Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96410

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Название публикации: Программа по дополнительному образованию в ДОУ "Речевичок" ( развитие речи для детей 5-6 лет)"

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №10", Республика Коми, г.Усинск

Цель: "Цель: Развитие умений и навыков грамотной интерпретации и использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач у детей 5-6 лет."

Задачи: "Задачи: Образовательные задачи: • Обогащение предметных представлений и уровня осведомлённости ребёнка, расширение кругозора. • Пополнение словарного запаса различных частей речи; дифференциация лексико- семантической системы языка по функциональному признаку. • Обогащение опыта использования в собственной речи продуктивных моделей словоизменения и словообразования. • Формирование различных типов монологической речи (описания, повествования, рассуждения) • Формирование точных звуко-буквенных связей в единстве оптико- пространственных и акустико-артикуляторных свойств. • Формирование навыков произвольной регуляции чёткости дикции и вариативного использования различных видов интонации в собственной речи. Коррекционно-развивающие задачи: • Совершенствование умений активного и грамотного использования различных языковых средств для выражения собственных мыслей, эмоций, намерений. • Развитие простых и сложных форм звукового анализа и синтеза. • Совершенствование навыков четкости дикции. • Нормализация речевого дыхания и интонационной выразительности речи. • Совершенствование основные параметры движений артикуляторной и мелкой моторики. • Активизация и развитие навыков слухо-произносительной дифференциации акустически и артикуляторно сходных звуков. • Создание предпосылок для становления словесно – логического мышления. • Профилактика трудностей овладения письменной речью (развитие речевых и неречевых психических предпосылок формирования навыков чтения и письма). Воспитательные задачи: • Активизация интереса к литературным произведениям детских писателей. • Приобщение к культурному наследию русских фольклорных произведений. • Воспитание чувства национальной гордости и любви к родной речи; заинтересованности к дальнейшему изучению предметов • Воспитание умения соблюдать правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми. • Воспитание уважения к личности и свободе мнения окружающих."

Пояснительная записка

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие). Становление дошкольной ступени образования как неотъемлемой и полноправной ступени образовательной системы в целом необходимо для создания преемственности и реализации идеи развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Признание ведущей роли речевой деятельности в формировании готовности ребёнка к обучению основано на понимании речевой системы как важнейшей психической функции, определяющей развитие высших форм предметно-практической, коммуникативной и мыслительной деятельности ребёнка.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Данные о ежегодном увеличении численности детей, страдающих различными по характеру и степени тяжести речевыми расстройствами, свидетельствуют об актуальности разработки новых эффективных направлений и методов оказания своевременной помощи в развитии речевых умений и навыков у детей 3-7 лет.

Программа рассчитана на 64 занятия, по 2 раза в неделю.

Цель: Развитие умений и навыков грамотной интерпретации и использования речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач у детей 5-6 лет.

Образовательные задачи:

Обогащение предметных представлений и уровня осведомлённости ребёнка, расширение кругозора.

Пополнение словарного запаса различных частей речи; дифференциация лексико- семантической системы языка по функциональному признаку.

Обогащение опыта использования в собственной речи продуктивных моделей словоизменения и словообразования.

Формирование различных типов монологической речи (описания, повествования, рассуждения)

Формирование точных звуко-буквенных связей в единстве оптико- пространственных и акустико-артикуляторных свойств.

Формирование навыков произвольной регуляции чёткости дикции и вариативного использования различных видов интонации в собственной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствование умений активного и грамотного использования различных языковых средств для выражения собственных мыслей, эмоций, намерений.

Развитие простых и сложных форм звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыков четкости дикции.

Нормализация речевого дыхания и интонационной выразительности речи.

Совершенствование основные параметры движений артикуляторной и мелкой моторики.

Активизация и развитие навыков слухо-произносительной дифференциации акустически и артикуляторно сходных звуков.

Создание предпосылок для становления словесно – логического мышления.

Профилактика трудностей овладения письменной речью (развитие речевых и неречевых психических предпосылок формирования навыков чтения и письма).

Воспитательные задачи:

Активизация интереса к литературным произведениям детских писателей.

Приобщение к культурному наследию русских фольклорных произведений.

Воспитание чувства национальной гордости и любви к родной речи; заинтересованности к дальнейшему изучению предметов

Воспитание умения соблюдать правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.

Воспитание уважения к личности и свободе мнения окружающих.

№ Темы Задачи Содержание работы Количество занятий тво

Сентябрь

1 Наши игрушки

-Выявить общее представление об игрушках выделяя, их признаки качества и действия.

