Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96416

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Имидж и лидерские качества директора школы в современном образовательном процессе.

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МОУ "Основная школа №3 г.Малоярославец Калужской области", г.Малоярославец Калужской области

Цель: Изучение проблемы формирования имиджа руководителя современного образовательного учреждения.

Задачи: 1.изучить состояние заявленной проблемы в современной литературе по управлению образовательными системами; 2.изучить роль имиджа руководителя в управлении персоналом; 3.охарактеризовать место имиджа руководителя современного образовательного учреждения, его структуру и подходы к формированию.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы управленческой политики директора образовательного учреждения в условиях внедрения инновационной модели системы образования. Раскрываются особенности трактовки понятия «лидерства» и «имиджа» главного управленца образовательного учреждения. Особое внимание уделено анализу основных направлений деятельности руководителя-лидера.

Ключевые слова: лидер, не лидер, имидж, управление образовательным учреждением, управленческие решения, инновационная деятельность в системе образования.

ИМИДЖ И ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА ДИРЕКТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что имидж руководителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной деятельности. Имидж – (от английского image) – образ, облик, изображение. Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности.

Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

Это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой.

В последние годы значение имиджа в деловом общении в целом все более возрастает. Понятие имиджа в педагогической литературе определяется по-разному для разных учреждений и организаций. Но все-таки чаще всего понятие «имидж» применяют к личности, к образу человека, от суммы впечатлений к которому в сознании людей складывается определенное отношение.

Если же говорить об организации, учреждении, то важную роль здесь играет личность руководителя, потому что часто именно по его личности судят об организации в целом. Поэтому проблема формирования имиджа является значимой и актуальной для современных директоров.

Для того чтобы правильно сформировать собственный имидж, руководитель должен придерживаться ряда правил. Анализу методов формирования имиджа, существующих в настоящее время, и посвящена данная работа.

Настоящим лидером признан тот, кто «способен придать особую значимость деятельности коллектива, не заставив его членов менять свое поведение, а дав им возможность прочувствовать и понять смысл своего назначения» [3].

Анализ исследований по вопросу управления образовательным учреждением позволяет выделить следующие направления деятельности руководителя-лидера:

- осознание необходимости преобразований образовательного учреждения, поиск, накопление, концентрация ресурсов для ее развития. Лидер-реформатор мотивирует своих сотрудников в поиске новых путей развития и совершенствования коллектива. Большую роль может играть лидер-директор-реформатор в управлении деятельностью учителей по изменению отношений учеников и родителей к образованию.

-видение перспектив своей деятельности. В качестве необходимого компонента профессиональных обязанностей директора как лидера важно отметить умение формировать цели и задачи образовательного учреждения, предпринимать шаги по их выполнению; участвовать в подборе и назначении педагогического персонала; обеспечивать равноправное распределение нагрузки учителей по замене своих коллег, учитывая их расписание и дополнительные обязанности.

-определение перспектив развития образовательного учреждения для членов педагогического коллектива. Директор организует работу всего коллектива так, чтобы работа каждого учителя имела своей целью достижение долгосрочной цели. Директор выступает как источник инноваций с высокой степенью личного продуцирование идей (выработка, изобретение, придумывание, догадка и т.д.). В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости. Ценным управленческим решением является обеспечение информации о текущей работе коллектива с видом на перспективу, руководство и участие в любых мероприятиях национальной системы аттестации учителей, обеспечение доступа преподавательского состава к информации о политике органов образования в области развития учительства.

-культурообразовательная роль лидера в развитии коллектива.Культурообразовательное лидерство означает понимание реалий человеческой природы, принятие концепции профессиональной свободы в соответствии с установленными нормами и ценностями, что, в свою очередь, обеспечивает позитивный нравственный порядок. Воспитательная работа директора образовательного учреждения должна быть направлена наорганизацию воспитательной работы; определение мер по обеспечению самодисциплины, правильного отношения к учению, уважительного отношения к администрации, регулирование поведения учащихся согласно установленным нормам поведения.

-организация корпоративного принятия решений в соответствии с требованиями национальных и местных образовательных органов. Педагогический персонал образовательного учреждения во главе с директором обладает достаточной властью и ответственностью за определенный уровень организации учебно-методической и организационной работы. Особо поощряется поддержка и обеспечение высокого уровня сотрудничества между учителями, учениками и родителями. Так, в МБОУ «Гимназия 6» г. Казани такое сотрудничество имеет место не только при преподавании дисциплин, но и при организации внеклассной учебной работы, где широко используются проектные (в том числе модульные и имитационные) технологии обучения, распространена практика работы междисциплинарных проектных исследовательских групп.

