Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96420

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Дата публикации:

Автор:
концертмейстер, МБОУ НШ №30, ХМАО Сургут

Цель: Важную роль на уроках классического танца играет музыка. Необходимо, чтобы танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве.

Задачи: Чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания необходима для успешной организации процесса обучения. Огромную роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и педагога-хореографа, атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, непринуждённости.

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ

С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ

Важную роль на уроках классического танца играет музыка. Необходимо, чтобы танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве.

Иногда музыкальное сопровождение, используют в качестве «заменителя подсчёта», отдавая предпочтение ритму и темпу. Этот подход очень опасен. Музыкальное сопровождение танца должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, чтобы уже на первых ступенях обучения формировались и развивались образные музыкально- пластические представления, расширялся музыкальный и эмоциональный кругозор, накапливались музыкальные впечатления, в целом- обогащался художественный опыт. Здесь незаменима роль концертмейстера, работу которого следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения искусству танца, а содержание музыкального репертуара и его исполнение - как основу развития эмоционально-творческого начала учащихся, формирование их эстетического вкуса.

Чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания необходима для успешной организации процесса обучения. Огромную роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и педагога-хореографа, атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. С позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. Концертмейстер это посредник между музыкой и хореографией. Он - активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. Особо важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики, развивая их творческий потенциал. Совместная деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе подчас затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной подготовки для работы в хореографическом коллективе, а у педагога-необходимых музыкальных знаний. Необходимо в практике любого концертмейстера уметь импровизировать, подбирать по слуху, читать с листа. Концертмейстеру для работы в хореографическом коллективе нужно знать структуру урока классического танца, последовательность упражнений у станка, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению.

Музыкальное оформление урока должно научить учащихся слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей и жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по характеру, метроритму, темпу, динамике. Задачей концертмейстера является развитие музыкальности танцевальных движений.

Задачи музыкального воспитания:

  • Уметь согласовывать характер движения с характером музыки.
  • Музыкальное восприятие метроритма.
  • Ритмичное исполнение движений под музыку.
  • Эмоциональное восприятие музыки.
  • Расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть сложности. Приходится работать с детьми разного возраста с педагогами разных танцевальных направлений - народной хореографии, классического и современного танца. У детей младшего возраста превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Для них подбираю музыку с чёткими простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определённостью: марш, полька, вальс и другие. Надо учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. Поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, они более близки и понятны ребёнку. Музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребёнок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Чем ярче, эмоциональней музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала для подростков является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью. Мой репертуар ориентирован на исторические стили. С классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В.Моцарта, Л.Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф.Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П.Чайковского (вариации и отрывки из балетов, «Детский альбом»). Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна «Чиполино», « Детской тетрадью» и « Танцами кукол» Д. Шостаковича. За годы работы накапливается Музыкальное сопровождение всегда должно помогать танцевать.

Обязанности концертмейстера:

  • Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.
  • Знакомство с новыми методиками «движения под музыку».
  • Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах.
  • Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:

  • Наглядно - слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом);
  • Словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение);
  • Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведётся концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа.

Первый год обучения.

Дети занимаются ритмикой. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком польки, марша, вальса, на несложных музыкальных примерах.

Второй год обучения.

Вводится классический танец, как основа всего последующего обучения, построенного на лучших образцах мирового хореографического искусства.

Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно:

  • Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверенный звук учащиеся лучше слушают.
  • Вся балетная лексика идёт на французском языке. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
  • Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке. Все движения выполняются на музыкальном материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.
  • Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы.
  • Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою импровизацию. Концертмейстер должен видеть класс, помогать эмоционально в сложных движениях.
  • Когда педагогом задаётся комбинация, пианист должен запомнить её так же, как и дети у палки.
  • Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков - трелями, форшлагами, арпеджио.
  • Важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.

Концертмейстер постоянно находиться в поиске, ведь урок классического танца требует постоянного внимания, нужна хорошая интересная музыка, музыкальная литература. Профессия концертмейстера хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс.

Используемая литература.

  • Дубинина В., «Дошкольники в учреждении дополнительного образования: Сборник программно-методических материалов» – Новосибирск, 2006.
  • Олех Ю.М., «Музыкальное оформление уроков классического танца» - методическое пособие в 2-х частях, 2000.
  • Ревская Н. «Классический танец. Музыка на уроке. Музыкальное оформление урока классического танца», Санкт- Петербург, 2004.
  • Фирилева Ж.Е., Е.Г.Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт-Петербург. «Детство пресс» 2003.
  • Фиш Э., Руднева С.. «Музыкальное движение» Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский центр «Гуманитарная академия» Санкт- Петербург, 2000.

Наши новости:

Разместить свою публикацию