Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96216

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа по учебному предмету "Музыкальная грамота и слушание музыки" для хореографических отделений ДШИ. Общеразвивающий цикл. Срок обучения 3 года.

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, ГБУДО г. Москвы Детская школа искусств № 6, г. Москва

Цель: Способствовать всестороннему развитию личности обучающихся

Задачи: воспитательные: на примере лучших образцов мировой музыкальной культуры воспитывать личность творческую , с активной жизненной позицией, с добрыми устремлениями, позитивно настроенную, с любовью к семье и к Родине... обучающие: усвоить заданный объем знаний и уметь им пользоваться развивающие: Расширение кругозора и развитие соответствующих навыков и умений

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

Хореографии

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.02.

Музыкальная грамота и

слушание музыки

Хореография. Общеразвивающий цикл

Разработчик: Мусатова Татьяна Данииловна

– преподаватель

Москва 2015

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования. Содержание разделов;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VII. Материально-технические условия реализации программы

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список методической литературы;

-Учебная литература

Пояснительная записка.

«Музыкальная грамота» и «Слушание музыки» являются неотъемлемой частью музыкально-художественного образования учащихся хореографических отделений Детских школ искусств. Они призваны не только и не столько для того, чтобы передать учащимся сумму знаний, а чтобы принимать участие:

  • в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;
  • в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;
  • в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;
  • в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;
  • в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;

Актуальность разработки и внедрения данной программы на отделении хореографического искусства обусловлена решением проблем эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2015 года, в Государственном стандарте воспитания, в Образовательной программе ДШИ, а так же возможностью создания условий для приобщения обучающихся к музыкальному искусству с начального этапа обучения, формирования музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширения общего кругозора, а также накопления музыкального багажа знаний, развития музыкально–литературного лексикона обучающихся.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Практическая значимость и универсальность данной программы состоит в том, что её можно использовать целиком, можно менять музыкальные примеры по желанию педагога, можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.

Особенностью данной программы является то, что

- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания;

— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: музыки, хореографии и литературы, элементы ритмики, изобразительного искусства,

— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;

— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;

— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;

— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.

Цель настоящей программы – воспитание грамотного исполнителя-хореографических и музыкальных произведений на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.

Она включает в себя 3 задачи:

1. Воспитательные задачи:

- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;

- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;

- воспитать у учащихся стремление к творчеству.

При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.

К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с танцем и музыкой, но и потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни;

- восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;

- снижение зачастую негативного влияние улицы;

- формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;

- посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;

- воспитание пропагандистов хореографического и музыкального искусства.

2. Обучающие задачи включают:

- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;

-усвоение отдельных элементов музыкального языка и умение обобщить их при целостном анализе , при записи диктанта, при подборе на слух, при исполнении хореографических или музыкальных номеров.

- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.

3. Развивающие задачи:

- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению, к театрально-художественной жизни.

Срок реализации Программы -3 года

Особенности программы и возрастных групп учащихся.

Учитывая специфику отделения хореографического искусства, программа содержит следующие разделы:

2) Музыкальная грамота

1) Слушание музыки

Раздел «Музыкальная грамота»(1 класс) включает в себя изучение нотной грамоты на элементарном уровне, знакомство с различными метроритмическими структурами, воспитание чувства метроритмического движения и овладение навыками исполнения различных ритмических рисунков. Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму, под аккомпанемент педагога или как аккомпанемент к сольфеджируемым примерам. «Музыкальная грамота» для 3 классов содержит материал, приближающийся к курсу «Сольфеджио» для ДМШ и ДШИ, акцентирующий освоение более сложных ритмических построений и творческие навыки(подбор, пение с аккомпанементом), тогда как музыкальному диктанту и вокально- интонационной работе времени уделяется меньше..

Раздел «Слушание музыки» (1класс) является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе учащихся отделения хореографического искусства. Предполагает развитие общей музыкальной культуры, знакомство с музыкальными, танцевальными жанрами и балетной музыкой. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства сформирует основы музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Программа рассчитана для детей с 7(8) до 11(12)лет. «Слушание музыки» 1-2 классов делает упор на непосредственное исполнение песен с движениями, песен с оркестром, обрядов и игр. Программа 3 классов рассчитана на относительно подготовленную аудиторию, и к изучению предлагаются произведения, в основном рассчитанные на прослушивание и просмотр с последующим анализом.

.

Вид групп – профильный, художественно-эстетическое направление

Состав групп – постоянный

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (академическому ) часу, включающему в себя 0,5 часа «Музыкальной грамоты» и 0,5 часа «Слушания музыки»

Формы и методы обучения.

