При всём многообразии подходов к проблеме детской одарённости, существующих в современной психолого-педагогической науке, нельзя не отметить слова академика А.Н. Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»1.
Эта мысль вполне соотносится с теорией А.В.Хуторского, который определяет одарённость детей как «степень их творческой самореализации в образовательной области»2 , а термины “одарённость”, “талант”, “гений” – как «систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика (подчёркнуто нами. – Н.П.)»3.
А.И.Савенков, в свою очередь, утверждает, что «ребёнок рождается исследователем (подчёркнуто нами.– Н.П.)»4, а исследовательская, поисковая активность – «естественное состояние ребёнка (подчёркнуто нами.– Н.П.)»5 .
Следовательно, именно в исследовательской деятельности происходит естественная творческая самореализация ребенка, в той или иной степени отражающая уровень одарённости.
Одним из интереснейших объектов исследования является художественный текст – своего рода эстетический феномен, обладающий цельностью и образностью. При этом напомним, что понятия «произведение» и «текст» в филологии – не синонимы: «Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в ”свёрнутом виде”» (В.Ф.Чертов).6 Именно по этой причине многие учёные – литературоведы, педагоги, методисты – отмечали особую привлекательность, «загадочность» литературного произведения, побуждающую к активной работе мысли, поиску, «разгадыванию»:
- «Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста (курсив наш. – Н.П.), в котором оно понимается и оценивается» (М.М.Бахтин)7;
- Текст – «генератор новых смыслов и конденсатор культурной памяти» (Ю.М.Лотман)8;
- «Любое произведение – это канва, в которой есть ниши, заполняемые читателями» (В.Г.Маранцман)9.
Таким образом, исследовательской деятельностью можно назвать каждое прикосновение к литературному произведению: не только филологический анализ, сделанный профессионалом-исследователем, но и «труд и творчество» читателя (В.Ф.Асмус). Ведь, определяя чтение как «сотворчество понимающих», М.М.Бахтин имел в виду именно Автора и Читателя.
В особой, специфической деятельности Читателя есть все признаки «исследовательского поведения» (термин А.И.Савенкова).
Мы попробовали доказать это, составив сравнительную таблицу по материалам доктора педагогических наук, доктора психологических наук А.И.Савенкова и доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО В.Г.Маранцмана.
Исследовательское поведение (по А.И.Савенкову) | Поведение читателя (по В.Г.Маранцману) |
Исследовательское поведение – это «вид поведения, направленный на изучение объекта, имеющий в своей основе психическую потребность в поисковой активности»; выполняющий «важнейшую функцию – функцию развития»10. | Поведение читателя – это вид поведения, направленный на изучение литературного произведения, имеющий в своей основе «диалог с текстом» (восприятие, интерпретация, оценка), выполняющий функцию развития личности13 . |
Черты исследовательского поведения «Поисковая активность»; «Неутолимая жажда новых впечатлений»; Познавательная потребность на уровне любознательности; Интерес к предмету изучения и к процессу умственного труда; «Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире»11; Интуитивное мышление; Воображение, способность фантазировать Умения исследователя: Видеть проблемы и задавать вопросы; Выдвигать гипотезы и оценивать идеи; Давать определение понятиям, ограничивать и обобщать понятия; Классифицировать и сопоставлять; Наблюдать и проводить эксперименты; Анализировать, выделять главное и второстепенное, структурировать материал; Работать с источниками; Систематизировать полученные сведения; Решать конвергентные и дивергентные задачи; Делать выводы и умозаключения12 | Черты поведения читателя Читательская активность; Неутолимая жажда новых читательских впечатлений; Читательская «потребность выразить чувство, представление, мысль в слове»; Интерес к произведению и к самому процессу чтения; «Потребность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации»; «Эмоциональная чуткость к слову»14 ; Воображение творческое и воссоздающее Умения читателя: Выделять в тексте нравственно-философские проблемы; Улавливать авторские чувства, сопереживать ситуации; Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему; Проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом произведении; Осмысливать художественную форму на уровне деталей и композиции, оправдать слово-образ; Постигать текст на аналитическом и синтезирующем уровнях; Видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать варианты текста; Сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции; Узнавать черты индивидуального стиля писателя; Выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие в пределах общего жанра15 |
Таким образом, чтение литературного произведения представляет собой не что иное, как исследовательскую деятельность, которая, по мысли А.И.Савенкова, – естественное состояние ребёнка.