- Учить составлять описательный рассказ; употреблять предлоги, согласовывая их с именем существительным.

-Развивать память слуховое внимание.

-закреплять правила обращения с игрушками.

-Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1.Игра – мотивация

«Что такое дружба?»

2.Познавательная игра «Слушай внимательно, убирай старательно»

3.Беседа об игрушках

Разрешение ситуации

4.Игра «Магазин»

5.Д\и «Отнеси игрушку, которую назову»

6 Итог занятия.

1

2 Мы-воспитанники старшей группы

-Выявить у детей умение

употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; и отчетливом произношении звуков и их дифференциации.

-Развивать внимание, память, речь.

-Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники 1Моя группа – старшая!

Старшие дети – это кто?

(беседа – рассуждение)

2.«Где я отдыхал летом?

3. Игра – «Здравствуйте!»

4.Д/и « Хлопни в ладоши»

5. Итог занятия 1

3 Пересказ сказки «Заяц –хвастун»

-Учить детей составить план пересказа.

-Учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

-Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Упражнять в образовании существительных с суффиксом –ищ.

-Воспитывать смелость, решительность. 1.Чтение сказки

2.Беседа по сказке.

Объяснение непонятных слов

Д/и «Маленький, большой, очень большой»

3 Составление плана – пересказа.

(О чем следует рассказать сначала, потом, дальше?)

4.Перессказ по плану

5.Итог занятия

11

4 «Осень наступила»

-Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.

-Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени.

-Дифференциация звуков [З],[С]

-Развивать восприятие к поэтическим произведениям о природе

-Воспитывать умение любоваться красотой осени. 1.Что такое коллективный, содержательный рассказ?

2.Составление плана

3. Д/и «Найди и назови приметы осени»

4.Составление рассказа с помощью педагога.

5Чтение стихотворений об осени.

5 Д/игра «Синица или комар» [З], [C]

6 Итог занятия

1

5 Стихотворение И. Белоусова «Осень»

-Учить внимательно, слушать.

- Обогащать речь детей прилагательными.

-Совершенствовать: диалогическую форму речи; интонационную выразительность речи.

-Помочь детям запомнить стихотворение.

-Развивать внимание и память.

-Воспитывать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста 1.Д/и «Найди приметы осени»

О чем мы сегодня будем говорить?

2.Чтение первого четверостишия.

Беседа: «Садик был…

( веселый)

-Почему садик был веселый?

-Кто изменил веселый садик?

3.Повторение четверостишия

4. Чтение детьми

5.Чтение последующего четверостишия

- Ветер, какой?

- Дорожки, какие?

6.Упражнение «Ветерок»

4 Чтение стихотворения

(очень тихо)

5. Д\и Скажи слово «Жди» - утвердительно и на распев.

6 Повтори за мной без голоса.

Чтение по желанию с помощью педагога.

11

6 Рассматривание картины

И. Левитана «Золотая осень» и составление рассказов по ней

-Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путем введения в них, определений, дополнений, обстоятельств.

-Совершенствовать умение детей составлять, рассказы, придерживаясь плана.

-Развивать речь, внимание.

-Воспитывать умение слушать рассказы товарищей, умение любоваться красотой природы.

1 Загадывание загадки

об осени. О чем сегодня будем говорить?

2. Рассматривание картины «Золотая осень»

И. Левитана

3 Беседа по картине

-Как бы вы назвали эту картину?

- Какое время года и время суток изобразил художник?

- Как об этом сказать одной фразой.

4Состовление рассказа по картине.

Музыкальный этюд «Осень»

5Рассказ воспитателя

6 Итог: Что мы учились составлять ? О каком времени года составляли рассказ?

11

7 Чтение рассказов Н.Носова

«Живая шляпа» «Затейники»

-Познакомить детей с новым произведением

Н. Носова

-Учить анализировать характер и поступки героев.

-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать интерес к литературе к чтению.

1. Чтение рассказов

Н. Носова

2. Беседа по- прочитанному.

«Живая шляпа»

1.Вспомнить названия произведений Н. Носова. ( по иллюстрациям)

2. Чтение рассказа Н. Носова

«Живая шляпа» и «Затейник»

- понравились рассказы?

- кому, какой рассказ понравился?

- Где происходили действия в рассказе «Живая шляпа?

-Какой отрывок вы хотели еще раз услышать?

