Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие познавательно – творческой активности дошкольников средствами организации работы с макетами.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска, г.Тобольск Тюменская области

Цель: Развитие познавательно – творческого потенциала детей посредством создания и использования макетов.

Задачи: В процессе макетирования развиваются компетентностные умения и навыки: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Развитие познавательно – творческой активности дошкольников средствами организации работы с макетами.

Федеральные Государственные Требования и последующий за ними ФГОС дошкольного образования направлены на создание оптимальных условий развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их.
Современное образование часто носит репродуктивный характер и это негативно сказывается на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. Создание макетов, по нашему мнению, способно решить эту проблему, так как стержнем такой формы работы является исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Макетирование бытует в педагогической практике, но не всегда педагоги используют весь потенциал данной технологии. Преимущественно макеты рассматриваются как игровая среда, в которой можно развернуть различные сюжеты. А ведь работа с макетами предоставляет воспитанни­кам большие возможности для раз­вития и творчества, а педагогам для организации совместной и самостоятельной детской деятельности по реализации образовательных задач.

Макеты игрового пространства бывают двух типов:

1. Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них (кукольный дом, крепость-замок, дворец);

2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся на этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).

Рассмотрим этапы работы с макетами:

1. Подготовка и сбор информации и материала для создания макета. Обогащение личного опыта де­тей -проведение бесед; чтение ху­дожественной литературы; рас­сматривание репродукций картин, иллюстраций; прогулки, экскурсии.

2. Разработка и изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. При изготовлении макета дети уточняют, расширяют и систематизируют представления о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы.

Персонажи, дополнительные эле­менты, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета, изготавливаются в процессе со­вместной продуктивной деятельно­сти. Используется бумага, картон, проволока, пластилин, соленое тесто, природный и бросовый материал.

Занятия по изобразительной дея­тельности и конструированию можно сопровождать му­зыкой, песнями, создавая особую эмоциональную атмосферу, кото­рая стимулирует увлеченность и творческую активность.

3. Непосредственно игровая деятельность в игровом поле макета.
Игровое пространство дополне­но новым материалом (использу­ем предметы-заместители); вместе с воспитанниками придумываем рассказы, сказки, которые служат иг­ровыми сюжетами (например, на прогулке сочиняем сказку о при­ключениях желтого листочка или историю про снежинку).
Также в процессе работы с макетами закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, геометрические формы и др.
Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что каждый этап работы с макетами обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

Использование игровых макетов в предметно - развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи нескольких областей. Например, макет «Дорожное движение» предполагает интеграцию следующих областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Макет, созданный совместно с детьми, долго служит хорошим наглядным материалом. Следует отметить, что макеты являют­ся полифункциональным привлека­тельным игровым пространством и более мобильны.

Макетирование способствует развитию речи, так как при изготовлении макетов дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. В процессе изготовления макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук – все это способствует сенсорному развитию дошкольников. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).

Таким образом, макет – это форма организации образовательного пространства, которая способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Макетирование помо­гает детям больше узнать о приро­де, космосе, познакомиться с историей родного края, страны, а педа­гогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не дога­дывались». У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.

Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

Игры с макетами - одно из любимых занятий наших воспи­танников, которое объединяет во­круг себя семью, ребенка и дет­ский сад.



Наши новости:

Разместить свою публикацию