Обучение предметам «Музыкальная грамота» и «Слушание музыки» строится в форме групповых занятий (от 8 до 10 человек).

Содержание предмета предполагает использование разнообразных форм занятий: комплексные уроки, включающие в себя все формы изучения материала:теоретический материал, ритмическую работу, сольфеджирование и пение с листа, вокально – интонационные упражнения, различные формы диктанта, творческие задания и игру на фортепиано, а так же слушание музыки с анализом 2-х типов: анализ педагога и анализ учащихся; видео-уроки, уроки-презентации, музыкальные путешествия, уроки–диалоги, уроки – праздники, обсуждение концертов, спектаклей и кинофильмов, и другие формы.

Основными методами обучения и воспитания являются: прохождение конкретных тем на основе соответствующего музыкального материала, творческие задания, беседы, просмотры и прослушивания произведений искусства, их художественный, сравнительный, художественно-стилистический анализ, игры, викторины и другие педагогические методы.

Методика преподавания данного предмета ориентируется на диалогический метод обучения. Для активизации творческих возможностей учащихся используются следующие методы:

самостоятельная подготовка небольших сообщений на различные темы;

самостоятельная подготовка презентаций;

организация дискуссий или обсуждений по поводу просмотренного спектакля, фильма-балета;

подготовка критических или информационных статей по проходящим концертным мероприятиям хореографического ансамбля школы;

. подбор по слуху знакомых мелодий.

Формы контроля.

В образовательном процессе используются различные формы текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и оценивается по пятибалльной системе за активное и сознательное участие на уроке, выполнение домашних заданий, проявление инициативы, заинтересованности, использовании дополнительного материала и источников.

Формы промежуточного контроля:

контрольные (итоговые) уроки (в конце каждой четверти, 1 и 2 полугодия), в который может входить:

— музыкальная викторина (по пройденной теме);

— самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;

— тестирование (в конце учебного года).

Итоговая оценка выставляется по результатам итогового контрольного урока или творческого проекта учащегося.

Работа учащихся оценивается по следующим критериям:

степень участия, активность, заинтересованность в коллективной музыкальной деятельности, старание и трудолюбие,

уровень понимания и осознанности выполняемой работы;

скорость реакции и включение в коллективную и индивидуальную деятельность;

способность использовать полученные знания и сформированные навыки и умения в практической музыкальной и танцевальной деятельности.

Ожидаемый результат.

По окончанию курса «Музыкальная грамоты» и «Слушания музыки» обучающийся должен

знать:

общие закономерности музыкальной речи и её строения, основные музыкальные понятия,

средства музыкальной выразительности,

. элементы строения музыкальных произведений,

стили, жанры танцевального искусства,

основные метро-ритмические формулы,

известных танцовщиц, артистов балета, балетмейстеров-постановщиков, композиторов – авторов балетной музыки.

уметь:

определять общий характер и образный строй произведения;

узнавать тембры музыкальных инструментов;

разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;

знать основы музыкальной грамоты;

анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения;

иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой, в сети интернет.
Учебно-методический план

I год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во часов

Теория

Практи-

ка

1

Вводное. Знакомство с клавиатурой. Регистр. Октавы.

1

0,5

0,5

2

Название звуков.

Нотоносец. Скрипичный ключ.

2

1

1

3

Звукоряд. Нотное письмо.

1

0,5

0,5

4

Музыкальные длительности.

1

0,5

0,5

5

Музыкальный пульс. Такт

1

0,5

0,5

6

Размер 2/4. Паузы. Затакт.

1

0,5

0,5

7

Тональность

До-мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки.

2

1

1

8

Тональность Соль-мажор. Римские цифры.

1

0,5

0,5

9

Тональность

Ре-мажор.

1

0,5

0,5

10

Знаки повышения и понижения звуков.

1

0,5

0,5

11

Тональность

Фа-мажор.

1

0,5

0,5

12

Краски в музыке. Мажор, минор.

1

0,5

0,5

13

Контрольные уроки.

2

_

2

Итого часов

16

7

9

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во

часов

Теория

Практи-

ка

1

Введение

1

1

-

2

О чём говорит музыка

1

1

-

3

Средства музыкальной выразительности

2

1

1

4

Программная музыка

2

1

1

5

Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа

3

1

2

6

Ритмико-двигательное освоение материала

3

1

2

7

Сказка в музыке

2

1

1

8

Жанры в музыке

2

1

1

9

Итого часов

16

8

8

Содержание программы

Музыкальная грамота

1.Теоретические сведения.

