Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ»

Дата публикации:

Автор:
Учитель химии и географии, МБОУ "Ватинская ОСШ", ул. Новая,8-19, д. Вата, Нижневартовский район, ХМАО-Югра

Цель: распространение педагогического опыта

Задачи: распространение педагогического опыта

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ».

Ильина Людмила Ивановна,

Учитель химии и географии, МБОУ «Ватинская ОСШ»,

Д. Вата, Нижневартовский район, ХМАО-Югра.

Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением.

Д. И. Менделеев

Современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки уч-ся к жизни в информационном обществе. Одним из направлений системы образования является внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения.

Главной задачей современной школы становится создание единого информационного образовательного пространства для повышения качества образования обучающихся. И важную роль в этом должен сыграть учитель. В настоящее время перед учителем остро стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет сэкономить время, создает возможности для каждого ученика работать в своем темпе, оперативно оценить результаты обучения.

Практика использования информационных технологий на уроках химии показала, что виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию наглядно-образного мышления учащегося и более глубокому усвоению учебного материала. Учащихся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке. Использование разных видов деятельности позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Информационно-коммуникационные технологии создают ситуацию успеха для каждого ученика.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающимся, средством осуществления которых является компьютер.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим направлениям:

  • Моделирование химических явлений и процессов
  • Создание мультимедийных презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ;
  • Использование цифровых образовательных ресурсов

При подготовке к уроку с использованием информационно –коммуникационных технологий руководствуюсь основными дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Первое направление – это программная поддержка курса химии в образовательном процессе.

В процессе преподавания такого предмета, как химия, часто возникает необходимость наглядной демонстрации изучаемых явлений, законов, экспериментов. Чтобы сформировать полноценные химические знания, необходимо сочетать теоретические знания и химический эксперимент.

Моделирование химических явлений и процессов, особенно таких, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью компьютера. К таким темам можно отнести «Строение атома», «Образование молекул», «Типы химической связи». Раньше, темы объяснялись без наглядной демонстрации потому, что невозможно продемонстрировать явления микромира. Теперь же на экране компьютера ученики смогли увидеть планетарную модель атома, порядок заполнения электронами разных энергетических уровней, процесс образования ионов.

для этих целей использую компакт- диски «Органическая химия 10-11 классы», «Открытая химия».

При изучении строения органических веществ учащимся предлагаю составлять структурные формулы сложных органических веществ.

2. Создание презентаций:

Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий.

Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересным, запоминающимся. Поэтому использую презентации по тем темам, где требуется значительное усилие при запоминании ряда правил. Здесь акцент делается на зрительную память ученика, поэтому правила записываются ярким и крупным шрифтом, сформулированы лаконично, также используются анимационные эффекты. Использую для этих целей такие презентации как «Кислоты», «Основные классы неорганических соединений», «Типы химических реакций», Конечно, уроки состоят не только из презентации, ее демонстрация занимает 5-10 минут учебного времени, но имеет место быть и словесное объяснение , и демонстрационные лабораторные опыты.

Проведение урока с использованием компьютерной презентации имеет ряд преимуществ:

  • психологи давно установили тот факт, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия, 9% - через слуховой и 4% приходится на все остальные каналы восприятия. Урок в форме или с использованием компьютерной презентации позволяет активно использовать одновременно несколько каналов восприятия, тем самым, повышая эффективность восприятия и запоминания информации.
  • учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.
  • экономия времени. За короткое время раскрываю, объясняю, подтверждаю формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы. Составлен список презентаций, созданные мною и учащимися.
  • Моделирование на компьютере таких химических процессов, которые нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ или их токсичности.

Одним из самых сильных действующих средств для поддержания интереса к предмету является демонстрационный и лабораторный химический эксперимент. В настоящее время большое внимание уделяется технике безопасности. В связи с этим опыты по химии с ядовитыми дурно пахнущими, горючими, ядовитыми веществами демонстрирую на уроке, используя компьютерные технологии.

Для этого использую электронные издания: «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2 CD», включающая более 150 химических опытов, «Химия 8 – 11 класс», «Химия. Общая и неорганическая 10 11 классы».

При изучении процесса переработки нефти (10 класс) использую «Органическая химия. 10-11классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

5. Компьютерные технологии на интегрированных уроках.

Перед любым учителем всегда стоит вопрос о развитии познавательного интереса к предмету. Очевидно, что возможности химии, биологии и географии практически безграничны. Совместная работа начиналась с планирования. Проанализировав программу по этим предметам, мы пришли к выводу: целесообразнее

проводить интегрированные уроки по химическим производствам, так как при изучении этих тем требуются знания и по географии, и по химии. А интегрированные уроки по химии и биологии дают наиболее полное представление о процессах жизнедеятельности на Земле. Примером такого урока является интегрированный урок, проведенный с учителем биологии по теме «Вода – самое большое богатство на Земле»

Для проведения урока мы использовали компьютерную презентацию и видеоматериал электронного курса «Биология. Химия. Экология». В этом же электронном пособии можно найти материал ко многим урокам,

6. Цифровые образовательные ресурсы на занятиях элективного курса по химии.

Развитие химической науки, требует привлечение к практической деятельности большего числа людей, обладающих устойчивым интересом и способностями к химии.

Мною разработан курс “Химический анализ воды” Содержание курса максимально приближено к практической деятельности. Курс позволяет отработать умения проводить различные химические расчеты, умение наблюдать, объяснять, фиксировать результаты. Обращаться с химическими реактивами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности. Особое внимание уделяется решению задач.

При изучении курса использую цифровые образовательные ресурсы. Учащиеся при подготовке докладов, сообщений, дополнительного материала используют электронные пособия. Особенно помогает при проведении занятий такое электронное пособие, как «Виртуальная лаборатория», где учащиеся могут просмотреть опыты по определению химического анализа воды, которые невозможно провести на практических занятиях из-за отсутствия реактивов.

7. Контроль и оценка знаний

С целью контроля и оценки знаний использую тестирование.

В своей работе я использую контролирующие программы:

1.для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;

2.для индивидуального контроля знаний обучающихся;

3.для подготовки к ЕГЭ и т.д.

Типы тестов

1.Выбор единственно правильного ответа;

2.Выбор нескольких возможных правильных ответов;

3.Установка последовательности правильных ответов;

4.Установка соответствий ответов;

5.Ввод ответа вручную с клавиатуры.

Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, т. к. они один и тот же тест могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат. На дополнительных занятиях при подготовке к ЕГЭ учащиеся используют такие электронные пособия, как «Химия. Подготовка к ЕГЭ», «Сдаем единый экзамен 2011».

8.Использование ресурсов Интернет

В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию.

Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.

Учащиеся используют Интернет для поиска информации при подготовке к ЕГЭ, централизованному тестированию, при написании рефератов и подготовке научно-исследовательских работ. Учащиеся 10 класса использовали найденный в Интернете материал для написания исследовательской работы «Химический анализ воды».

С целью активизации познавательной и исследовательской деятельности учащиеся разрабатывают проекты об открытии химических элементов, о становлении научных теорий, о великих химиках.

Применение информационных технологий на уроках химии способствует:

  • повышению познавательного интереса к предмету;
  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Наши новости:

Разместить свою публикацию