже был знаменит у себя на родине. Пройдя школу самых разных музыкантов своего времени, он создал более 300 произведений, в основу которых легли ритмы и мелодии музыки фламенко и испанского народного фольклора.

Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора.

В своих произведениях Альбенис обращается к народным

песенно-танцевальным жанрам различных областей Испании (хота, сегидилья, малагенья и др.).

«Астурия» из Испанской сюиты является всемирно известным мировым хитом классической музыки и исполняется музыкантами всего пира на самых разных инструментах: скрипке и виолончели, баяне и аккордеоне, ксилофоне и духовых инструментах.

Первоначально она была написана для фортепиано. Естественно, что такое произведение не обошли вниманием и мастера гитары, классическое его переложение сделал Антреас Сеговия.

Несмотря на то, что «Астурия» была написана Исааком Альбенисом полтора века назад, она продолжает звучать современно и до сих пор! Но, самое интересное…

Композитор назвал свою пьесу Прелюдия. А спустя два года после смерти композитора издатель Хофмайстер, откопавший ранние пьесы Альбениса (что-то известное, а что-то и новое) собрал их в сюиту и к каждой из пьес придумал то или иное название - видимо, полагаясь на свой вкус. Так Прелюдия стала Астурией - и зря, поскольку здесь явно не североиспанские ритмы! Это же чистейшее фламенко!

На обложках последующих переизданий Легенды изображались то библейские грозы, то тайфуны с землятресениями... Да чего только не выдумывали!

Мы из разных источников узнаём, что Альбенис считал себя потомком мавританцев, населявших юг Испании. Он даже подпись свою стилизовал под арабскую вязь!

В самом деле, уже не остаётся сомнений, что главная тема - это гитара, фламенко и юг Испании.

В средней части пьесы мы вспоминаем о канте-хондо, особой старинной южноиспанской манере пения, драматичной, очень свободной, богатой мелизмами. Канте-хондо - прямой родоначальник жанра фламенко. Его корни восходят к арабским и цыганским напевам. Как говорил Федерико Гарсия Лорка, "канте хондо - нить, связывающая нас с загадочным Востоком".

Этот стиль иногда без околичностей называют "душераздирающим"

Следующая часть - что-то вроде танца под гитару.

Ну а кода... кода - это хорал, который можно расценить как недвусмысленный намёк на историю тех мест. И возникает перед глазами бывшая соборная мечеть, Мескита, грандиозное сооружение, превращённое в христианский храм - не об этом ли и Легенда нам рассказывает?

Итак, звучит знаменитое произведение Исаака Альбениса – Астурия или Легенда. Исполнитель - Игнатий Белоусов.

Аарон Копленд – 1900 - 1990, американский композитор, пианист, дирижёр и педагог.

Копленд, «старшина американских композиторов» соединял современную музыку с американскими темами и фольклорными традициями.

С именем Аарона Копленда (Aaron Copland) связаны многие страницы истории музыкальной культуры Соединенных Штатов Америки ХХ века. И действительно, трудно найти более или менее значимое событие, к которому в той или иной степени не был причастен Копленд. Он принимал участие в создании Лиги и Союза американских композиторов, в организации Союза авторов и издателей, читал лекции в Гарвардском и Принстонском университетах, пропагандировал произведения композиторов США на концертах в различных странах мира, выступал на фестивалях, публиковался и, наконец, занимался интенсивной композиторской деятельностью, которая продолжалась без малого полвека. Впечатляет и творческое наследие композитора. Это – оперы и балеты, симфонии и оркестровые пьесы, инструментальные концерты, произведения для хора и песни, камерно-инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам и многое другое. Кроме того, он еще был автором пяти книг.

Аарон Копленд прожил большую, насыщенную событиями жизнь – девяносто лет.

В историю музыки он вошел как один из наиболее ярких и самобытных композиторов Америки ХХ столетия.

Юмористическое скерцо американского композитора Аарона Копленда «Кот и мышь» – это яркая характерная концертная пьеса, в которой слышен синтез джазовой полиритмии с техникой композиции.

Пьеса напоминает современные мультики «Том и Джерри», в которых вечно неунывающий Кот пребывает в постоянной погоне за мышкой.

Прелестна средняя часть пьесы, изображающая важную поступь и мяуканье Кота.

Кода, завершение пьесы, построена на интонациях хорала. Медленно двигается похоронная процессия! Это Кот хоронит мышку! Но…, в последний момент хитрюга Мышка спрыгивает,

взмахивает хвостиком и исчезает перед носом одураченного Кота!

Аарон Копленд, юмористическое скерцо «Кот и мышь» - исполняет Игнатий Белоусов.

Музыканты вместе с ведущей выходят на поклон.

АПЛОДИСМЕНТЫ!!!

Разрешите поблагодарить Вас, наших гостеприимных слушателей, за такой тёплый приём!

Наш концерт закончен. Благодарим Вас за внимание.

До новых встреч!

Наши новости:

Разместить свою публикацию