Звук и его свойства. Нотная запись. Клавиатура как организованная последовательность белых и черных клавиш. Регистры. Название звуков, октав. Понятие о скрипичном и басовом ключах. Нотный стан и нотная запись (ноты первой октавы, длительности звуков, паузы). Освоение элементарных навыков игры на фортепиано (синтезаторе).

2. Лад (мажор и минор). Лад, как система высотных соотношений звуков на основе устойчивости и неустойчивости, его эмоционально-смысловая окраска (мажор – ярко, светло; минор – пасмурно, темно).

3.Метр, ритм, размер, темп. Метр – чередование сильных и слабых долей. Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Дирижёрские схемы (2/4; 4/4;) и дирижёрский жест. Ритм – организованное последование звуков одинаковой или различной длительности. Размер и его обозначение. Такт. Простые и сложные размеры. Затакт. Правила вокальной и инструментальной группировки. Темп – медленный, умеренный, быстрый. Исполнение детских песенок в различном темпе. Определение на слух темпа, характера звучащих произведений.

2. Ритмические упражнения

1. Метроритмические упражнения. Основные навыки:

а) Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).

б) Определение размера.

в) Определение пройденных ритмических фигур и пауз.

2.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму.

3.Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.

3. Сольфеджирование, пение с листа,

а) пение попевок и простейших небольших песен на одном, двух звуках со словами (подтекстовкой); постепенное расширение диапазона;

б) пение с названием нот (по мере их прохождения);

в) пение разными длительностями (четвертными, восьмыми, половинными, в размере 2/4, с пульсированием;

г) пение песен в тональностях (по мере их прохождения) с пульсированием и дирижированием;

д) первые навыки исполнения песен a' capella; постепенное расширение диапазона;

е) простейшее двухголосие: канон на одном, двух звуках;

ж) пение с затактами, с паузами;

з) чтение с листа простейшего нотного текста;

и) пение наизусть.

4Вокально-интонационные навыки:

а) пение вокальных упражнений, попевок, направленных на интонационное выравнивание, на укрепление интонации. Постепенное расширение диапазона;

б) выработка у детей верной певческой установки: посадка, положение корпуса; упражнения на правильное вокальное дыхание.

Дикционные упражнения.

Работа над выразительностью пения:

в) пение гамм разными способами: связно и отрывисто, с пропуском звуков, вслух и про себя;

г) пение гамм в предложенном учителем ритме, включая четверти и восьмые;

д) пение тонического трезвучия;

е) работа над разрешением неустойчивых звуков: «доведение» голосом всех ступеней гаммы до I ступени

II – I, III – II – I, IV – III – II – I, V–V–VII–I, VI–VII–I, VII-I

ж) пение гамм тетрахордами;

з) перенос всех упражнений во все вновь пройденные
тональности для лучшей ориентации в разных тональностях;

и) пение I и III ступени в мажорном и минорном трезвучиях.

4.Исполнение музыкальных произведений (детских песен).

5. Диктант: запись отдельных нот, запись ритма короткими и длинными палочками;

6.Творческие навыки и игра на инструменте: игра отдельных нот , показ регистров, октав, игра коротких попевок;

Слушание музыки

1 класс 1 полугодие

О чем говорит музыка Диалог с учащимися, Разминка "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой

Средст­ва музыкальной выразительности. Жанр. «Детский альбом» П.Чайковского: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла" "Летучие мыши мне спать не дают" cл. Волковой обр. Т. Мусатовой

Мелодия, ритм. П. Чайковский "Вальс", "Старинная французская песенка", "Немецкая пе­сенка", "Неаполитан ская песенка" "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой

Темп, фактура. "Марш деревянных солдатиков", "Кама­ринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза" "Телега" сл. Николаева обр . Мусатовой

Динамика "Времена года" П.Чай­ковского: "Осенняя песня", "На тройке" "Сенокос" муз. А.Щекалева сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2

Оркестр С.Прокофьев «Фея Осе­ни» из балета "Золушка", А.Вивальди "Вре­мена года" концерт №3 «Осень», ч. II

Программная музыка Р.Шуман "Веселый кре­стьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский "Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У ка­мелька", "На трой­ке" "Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III .Д.Кабалевский "Лесная сказка"

1 класс 2 полугодие

Сказка в музыке А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля""Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева С.Прокофьев "Сказочка" из цикла "Детская музыка" С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из цикла "Детская музыка" В.Моцарт "Тоска по весне" Моцарт "Тоска по весне", "Вот весна, весна к нам пришла" П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" "Дин-дон" "На окне сосульки" муз. и сл. А.Морозовой, М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I "Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой

Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ, Марши: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"

Жанры Танцы: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из Метели"

Прогнозируемый результат

В конце учебного года учащиеся первого класса должны знать:ноты и длительности, ключи (басовый и скрипичный), знаки альтерации, тональности До, Соль, Ре, Фа мажор, понятие мажор и минор, Тоника, устойчивые , неустойчивые и вводные звуки, регистры, понятия: композитор, музыкант, слушатель, исполнитель, программная и непрограммная музыка.