Кроме того, в отличие от всех других феноменов культуры, изучаемых в школе, именно родной язык является «сферой первичной естественности ребёнка» (А.Кушнир); язык – это то, чем ребёнок окружен с раннего детства, то есть ближайшая культурная среда его развития.
Следовательно, естественным состоянием ребёнка должна быть читательская активность («диалог» с художественным произведением, написанным на родном для ребёнка языке).
Однако многочисленные исследования учёных (педагогов и психологов), а также многолетний педагогический опыт автора данной статьи утверждают совершенно обратное: исследовательская активность юных читателей в наши дни – редкость. Даже работы многих участников зональной (!) олимпиады по литературе поражают поверхностным восприятием, неумением осмыслить содержание и форму, эмоциональной и языковой «глухотой».
Правомерен вопрос: почему? Почему самый естественный для школьника вид исследовательской деятельности становится самым непривлекательным? Почему для ребёнка, «родившегося исследователем», восприятие художественного произведения, написанного на родном, феноменально красивом и богатом языке, – непостижимая и неинтересная задача?
В проведённом нами небольшом социологическом исследовании ответы подростков и учителей на этот вопрос оказались едва ли не противоположными.
Педагоги-словесники (в опросе участвовали 53 человека) | Учащиеся 9 – 11 классов (в опросе участвовали 62 человека) | ||
Вариант ответа | % вы-бора | Вариант ответа | % вы-бора |
Бездуховность общества, неуважительное, небрежное отношение к родному языку | 70% | Неумение учителей заинтересовать учащихся, создать условия для раскрытия читательского потенциала | 85% |
Экспансия низкопробной литературы в массовых изданиях | 65% | Утрата традиций чтения, «замена» книги компьютером | 62% |
Информационно-психологическая «атака» на юное поколение, нравственная переориентация молодёжи на «новые жизненные ценности» | 62% | Экспансия низкопробной литературы в массовых изданиях | 48% |
Утрата традиций чтения, «замена» книги компьютером | 60% | Бездуховность общества, неуважительное, небрежное отношение к родному языку | 32% |
Сокращение в учебном плане количества часов на изучение словесности | 57% | Информационно-психологическая «атака» на юное поколение, нравственная переориентация молодёжи на «новые жизненные ценности» | 26% |
Неумение учителей заинтересовать учащихся, создать условия для раскрытия читательского потенциала | 18% | Сокращение в учебном плане количества часов на изучение словесности | 5% |
Таким образом, взрослые ссылаются на не зависящие от них серьёзные объективные причины, в то время как дети, не отрицая наличия и серьёзности этих причин, просто хотят, чтобы их научили быть читателями-исследователями.
Значит, мы вновь пришли к тому, что все проблемы (одарённость как творческая самореализация; исследовательская и читательская активность как естественное состояние) ведут к главнейшей – проблеме ОБРАЗОВАНИЯ.
Доктор психологических наук В.И.Слободчиков даёт «три важнейших и взаимосвязанных определения современного образования<…>: образование – это общественная практика; образование – это механизм социально-культурного наследования; образование – это пространство развития фундаментальных способностей человека»16.
Позволим себе добавить ещё одно определение, принадлежащее Ф.Т.Михайлову: «Образование есть момент «встречи» субъектности ребёнка, субъектности взрослого и субъектности культуры в «смысло-чувственном поле» взаимного обращения друг к другу через слово»17.
Итак, СЛОВО – важнейшее средство образования.
Если предположить, что формирование творческого читателя-исследователя возможно только в «смысло-чувственном поле» взаимного обращения взрослого и ребёнка друг к другу и к культуре через СЛОВО, то педагогу необходимо прежде всего выявить способы создания этого «поля».
Это и стало целью экспериментальной работы, проводимой нами в течение 8 лет в разнообразных детских коллективах: школьный класс в условиях средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии; внеклассное объединение внутри школы (факультатив, спецкурс, секция НОУ); внешкольное разновозрастное объединение дополнительного образования.
В результате исследования мы пришли к определённым выводам и наработкам.
