Занятие по теме «Кто это такая, вся горит, как золотая?»
Цель занятия:
Научить детей лепить из солёного теста лисичку. Закрепить приёмы лепки овал, колбаска, шар, прищипывание, соединение деталей поделки между собой.
Задачи занятия:
Учебные:
- Формировать умения и навыки работы с соленым тестом.
- Научить детей составлять несложную композицию из соленого теста.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся:
- любовь к природе;
- желание наблюдать за объектами природы;
- аккуратность и трудолюбие;
- стремление закончить начатое;
- творческое начало в деятельности ребенка.
Развивающие: Развивать у учащихся:
- психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь);
- художественный вкус и творческие способности;
- эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.
Тип занятия: сообщение нового материала, комбинированное с использованием ИКТ - технологий.
Методы: наглядный, словесный, проблемный, метод самостоятельной работы.
Материалы и оборудование
Для педагога: Образец изделия. Иллюстрации произведений декоративно-прикладного творчества из солёного теста. Презентация Power Point.
Для учеников: разноцветное соленое тесто, стеки, баночки с водой, кисточки, деревянные зубочистки, клеенки на стол, ситечко, влажные салфетки, валики для раскатывания теста, целлофановые пакеты для теста, картон, раздаточный материал с вопросами.
План занятия:
- Организационная часть.
- Настрой на мотивацию.
- Практическая работа:
- Уборка рабочего места.
- Рефлексия
- Физкультминутка.
- Разгадывание загадок.
- Сообщение педагога «Краткая информация о лисе».
- Изучение образца (Слайд 8).
- Изготовление лисички.
- Подготовка рабочего места.
- Повторение правил безопасной работы.
- Изучение образца.
- Изготовление лисички.
IV.Физкультминутка.
VI. Подведение итогов.
Ход занятия
Доска оформлена фотографиями поделок из соленого теста. На рабочих столах – наборы для работы с соленым тестом, клеенка.
I. Организационная часть.
Проверка готовности к занятию.
II. Настрой на мотивацию:
1.Разгадывание загадок
Сегодня, ребята, мы продолжим занятия по лепке из соленого теста, только вот что мы будем лепить, вам подскажут эти загадки:
Дети, кто это такая,
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой?
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала
И горлана-петуха
Унесла с собой в леса.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Но ни дыма , ни пожара.
Где-то прячется в лесах
Очень хитрая…(лиса).
О ком эти загадки? Правильно, конечно, разговор наш о лисе. Давайте вспомним, в каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? Из какой сказки эти слова, кто мне ответит?
Эта рыжая кума
Всех обидеть готова.
Утащила Петушка,
Пришлось коту спасать дружка. («Кот, петух и лиса»)
Зайку выгнала из дома
И сидела на печи.
Лапки грела, песни пела,
С чаем ела калачи. («Заюшкина избушка»)
Надоело жить одной,
Стала вдруг она женой
Того самого Кота,
Что в лесу в мешке нашла. («Кот и лиса».)
Это что за шум и треск?
В нору кто это полез?
Кто кричит: «Ой, помогите!
Ой, собак всех заберите!»
А собаки из норы
Уж тащат рыжий хвост лисы… ( «Лисичка со скалочкой»)
Какие ещё сказки вы мне назовете, где говорится о лисе? (Ответы детей: «Колобок», «Теремок», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Сказка о коте и петухе», «Заяц и лиса» и другие). (Слайд 2,3,4 )
Какими чертами характера наделяет народ в сказках лису? (Ответы детей), так ли на самом деле?
Почему, как вы думаете, люди, сочиняя сказки, считали лису хитрой, коварной? (Ответы детей)
Почему она «модница» и «красавица»? (Ответы детей)
2. Сообщение педагога.
