Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96411

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как играючи научить детей плавать

Дата публикации:

Автор:
Инструктор по физической культуре (плавание), Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №14 "Умка", ХМАО-Югра, город Мегион

Цель: Поделиться опытом работы по обучению детей плавать в бассейне

Задачи: Научить детей плавать. Развивать усердие, терпение. Воспитывать уважение, смелость.

Каждый человек должен уметь плавать.

И чем раньше он научиться, тем лучше.

С детства меня привлекали занятия плаванием. По окончании общеобразовательной школы я поступил в Челябинский Государственный институт физической культуры. Важную роль в выборе профессии сыграло увлечение разными видами спорта, подарившими мне возможность почувствовать уверенность в себе, радость собственных успехов. Именно спорт помог мне осознать, что настойчивость и работа над собой помогает в достижении любых целей.

Я, работаю в детском саду инструктором по физической культуре (плавание). Детский сад – маленький мир, где я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. Я повышаю свое профессиональное мастерство: занимаюсь самообразованием, посещаю курсы повышения квалификации, делюсь с коллегами инновационными находками и оказываю им помощь. Стараюсь всегда вносить положительный настрой в коллективе. Как инструктор по физическому воспитанию, я учу детей любить спорт и умению быть здоровыми. Я увлечен своей профессией, своим делом, осознаю важность и нужность своей работы.

Значение инструктора по плаванию в детском саду очень велико. У инструктора по физической культуре, много обязанностей: прогнозирование, планирование, консультирование, проведение и организация спортивно – массовых, оздоровительных мероприятий, охрана жизни и здоровья детей и различных других видов детской деятельности.

Люди по - разному понимают роль инструктора по плаванию. Я вижу свою роль как инструктора по плаванию - воспитателем и наставником, человеком, способствующим становлению личности своего воспитанника. Сравниваю эту роль с функцией отца - в своей повседневной работе мне приходится решать многие взаимосвязанные задачи, вырабатывая у своих воспитанников определенные черты характера: внимание, смелость, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность.

Главное в моей работе - любить детей. Верить в каждого из них, находить «жемчужину» в каждой «раковине». Их радостное приветствие, теплые объятия, заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желания сделать все, что бы этот яркий свет, эта любовь никогда не исчезла, а разжигалась и становилась все сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить свое плохое настроение и идти вперед, дарить ребенку радость познания и помочь ему поверить в себя. И поэтому я стараюсь, чтобы каждая наша встреча оставляла след в душе ребенка, давала ему много нового и познавательного.

На своих занятиях по плаванию я стараюсь быть очень внимательным к детям, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Как наставник, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих воспитанников.

Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда дети с интересом идут ко мне на занятия, но для меня важно и то, что я так же иду на занятия с удовольствием, и жду новой встречи с моими малышами.

На занятиях по плаванию дети освобождаются от негативных эмоций, стрессов, становятся раскованными в общении, избавляются от неуверенности в себе, видят продукты своего труда и достижений, искренне выражают чувства радости и восхищения собственным возможностям. Дети на моих занятиях испытывают, прежде всего, мышечно-интеллектуальную радость. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом.

Меня радует, как мои воспитанники овладевают умением качественно выполнять основные движения, учатся безбоязненно заходить в воду. Для меня важно добиться того, чтобы двигательная деятельность стала неотъемлемой частью жизни и интересов каждого моего воспитанника.
В своей работе я часто сталкиваюсь с определенными образовательными потребностями дошкольников, нуждающимися в особом подходе в физическом развитии, поэтому тщательно подбираю материал, учитывая весь комплекс их соматических, интеллектуальных и физических проблем.

Одной из основных задач считаю формирование у детей здорового образа жизни. Поэтому широко использую здоровье-сберегающие технологии, позволяющие использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей.

Хождение по специальным коврикам в бассейне. Стопа - особая часть тела, на которой находится огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.

Массаж лица. Воздействуя на активные точки, можно предупредить и лечить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания,

Массаж стоп ног используем с целью воздействия на биологически активные центры, находящиеся на ногах, очищения энергетических каналов ног.

Массаж кистей рук - для возбуждения мышц рук, очищения энергетических каналов, оказания благотворного воздействия на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник.

Самомассаж рук, пальцев – проводится с целью научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.

Комплексный самомассаж - усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, усилить кровообращение, улучшить обмен веществ.