Способы создания «смысло-чувственного поля» взаимного обращения друг к другу Автора, Читателя-педагога и Читателя-ребёнка
- «Воспитать в ученике адекватное эхо» (В.Г.Маранцман)18
- «Открыть культуру так обаятельно, как нужно детям» (В.Г.Маранцман)19
- Обеспечить «сотворчество понимающих» (М.М.Бахтин)
- Организовать «интенсивный процесс жизни в языке» (А.Кушнир)
- «лицейские» уроки русского языка и литературы «Слово о Пушкине», «Пушкинский словарь», «Лицейский круг» и другие;
- выпуск стенгазеты «Лицей, который не кончается»;
- выставка иллюстраций к пушкинским произведениям;
- конкурсы юных чтецов и юных поэтов;
- литературная гостиная «Какое счастье, что у нас есть Пушкин!»
- классные часы «Пушкинская проповедь»;
- общешкольный праздник «Да здравствует Лицей!»
1.1.Эмоциональное погружение в текст.
1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств; сопереживание ситуации, герою произведения, автору).
1.3.Развитие читательской наблюдательности, языкового чутья.
1.4.Специальная система развития образного мышления, воссоздающего и творческого читательского воображения.
1.5.Развитие литературно-творческих способностей как средства самовыражения учащихся.
1.6. Творческая установка: на чтение, на анализ, на дальнейшее общение с текстом.
2.1.Эстетический подход к искусству слова (автор – образ – читатель).
2.2.Природособразность (учёт возраста детей, их интеллектуальной подготовки и читательского опыта).
2.3.Художественность: построение урока (занятия) по законам искусства.
2.4. Создание условий, при которых ребёнок испытывает во время чтения удивление – специфическую интеллектуальную эмоцию.
2.5.Создание ситуаций, в которых «диалог с текстом» идёт на фоне ярко выраженных положительных эмоций: восхищение, удовольствие, интеллектуальный восторг.
2.6.Коллективные игры-исследования как средство стимулирования исследовательского поведения читателя.
3.1. Особая психологическая ситуация – атмосфера всеобщей (детей и педагога) заинтересованности произведением.
3.2. Разновозрастные объединения учащихся с разным читательским, исследовательским опытом.
3.3. Доминирующая роль творческой деятельности; система творческих заданий как способ «вхождения» в произведение.
3.4. Восхождение к образу: поэтапное обучение филологическому анализу текста.
3.5. Развитие основных умений и навыков исследовательского поведения.
4.1. Создание предметно обогащённой, интеллектуально насыщенной образовательной среды (класса, объединения, школы).
4.2. Разработка комплексно-целевой программы непрерывного литературного образования.
Не ставя целью в рамках данной статьи подробно комментировать каждую из позиций, остановимся лишь на двух.
1. На всех этапах изучения литературного произведения учащимся предлагаются творческие задания разного уровня сложности.
В качестве примера рассмотрим систему творческих заданий для организации «диалога» с текстом величайшего памятника литературы – «Слова о полку Игореве». Эти задания предлагаются на т.н. «предкоммуникативной» фазе изучения произведения: сразу ПОСЛЕ самостоятельного прочтения, ДО подробного текстуального анализа.
Система творческих заданий
на первом этапе изучения «Слова о полку Игореве»
Составьте и запишите вопросы викторины «Как было открыто «Слово о полку Игореве»?»
Каковы ваши первые впечатления после знакомства с текстом «Слова…»? Какие эпизоды особенно понравились, запомнились?
Составьте киносценарий наиболее понравившегося вам эпизода. Подумайте, какой зрительный образ определит настроение и смысл эпизода. Каково будет чередование планов: крупный, средний, общий? Какая музыка должна звучать? Какой текст будет сопровождать кадры?
Место действия | Смена планов | Звук |
Рассмотрите родословную таблицу русских князей. Кто из них упомянут в «Слове…»?
Какова историческая основа произведения? Назовите даты, события. Как вы думаете, почему неудачный поход второстепенного русского князя стал основой гениального произведения мировой литературы?
Какие города названы в «Слове…»? Где они находятся? Проследите географию «Слова…», отметьте на карте путь Игоря, владения других князей.
В «Слове…» названы по именам 23 реки. Это как бы одухотворенные реки: у каждой свой характер. Какие это реки, в какой последовательности они упоминаются в тексте? Какое значение имеет эта последовательность для понимания текста?
Попытайтесь составить своего рода календарь погоды в «Слове…»: проследите смену явлений и состояний природы, дней и ночей, ветров и гроз. Как связано состояние природы с движением авторской мысли и чувства?
