Пояснительная записка
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие). Становление дошкольной ступени образования как неотъемлемой и полноправной ступени образовательной системы в целом необходимо для создания преемственности и реализации идеи развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Признание ведущей роли речевой деятельности в формировании готовности ребёнка к обучению основано на понимании речевой системы как важнейшей психической функции, определяющей развитие высших форм предметно-практической, коммуникативной и мыслительной деятельности ребёнка.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих различными по характеру и степени тяжести речевыми расстройствами, свидетельствуют об актуальности разработки новых эффективных направлений и методов оказания своевременной помощи в развитии речевых умений и навыков у детей 3-7 лет.
Программа рассчитана на 64 занятия, по 2 раза в неделю.
Цель: Развитие умений и навыков грамотной интерпретации и использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач у детей 5-6 лет.
Образовательные задачи:
Обогащение предметных представлений и уровня осведомлённости ребёнка, расширение кругозора.
Пополнение словарного запаса различных частей речи; дифференциация лексико- семантической системы языка по функциональному признаку.
Обогащение опыта использования в собственной речи продуктивных моделей словоизменения и словообразования.
Формирование различных типов монологической речи (описания, повествования, рассуждения)
Формирование точных звуко-буквенных связей в единстве оптико- пространственных и акустико-артикуляторных свойств.
Формирование навыков произвольной регуляции чёткости дикции и вариативного использования различных видов интонации в собственной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование умений активного и грамотного использования различных языковых средств для выражения собственных мыслей, эмоций, намерений.
Развитие простых и сложных форм звукового анализа и синтеза.
Совершенствование навыков четкости дикции.
Нормализация речевого дыхания и интонационной выразительности речи.
Совершенствование основные параметры движений артикуляторной и мелкой моторики.
Активизация и развитие навыков слухо-произносительной дифференциации акустически и артикуляторно сходных звуков.
Создание предпосылок для становления словесно – логического мышления.
Профилактика трудностей овладения письменной речью (развитие речевых и неречевых психических предпосылок формирования навыков чтения и письма).
Воспитательные задачи:
Активизация интереса к литературным произведениям детских писателей.
Приобщение к культурному наследию русских фольклорных произведений.
Воспитание чувства национальной гордости и любви к родной речи; заинтересованности к дальнейшему изучению предметов
Воспитание умения соблюдать правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитание уважения к личности и свободе мнения окружающих.
№ Темы Задачи Содержание работы Количество занятий тво
Сентябрь
1 Наши игрушки
-Выявить общее представление об игрушках выделяя, их признаки качества и действия.
- Учить составлять описательный рассказ; употреблять предлоги, согласовывая их с именем существительным.
-Развивать память слуховое внимание.
-закреплять правила обращения с игрушками.
-Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1.Игра – мотивация
«Что такое дружба?»
2.Познавательная игра «Слушай внимательно, убирай старательно»
3.Беседа об игрушках
Разрешение ситуации
4.Игра «Магазин»
5.Д\и «Отнеси игрушку, которую назову»
6 Итог занятия.
1
2 Мы-воспитанники старшей группы
-Выявить у детей умение
употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; и отчетливом произношении звуков и их дифференциации.
-Развивать внимание, память, речь.
-Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники 1Моя группа – старшая!
Старшие дети – это кто?
(беседа – рассуждение)
2.«Где я отдыхал летом?
3. Игра – «Здравствуйте!»
4.Д/и « Хлопни в ладоши»
5. Итог занятия 1
3 Пересказ сказки «Заяц –хвастун»
-Учить детей составить план пересказа.
-Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.
-Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Упражнять в образовании существительных с суффиксом –ищ.
-Воспитывать смелость, решительность. 1.Чтение сказки
2.Беседа по сказке.
Объяснение непонятных слов
Д/и «Маленький, большой, очень большой»
3 Составление плана – пересказа.
(О чем следует рассказать сначала, потом, дальше?)
4.Перессказ по плану
5.Итог занятия
11
4 «Осень наступила»
-Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.
-Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени.
-Дифференциация звуков [З],[С]
-Развивать восприятие к поэтическим произведениям о природе
-Воспитывать умение любоваться красотой осени. 1.Что такое коллективный, содержательный рассказ?
2.Составление плана
3. Д/и «Найди и назови приметы осени»
4.Составление рассказа с помощью педагога.
5Чтение стихотворений об осени.
5 Д/игра «Синица или комар» [З], [C]
6 Итог занятия
1
5 Стихотворение И. Белоусова «Осень»
-Учить внимательно, слушать.
- Обогащать речь детей прилагательными.
-Совершенствовать: диалогическую форму речи; интонационную выразительность речи.
-Помочь детям запомнить стихотворение.
-Развивать внимание и память.
-Воспитывать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста 1.Д/и «Найди приметы осени»
О чем мы сегодня будем говорить?
2.Чтение первого четверостишия.
Беседа: «Садик был…
( веселый)
-Почему садик был веселый?
-Кто изменил веселый садик?
3.Повторение четверостишия
4. Чтение детьми
5.Чтение последующего четверостишия
- Ветер, какой?
- Дорожки, какие?
6.Упражнение «Ветерок»
4 Чтение стихотворения
(очень тихо)
5. Д\и Скажи слово «Жди» - утвердительно и на распев.
6 Повтори за мной без голоса.
Чтение по желанию с помощью педагога.
11
6 Рассматривание картины
И. Левитана «Золотая осень» и составление рассказов по ней
-Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путем введения в них, определений, дополнений, обстоятельств.
-Совершенствовать умение детей составлять, рассказы, придерживаясь плана.
-Развивать речь, внимание.