Игра: «Узнай по голосу»

( с использованием шляпы)

Итог занятия 11

8 Чтение стихотворения

С. Маршака «Пудель».

-Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

-познакомить с произведением-перевёртышем

-Учить детей дифференцировать звуки [С], [Ц]

-Учить понимать вопросы: что?, какой? кто? И осмысленно подбирать слова, отвечающие на эти вопросы

-Развивать внимание, мышление.

-Воспитывать любознательность. 1. Д/и «Путешествие»

2. Игра: Сколько»

3. Чтение стихотворения «Пудель» Что это - быль или небылица?

4. Беседа по произведению.

5. Найди слова отвечающие на вопрос какой?

6. Отгадай «белочка» или «водичка»

7. Итог занятия: о ком мы читали произведение? Какие слова мы научились находить?

Октябрь

9 «Учимся вежливости»

-Учить детей понимать значение вежливых слов, осмысленно их применять в повседневной жизни

-Закреплять правила вежливого поведения

-Вызвать желание вести диалог и слушать собеседника.

-формировать умение соблюдать нормы речевого этикета.

-Воспитывать положительные черты характера.

-Побуждать к добрым делам и поступкам. 1. Советы Бабы – яги.

2. Цветок вежливых слов

3. Картинки от доброго волшебника. Рассказ детей по картинкам.

4. Пословицы о добре и вежливости

5. Сказка «Колобок»

Чему учит сказка?

- послушанию и доброте.

6. Относись к людям так, как ты бы хотел, чтоб к тебе относились.

7. Дифференциация звуков «С и Ц»

8.Игра «Добрые слова»

9. Итог занятия

11

10 Обучение рассказыванию (описание кукол)

-Помочь детям составить план описания куклы;

-Учить дошкольников, составляя описание руководствоваться планом.

-Дифференцировать звуки: различать в словах звуки [С], [Ц]

-Воспитывать умение со вкусом одеваться. 1 Организационный момент

Кто к нам в гости пришёл?

2.Будьте внимательны!

Составление описательного рассказа

3. Физминутка «Наша кукла»

4Дети рассказывают о кукле школьнице, а воспитатель о малыше.

5 Д/игра «Хлопни в ладоши

6 Итог занятия 11

11 Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

- Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.

-Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана, рассуждать о ее содержании; упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему.

- Развивать внимание, память.

Дифференциация звуков [С], [Ц] выделить слова с заданным звуком из фразовой речи

-Воспитывать умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивать; - воспитывать бережное отношение к животным 1 Загадывание загадки.

2Выставляется картина

Рассматривание по вопросам воспитателя

- кто изображен на картине?

- как их можно назвать?

- Где они находятся?

- Какой лес? и т. д.

3. Музыкальная игра «Не выпусти»

муз., Т. Ломовой

4. Составление коллективного рассказа по картине

5. Итог занятия. 11

12 Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

- Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

- Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный. (обработка Карнауховой), помочь понять ее смысл.

- Развивать внимание, память, речь.

- Воспитывать интерес к русским сказкам. 1. Д/и «Какой? Какая? Какое?»

2. Игра – задание. «Подумай, про кого и про что, можно сказать крылатый, крылатая?» (мохнатый, мохнатая, - это кто, что?)

3.Физминутка

4.Чтение сказки.

5. Беседа по- прочитанному

6. Повторение вместе с детьми концовки сказки «Так они живут……»

7 Итог занятия 11

13 Заучивание стихотворения

Р.Сефа «Совет»

-Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.

-Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» научить выразительно читать его.

- Развивать фонематический слух.

- Воспитывать умение корректно выражать свое мнение. 1. Упражнения «Как я поступлю»

2. Обыгрывание ситуации.

3. Чтение стихотворения «Совет»

4. Повторение вместе с детьми (3-4 р)

5. Чтение стихотворения наизусть, (учить выражать свое мнение в корректной форме.)

6. Мнение детей . Кто лучше прочитал?

7. Д/и «Скажи быстро, медленно, громко, тихо».

8. Итог занятия.

11

14 «Литературный калейдоскоп»

-Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

- Учить логически мыслить, отгадывая загадки.

-Развивать мелкую моторику рук

-Воспитывать интерес к народной мудрости.

1. Организационный момент

2. Д/и «Жили – были»

3. Д/и «Назови сказку». Рассказ по иллюстрациям.

4. Отгадай загадку.

5. Штриховка в тетрадях.

6. Итог занятия.

11

15 Чтение стихов о поздней осени -Приобщать детей к по

Наши новости:

Разместить свою публикацию