ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
Хореографии
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.02.
Музыкальная грамота и
слушание музыки
Хореография. Общеразвивающий цикл
Разработчик: Мусатова Татьяна Данииловна
– преподаватель
Москва 2015
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования. Содержание разделов;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Требования к промежуточной аттестации;
- Критерии оценки;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VII. Материально-технические условия реализации программы
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список методической литературы;
-Учебная литература
Пояснительная записка.
«Музыкальная грамота» и «Слушание музыки» являются неотъемлемой частью музыкально-художественного образования учащихся хореографических отделений Детских школ искусств. Они призваны не только и не столько для того, чтобы передать учащимся сумму знаний, а чтобы принимать участие:
- в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;
- в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;
- в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;
- в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;
- в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;
Актуальность разработки и внедрения данной программы на отделении хореографического искусства обусловлена решением проблем эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования до 2015 года, в Государственном стандарте воспитания, в Образовательной программе ДШИ, а так же возможностью создания условий для приобщения обучающихся к музыкальному искусству с начального этапа обучения, формирования музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширения общего кругозора, а также накопления музыкального багажа знаний, развития музыкально–литературного лексикона обучающихся.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Практическая значимость и универсальность данной программы состоит в том, что её можно использовать целиком, можно менять музыкальные примеры по желанию педагога, можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.
Особенностью данной программы является то, что
- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания;
— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: музыки, хореографии и литературы, элементы ритмики, изобразительного искусства,
— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;
— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;
— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;
— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Цель настоящей программы – воспитание грамотного исполнителя-хореографических и музыкальных произведений на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.
Она включает в себя 3 задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
- воспитать у учащихся стремление к творчеству.
При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.
К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с танцем и музыкой, но и потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни;
- восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;
- снижение зачастую негативного влияние улицы;
- формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;
- посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;
- воспитание пропагандистов хореографического и музыкального искусства.
2. Обучающие задачи включают:
- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
-усвоение отдельных элементов музыкального языка и умение обобщить их при целостном анализе , при записи диктанта, при подборе на слух, при исполнении хореографических или музыкальных номеров.
- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.
3. Развивающие задачи:
- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению, к театрально-художественной жизни.
Срок реализации Программы -3 года
Особенности программы и возрастных групп учащихся.
Учитывая специфику отделения хореографического искусства, программа содержит следующие разделы:
2) Музыкальная грамота
1) Слушание музыки
Раздел «Музыкальная грамота»(1 класс) включает в себя изучение нотной грамоты на элементарном уровне, знакомство с различными метроритмическими структурами, воспитание чувства метроритмического движения и овладение навыками исполнения различных ритмических рисунков. Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму, под аккомпанемент педагога или как аккомпанемент к сольфеджируемым примерам. «Музыкальная грамота» для 3 классов содержит материал, приближающийся к курсу «Сольфеджио» для ДМШ и ДШИ, акцентирующий освоение более сложных ритмических построений и творческие навыки(подбор, пение с аккомпанементом), тогда как музыкальному диктанту и вокально- интонационной работе времени уделяется меньше..
Раздел «Слушание музыки» (1класс) является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе учащихся отделения хореографического искусства. Предполагает развитие общей музыкальной культуры, знакомство с музыкальными, танцевальными жанрами и балетной музыкой. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства сформирует основы музыкальной культуры детей как части их духовной культуры. Программа рассчитана для детей с 7(8) до 11(12)лет. «Слушание музыки» 1-2 классов делает упор на непосредственное исполнение песен с движениями, песен с оркестром, обрядов и игр. Программа 3 классов рассчитана на относительно подготовленную аудиторию, и к изучению предлагаются произведения, в основном рассчитанные на прослушивание и просмотр с последующим анализом.
.
Вид групп – профильный, художественно-эстетическое направление
Состав групп – постоянный
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (академическому ) часу, включающему в себя 0,5 часа «Музыкальной грамоты» и 0,5 часа «Слушания музыки»
Формы и методы обучения.
Обучение предметам «Музыкальная грамота» и «Слушание музыки» строится в форме групповых занятий (от 8 до 10 человек).
Содержание предмета предполагает использование разнообразных форм занятий: комплексные уроки, включающие в себя все формы изучения материала:теоретический материал, ритмическую работу, сольфеджирование и пение с листа, вокально – интонационные упражнения, различные формы диктанта, творческие задания и игру на фортепиано, а так же слушание музыки с анализом 2-х типов: анализ педагога и анализ учащихся; видео-уроки, уроки-презентации, музыкальные путешествия, уроки–диалоги, уроки – праздники, обсуждение концертов, спектаклей и кинофильмов, и другие формы.
