Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Читательская активность – «естественное состояние ребёнка»

Дата публикации:

Автор:
педагог дополнительного образования , МУ ДО "Малая академия", город Краснодар

Цель: Представить опыт работы педагога по авторской комплексно-целевой программе «Воспитание творческого читателя»

Задачи: 1. Доказать, что в особой, специфической деятельности Читателя есть все признаки «исследовательского поведения» (термин А.И.Савенкова). 2. Представить опыт работы педагога по формированию у школьников читательской активности

При всём многообразии подходов к проблеме детской одарённости, существующих в современной психолого-педагогической науке, нельзя не отметить слова академика А.Н. Колмогорова: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»1.

Эта мысль вполне соотносится с теорией А.В.Хуторского, который определяет одарённость детей как «степень их творческой самореализации в образовательной области»2 , а термины “одарённость”, “талант”, “гений” – как «систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика (подчёркнуто нами. – Н.П.)»3.

А.И.Савенков, в свою очередь, утверждает, что «ребёнок рождается исследователем (подчёркнуто нами.– Н.П.)»4, а исследовательская, поисковая активность – «естественное состояние ребёнка (подчёркнуто нами.– Н.П.)»5 .

Следовательно, именно в исследовательской деятельности происходит естественная творческая самореализация ребенка, в той или иной степени отражающая уровень одарённости.

Одним из интереснейших объектов исследования является художественный текст – своего рода эстетический феномен, обладающий цельностью и образностью. При этом напомним, что понятия «произведение» и «текст» в филологии – не синонимы: «Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в ”свёрнутом виде”» (В.Ф.Чертов).6 Именно по этой причине многие учёные – литературоведы, педагоги, методисты – отмечали особую привлекательность, «загадочность» литературного произведения, побуждающую к активной работе мысли, поиску, «разгадыванию»:

- «Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста (курсив наш. – Н.П.), в котором оно понимается и оценивается» (М.М.Бахтин)7;

- Текст – «генератор новых смыслов и конденсатор культурной памяти» (Ю.М.Лотман)8;

- «Любое произведение – это канва, в которой есть ниши, заполняемые читателями» (В.Г.Маранцман)9.

Таким образом, исследовательской деятельностью можно назвать каждое прикосновение к литературному произведению: не только филологический анализ, сделанный профессионалом-исследователем, но и «труд и творчество» читателя (В.Ф.Асмус). Ведь, определяя чтение как «сотворчество понимающих», М.М.Бахтин имел в виду именно Автора и Читателя.

В особой, специфической деятельности Читателя есть все признаки «исследовательского поведения» (термин А.И.Савенкова).

Мы попробовали доказать это, составив сравнительную таблицу по материалам доктора педагогических наук, доктора психологических наук А.И.Савенкова и доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО В.Г.Маранцмана.

Исследовательское поведение

(по А.И.Савенкову)

Поведение читателя

(по В.Г.Маранцману)

Исследовательское поведение – это «вид поведения, направленный на изучение объекта, имеющий в своей основе психическую потребность в поисковой активности»; выполняющий «важнейшую функцию – функцию развития»10.

Поведение читателя – это вид поведения, направленный на изучение литературного произведения, имеющий в своей основе «диалог с текстом» (восприятие, интерпретация, оценка), выполняющий функцию развития личности13 .

Черты

исследовательского поведения

«Поисковая активность»;

«Неутолимая жажда новых впечатлений»;

Познавательная потребность на уровне любознательности;

Интерес к предмету изучения и к процессу умственного труда;

«Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире»11;

Интуитивное мышление;

Воображение, способность фантазировать

Умения исследователя:

Видеть проблемы и задавать вопросы;

Выдвигать гипотезы и оценивать идеи;

Давать определение понятиям, ограничивать и обобщать понятия;

Классифицировать и сопоставлять;

Наблюдать и проводить эксперименты;

Анализировать, выделять главное и второстепенное,

структурировать материал;

Работать с источниками;

Систематизировать полученные сведения;

Решать конвергентные и дивергентные задачи;

Делать выводы и умозаключения12

Черты

поведения читателя

Читательская активность;

Неутолимая жажда новых читательских впечатлений;

Читательская «потребность выразить чувство, представление, мысль в слове»;

Интерес к произведению и к самому процессу чтения;

«Потребность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации»;

«Эмоциональная чуткость к слову»14 ;

Воображение творческое и воссоздающее

Умения читателя:

Выделять в тексте нравственно-философские проблемы;

Улавливать авторские чувства, сопереживать ситуации;

Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему;

Проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом произведении;

Осмысливать художественную форму на уровне деталей и композиции, оправдать слово-образ;

Постигать текст на аналитическом и синтезирующем уровнях;

Видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать варианты текста;

Сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции;

Узнавать черты индивидуального стиля писателя;

Выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие в пределах общего жанра15

Таким образом, чтение литературного произведения представляет собой не что иное, как исследовательскую деятельность, которая, по мысли А.И.Савенкова, – естественное состояние ребёнка.

