Дистанционный образовательный проект
«Загадки топонимики»
как одно из средств формирования метапредметных умений обучающихся
Овчинникова Л.И
МОБУ «Гимназия №3»
г. Кудымкар, Пермский край
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели»
Аристотель
Главные задачи современной школы – «раскрытие способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Новые стандарты образования в качестве приоритетных направлений определяют формирование предметных, метапредметных и личностных достижений, ведущими их которых являются коммуникативные, исследовательские и ИКТ - компетенции. Дистанционное обучение способствует решению всех этих требований и задач.
В развалинах старой крепости в центре Монголии нашли однажды каменную плиту с такими словами: «Если что-нибудь существует на свете, то оно должно иметь своё название, не может быть, чтобы что-нибудь существовало без названия». На странный вопрос, в чем сходство между нашим городом — и всей нашей планетой? Ответ будет необычайно прост: оба объекта имеют названия. Загадка про число звезд и число географических названий. Мир географии - это мир названий, мир номенклатуры. Если вдруг все названия исчезнут, мир будет немым.
Эрнана Кортеса, завоевателя Мексики попросили показать, как выглядит эта Мексика, он взял лист бумаги, скомкал, развернул и сказал – «Вот она Мексика». А что означает смысл данного географического названия? Возможно, ли это узнать в современных учебниках по географии ответ на этот вопрос. В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к сокращению в учебниках топонимической информации. Как сделать так, чтобы мир географических названий для учеников не превратился в контурную карту? Как сделать работу с номенклатурой интересной? Вот те вопросы, которые натолкнули меня на поиск.
На языке индейцев микмаков некоторые деревья названы в соответствии со звуком, который издаёт ветер, дуя сквозь них осенью через час после заката. Причём с изменением этого звука изменяются и названия деревьев.
Чему присваивают имена? Какие дают имена? Откуда приходят географические названия? Почему появились в нашей речи географические названия? Знакомство начинается с имени! А что за ним? Вот те основополагающие вопросы, которые стали строительным материалом при проектировании дистанционного образовательного проекта «Загадки топонимики».
Главная цель проекта: сформировать информационную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов; в занимательной форме изучить особенности формирования географических названий.
Концепцию курса можно выразить словами И. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое самостоятельно. Моя основная задача – помочь им раскрыться». Программа составлена на основе системно – деятельностного подхода в обучении, где в центре внимания:
- организация собственной учебной деятельности; технология самостоятельной работы, модели действий;
- работа с информацией разных видов и стилей;
- доступность для учащихся с разными способностями и возможностями.
Реализация программы осуществляется в рамках единого подхода к содержанию, и принципам конструирования дистанционного курса.
Данный образовательный ресурс состоит из 6 модулей.
Занятие №1 «В мире имён и названий»
Занятие № 2 «Истоки слов, или откуда пришли к нам такие названия»
Занятие № 3 «Формулы в географических названиях»
Занятие № 4 «Географические топонимы и их классификация»
Занятие № 5 «Имя дома твоего, или близкие незнакомцы»
Занятие № 6 Топонимическая абстракция
Структура модульных материалов включает ориентировочную часть (цели, задачи, перечень учебных элементов), информационную часть (учебные элементы, глоссарий), диагностическую часть (тесты и практические задания). Они состоят из учебных элементов.
В ориентировочной части обучающиеся знакомится с целями, задачами.
Информационная часть в данном проекте направлена на развитие читательской компетенции, совершенствованию навыков работы с информацией.
Роль информационно - организаторской функции играет лекция. В данном проекте она называется «Рассказы о топонимике профессора Глобусёнкина» и «Дневник топонимиста», «Топонимические заметки» - это «для любознательных», где приводится разнообразная интересная, познавательная информация, которая призвана мотивировать интерес к проекту.
Диагностическая часть позволяет обобщить полученные ранее умения и навыки. Очень важным ресурсом является Глоссарий - это основа работы с учебными элементами.
Главным экскурсоводом проекта является профессор Глобусёнкин, который помогает участникам проекта - это ученики 7 классов шагать по дороге науки, пройти по топонимическому лабиринту.
В ходе работы над темой вам потребуется пройти следующие этапы:
А. Ученые – теоретики. Участникам для получения данной квалификации предстоит изучить материалы теории: Дневник Топонимиста; Рассказы о топонимике профессора Глобусёнкина, Топонимические заметки.
Б. Ученые – исследователи. Участникам для получения данной квалификации предстоит выполнить практическую работу на основе анализа географических карт.
В. Ученые – экспериментаторы. Участникам для получения данной квалификации предстоит знакомство с номенклатурой и топонимическим словарем. Чтобы понять смысл названий и проследить их историю окунитесь в мир топонимических задач.
Г. Ученые – испытатели. Участникам для получения данной квалификации предстоит на основе изученного материала проверить свои знания.
Д. Ученый форум с профессором Глобусёнкиным по электронному адресу …
Планируемые результаты освоения программы курса достигаются при условии успешного решения следующих задач:
- самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний,
- разрешение проблемы
- сотрудничество
- ценностно-смысловые установки,
- самоорганизацию,
- ИКТ - компетентность
Подарить школьнику знакомство с картой как с другом и помощником на всю будущую жизнь — вот достойная задача достойного учителя по достойному предмету.
Список литературы
1.Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
2.А. В. Хуторской. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. ИОСО РАО, М., 2000, 304 с.