Основными методами обучения и воспитания являются: прохождение конкретных тем на основе соответствующего музыкального материала, творческие задания, беседы, просмотры и прослушивания произведений искусства, их художественный, сравнительный, художественно-стилистический анализ, игры, викторины и другие педагогические методы.
Методика преподавания данного предмета ориентируется на диалогический метод обучения. Для активизации творческих возможностей учащихся используются следующие методы:
самостоятельная подготовка небольших сообщений на различные темы;
самостоятельная подготовка презентаций;
организация дискуссий или обсуждений по поводу просмотренного спектакля, фильма-балета;
подготовка критических или информационных статей по проходящим концертным мероприятиям хореографического ансамбля школы;
. подбор по слуху знакомых мелодий.
Формы контроля.
В образовательном процессе используются различные формы текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и оценивается по пятибалльной системе за активное и сознательное участие на уроке, выполнение домашних заданий, проявление инициативы, заинтересованности, использовании дополнительного материала и источников.
Формы промежуточного контроля:
контрольные (итоговые) уроки (в конце каждой четверти, 1 и 2 полугодия), в который может входить:
— музыкальная викторина (по пройденной теме);
— самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам;
— тестирование (в конце учебного года).
Итоговая оценка выставляется по результатам итогового контрольного урока или творческого проекта учащегося.
Работа учащихся оценивается по следующим критериям:
степень участия, активность, заинтересованность в коллективной музыкальной деятельности, старание и трудолюбие,
уровень понимания и осознанности выполняемой работы;
скорость реакции и включение в коллективную и индивидуальную деятельность;
способность использовать полученные знания и сформированные навыки и умения в практической музыкальной и танцевальной деятельности.
Ожидаемый результат.
По окончанию курса «Музыкальная грамоты» и «Слушания музыки» обучающийся должен
знать:
общие закономерности музыкальной речи и её строения, основные музыкальные понятия,
средства музыкальной выразительности,
. элементы строения музыкальных произведений,
стили, жанры танцевального искусства,
основные метро-ритмические формулы,
известных танцовщиц, артистов балета, балетмейстеров-постановщиков, композиторов – авторов балетной музыки.
уметь:
определять общий характер и образный строй произведения;
узнавать тембры музыкальных инструментов;
разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности;
знать основы музыкальной грамоты;
анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения;
иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой, в сети интернет.
Учебно-методический план
I год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем | Общее кол-во часов | Теория | Практи- ка |
1 | Вводное. Знакомство с клавиатурой. Регистр. Октавы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Название звуков. Нотоносец. Скрипичный ключ. | 2 | 1 | 1 |
3 | Звукоряд. Нотное письмо. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Музыкальные длительности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Музыкальный пульс. Такт | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Размер 2/4. Паузы. Затакт. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Тональность До-мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки. | 2 | 1 | 1 |
8 | Тональность Соль-мажор. Римские цифры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Тональность Ре-мажор. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Знаки повышения и понижения звуков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Тональность Фа-мажор. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Краски в музыке. Мажор, минор. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Контрольные уроки. | 2 | _ | 2 |
Итого часов | 16 | 7 | 9 |
Слушание музыки
№ |
Название тем | Общее кол-во часов | Теория | Практи- ка |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | О чём говорит музыка | 1 | 1 | - |
3 | Средства музыкальной выразительности | 2 | 1 | 1 |
4 | Программная музыка | 2 | 1 | 1 |
5 | Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа | 3 | 1 | 2 |
6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 3 | 1 | 2 |
7 | Сказка в музыке | 2 | 1 | 1 |
8 | Жанры в музыке | 2 | 1 | 1 |
9 | Итого часов | 16 | 8 | 8 |
Содержание программы
Музыкальная грамота
1.Теоретические сведения.
Звук и его свойства. Нотная запись. Клавиатура как организованная последовательность белых и черных клавиш. Регистры. Название звуков, октав. Понятие о скрипичном и басовом ключах. Нотный стан и нотная запись (ноты первой октавы, длительности звуков, паузы). Освоение элементарных навыков игры на фортепиано (синтезаторе).
2. Лад (мажор и минор). Лад, как система высотных соотношений звуков на основе устойчивости и неустойчивости, его эмоционально-смысловая окраска (мажор – ярко, светло; минор – пасмурно, темно).