Гимнастика для глаз помогает активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить глазные мышцы.

Дыхательные упражнения с озвученным выдохом избавляют от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.

Дошкольники, посещающие наш бассейн стали меньше болеть, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно – сосудистую систему, дыхательный аппарат. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно - психическое (психомоторное) развитие. Об этом говорят родители в своих отзывах о моей работе.

При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание я уделяю начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что, первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми использую следующие приемы:

Показ упражнений. Наиболее сложные и новые упражнения показываю в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот методический прием способствует формированию у детей психологической установки: дети воспринимают последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно. Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладеть правильными движениями. В объяснении прибегаю к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное. На этапе закрепления техники плавательных движений используем прием показа упражнения со всевозможными ошибками. Дети исправляют их, самостоятельно проговаривая последовательность выполнения. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность.

Средства наглядности. Использование наглядной схемы упражнений с изображением отдельных элементов. Ребенок по карточке должен выполнить упражнение. Применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.

Разучивание упражнений. Наиболее координационно сложные упражнения разучиваем с детьми по частям, а затем дети выполняют эти упражнения в целом. Такое выполнение упражнений помогает избежать грубых ошибок в формировании навыков плавания. Упражнения выполняются детьми по моему словесному объяснению или сообразно названию упражнения.

Исправление ошибок. Веду работу по предупреждению и исправлению ошибок, воспитанию привычки у детей контролировать свои действия. Ошибка при выполнении задания становится предметом внимания детей. Это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к моим замечаниям.

Подвижные игры на суше и воде. Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Для освоения сложных плавательных упражнений я подбираю такие игры, в которых ребенок подготавливается к более сложным подвижным играм.

В федеральных государственных образовательных требованиях игровой деятельности отводится особая роль, делается акцент, на игровые формы образования, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, на совместную деятельность педагога и детей. Игровые технологии, сочетая элементы игры и учения, опираются на принцип активности ребенка. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности, позволяет детям непринужденно, смело выполнять различные действия и упражнения, добиваться их высокого качества. Дает малышу возможность проявить самостоятельность в выборе способов достижения цели, в использовании своих знаний и умений. Благодаря игровым приемам, дети быстрее усваивают программный материал, что делает обучение плаванию результативным.

Имитация упражнений. Я или заранее подготовленный ребенок выполняют упражнения молча, подражая животным, птицам, изображая явления природы. Остальные дети должны угадатьпредлагаемый образ, описать последовательность его движений и самостоятельно повторить.

Оценка (самооценка) двигательных действий. После проведения упражнения я проговариваю последовательность их выполнения и оцениваю их воздействие на организм ребенка, задаю вопросы детям об их самочувствии и ощущениях.

Индивидуальная страховка и помощь. Метод применяем по мере необходимости для преодоления неуверенности, чувства страха у ребенка.

Соревновательной эффект. При закреплении движений в воде использую соревновательный момент. Детям предлагаю выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит упражнение и окажется победителем соревнования.

Использование – эстафет и включение элементов соревнования с установкой на лучшее качество выполнения позволяет создать эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию. Эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения.

Конкретно поставленные задачи, правильно подобранные игры и игровые упражнения, приемы, соответствующая нагрузка, применение нестандартного оборудования, позволяют мне сделать занятия по плаванию привлекательными, эмоционально окрашенными, вызывающими у детей живой интерес. Это являются основой для успешного обучения детей плаванию, способствует хорошей результативности занятий, гарантирует высокую степень внимания, мотивации и взаимодействия со стороны ребёнка, таким образом, позволяет добиться хороших результатов.

Эффективность моей работы подтверждает диагностика, проведенная во всех возрастных группах детского сада в начале и в конце учебного года:

-исчезла водобоязнь, страх, неуверенность в своих силах;

-исходный уровень плавательной подготовленности изменился - все воспитанники улучшили свои показатели в сравнении с первоначальным обследованием;

-показатели заболеваемости у детей, регулярно посещающих бассейн, ниже, чем у их сверстников.

В воде дети 3-4 и 4-5 лет выполняют:

- элементарные упражнения на дыхание (вдох-выдох опустившись до подбородка),

- умеют передвигаться (держась за опору, ходьба друг за другом, подскоки).