В тексте «Слова…» 54 раза названы по именам птицы: сокол, лебедь, ворон… Выберите образ одной из птиц и проследите, где он встречается и какие несет в себе значения, что открывает в авторском взгляде на мир.
Из домашних животных в «Слове…» упомянут только конь. В каких эпизодах? Какие значения присутствуют в этом слове, как характеризует автора его отношение к коню?
«ЧТО РАССКАЗАЛИ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ, ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ «СЛОВА…» ОБ АВТОРЕ?» (сочинение-миниатюра)
Что вы узнали об оружии и снаряжении древнерусских воинов?
Люди того времени были очень суеверны. Затмения наводили панический страх: ведь поклонение Солнцу еще существовало. Почему же Игорь не испугался затмения? Одним честолюбием эту дерзость объяснить нельзя. Если вам будет сложно ответить на этот вопрос, обратитесь к книге И.Шкляревского «Читая «Слово о полку…»
Почему Ярославна плачет о муже, стоя на городской стене («на забрале»)? Ответить вам поможет статья Д.С.Лихачева «Слово о полку Игореве».
О каких еще обычаях и обрядах Древней Руси вы узнали из «Слова…»?
Игорь Шкляревский пишет: «Вся Русская земля – полевая, степная, лесная – выплывает из «Слова о полку Игореве». КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ДРЕВНЮЮ РУСЬ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПРОЧТЕНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»? (сочинение-миниатюра)
Все задания нацелены на развитие умений и навыков исследовательского поведения ребёнка, стимулируют любознательность как один из видов познавательной потребности, побуждают юного читателя испытывать удивление, изумление, недоумение, интеллектуальный восторг – то есть те эмоции, на фоне которых развитие способностей получает сильнейшие импульсы.
Ощутив «обаяние» непревзойдённого памятника культуры, ребёнок-читатель постепенно «взращивает» в душе «адекватное эхо», вступает в «сотворчество понимающих».
Таким образом, чтение становится самой естественной для ребёнка формой исследовательской деятельности.
2. С целью организации «интенсивной жизни в языке» была разработана и апробирована в условиях средней общеобразовательной школы комплексно-целевая программа «Воспитание творческого читателя», построенная на интеграции урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.
Работа по формированию читательских способностей, начатая на уроках, продолжалась на внеурочных занятиях (факультативы, кружки, секция словесников школьного НОУ) и во внеклассной работе. Особое внимание уделялось культивированию ценностных традиций, связанных с языком и литературой.
Одна из таких традиций – ежегодное празднование Дня Лицея 19 октября. Разработан целый комплекс мероприятий, посвящённых этой дате:
Подобные мероприятия не только дают мощный эмоционально-нравственный заряд, но и вовлекают детей в ту сферу развития, в которой естественным средством общения становится живое, красивое, выразительное русское слово.
В комплексно-целевую программу «Воспитание творческого читателя» включён целый ряд тематических циклов:
«Пушкин – наше всё» (комплексная программа урочной и внеурочной деятельности);
«Чтение – вот лучшее учение» (система классных часов в 1-11 классах);
«Папа, мама, я – читающая семья» (цикл мероприятий);
«Содружество муз» (цикл мероприятий);
«Дорога к Лукоморью» (система экскурсионной, литературно-краеведческой работы с учащимися 1 – 11 классов);
«Школа – это прежде всего книга» (система коллективных творческих дел для 1-11 классов в рамках «Недели детской книги»);
«На рубеже тысячелетий» (цикл мероприятий);
«Продолжим пламенную повесть» (направления творческой деятельности, подсказанные сюжетами книг) и другие.
Приведём пример одного из таких тематических циклов.
«ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»
Цикл мероприятий
- Тематические родительские собрания:
- Занятия «Родительского университета»:
- Родительские читательские конференции:
- Семейные чтения.
- Семейный клуб книголюбов.
- Праздник семейных традиций.
- Конкурсы:
- «Круглый стол» для родителей: «Как приобщить ребёнка к книге».
- Совместная дискуссия старшеклассников, учителей, родителей: «Школа – это прежде всего книга» (В.А.Сухомлинский)
- Выставка-защита семейных читательских дневников.
- «О чём рассказал библиотечный формуляр».
- Книжные ярмарки, выставки, лотереи, аукционы в школе.
- Семейный конкурс «Эпистоляр» - на самое лучшее, содержательное, остроумное письмо.