3.Метр, ритм, размер, темп. Метр – чередование сильных и слабых долей. Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Дирижёрские схемы (2/4; 4/4;) и дирижёрский жест. Ритм – организованное последование звуков одинаковой или различной длительности. Размер и его обозначение. Такт. Простые и сложные размеры. Затакт. Правила вокальной и инструментальной группировки. Темп – медленный, умеренный, быстрый. Исполнение детских песенок в различном темпе. Определение на слух темпа, характера звучащих произведений.
2. Ритмические упражнения
1. Метроритмические упражнения. Основные навыки:
а) Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).
б) Определение размера.
в) Определение пройденных ритмических фигур и пауз.
2.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму.
3.Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.
3. Сольфеджирование, пение с листа,
а) пение попевок и простейших небольших песен на одном, двух звуках со словами (подтекстовкой); постепенное расширение диапазона;
б) пение с названием нот (по мере их прохождения);
в) пение разными длительностями (четвертными, восьмыми, половинными, в размере 2/4, с пульсированием;
г) пение песен в тональностях (по мере их прохождения) с пульсированием и дирижированием;
д) первые навыки исполнения песен a' capella; постепенное расширение диапазона;
е) простейшее двухголосие: канон на одном, двух звуках;
ж) пение с затактами, с паузами;
з) чтение с листа простейшего нотного текста;
и) пение наизусть.
4Вокально-интонационные навыки:
а) пение вокальных упражнений, попевок, направленных на интонационное выравнивание, на укрепление интонации. Постепенное расширение диапазона;
б) выработка у детей верной певческой установки: посадка, положение корпуса; упражнения на правильное вокальное дыхание.
Дикционные упражнения.
Работа над выразительностью пения:
в) пение гамм разными способами: связно и отрывисто, с пропуском звуков, вслух и про себя;
г) пение гамм в предложенном учителем ритме, включая четверти и восьмые;
д) пение тонического трезвучия;
е) работа над разрешением неустойчивых звуков: «доведение» голосом всех ступеней гаммы до I ступени
II – I, III – II – I, IV – III – II – I, V–V–VII–I, VI–VII–I, VII-I
ж) пение гамм тетрахордами;
з) перенос всех упражнений во все вновь пройденные
тональности для лучшей ориентации в разных тональностях;
и) пение I и III ступени в мажорном и минорном трезвучиях.
4.Исполнение музыкальных произведений (детских песен).
5. Диктант: запись отдельных нот, запись ритма короткими и длинными палочками;
6.Творческие навыки и игра на инструменте: игра отдельных нот , показ регистров, октав, игра коротких попевок;
Слушание музыки
1 класс 1 полугодие
О чем говорит музыка Диалог с учащимися, Разминка "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой
Средства музыкальной выразительности. Жанр. «Детский альбом» П.Чайковского: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла" "Летучие мыши мне спать не дают" cл. Волковой обр. Т. Мусатовой
Мелодия, ритм. П. Чайковский "Вальс", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитан ская песенка" "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой
Темп, фактура. "Марш деревянных солдатиков", "Камаринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза" "Телега" сл. Николаева обр . Мусатовой
Динамика "Времена года" П.Чайковского: "Осенняя песня", "На тройке" "Сенокос" муз. А.Щекалева сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2
Оркестр С.Прокофьев «Фея Осени» из балета "Золушка", А.Вивальди "Времена года" концерт №3 «Осень», ч. II
Программная музыка Р.Шуман "Веселый крестьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский "Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У камелька", "На тройке" "Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III .Д.Кабалевский "Лесная сказка"
1 класс 2 полугодие
Сказка в музыке А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля""Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева С.Прокофьев "Сказочка" из цикла "Детская музыка" С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из цикла "Детская музыка" В.Моцарт "Тоска по весне" Моцарт "Тоска по весне", "Вот весна, весна к нам пришла" П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" "Дин-дон" "На окне сосульки" муз. и сл. А.Морозовой, М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I "Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой
Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ, Марши: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"
Жанры Танцы: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из Метели"
Прогнозируемый результат
В конце учебного года учащиеся первого класса должны знать:ноты и длительности, ключи (басовый и скрипичный), знаки альтерации, тональности До, Соль, Ре, Фа мажор, понятие мажор и минор, Тоника, устойчивые , неустойчивые и вводные звуки, регистры, понятия: композитор, музыкант, слушатель, исполнитель, программная и непрограммная музыка.
