Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» города Белгорода
Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе
по теме:
«Словосочетание»
Опыт использования элементов
«технологии раскрепощения»
В. Ф. Базарного
на уровне основного общего образования
Разработала:
учитель русского языка и литературы
(заместитель директора)
Анцибор Оксана Александровна
2016 г.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: познакомить обучающихся со словосочетанием; показать, как строится словосочетание, развивать навыки исследовательской работы; формировать познавательную активность.
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА:
- Пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её.
- Договариваться о совместной деятельности в паре (группе), высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: обучающиеся научатся выделять словосочетания в предложении, устанавливать связи между словами, объяснять языковые явления.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | Учитель: - Ребята, я рада видеть вас на уроке, готовы ли вы добывать новые знания? (Дети отвечают). - Итак, желаю вам удачи, начнём урок. Я подготовила вам такое задание (упр.125): у доски работаю 2 человека. Чтение предложений, которые были составлены из набора различных слов (упр.125). Проверка работы. Вопросы классу или игра «Золотая рыбка», когда вопросы написаны на рыбках: -что изучает синтаксис? -что изучает пунктуация? - как связаны синтаксис и пунктуация? -сделайте выводы по выполнению домашнего задания -с помощью чего в упр.125 вам удалось построить слова в предложения? (смысловая и грамматическая связь) | Умение конструировать предложения из слов |
Учитель: -Выполним синтаксический разбор предложения, построим схему: Девочка гладила кота и наблюдала за воробьем. -выписать слова, входящие в группу сказуемого, задать вопросы от сказуемого: гладила (кого?) кота, наблюдала (за кем?) за воробьем - какой вывод можно сделать? (слова в предложении связаны между собой) - можно ли нарушить эту связь, задать вопросы от других слов? (нет, нарушится смысл, логика) -Запишите число, классная работа | Личностные результаты: 1.интерес к изучению русского языка. 2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей | |
Учитель:
- С двух сторон класса размещены слова, проанализируйте их значения, нужно их сгруппировать их (слова справа: учиться, смотреть, играть), слова слева: школа, гитара, кинофильм). -Запишите получившиеся пары (учиться в школе, играть на гитаре, смотреть кинофильм) -По какому признаку сгруппированы слова? (по смыслу). -что помогло вам в образовании этих пар? (предлоги, изменение окончаний) -что можно сделать в каждой паре слов? (задать вопрос от одного слова к другому) Посмотрите на слайд. Как звучит тема урока? (Словосочетание) Запишите тему. Предположите, что такое словосочетание. (выслушать ответы ребят) | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения | |
Учитель: -откройте параграф 26, стр.61 учебника, прочитайте название параграфа, -сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Работа Составьте план урока. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |
5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. | 1. Самостоятельное чтение параграфа учебника на стр. 61-62 (с пометками) Соотнесите прочитанное с тем, что вы предположили. 2. Что нового вы узнали о словосочетаниях? (есть главное и зависимое слово) 3.Что показалось сложным, непонятным? 4.Как вы думаете, что обозначает слово «словосочетание»? 5. Словарно-орфографическая работа: Словосочетание - слово -сочетание –чет – четное число (рус.) –чета – два (слав.) Двигательно-музыкальная физкультминутка под сопровождение презентации. | Познавательные УУД 1.Выделять главное 2.Анализировать, сравнивать, делать выводы 3.Пользоваться разными видами чтения |
6. РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ. | 1. Составление словосочетаний из диалога стр.61, -из чего строится словосочетание? (главного и зависимого слова) -какие слова являются главными? (сам. части речи - сущ., прил., глагол, наречие) -что не является словосочетанием? (сущ. с предлогом, грамматическая основа предложения - подлежащее и сказуемое) Учитель: обратите внимание, что если зависимое слово – наречие, то оно связывается с главным только по смыслу, т.к. наречие не изменяется, т.е. не имеет окончаний. Офтальмологическая минутка: работа с плакатом–схемой зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке и против часовой стрелки, по «восьмерке» (дети размещаются по кругу под тренажёром, если он на потолке) по командам учителя. 2.Словарная работа (записать слова из рамочек со стр.63-64, устно составить с ними словосочетания): стремиться, беседовать, посетить, рапорт, салют, издалека, изредка. Есть ли среди данных слов наречия? Как связаны они с главным словом? 3.Коллективное выполнение упр.128, 129, 130 с комментариями Физкультминутка «Медвежонок» - «медвежьи покачивания» (выполняется стоя или сидя) 4. Самостоятельная работа. (упр. 131(по вариантам) Офтальмологическая минутка - расслабление «пальминг» - прикрывание глаз ладонями с предложением представить что-то самое доброе и приятное…. 5. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка. - Кто сделал работу в паре, берётся за руки в паре и встаёт. 6.Диктант. Записать предложения, графически объяснить орфограммы. Выделить словосочетания по вариантам: 1 вариант – глагол + сущ 2 вариант - сущ.+прилаг. В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко. Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
7.ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ. | Устный рассказ -Что вы узнали о словосочетаниях? -Чем словосочетание отличается от слова и предложения? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д. Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет - грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его - грустный смайлик (по образцам на доске). | Коммуникативные УУД 1.Строить связное монологическое высказывание Регулятивные УУД Соотнести цели и результаты своей деятельности |
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. | П. 26, стр.61-62 учебника, упр.132, 133 (по выбору), выучить слова, помещенные в рамку на стр.63-64. |