Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96443

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Гуманитаризация образования как условие профессиональной подготовки обучающихся

Дата публикации:

Автор:
Преподаватель философии, социологии и политологии, ГБПОУ "Самарский государственный колледж", г.Самара

Цель: Раскрыть роль социально-гуманитарных наук в формировании современного профессионала

Задачи: Показать, что научно-технический прогресс должен дополняться глубокими нравственными изменениями

Гуманитаризация образования как условие профессиональной подготовки обучающихся

Никулина Нина Николаевна, преподаватель

социально-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ «Поволжский государственный колледж», г. Самара

nikninnik@mail.ru

«Научно-технический прогресс не принесет счастья, если он не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества».

А.Д. Сахаров

Появление рынка труда в России стал одной из главных условий роста требований к подготовке современных специалистов, уровень и характер профессиональной подготовки которых стали оцениваться с учетом их рыночной значимости. Это означает, что система профессионального образования должна подготовить конкурентоспособного, всесторонне развитого высококвалифицированного специалиста, стремящегося к саморазвитию.

В условиях глобализации и роста научно-технического прогресса современного общества, когда происходят радикальные социально-экономические преобразования, имеющие противоречия с уровнем духовного развития его членов, как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях, способных к принятию решений, умеющих адаптироваться в новых ситуациях, работать в команде, понимающих сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Опыт мирового образования показывает, что развитию этих качеств личности способствуют социально-гуманитарные дисциплины (социология, политология, философия и др.), которые способствуют формированию человека-гражданина, активного члена социума. Современному обществу требуются не только высококлассные профессионалы, но и люди, которые имеют высокую нравственность. А потому, на мой взгляд, эффективность подготовки специалиста следует оценивать не только по наличию профессиональных знаний и умений, но и по наличию нравственных качеств.

Изучение социально-гуманитарных наук способствует формированию креативного мышления, активизирует творческие способности, а это необходимо во всех сферах профессиональной деятельности.

К пониманию необходимости широкого гуманитарного образования для представителей всех профессий пришли многие ученые. «Огромное преимущество гуманитарных наук… в том, что в них в гораздо большей степени, чем в естественных, содержится нравственное начало. Нельзя, например, изучать отечественную историю и не отвечать на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Так что будущим механикам, физикам, химикам, биологам полезно давать гуманитарные знания. И это полезно не только для воспитания нравственности (нравственное начало в среде научных работников сейчас сильно ослаблено). Оказывается, сами гуманитарные знания помогают «естественникам» эффективнее работать. Опыт первоклассных американских университетов и таких крупных институтов, как Массачусетский технологический, показал, что инженеров, физиков и т. д. обязательно нужно учить гуманитарным дисциплинам. На каждом курсе студент сдает тот или иной гуманитарный предмет… Человек, который изучил такие, казалось бы, необязательные курсы, как "Французская готика" или "Лев Толстой и русское общество конца XIX века", тренирует то полушарие, которое у представителей точных наук обычно атрофируется. В результате логическое полушарие начинает работать лучше» [1, с.4]. Эти слова принадлежат академику Б.В. Раушенбаху учёному в области механики, теории горения, управления ориентацией космических летательных аппаратов, искусствоведения.

В небольшом американском университете Хофстра, который готовит различных специалистов, есть автоматизированная библиотека, шесть выставочных залов, музей, семь театральных площадок, древесный питомник с коллекцией растений. В год в университете проводится до 500 культурных мероприятий. Все это способствует решению главной задачи – подготовке специалистов высшей квалификации.

«В наших стенах, – утверждает президент университета Джеймс Шуарт, – не только готовят специалистов высшей квалификации, но и формируют их интеллект, кругозор, духовность. На мой взгляд, без этих качеств ни один настоящий специалист не состоится» [2, с. 13].

Наши учёные придерживаются такого же мнения. «Жизненно необходимо другое, более целостное образование: слишком недостаточно только профессионального образования. Универсальное образование невозможно без рефлексии, т. е. самосознания, поскольку ставит целью не прикладные качества современного научного знания, а его общекультурную, общечеловеческую ценность. Это и определяет его гуманитарную направленность в самом высоком понимании слова "гуманитарный"», – считает президент Российского государственного гуманитарного университета профессор Ю. Афанасьев [3, с. 16].

Образование дает человеку знания. Но знания профессионала, лишённого моральных принципов, чувства ответственности за свои действия, очень опасны.

Еще более категорично эту мысль высказал Академик Д.С. Лихачёв: «ХХ1 век будет гуманитарным или его не будет вообще». К сожалению, XXI век пока не стал веком гуманитарных наук. Именно поэтому гуманитаризация является важнейшей задачей профессионального образования.

Литература:

1. Раушенбах Б.В. Почему у нас мало по-настоящему образованных людей // Литературная газета. 1987. 13 мая.

2. Маленький американский университет // Литературная газета. 2003. 1–7 сент.

3. Афанасьев Ю. Знать, чтобы стать элитой // Новая газета. 2005. 10–13 февр.

4.Д.С.Лихачев. Семь уроков из жизни и книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ/Православная Гимназия во имя преподного Сергия Радонежского.Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 2006.

5. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. М., 2010.

6. Точные науки и науки о человеке: Интервью с Б.В. Раушенбахом // Вопросы философии. 1989. № 4
7.http://infopravo.by.ru/fed1998/ch02/akt13969.shtm

Наши новости:

Разместить свою публикацию