Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»
Отдел декоративно-прикладного творчества.
Методическая разработка.
«Использование репродукций картин известных художников в процессе обучения изобразительному искусству.
Продуктивность принципа наглядности»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
– руководитель изостудии «Акварель»
Высоцкая Вероника Владимировна
Воронеж 2016
- Введение.
- Система композиционного анализа была заимствована в учебном пособии под редакцией Н. М. Сокольниковой (Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. – Обнинск: Титул, 2000.), однако значительно расширена и дополнена педагогом изостудии «Акварель».
Изобразительная деятельность присутствует как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования. В рамках таких объединений как изостудии, студии эстетического развития она является основной.
В изостудии «Акварель» Центра творчества детей и юношества «Радуга» города Воронежа изобразительное творчество является основным видом деятельности воспитанников.
Обучение рисованию строится на многих важных педагогических принципах: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи теории с практикой и другие.
Основным принципом можно считать принцип наглядности. Давно доказано, что человек получает 80% информации в жизни через зрение. Таким образом, при обучении рисованию это становится основополагающим. Можно даже с уверенностью утверждать, что в данном случае процентное соотношение визуального восприятия информации увеличивается.
Демонстрационный материал становится для воспитанников одновременно и учебным пособием, и вершиной мастерства, к которому следует стремиться, своеобразным образцом работы.
Реализация принципа наглядности на занятиях изостудии «Акварель».
Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проводил, какие бы цели и задачи он не ставил. Будет ли это рисование с натуры, по воображению и памяти, или рисование по образцу – в любом из перечисленных случаев необходим наглядный материал.
Перечислим основные средства и формы работы, позволяющие осуществить принцип наглядности в рамках занятий в изостудии «Акварель»:
Рисунок педагога на доске в процессе объяснения темы;
Демонстрация схематических рисунков и таблиц;
Использование рисунков и таблиц методической последовательности работы над изображением;
Демонстрация репродукций картин и рисунков мастеров;
Применение плакатов с изображением цветового круга, палитры, схем смешения цветов и т.д.
Демонстрация рисунков других учеников (как положительных, так и с недочетами);
Применение тематических презентаций к занятию, демонстрирующих поэтапную работу над композицией или изделием декоративно-прикладного творчества;
Демонстрация видео-роликов, раскрывающих технику работы с карандашом и кистью, другими материалами;
Коллективный просмотр работ в конце каждого занятия (позволяет сравнить рисунки, выявить положительные стороны, недочеты, пути их исправления);
Организация периодических тематических внутренних выставок (что позволяет увидеть достижения других воспитанников, уровень и качество работ).
Особым место в организации занятия изобразительной деятельности и объяснении учебного материала занимает демонстрация репродукции картин известных художников.
2.Использование репродукций картин известных художников в процессе обучения изобразительному искусству.
Каждый из вышеперечисленных примеров реализации принципа наглядности имеет свою цель в процессе обучения. Однако, применение репродукций картин известных художников – это важнейший этап работы в образовательном процессе.
Важно разобраться, какие цели и задачи достигаются при этом, какие репродукции могут стать примером для обучающихся для лучшего усвоения материала.
2.1.При объяснении любой темы репродукции картин позволяют познакомить воспитанников с яркими, известными произведениями и их авторами, что обеспечивает знакомство учеников с основами истории изобразительного искусства. Воспитанники знакомятся с именами известных персоналий, их биографическими данными, самыми известными произведениями, тематическим и композиционным выбором известных мастеров.
Примеры:
2.2.При изучении жанра морского пейзажа воспитанники знакомятся с произведениями И. К. Айвазовского, с теоритическим понятием – художники маринисты, самыми известными полотнами. На примере картин этого художника более наглядно можно показать ученикам различные состояния моря, цветовые особенности в зависимости от времени суток, детали, которыми можно наполнить свои композиции.
2.3.При изучении жанра пейзаж в помощь педагогу могут быть репродукции картин таких художников, как: И. И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. И. Левитан, В. Д. Поленов и других. Благодаря наследию этих мастеров маленьким художникам можно продемонстрировать многогранность данного жанра, композиционные и цветовые особенности, смысловые акценты, которые расставили в своих картинах великие мастера.
2.4.При изучении жанра натюрморт, следует уделить внимание работам таких мастеров, как К. С. Петров-Водкин, И. И. Машков, И. Грабарь, П. Сезанн. На примере репродукций важно отметить, что все художники по-разному могут писать одинаковые на первый взгляд предметы. Это поможет формировать индивидуальный подход и творческое лицо воспитанников, познакомить с разными стилями написания натюрморта.
Репродукции картин помогают не только познакомить с жанрами живописи, но и с некоторыми техниками исполнения работ, стилями.