Кроме того, в отличие от всех других феноменов культуры, изучаемых в школе, именно родной язык является «сферой первичной естественности ребёнка» (А.Кушнир); язык – это то, чем ребёнок окружен с раннего детства, то есть ближайшая культурная среда его развития.

Следовательно, естественным состоянием ребёнка должна быть читательская активность («диалог» с художественным произведением, написанным на родном для ребёнка языке).

Однако многочисленные исследования учёных (педагогов и психологов), а также многолетний педагогический опыт автора данной статьи утверждают совершенно обратное: исследовательская активность юных читателей в наши дни – редкость. Даже работы многих участников зональной (!) олимпиады по литературе поражают поверхностным восприятием, неумением осмыслить содержание и форму, эмоциональной и языковой «глухотой».

Правомерен вопрос: почему? Почему самый естественный для школьника вид исследовательской деятельности становится самым непривлекательным? Почему для ребёнка, «родившегося исследователем», восприятие художественного произведения, написанного на родном, феноменально красивом и богатом языке, – непостижимая и неинтересная задача?

В проведённом нами небольшом социологическом исследовании ответы подростков и учителей на этот вопрос оказались едва ли не противоположными.

Педагоги-словесники

(в опросе участвовали 53 человека)

Учащиеся 9 – 11 классов

(в опросе участвовали 62 человека)

Вариант ответа

% вы-бора

Вариант ответа

% вы-бора

Бездуховность общества, неуважительное, небрежное отношение к родному языку

70%

Неумение учителей заинтересовать учащихся, создать условия для раскрытия читательского потенциала

85%

Экспансия низкопробной литературы в массовых изданиях

65%

Утрата традиций чтения, «замена» книги компьютером

62%

Информационно-психологическая «атака» на юное поколение, нравственная переориентация молодёжи на «новые жизненные ценности»

62%

Экспансия низкопробной литературы в массовых изданиях

48%

Утрата традиций чтения, «замена» книги компьютером

60%

Бездуховность общества, неуважительное, небрежное отношение к родному языку

32%

Сокращение в учебном плане количества часов на изучение словесности

57%

Информационно-психологическая «атака» на юное поколение, нравственная переориентация молодёжи на «новые жизненные ценности»

26%

Неумение учителей заинтересовать учащихся, создать условия для раскрытия читательского потенциала

18%

Сокращение в учебном плане количества часов на изучение словесности

5%

Таким образом, взрослые ссылаются на не зависящие от них серьёзные объективные причины, в то время как дети, не отрицая наличия и серьёзности этих причин, просто хотят, чтобы их научили быть читателями-исследователями.

Значит, мы вновь пришли к тому, что все проблемы (одарённость как творческая самореализация; исследовательская и читательская активность как естественное состояние) ведут к главнейшей – проблеме ОБРАЗОВАНИЯ.

Доктор психологических наук В.И.Слободчиков даёт «три важнейших и взаимосвязанных определения современного образования<…>: образование – это общественная практика; образование – это механизм социально-культурного наследования; образование – это пространство развития фундаментальных способностей человека»16.

Позволим себе добавить ещё одно определение, принадлежащее Ф.Т.Михайлову: «Образование есть момент «встречи» субъектности ребёнка, субъектности взрослого и субъектности культуры в «смысло-чувственном поле» взаимного обращения друг к другу через слово»17.

Итак, СЛОВО – важнейшее средство образования.

Если предположить, что формирование творческого читателя-исследователя возможно только в «смысло-чувственном поле» взаимного обращения взрослого и ребёнка друг к другу и к культуре через СЛОВО, то педагогу необходимо прежде всего выявить способы создания этого «поля».

Это и стало целью экспериментальной работы, проводимой нами в течение 8 лет в разнообразных детских коллективах: школьный класс в условиях средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии; внеклассное объединение внутри школы (факультатив, спецкурс, секция НОУ); внешкольное разновозрастное объединение дополнительного образования.

В результате исследования мы пришли к определённым выводам и наработкам.