- Выставка семейных стенгазет и семейных литературных альманахов (творчество детей и родителей).
- «Читаем всей семьёй».
- «Библиотека семейного чтения».
- «Уклад».
- «Наша родословная».
- «Компас в книжном море».
- «Развитие читательских интересов ребёнка».
- «От маленького писателя – к большому читателю».
- «Народная педагогика».
- «Человек и семья в народной культуре».
- «Традиции семейного воспитания».
- «Домашняя библиотека».
- «Культура устной и письменной речи».
- «Образ ребёнка, семьи, дома на страницах русской классики».
- «Семейные хроники Аксакова, Л.Толстого, И.Шмелёва и наша семейная хроника».
- «Читаем всей семьёй».
- «Читаем и играем».
- «Жемчужина домашней библиотеки».
- «Папа, мама, я – читающая семья».
- «Эстафета семейного чтения».
А вот один из вариантов проведения тематической недели «Великое русское слово»:
- уроки нестандартной формы «Путешествие в мир русского языка», «Путешествие в мир литературы»;
- выставки рисунков и репродукций;
- школьные олимпиады по русскому языку и литературе;
- викторина на лучшее знание произведений А. П. Гайдара;
- утренники 5-6 классов «Среди гайдаровских героев»;
- состязание чтецов 5-11 классов «Любимые строки»;
- конкурсы:
- на самого грамотного ученика школы;
- на лучшую тетрадь по русскому языку;
- на лучшую стенгазету по теме недели;
- на лучшего знатока орфоэпии;
- на лучшую книжку-самоделку;
- на лучшее наглядное пособие, выполненное детьми;
- на лучшую перфокарту;
- на лучший кроссворд, чайнворд, ребус по теме недели;
- на лучшую грамматическую сказку и другие.
Такая насыщенность недели, многообразие конкурсов позволяют вовлечь в это мероприятие свыше 400-500 учащихся, сделать мероприятие поистине массовым.
Отдельные модули комплексно-целевой программы «Воспитание творческого читателя» предусматривают работу с детьми разного возраста, разного уровня развития.
Для целенаправленной работы с учащимися, обладающими языковым чутьём, литературно-творческими задатками, высоким уровнем общих способностей, разработана подпрограмма «Ранний восход».
Для «проблемных» детей, испытывающих затруднения как в учении, так и в общении, для нездоровых, социально незащищённых учащихся предусматривается подпрограмма «Исцеление».
Мы предполагаем, что организация «жизни в языке» и специальная программа по книготерапии могут способствовать реабилитации «проблемных» детей, поскольку возвращают их мир гармонии, согласия с собой.
Подобную программу можно рассматривать как попытку интегрировать основное и дополнительное образование, «восполнить основное образование до целого» (В.И.Слободчиков)20 в масштабах одной конкретной школы. Однако перенос опыта в иные условия, модификация для других образовательных учреждений продемонстрировали эффективность и технологичность программы.
Каков же результат? «Это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя»21.
Иными словами, главный результат работы по программе «Воспитание творческого читателя» – «взращивание» читательской активности как естественного состояния ребёнка-исследователя; создание условий для естественной творческой самореализации детей, а значит – для проявления ими природной одарённости.
Источники:
1. Цит. по кн. :Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.С.3.
2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. С.28.
3. Там же.
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.10.
5. Там же.
6. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения/ В.Ф.Чертов и др. – М.: Дрофа, 2006. С.5.
7. Там же. С.6.
8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера – история. – М., 1996. С.21.
9. Маранцман В.Г. Из лекции на городском семинаре учителей-словесников города Краснодара 28 июня 2005 года. Стенографическая запись.
10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.49-50.
11. Там же. С.10.
12. Там же. С.70-140.
14. Там же. С.71.
15. Там же. С.80.
16. Слободчиков В.И. Проблемы и перспективы отечественного инновационного образования // Интеллект будущего, 2008, № 3. С.16-17.
17. Михайлов Ф.Т. Из лекции на краевом семинаре «Эврика» в городе Краснодаре 15.05.2000г. Стенографическая запись.
18. Маранцман В.Г. Из лекции на городском семинаре учителей-словесников города Краснодара 28 июня 2005 года. Стенографическая запись.
19. Там же.
20.Слободчиков В.И. Проблемы и перспективы отечественного инновационного образования // Интеллект будущего, 2008, № 3. С.16-17.
21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.48.