Установление тесных связей с управленческим органом образовательного учреждения, властями, другими образовательными учреждениями - существенный элемент профессионального умения управлять и координировать работу в качестве главного должностного лица образовательного учреждения. Кажется, обязательным разработка рекомендаций и оказание помощи управлению образовательного учреждения в осуществлении его функций, включая проведение собраний, заседаний, учебно-методических комиссий, составление отчетов и докладов в соответствии со своими функциями; обеспечение связей с внешней средой, поддержание тесных связей с учебными заведениями дальнейшего образования.

-умение сочетать разные типы управления образовательным учреждением: технический, гуманистический, образовательный и культурообразовательный. Под техническим стилем управления подразумевается способность планировать, организовывать, координировать и программировать работу коллектива, принимать участие в аттестации, согласованной с национальным стандартом, определять сферы для дальнейшего повышения квалификации учителей. Гуманистический стиль включает: создание и поддержание высокого нравственного уровня членов коллектива, поощрение творческого роста учителей, формирование благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе, защита интересов своего коллектива, своих работников, учащихся. Образовательный стиль означает способность работать с персоналом и определять потребности учеников, разрабатывать учебный план и обеспечивать руководство в его выполнении, проверку работы и организацию образовательного учреждения, оценку стандартов учения и обучения в образовательном учреждении, обеспечение необходимых стандартов профессионального мастерства каждого из членов образовательного сообщества.

Инновационные подходы в организации учреждений образования подразумевают, что жизнедеятельность их основана на постоянных и продуктивных инновациях, ориентированных на перспективу. В таких образовательных учреждениях члены педагогического коллектива имеют возможность выражать свои мысли, инициировать проекты как образовательные, исследовательские, так и воспитательные. Руководитель такого образовательного учреждения - не просто управленец, а равный среди партнеров, выступающий катализатором совместной деятельности по разработке и имплементации творческих проектов. Лучшим показателем и оценкой качества функционирования такого инновационного учреждения является уровень подготовки выпускников. Это один из параметров, по которому можно судить о конкурентоспособности учреждения, о результативности деятельности педколлектива в целом, директора, в частности. Конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения оценивают родители, сами выпускники, учреждения системы дальнейшего образования. С одной стороны, качество подготовки выпускника образовательного учреждения - потенциального абитуриента вуза - определяется на основе образовательных стандартов, которые затрагивают все аспекты деятельности образовательного учреждения. С другой стороны, нельзя не сказать о качестве условий, влияющих на подготовку старшеклассника. К таким условиям относят, как правило, профессиональную педагогическую подготовленность преподавательского состава, информационное, научно-методическое, нормативно- правовое и материально-техническое обеспечение учебного заведения, уровень руководства деятельностью образовательного учреждения и качество ее управленческого аппарата [1].

Таким образом, директор образовательного учреждения является катализатором всей образовательно-воспитательной деятельности педколлектива. Лидерскую функцию директора образовательного учреждения следует понимать не как самостоятельную управленческую функцию, а как алгоритм деятельности руководителя образовательного учреждения в условиях постоянно обновляющейся ситуации. Основными составляющими лидерской функции можно считать личностные качества руководителя, уровень зрелости коллектива, возглавляемого им, состояние окружающего социума, управленческую компетентность и культуру директора образовательного учреждения.

Литература:

1. Драндров, Г.Л., Тумаров Т.Б. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(19) 2011. С.1. ISSN 2070 4798 [Эл.ектронный ресурс].Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/magazin/2_11/2_2011_04.pdf (Дата обращения 24.05.2017г.)

2. Золотарева, А.В., Красовский, Р.М., Кузьмичева, О.В., Морозова, В.С., Сарафанова, И.Е. Компьютерный тест оценки конкурентоспособности менеджера-выпускника вуза [Текст]: методическое пособие / А.В. Золотарева, Р.М. Красовский, О.В. Кузьмичева, В.С. Морозова, И.Е. Сарафанова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 126 с.

3. Конаржевский, Ю.А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя школы и учителя. - Челябинск, 1989. 5. Константинова В.Г.. Феномен имиджа в научных исследованиях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-imidzha-v... (дата обращения: 27.05.2017 г.)

4. Константинова В.Г.. Феномен имиджа в научных исследованиях // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-imidzha-v... (дата обращения: 27.05.2017 г.)

5. Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. -416 с.

6. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. С. 7-30. // [Эл.ектронный ресурс]. Режим доступа: http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z000003... (Дата обращения 24.05.2017 г.)

7. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. ([Эл.ектронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klex.ru/c5u (Дата обращения 27.05.2017 г.

Наши новости:

Разместить свою публикацию