Конечно, лиса обыкновенный зверь, но с необычными повадками, и когда люди приписывают ей человеческие качества, конечно, это ошибочное представление, но оно вызвано, главным образом, ее умом и сообразительностью (Слайд 5). Из-за своей великолепной рыжей шкурки красная лисица стала самой желанной добычей для охотников и ей приходится приспосабливаться к самым неблагоприятным условиям, чтобы спастись. Свое логово она устраивает в дупле дерева, в норе, покинутой барсуком, живет даже в мусорных кучах на окраинах больших городов. Но, где бы лисица ни селилась, она обязательно позаботится, чтобы в ее жилище было больше одного выхода и в минуту опасности моментально скроется в лесу. Умение приспосабливаться позволяет красной лисице добывать пищу в любой среде обитания. Если ей не попадаются грызуны, насекомые и птицы, которыми она привыкла питаться в лесу, она довольствуется объедками с человеческого стола и даже останками погибших животных. Охотится лисица в основном ночью, разве что зимой голод заставляет ее покидать свое логово даже при свете дня (Слайд 6). Лисица очень искусный охотник. Она владеет целым набором охотничьих уловок, в том числе умеет притворяться мертвой: когда жертва из любопытства подходит к ней вплотную, лисица внезапно «оживает» и набрасывается на добычу.
Ребята, кто мне расскажет, чем питаются лисы в поле и лесу? Верно, насекомыми, ежами, ужами мелкими грызунами и даже ягодами. Легко ли выжить лисе в холодную зиму? Верно, ребята, очень трудно и потому лиса с риском для своей жизни идет к жилью человека.
III. Практическая работа:
- Подготовка рабочего места.
- Повторение правил безопасной работы (Слайд 7).
Сегодня мы будем лепить из соленого теста лисичку, она у нас красавица и модница, наша лисичка пришла из сказки, мы попытаемся наделить ее игривым характером, это мы сделаем с помощью украшений, которые будут на лисичке. На шею мы ей наденем красивые бусы, в лапке она будет держать цветок. Вы можете сами придумать ей какой-то наряд. Глаза у нашей плутовки голубые и с ресничками, которые мы сделаем используя зубочистку. Наша лисичка будет улыбаться.
Для работы нам понадобятся инструменты и приспособления, лежащие у вас на столах, и соленое тесто, которое вы заранее приготовили дома по следующей рецептуре: 2 стакана муки, 1 стакан соли «Экстра», 1 стакан воды (Слайд 9). Чтобы тесто получалось цветным, что, ребята, нужно сделать? Правильно, в процессе замешивания в него мы добавляем гуашь того цвета, который нам нужен.
Давайте вспомним, как лепить из соленого теста. Из теста лепят почти так же, как из пластилина или из глины. Шарики катают в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. Для того, чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Необходимо брать немного воды, чтобы тесто не размякло и не липло к рукам. Аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь. Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет, поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых целлофановых пакетах. Каждый раз берите столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.
Разделим кусок оранжевого теста на три равные части, одна часть – это для хвоста, раскатаем ее в колбаску и немного сплющим, сделаем концы острыми. Второй кусок теста - это будет тело лисички. Третий кусок разделим на две равные части и сделаем голову из одной, а лапы из другой половины. Соединим все детали с помощью кисточки, смоченной водой; (Слайд 10).
(Слайд 11).
Из белого теста с помощью ситечка сделаем для лисички челку и присоединим ее к голове с помощью кисточки, смоченной водой
(Слайд 12)
Украсим лисичку бусами, браслетами, бантами, вылепим цветок.
(Слайд 13)
Положим вылепленные детали композиции на просушку.
Дети могут лепить лисичку индивидуально и в группе из двух, трех человек, кто-то лепит голову лисы, кто-то – тело, лапы, кто-то украшения для лисы.
Через 20 минут от начала занятия для снятия напряжения мышц, переключаем внимание детей с одной деятельности на другую, то есть проводим физкультминутку. Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
На лужок пришли лисята,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок!
V. Уборка рабочего места.
VI. Рефлексия.
Какие знания, из ранее приобретённых вами, использовали сегодня на занятии?
Что нового вы узнали о лепке из солёного теста?
Что было сложнее всего?
Что надо сделать, чтобы в следующий раз творческая работа получилась лучше?
Ребята, посмотрите, каких замечательных лисичек мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но все лисички получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки, сделанные своими руками. Все молодцы. Спасибо за работу.
VI. Подведение итогов.
Понравилось ли вам наше занятие сегодня? Какие чувства оно у вас вызвало? (На столе у детей подсказки.)
Я доволен.
Я благодарен.
Мне приятно.
Мне скучно.
Мне грустно.
Мне понравилось.
Это задание является итогом урока.