«Сказочные» инструментальные пьесы, оперы, балеты; произведения, рисующие картины природы, образы животных, птиц, рыб; произведения, раскрывающие переживания людей.
Учащиеся должны иметь понятия: о возникновении музыкального искусства, о музыкальных жанрах – марш, песня, танец; о ритмических особенностях музыкальных произведений.
Учащиеся должны овладеть следующими навыками нотного письма:
— правописанием длительностей нот, пауз;
Учащиеся должны уметь:
— определять на слух лад, темп, размер, регистр, жанр и характер прослушанного музыкального произведения; направление мелодии.
Учащиеся должны усвоить:
— воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения или его фрагмента с использованием счёта;
-узнавать на слух пройденные в курсе «Слушания музыки» произведения и уметь их проанализировать.
II год обучения
Музыкальная грамота
№ |
Название тем | Общее кол-во часов | Теория | Практи- ка |
1 | Повторение пройденного. Тональности До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Тоническое трезвучие. Вводные звуки. | 2 | 1 | 1 |
3 | Минорная гамма | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Ля минор гармонический. | 1 | 05 | 0,5 |
5 | Размеры 3/4 и 4/4. Дирижерский жест. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Деление целой ноты. | 1,5 | 1 | 0.5 |
7 | Нота с точкой. | 2 | 1 | 1 |
8 | Транспозиция. Добавочные линейки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Прима, октава, секунды и терции большие и малые, кварта | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Басовый ключ. Правописание нот. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Штрихи. Реприза. Фермата. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Диктант | 1 | _ | 1 |
13 | Контрольные уроки. | 2 | _ | 2 |
| Итого часов | 16,5 | 7 | 9,5 |
Слушание музыки
№ |
Название тем | Общее кол-во часов | Теория | Практи- ка | |
1 | Повторение пройденного | 1 | 1 | _ | |
2 | Легенды и мифы о музыке | 2 | 2 | _ | |
3 | Легенды в операх композиторов-классиков | 3 | 1 | 2 | |
4 | Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира | 4 | 1 | 3 | |
5 | Праздники и обряды в произведениях русских композиторов | 4 | 1 | 3 | |
6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 2,5 | 1 | 1,5 | |
7 | Итого часов | 16,5 | 7 | 9,5 | |
Содержание программы
Музыкальная грамота
1Теоретические сведения.
(повторение: Соль мажор, Фа мажор)
Строение мажорной гаммы. Тон, полутон.
Вводные звуки. Устойчивые ступени и неустойчивые ступени.
Опевание устойчивых ступеней.
Минорная гамма; Тональность ля минор. ми минор, ре минор, си минор три вида минора: натуральный , гармонический и мелодический.
- Размеры 3/4, 4/4 Дирижерский жест. Дирижирование.
- Шестнадцатые ноты. Деление целой ноты (схема).
Правописание, группировка. Шестнадцатые паузы. Нота с точкой
IV. Запись нот на добавочных линейках в скрипичном и басовом ключах.
V. Транспозиция.
VI. Интервалы: большая и малая терции; большая и малая секунды; тон, полутон.
Понятие чистого интервала: чистая прима, октава, кварта, квинта
- Понятие аккорда вне лада. Мажорное и минорное трезвучие. Строение.
- Динамические оттенки.
IX. Музыкальная фраза. Мотив (слово - предложение)
Штрихи: легато, стаккато, нон легато, акцент. Знаки: реприза, мата
X. Темп
2. Метроритм.
Ритмические группы: четверть с точкой — восьмая, четыре шестнадцатых, восьмая — две шестнадцатых, две шестнадцатых — восьмая; в размерах 2\4, 3\4, 4\4. Затакт. Паузы на сильной и слабой доле. Залигованные ноты.
2.Секвенция.Понятие секвенции. Шаг секвенции. Направление (восходящая, нисходящая).
3.Ритмические упражнения
4 Метроритмические упражнения. Основные навыки:
а) Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).
б) Определение размера.
в) Определение пройденных ритмических фигур и пауз.
5.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицировании на шумовых инструментах, под фортепиано, под фонограмму.
6. Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.