Способы создания «смысло-чувственного поля» взаимного обращения друг к другу Автора, Читателя-педагога и Читателя-ребёнка

  • «Воспитать в ученике адекватное эхо» (В.Г.Маранцман)18
  • «Открыть культуру так обаятельно, как нужно детям» (В.Г.Маранцман)19
  • Обеспечить «сотворчество понимающих» (М.М.Бахтин)
  • Организовать «интенсивный процесс жизни в языке» (А.Кушнир)
    • «лицейские» уроки русского языка и литературы «Слово о Пушкине», «Пушкинский словарь», «Лицейский круг» и другие;
    • выпуск стенгазеты «Лицей, который не кончается»;
    • выставка иллюстраций к пушкинским произведениям;
    • конкурсы юных чтецов и юных поэтов;
    • литературная гостиная «Какое счастье, что у нас есть Пушкин!»
    • классные часы «Пушкинская проповедь»;
    • общешкольный праздник «Да здравствует Лицей!»

1.1.Эмоциональное погружение в текст.

1.2. Развитие эмоциональной отзывчивости (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств; сопереживание ситуации, герою произведения, автору).

1.3.Развитие читательской наблюдательности, языкового чутья.

1.4.Специальная система развития образного мышления, воссоздающего и творческого читательского воображения.

1.5.Развитие литературно-творческих способностей как средства самовыражения учащихся.

1.6. Творческая установка: на чтение, на анализ, на дальнейшее общение с текстом.

2.1.Эстетический подход к искусству слова (автор – образ – читатель).

2.2.Природособразность (учёт возраста детей, их интеллектуальной подготовки и читательского опыта).

2.3.Художественность: построение урока (занятия) по законам искусства.

2.4. Создание условий, при которых ребёнок испытывает во время чтения удивление – специфическую интеллектуальную эмоцию.

2.5.Создание ситуаций, в которых «диалог с текстом» идёт на фоне ярко выраженных положительных эмоций: восхищение, удовольствие, интеллектуальный восторг.

2.6.Коллективные игры-исследования как средство стимулирования исследовательского поведения читателя.

3.1. Особая психологическая ситуация – атмосфера всеобщей (детей и педагога) заинтересованности произведением.

3.2. Разновозрастные объединения учащихся с разным читательским, исследовательским опытом.

3.3. Доминирующая роль творческой деятельности; система творческих заданий как способ «вхождения» в произведение.

3.4. Восхождение к образу: поэтапное обучение филологическому анализу текста.

3.5. Развитие основных умений и навыков исследовательского поведения.

4.1. Создание предметно обогащённой, интеллектуально насыщенной образовательной среды (класса, объединения, школы).

4.2. Разработка комплексно-целевой программы непрерывного литературного образования.

Не ставя целью в рамках данной статьи подробно комментировать каждую из позиций, остановимся лишь на двух.

1. На всех этапах изучения литературного произведения учащимся предлагаются творческие задания разного уровня сложности.

В качестве примера рассмотрим систему творческих заданий для организации «диалога» с текстом величайшего памятника литературы – «Слова о полку Игореве». Эти задания предлагаются на т.н. «предкоммуникативной» фазе изучения произведения: сразу ПОСЛЕ самостоятельного прочтения, ДО подробного текстуального анализа.

Система творческих заданий

на первом этапе изучения «Слова о полку Игореве»

Составьте и запишите вопросы викторины «Как было открыто «Слово о полку Игореве»?»

Каковы ваши первые впечатления после знакомства с текстом «Слова…»? Какие эпизоды особенно понравились, запомнились?

Составьте киносценарий наиболее понравившегося вам эпизода. Подумайте, какой зрительный образ определит настроение и смысл эпизода. Каково будет чередование планов: крупный, средний, общий? Какая музыка должна звучать? Какой текст будет сопровождать кадры?

Место действия

Смена планов

Звук

Рассмотрите родословную таблицу русских князей. Кто из них упомянут в «Слове…»?

Какова историческая основа произведения? Назовите даты, события. Как вы думаете, почему неудачный поход второстепенного русского князя стал основой гениального произведения мировой литературы?

Какие города названы в «Слове…»? Где они находятся? Проследите географию «Слова…», отметьте на карте путь Игоря, владения других князей.

В «Слове…» названы по именам 23 реки. Это как бы одухотворенные реки: у каждой свой характер. Какие это реки, в какой последовательности они упоминаются в тексте? Какое значение имеет эта последовательность для понимания текста?

Попытайтесь составить своего рода календарь погоды в «Слове…»: проследите смену явлений и состояний природы, дней и ночей, ветров и гроз. Как связано состояние природы с движением авторской мысли и чувства?