-Воспитывать умение слушать рассказы товарищей, умение любоваться красотой природы.
1 Загадывание загадки
об осени. О чем сегодня будем говорить?
2. Рассматривание картины «Золотая осень»
И. Левитана
3 Беседа по картине
-Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года и время суток изобразил художник?
- Как об этом сказать одной фразой.
4Состовление рассказа по картине.
Музыкальный этюд «Осень»
5Рассказ воспитателя
6 Итог: Что мы учились составлять ? О каком времени года составляли рассказ?
11
7 Чтение рассказов Н.Носова
«Живая шляпа» «Затейники»
-Познакомить детей с новым произведением
Н. Носова
-Учить анализировать характер и поступки героев.
-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать интерес к литературе к чтению.
1. Чтение рассказов
Н. Носова
2. Беседа по- прочитанному.
«Живая шляпа»
1.Вспомнить названия произведений Н. Носова. ( по иллюстрациям)
2. Чтение рассказа Н. Носова
«Живая шляпа» и «Затейник»
- понравились рассказы?
- кому, какой рассказ понравился?
- Где происходили действия в рассказе «Живая шляпа?
-Какой отрывок вы хотели еще раз услышать?
Игра: «Узнай по голосу»
( с использованием шляпы)
Итог занятия 11
8 Чтение стихотворения
С. Маршака «Пудель».
-Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.
-познакомить с произведением-перевёртышем
-Учить детей дифференцировать звуки [С], [Ц]
-Учить понимать вопросы: что?, какой? кто? И осмысленно подбирать слова, отвечающие на эти вопросы
-Развивать внимание, мышление.
-Воспитывать любознательность. 1. Д/и «Путешествие»
2. Игра: Сколько»
3. Чтение стихотворения «Пудель» Что это - быль или небылица?
4. Беседа по произведению.
5. Найди слова отвечающие на вопрос какой?
6. Отгадай «белочка» или «водичка»
7. Итог занятия: о ком мы читали произведение? Какие слова мы научились находить?
Октябрь
9 «Учимся вежливости»
-Учить детей понимать значение вежливых слов, осмысленно их применять в повседневной жизни
-Закреплять правила вежливого поведения
-Вызвать желание вести диалог и слушать собеседника.
-формировать умение соблюдать нормы речевого этикета.
-Воспитывать положительные черты характера.
-Побуждать к добрым делам и поступкам. 1. Советы Бабы – яги.
2. Цветок вежливых слов
3. Картинки от доброго волшебника. Рассказ детей по картинкам.
4. Пословицы о добре и вежливости
5. Сказка «Колобок»
Чему учит сказка?
- послушанию и доброте.
6. Относись к людям так, как ты бы хотел, чтоб к тебе относились.
7. Дифференциация звуков «С и Ц»
8.Игра «Добрые слова»
9. Итог занятия
11
10 Обучение рассказыванию (описание кукол)
-Помочь детям составить план описания куклы;
-Учить дошкольников, составляя описание руководствоваться планом.
-Дифференцировать звуки: различать в словах звуки [С], [Ц]
-Воспитывать умение со вкусом одеваться. 1 Организационный момент
Кто к нам в гости пришёл?
2.Будьте внимательны!
Составление описательного рассказа
3. Физминутка «Наша кукла»
4Дети рассказывают о кукле школьнице, а воспитатель о малыше.
5 Д/игра «Хлопни в ладоши
6 Итог занятия 11
11 Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
- Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.
-Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана, рассуждать о ее содержании; упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему.
- Развивать внимание, память.
Дифференциация звуков [С], [Ц] выделить слова с заданным звуком из фразовой речи
-Воспитывать умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивать; - воспитывать бережное отношение к животным 1 Загадывание загадки.
2Выставляется картина
Рассматривание по вопросам воспитателя
- кто изображен на картине?
- как их можно назвать?
- Где они находятся?
- Какой лес? и т. д.
3. Музыкальная игра «Не выпусти»
муз., Т. Ломовой
4. Составление коллективного рассказа по картине
5. Итог занятия. 11
12 Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
- Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
- Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный. (обработка Карнауховой), помочь понять ее смысл.
- Развивать внимание, память, речь.
- Воспитывать интерес к русским сказкам. 1. Д/и «Какой? Какая? Какое?»
2. Игра – задание. «Подумай, про кого и про что, можно сказать крылатый, крылатая?» (мохнатый, мохнатая, - это кто, что?)
3.Физминутка
4.Чтение сказки.
5. Беседа по- прочитанному
6. Повторение вместе с детьми концовки сказки «Так они живут……»
7 Итог занятия 11
13 Заучивание стихотворения
Р.Сефа «Совет»
-Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.
-Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» научить выразительно читать его.
- Развивать фонематический слух.
- Воспитывать умение корректно выражать свое мнение. 1. Упражнения «Как я поступлю»
2. Обыгрывание ситуации.
3. Чтение стихотворения «Совет»
4. Повторение вместе с детьми (3-4 р)
5. Чтение стихотворения наизусть, (учить выражать свое мнение в корректной форме.)
6. Мнение детей . Кто лучше прочитал?
7. Д/и «Скажи быстро, медленно, громко, тихо».
8. Итог занятия.
11
14 «Литературный калейдоскоп»
-Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
- Учить логически мыслить, отгадывая загадки.
-Развивать мелкую моторику рук
-Воспитывать интерес к народной мудрости.
1. Организационный момент
2. Д/и «Жили – были»
3. Д/и «Назови сказку». Рассказ по иллюстрациям.
4. Отгадай загадку.
5. Штриховка в тетрадях.
6. Итог занятия.
11
15 Чтение стихов о поздней осени -Приобщать детей к по