7. Темп
3. Сольфеджирование и пение с листа:
а) пение песен во всех пройденных тональностях;
б) пение песен, попевок, включающих в себя проходимые
параллельно интервалы (секунды, терции, а позднее – кварты, квинты);
в) пение с транспозицией в пройденные тональности, либо на секунду вверх и вниз;
г) пение в размерах 2 /4, 3/4 , 4/4;
д) пение наизусть; t
е) пение с листа несложных мелодий с дирижированием и пульсированием, включающих в себя проходимый теоретический материал;
ж) пение каноном;
з) пение двухголосия;
4. Вокально-интонационные навыки:
а) работа над правильным дыханием, дикцией, артикуляцией. Пение вокальных упражненией в диапазоне тетрахорда. Работа над чистотой интонации;
б) пение гамм и всех их элементов различными способами в разных ритмах;
Разрешение голосом неустойчивых ступеней в устойчивые;
в) упражнение «опевание»;
г) пение попевок (2-4 звука) со скачком на I ступень: V - I, IV-III-I,
V -VI1-I и т.д.;
д) со скачком на III ступень;
е) с паузами;
ж) пение попевок-упражнений секвентно, транспонируя от разных звуков;
з) «Попадание» в разные устойчивые ступени мажора и минора
(ля минор);
и) пение вокальных упражнений, включающих шестнадцатые ноты, интервалы (секунды, терции, кварты, квинты); диатонические секвенции;
к) интонирование большой и малой терций в мажорном и минорном трезвучиях;
л) пение трезвучий от белых клавиш;
м) пение интервалов в ладу (в пройденных тональностях ).
5. Запись простейших музыкальных диктантов.
6. Творческие навыки: подбор на фортепиано элементарных примеров.
Слушание музыки
2 класс 1 полугодие
Легенды и мифы о музыке. Древняя Греция, образовательный стандарт: математика, гимнастика, олимпийские игры, музыка. Гермес и лира. "Старый, добрый клавесин" Гайдн русский текст Т. Синявского
Флейта пана (паника). Состязание пана и Апполона. Марат и Апполон
Геракл и Трещетка. Раковина Тритона
Орфей и аргонавты. Орфей и Апполон. "Наш Мартин" немецкая народная песня В.Глюк "Орфей" (т. фурий, мелодия "потерял я Эвридику)
Оперы – легенды – сказки Европейских стран. В.Моцарт "Волшебная флейта" "Волшебная флейта" К.Вебер "Вольный стрелок" "Снежная метелица" А.Морозова, В.Алексеева "Вольный стрелок" "Рождественская песенка" А.Морозова, М.Грязева
2 класс 2 полугодие
Музыкальные традиции в нашей жизни. Россия Святки (19 января). Земледельческий календарь. Игры зимой – подготовка к весенним полевым работам. Символика песен и игр. Щедрин – Петрик – р. н. п. "Баба-яга", "Свинья ходит по бору, "Дед Ермак"
Праздник "Святки" Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"; содержание, песни и пляски птиц "Масленица" из оперы "Снегурочка" Подготовка к "Масленице". Символика песен и игр. Стравинский "Масленица" из балета "Петрушка" "А мы масленицу дожидаем", "Масленица - полизуха", "Идет матушка - весна", "Гори, гори ясно" – 2 варианта
Распределение ролей, костюмы "Запрягу я воробья", "Никанориха", "Прощай, Масленица"
О природе, о посте "Лучина" р.н.п. "Вечерний звон", "Среди долины ровные", "Вот мчится тройка", "Эй, ухнем", "Вдоль по Питерской" - воспоминания о Масленице
Легенды о Вербном воскресенье. Сон и пробуждение природы. П.Чайковский "Легенда"
Пасха – двойной праздник. Праздничные и пасхальные звоны колоколов и песнопения. "Воробей" р.н.п.
Язычество и христианство. Традиции и современность. А. Березовский концерт для 4х г. хора "Не отвержи меня во время старости" Чесноков "Херувимская песнь" Царь И. Грозный " Стихирь в честь сретенья №2" – 16 Бортнянский концерт для хора "Живые в помощи" "Повсюду благовест" А.Гречанинов
Прогнозируемый результат
В конце учебного года учащиеся второго класса должны знать: средства музыкальной выразительности, размеры 2\4; 3\4; 4\4;, длительности нот, затакт, секвенцию.
— тембр, виды оркестров, инструменты и группы симфонического оркестра, инструменты народного оркестра,
— жанровые особенности танца, марша, песни.
-понятия: вокальная и инструментальная музыка, композитор, либретто, оркестр, балет.
— иметь представление о балетном спектакле и о хореографии как виду искусства;
Учащиеся должны уметь:
— определять на слух лад, темп, размер, жанр и характер прослушанного музыкального про