2.5.При изучении той или иной техники, материала, с которым предстоит работать воспитанникам так же важно продемонстрировать, что и великие мастера безупречно владели этой техникой. Так, например, основной материал, с которым работают даже самые маленькие воспитанники – это акварельные краски, однако мало кто из них имеет представление о том, что многие художники писали акварелью свои работы и достигли больших высот. Примером могут быть репродукции акварелей А. Дюрера, К. Брюллова, В. И. Сурикова и др. В данном случае визуальный ряд очень важен, ведь воспитанники смогут усвоить, что не стоит недооценивать такой доступный, на первый взгляд, материал, как акварельные краски – они тоже могут стать верным спутником и помощником художнику.
2.6.Для воспитанников 1-2 года обучения в программу внесены задания, которые они выполняют в технике пуантилизма (точками). Здесь в помощь педагогу репродукции картин Ж. Сёра и П. Сезанна, которые создавали целые картины в данной стилистике.
2.7.Так же, репродукции картин великих художников помогут любому педагогу объяснить воспитанникам такие понятия, как: теплая и холодная цветовые гаммы, колорит, силуэт, контраст, тональность цвета, композиционный центр, динамика в композиции, первый, второй и последующие планы в картине, воздушная перспектива, детализация и др. Выбор необходимых репродукций картин в данном случае может быть свободным, важно только лишь, что бы выбранные репродукции наглядно демонстрировали то или иное новое понятие с которым впервые встречаются воспитанники.
3.В учебной программе изостудии «Акварель» в четвертом годе обучения вводится так называемый «композиционный анализ». Это комплекс заданий, в ходе которого воспитанники не просто знакомятся с произведениями великих мастеров, а учатся их анализировать, с помощью системы условных знаков.
3.2.Обучение композиционному анализу начинается со знакомства с условными символами (карточками), которые обозначают те или иные понятия, которые присутствуют почти в каждой картине или рисунке. (Приложение 1).
3.3. Следующий этап – это когда воспитанник с помощью этих карточек анализирует предложенную ему картину того или иного художника. (Приложение 2). При этом взгляд воспитанника на произведение мастера меняется, он уже не просто созерцает произведение искусства, а пытается, анализируя понять замысел художника и возможные пути его реализации. Это однозначно помогает в дальнейшем анализировать свои работы при их создании. В целях закрепления навыков данного вида работы, педагог может предложить воспитанникам таким же образом составить композиционный анализ работ друг друга.
3.4.Заключительным этапом изучения композиционного анализа, который строиться исключительно на работе с репродукциями картин художников, становится индивидуальное творческое задание для воспитанника. Педагог дает с помощью тех же карточек - символов дает задание, а воспитанник согласно этому заданию выполняет рисунок. Таким образом, процесс анализа – рефлексии своей деятельности в сознании воспитанника начинается не в конце занятия и даже не в средней его части, а сразу же. (Приложение 3).
4.Заключение.
Таким образом, знакомство с картинами великих художников в рамках обучения изобразительному искусству не только возможно или необходимо, но еще и полезно для восприятия основной терминологии, приемов и техник выполнения работ. В любом случае произведения великих мастеров всегда останутся примером для маленьких учеников, а продуктивность развития эстетического вкуса возрастает многократно, тренируется зрительная память, воспитанники учатся воспринимать информацию не только из уст педагога, но и визуально; учатся анализировать, а не только бездумно созерцать. Ведь в современной системе образования отмечено, что так необходимо направить ученика, дать ему вектор развития, помочь сориентироваться и проявить себя. Все это возможно сделать успешно реализуя принцип наглядности на занятиях изобразительного искусства.
Приложение 1.
Карточки для анализа композиционного строя
- Формат:
- Пространство:
- Композиционный центр
- Симметрия и асимметрия.
- Равновесие:
- Статика и динамика:
- Ритм:
- Контраст: 9. Светотень:
А. Вертикальный | Б. Горизонтальный |
В. Квадрат | Г. Овал |
А. многоплановая композиция | Б. Одноплановая композиция |
А. По центру |
Б. Смещен вниз |
В. Смещен вправо |
Г. Смещен влево |
А. Симметрия | Б. Асимметрия |
А. Уравновешенная композиция | Б. Неуравновешенная композиция |
А. Статика | Б. Динамика |
А. Однообразный ритм | Б. Разнообразный ритм |
- Цветовая гамма:
- Декоративность:
- Открытость и замкнутость композиции:
- Целостность и раздробленность:
- Колорит (воспитанники 2-3 мазками воспроизводят колорит произведения)- примеры:
- Перспектива:
- Многофигурная композиция:
А. Теплая цветовая гамма | Б. Холодная цветовая гамма |
А. Открытая композиция | Б. Замкнутая композиция |
А. Раздробленная композиции | Б. Целостность композиции |
|
|
А. Воздушная | Б. Линейная |
Приложение 2.
Пример композиционного анализа картины В. Сурикова «Боярыня Морозова»:
| |||||||
| |||||||
Приложение 3.
Пример выполнения задания воспитанником по изначально заданному композиционному анализу. | ||||||
|
| |||||