«Сказочные» инструментальные пьесы, оперы, балеты; произведения, рисующие картины природы, образы животных, птиц, рыб; произведения, раскрывающие переживания людей.

Учащиеся должны иметь понятия: о возникновении музыкального искусства, о музыкальных жанрах – марш, песня, танец; о ритмических особенностях музыкальных произведений.

Учащиеся должны овладеть следующими навыками нотного письма:

— правописанием длительностей нот, пауз;

Учащиеся должны уметь:

— определять на слух лад, темп, размер, регистр, жанр и характер прослушанного музыкального произведения; направление мелодии.

Учащиеся должны усвоить:

— воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения или его фрагмента с использованием счёта;

-узнавать на слух пройденные в курсе «Слушания музыки» произведения и уметь их проанализировать.

II год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во

часов

Теория

Практи-

ка

1

Повторение пройденного. Тональности

До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор.

1

0,5

0,5

2

Тоническое трезвучие. Вводные звуки.

2

1

1

3

Минорная гамма

1

0,5

0,5

4

Ля минор гармонический.

1

05

0,5

5

Размеры 3/4 и 4/4. Дирижерский жест.

1

0,5

0,5

6

Деление целой ноты.

1,5

1

0.5

7

Нота с точкой.

2

1

1

8

Транспозиция. Добавочные линейки.

1

0,5

0,5

9

Прима, октава, секунды и терции большие и малые, кварта

1

0,5

0,5

10

Басовый ключ. Правописание нот.

1

0,5

0,5

11

Штрихи. Реприза. Фермата.

1

0,5

0,5

12

Диктант

1

_

1

13

Контрольные уроки.

2

_

2

Итого часов

16,5

7

9,5

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во

часов

Теория

Практи-

ка

1

Повторение пройденного

1

1

_

2

Легенды и мифы о музыке

2

2

_

3

Легенды в операх композиторов-классиков

3

1

2

4

Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира

4

1

3

5

Праздники и обряды в произведениях русских композиторов

4

1

3

6

Ритмико-двигательное освоение материала

2,5

1

1,5

7

Итого часов

16,5

7

9,5

Содержание программы

Музыкальная грамота

1Теоретические сведения.

I. Тональности: До мажор, Ре мажор

(повторение: Соль мажор, Фа мажор)

Строение мажорной гаммы. Тон, полутон.

Вводные звуки. Устойчивые ступени и неустойчивые ступени.

Опевание устойчивых ступеней.

Минорная гамма; Тональность ля минор. ми минор, ре минор, си минор три вида минора: натуральный , гармонический и мелодический.

  • Размеры 3/4, 4/4 Дирижерский жест. Дирижирование.
  • Шестнадцатые ноты. Деление целой ноты (схема).

Правописание, группировка. Шестнадцатые паузы. Нота с точкой

IV. Запись нот на добавочных линейках в скрипичном и басовом ключах.

V. Транспозиция.

VI. Интервалы: большая и малая терции; большая и малая секунды; тон, полутон.

Понятие чистого интервала: чистая прима, октава, кварта, квинта

  • Понятие аккорда вне лада. Мажорное и минорное трезвучие. Строение.
  • Динамические оттенки.

IX. Музыкальная фраза. Мотив (слово - предложение)

Штрихи: легато, стаккато, нон легато, акцент. Знаки: реприза, мата

X. Темп

2. Метроритм.

Ритмические группы: четверть с точкой — восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая — две шестнадцатых, две шестнадцатых — восьмая; в размерах 2\4, 3\4, 4\4. Затакт. Паузы на сильной и слабой доле. Залигованные ноты.

2.Секвенция.Понятие секвенции. Шаг секвенции. Направление (восходящая, нисходящая).

3.Ритмические упражнения

4 Метроритмические упражнения. Основные навыки:

а) Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).

б) Определение размера.

в) Определение пройденных ритмических фигур и пауз.

5.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицировании на шумовых инструментах, под фортепиано, под фонограмму.

6. Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.