В тексте «Слова…» 54 раза названы по именам птицы: сокол, лебедь, ворон… Выберите образ одной из птиц и проследите, где он встречается и какие несет в себе значения, что открывает в авторском взгляде на мир.

Из домашних животных в «Слове…» упомянут только конь. В каких эпизодах? Какие значения присутствуют в этом слове, как характеризует автора его отношение к коню?

«ЧТО РАССКАЗАЛИ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ, ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ «СЛОВА…» ОБ АВТОРЕ?» (сочинение-миниатюра)

Что вы узнали об оружии и снаряжении древнерусских воинов?

Люди того времени были очень суеверны. Затмения наводили панический страх: ведь поклонение Солнцу еще существовало. Почему же Игорь не испугался затмения? Одним честолюбием эту дерзость объяснить нельзя. Если вам будет сложно ответить на этот вопрос, обратитесь к книге И.Шкляревского «Читая «Слово о полку…»

Почему Ярославна плачет о муже, стоя на городской стене («на забрале»)? Ответить вам поможет статья Д.С.Лихачева «Слово о полку Игореве».

О каких еще обычаях и обрядах Древней Руси вы узнали из «Слова…»?

Игорь Шкляревский пишет: «Вся Русская земля – полевая, степная, лесная – выплывает из «Слова о полку Игореве». КАКОЙ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ДРЕВНЮЮ РУСЬ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПРОЧТЕНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»? (сочинение-миниатюра)

Все задания нацелены на развитие умений и навыков исследовательского поведения ребёнка, стимулируют любознательность как один из видов познавательной потребности, побуждают юного читателя испытывать удивление, изумление, недоумение, интеллектуальный восторг – то есть те эмоции, на фоне которых развитие способностей получает сильнейшие импульсы.

Ощутив «обаяние» непревзойдённого памятника культуры, ребёнок-читатель постепенно «взращивает» в душе «адекватное эхо», вступает в «сотворчество понимающих».

Таким образом, чтение становится самой естественной для ребёнка формой исследовательской деятельности.

2. С целью организации «интенсивной жизни в языке» была разработана и апробирована в условиях средней общеобразовательной школы комплексно-целевая программа «Воспитание творческого читателя», построенная на интеграции урочной, внеурочной, внеклассной деятельности.

Работа по формированию читательских способностей, начатая на уроках, продолжалась на внеурочных занятиях (факультативы, кружки, секция словесников школьного НОУ) и во внеклассной работе. Особое внимание уделялось культивированию ценностных традиций, связанных с языком и литературой.

Одна из таких традиций – ежегодное празднование Дня Лицея 19 октября. Разработан целый комплекс мероприятий, посвящённых этой дате:

Подобные мероприятия не только дают мощный эмоционально-нравственный заряд, но и вовлекают детей в ту сферу развития, в которой естественным средством общения становится живое, красивое, выразительное русское слово.

В комплексно-целевую программу «Воспитание творческого читателя» включён целый ряд тематических циклов:

«Пушкин – наше всё» (комплексная программа урочной и внеурочной деятельности);

«Чтение – вот лучшее учение» (система классных часов в 1-11 классах);

«Папа, мама, я – читающая семья» (цикл мероприятий);

«Содружество муз» (цикл мероприятий);

«Дорога к Лукоморью» (система экскурсионной, литературно-краеведческой работы с учащимися 1 – 11 классов);

«Школа – это прежде всего книга» (система коллективных творческих дел для 1-11 классов в рамках «Недели детской книги»);

«На рубеже тысячелетий» (цикл мероприятий);

«Продолжим пламенную повесть» (направления творческой деятельности, подсказанные сюжетами книг) и другие.

Приведём пример одного из таких тематических циклов.

«ПАПА, МАМА, Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

Цикл мероприятий

  1. Тематические родительские собрания:
  2. Занятия «Родительского университета»:
  3. Родительские читательские конференции:
  4. Семейные чтения.
  5. Семейный клуб книголюбов.
  6. Праздник семейных традиций.
  7. Конкурсы:
  8. «Круглый стол» для родителей: «Как приобщить ребёнка к книге».
  9. Совместная дискуссия старшеклассников, учителей, родителей: «Школа – это прежде всего книга» (В.А.Сухомлинский)
  10. Выставка-защита семейных читательских дневников.
  11. «О чём рассказал библиотечный формуляр».
  12. Книжные ярмарки, выставки, лотереи, аукционы в школе.
  13. Семейный конкурс «Эпистоляр» - на самое лучшее, содержательное, остроумное письмо.
  14. Выставка семейных стенгазет и семейных литературных альманахов (творчество детей и родителей).
  • «Читаем всей семьёй».
  • «Библиотека семейного чтения».
  • «Уклад».
  • «Наша родословная».
  • «Компас в книжном море».
  • «Развитие читательских интересов ребёнка».
  • «От маленького писателя – к большому читателю».
  • «Народная педагогика».
  • «Человек и семья в народной культуре».
  • «Традиции семейного воспитания».
  • «Домашняя библиотека».
  • «Культура устной и письменной речи».
  • «Образ ребёнка, семьи, дома на страницах русской классики».
  • «Семейные хроники Аксакова, Л.Толстого, И.Шмелёва и наша семейная хроника».
  • «Читаем всей семьёй».
  • «Читаем и играем».
  • «Жемчужина домашней библиотеки».
  • «Папа, мама, я – читающая семья».
  • «Эстафета семейного чтения».