- выполняют движения руками и ногами (удерживание воды в ладошках, подбрасывание воды вверх, хлопки ладошками по воде)

- выполняют движения ног (лежа на груди у опоры).

5-6 и 6-7 лет выполняют:

- упражнения на дыхание - продолжительный выдох, вдох-выдох опустившись до подбородка, до носа, глаз, опустив лицо полностью;

- умеют передвигаться, держась за опору, ходьба друг за другом, подскоки, бег, свободное передвижение без опоры, в приседе, перешагивание;

- выполняют движения руками и ногами - удерживание воды в ладошках, подбрасывание воды вверх, хлопки ладошками по воде, свободное движение рук, ног, гребковые движения руками;

- выполняют погружения - приседания в воде, приседания с касанием руками дна, умывание лица, приседание в упор на колени, погружения лица до подбородка, носа, глаз, упор лежа на груди, открывание глаз в вод;

- выполняют движения ног в упоре лежа на груди, в упоре лежа на спине, лежа на груди у опоры, с доской, с игрушкой, погрузив лицо в воду, с выдохом в воду.

Дети из групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет занимаются без помощи дополнительных плавательных средств (нарукавники).

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Быть с водой на «ты», находить удовольствие в общении с ней, не растеряться в непривычных условиях – на это нацелены мои занятия по обучению плаванию детей. Поэтому важно помнить об умелом построении с детьми межличностных отношений. Они должны строиться на высокой требовательности к развивающей личности. Двигательные навыки в плавании формируются путем сочетания игровых приемов со словесными воздействиями инструктора: команды, распоряжения, поощрения, порицания, объяснения способов, выполнения упражнений, убеждения, внушения. Инструктор пользуется словом, как педагогическим инструментом, изменяя интонацию и силу голоса. Лишь в исключительных случаях он может повышать голос, но в то же время его тон должен быть бесстрастным. По тону инструктора ребенок должен понять, порицают его или хвалят. В ходе проведения занятий бывает необходимо прибегать к запретам, которые связаны с техникой безопасности.

Воспитывать – это отдавать все то, чем сам владеешь: быть терпеливым и сдержанным, как актер перевоплощаться, какое бы ни было у меня настроение. Педагог только своим примером и своей любовью может вести детей к великим достижениям, которые даются им нелегко. Я рад, что это мне удается.

С введением ФГОС родители воспитанников ДОУ стали полноправными участниками образовательного процесса. Они имеют возможность посетить любое занятие по плаванию, порадоваться успехам своих детей, обсудить с инструктором вопросы, связанные с формированием плавательных навыков, преодолением водобоязни и другие вопросы. В работе по педагогическому просвещению родителей я стараюсь активно стимулировать их на сотрудничество. Проведение различных конкурсов, совместных праздников, дней открытых дверей, других мероприятий с привлечением родителей к работе с детьми, решает многие проблемы организации воспитания в семье, путем объединения усилий, для достижения общей цели, заинтересованности и возможности глубже заглянуть в душевный мир своего ребенка.

В целях пропаганды здорового образа жизни провожу с ними индивидуальные консультации, выступаю на родительских собраниях, размещаю на сайте ДОУ информацию о работе бассейна, оформляю в ДОУ стенд «День за днем».
Так как я работаю одновременно и тренером – преподавателем по плаванию в ДЮСШ «Вымпел» г. Мегиона, у меня есть блестящая возможность продолжать работать со своими воспитанниками ДОУ в стенах этого учреждения. Многие из них продолжают занятия плаванием, и я надеюсь, добьются высоких результатов в соревнованиях различного уровня.

Здесь можно наблюдать одну особенность моей деятельности - особенность «профессионального риска»: я как инструктор по физической культуре и тренер-преподаватель в одном лице вынужден ждать высокого результата своих воспитанников долгие годы, при этом без гарантии, что он будет, а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Подготовка спортсменов – творческий процесс. Труд воспитателя во многом, можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Каждому нужен особый только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Далеко не все становятся великими спортсменами. Но все они должны стать с моей помощью всесторонне развитыми, сильными и смелыми, морально и физически готовыми к защите своей Родины. Принципиальность, настойчивость, доброта и сердечность, вечный поиск и умение отдать всего себя любимому делу помогают мне.

Инструктор по физической культуре (плавание)

Беспрозванных Андрей Александрович

Наши новости:

Разместить свою публикацию