Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Полугодовая контрольная работа по литературе. 10 класс.

Дата публикации:

Автор:
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №3" , пгт. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми

Цель: Проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта и программы.

Задачи: Данная работа представляет собой сочинение-рассуждение на литературную тему. Учащимся предложено несколько тем на выбор. Учащийся выбирает только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем пишет сочинение-рассуждение на эту тему. Разрешается пользоваться орфографическим словарём.На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут.

Годовая контрольная работа по литературе. Сочинение. 10 класс.

Темы сочинений:

  • «Война: подвиг и преступление».
  • Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
  • «А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов…» (М.И. Цветаева).

2.Жизнь – это череда выборов.

3.Может ли поражение стать победой?

4.«Город пышный, город бедный…» (по произведениям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя).

5.«Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

6.Дом – это место или состояние души?

КОДИФИКАТОР

Таблица 1

Перечень элементов содержания, проверяемых годовой контрольной работой по литературе.

Код элементов

Элементы содержания

1. Сведения по теории и истории литературы

1.1

Художественная литература как искусство слова

1.3

Художественный образ. Художественное время и пространство

1.5

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

1.7

Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

1.9

Деталь. Символ. Подтекст

1.10

Психологизм. Народность. Историзм

1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12

Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13

Стиль

1.15

Литературная критика

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.6

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

5.2

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

5.4

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

5.5

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

5.11

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

5.12

Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

6 Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Таблица 2

Код требования

Требования к уровню подготовки 10-классников

1

Знать/понимать:

1.1

образную природу словесного искусства;

1.2

содержание изученных литературных произведений;

1.3

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5

основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

1.6

основные теоретико-литературные понятия

2

Уметь:

2.1

воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественного времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7

сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.8

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

2.9

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10

писать сочинения на литературные темы.

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1

создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2

участия в диалоге или дискуссии

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительной работы по литературе. 10 класс.

1. Назначение работы: проверить общий уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта и программы.

2. Характеристика структуры и содержания работы

Данная работа представляет собой сочинение-рассуждение на литературную тему. Учащимся предложено несколько тем на выбор. Учащийся выбирает только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем пишет сочинение-рассуждение на эту тему. Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

3. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут

4. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении работы разрешается использование орфографических словарей.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Критерии оценивания сочинения:

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таблица

отметка

соответствие критериям

количество баллов

«5»

Работа соответствует всем пяти критериям

5 баллов

«4»

Отсутствие одного из критериев №3-5

4 балла

«3»

Отсутствие двух-трёх критериев №3-5

3 балла

«2»

В сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные)

0 баллов

Учащийся получает «незачет» по критериям №1 и №2

0 баллов

Наши новости:

Разместить свою публикацию