А вот один из вариантов проведения тематической недели «Великое русское слово»:

  • уроки нестандартной формы «Путешествие в мир русского языка», «Путешествие в мир литературы»;
  • выставки рисунков и репродукций;
  • школьные олимпиады по русскому языку и литературе;
  • викторина на лучшее знание произведений А. П. Гайдара;
  • утренники 5-6 классов «Среди гайдаровских героев»;
  • состязание чтецов 5-11 классов «Любимые строки»;
  • конкурсы:
  • на самого грамотного ученика школы;
  • на лучшую тетрадь по русскому языку;
  • на лучшую стенгазету по теме недели;
  • на лучшего знатока орфоэпии;
  • на лучшую книжку-самоделку;
  • на лучшее наглядное пособие, выполненное детьми;
  • на лучшую перфокарту;
  • на лучший кроссворд, чайнворд, ребус по теме недели;
  • на лучшую грамматическую сказку и другие.

Такая насыщенность недели, многообразие конкурсов позволяют вовлечь в это мероприятие свыше 400-500 учащихся, сделать мероприятие поистине массовым.

Отдельные модули комплексно-целевой программы «Воспитание творческого читателя» предусматривают работу с детьми разного возраста, разного уровня развития.

Для целенаправленной работы с учащимися, обладающими языковым чутьём, литературно-творческими задатками, высоким уровнем общих способностей, разработана подпрограмма «Ранний восход».

Для «проблемных» детей, испытывающих затруднения как в учении, так и в общении, для нездоровых, социально незащищённых учащихся предусматривается подпрограмма «Исцеление».

Мы предполагаем, что организация «жизни в языке» и специальная программа по книготерапии могут способствовать реабилитации «проблемных» детей, поскольку возвращают их мир гармонии, согласия с собой.

Подобную программу можно рассматривать как попытку интегрировать основное и дополнительное образование, «восполнить основное образование до целого» (В.И.Слободчиков)20 в масштабах одной конкретной школы. Однако перенос опыта в иные условия, модификация для других образовательных учреждений продемонстрировали эффективность и технологичность программы.

Каков же результат? «Это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя»21.

Иными словами, главный результат работы по программе «Воспитание творческого читателя» – «взращивание» читательской активности как естественного состояния ребёнка-исследователя; создание условий для естественной творческой самореализации детей, а значит – для проявления ими природной одарённости.

Источники:

1. Цит. по кн. :Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.С.3.

2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. С.28.

3. Там же.

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.10.

5. Там же.

6. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения/ В.Ф.Чертов и др. – М.: Дрофа, 2006. С.5.

7. Там же. С.6.

8. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера – история. – М., 1996. С.21.

9. Маранцман В.Г. Из лекции на городском семинаре учителей-словесников города Краснодара 28 июня 2005 года. Стенографическая запись.

10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.49-50.

11. Там же. С.10.

12. Там же. С.70-140.

13. См.: Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников. В кн.: Методика преподавания литературы/ Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч.Ч.1.- М.: Просвещение, ВЛАДОС.1994.

14. Там же. С.71.

15. Там же. С.80.

16. Слободчиков В.И. Проблемы и перспективы отечественного инновационного образования // Интеллект будущего, 2008, № 3. С.16-17.

17. Михайлов Ф.Т. Из лекции на краевом семинаре «Эврика» в городе Краснодаре 15.05.2000г. Стенографическая запись.

18. Маранцман В.Г. Из лекции на городском семинаре учителей-словесников города Краснодара 28 июня 2005 года. Стенографическая запись.

19. Там же.

20.Слободчиков В.И. Проблемы и перспективы отечественного инновационного образования // Интеллект будущего, 2008, № 3. С.16-17.

21. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003.С.48.

Наши новости:

Разместить свою публикацию