7. Темп

3. Сольфеджирование и пение с листа:

а) пение песен во всех пройденных тональностях;

б) пение песен, попевок, включающих в себя проходимые
параллельно интервалы (секунды, терции, а позднее – кварты, квинты);

в) пение с транспозицией в пройденные тональности, либо на секунду вверх и вниз;

г) пение в размерах 2 /4, 3/4 , 4/4;

д) пение наизусть; t

е) пение с листа несложных мелодий с дирижированием и пульсированием, включающих в себя проходимый теоретический материал;

ж) пение каноном;

з) пение двухголосия;

4. Вокально-интонационные навыки:

а) работа над правильным дыханием, дикцией, артикуляцией. Пение вокальных упражненией в диапазоне тетрахорда. Работа над чистотой интонации;

б) пение гамм и всех их элементов различными способами в разных ритмах;

Разрешение голосом неустойчивых ступеней в устойчивые;

в) упражнение «опевание»;

г) пение попевок (2-4 звука) со скачком на I ступень: V - I, IV-III-I,

V -VI1-I и т.д.;

д) со скачком на III ступень;

е) с паузами;

ж) пение попевок-упражнений секвентно, транспонируя от разных звуков;

з) «Попадание» в разные устойчивые ступени мажора и минора

(ля минор);

и) пение вокальных упражнений, включающих шестнадцатые ноты, интервалы (секунды, терции, кварты, квинты); диатонические секвенции;

к) интонирование большой и малой терций в мажорном и минорном трезвучиях;

л) пение трезвучий от белых клавиш;

м) пение интервалов в ладу (в пройденных тональностях ).

5. Запись простейших музыкальных диктантов.

6. Творческие навыки: подбор на фортепиано элементарных примеров.

Слушание музыки

2 класс 1 полугодие

Легенды и мифы о музыке. Древняя Греция, образовательный стандарт: математика, гимнастика, олимпийские игры, музыка. Гермес и лира. "Старый, добрый клавесин" Гайдн русский текст Т. Синявского

Флейта пана (паника). Состязание пана и Апполона. Марат и Апполон

Геракл и Трещетка. Раковина Тритона

Орфей и аргонавты. Орфей и Апполон. "Наш Мартин" немецкая народная песня В.Глюк "Орфей" (т. фурий, мелодия "потерял я Эвридику)

Оперы – легенды – сказки Европейских стран. В.Моцарт "Волшебная флейта" "Волшебная флейта" К.Вебер "Вольный стрелок" "Снежная метелица" А.Морозова, В.Алексеева "Вольный стрелок" "Рождественская песенка" А.Морозова, М.Грязева

2 класс 2 полугодие

Музыкальные традиции в нашей жизни. Россия Святки (19 января). Земледельческий календарь. Игры зимой – подготовка к весенним полевым работам. Символика песен и игр. Щедрин – Петрик – р. н. п. "Баба-яга", "Свинья ходит по бору, "Дед Ермак"

Праздник "Святки" Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"; содержание, песни и пляски птиц "Масленица" из оперы "Снегурочка" Подготовка к "Масленице". Символика песен и игр. Стравинский "Масленица" из балета "Петрушка" "А мы масленицу дожидаем", "Масленица - полизуха", "Идет матушка - весна", "Гори, гори ясно" – 2 варианта

Распределение ролей, костюмы "Запрягу я воробья", "Никанориха", "Прощай, Масленица"

О природе, о посте "Лучина" р.н.п. "Вечерний звон", "Среди долины ровные", "Вот мчится тройка", "Эй, ухнем", "Вдоль по Питерской" - воспоминания о Масленице

Легенды о Вербном воскресенье. Сон и пробуждение природы. П.Чайковский "Легенда"

Пасха – двойной праздник. Праздничные и пасхальные звоны колоколов и песнопения. "Воробей" р.н.п.

Язычество и христианство. Традиции и современность. А. Березовский концерт для 4х г. хора "Не отвержи меня во время старости" Чесноков "Херувимская песнь" Царь И. Грозный " Стихирь в честь сретенья №2" – 16 Бортнянский концерт для хора "Живые в помощи" "Повсюду благовест" А.Гречанинов

Прогнозируемый результат

В конце учебного года учащиеся второго класса должны знать: средства музыкальной выразительности, размеры 2\4; 3\4; 4\4;, длительности нот, затакт, секвенцию.

— тембр, виды оркестров, инструменты и группы симфонического оркестра, инструменты народного оркестра,

— жанровые особенности танца, марша, песни.

-понятия: вокальная и инструментальная музыка, композитор, либретто, оркестр, балет.

— иметь представление о балетном спектакле и о хореографии как виду искусства;

Учащиеся должны уметь:

— определять на слух лад, темп, размер, жанр и характер прослушанного музыкального про

Наши новости:

Разместить свою публикацию