Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95423

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Обобщение педагогического опыта

Дата публикации:

Автор:
учитель ИЗО и технологии, МБОУ СОШ№20, Хабаровский край Верхнебуреинский район п. Сулук

Цель: Изучения и исследования активных форм обучения для применения их на уроках технологии и изобразительного искусства

Задачи: обзор теоретической и методической литературы по теме «Применения активных форм обучения» изучить и систематизировать формы активного обучения и применить их на уроках технологии и изобразительного искусства

Оглавление.

Особенности применения активных форм обучения на уроках технологии и изобразительного искусства

I. Введение…………………………………………………………………………………….2

II. Урок как основная форма организации учебной работы……………………………….2

III. Общая характеристика форм обучения. ……………………………………………..…3

IV. Активные формы обучения на уроках технологии и изобразительного искусства…3

1.Технология проблемного обучения.

2.Технология проектного обучения.

3. Интерактивная технология.

4. Игровые технологии.

5. Компьютерные технологии.

V. Формы работы, повышающие уровень активности обучения…………………..……..5

VI. Активные формы ведения уроков………………………………………………………6

1. Проектный урок.

2. Интегрированный урок.

3. Урок с дидактической игрой.

VII. Методические особенности урока – диалога……………………………………...….7

VIII. Апробация активных форм обучения на уроках технологии и изобразительного искусства………………………………………………………………………………….…..7

IX. Заключение……………………………………………………………………………….9

X. Источники информации………………………………………………………………...…9

  • I.Ведение.

21 век станет веком науки и наукоёмких технологий во всех областях человеческого бытия и поэтому реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают технология, изобразительное искусство, музыка - предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки технологии, искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал, эти занятия дают много возможностей для самовыражения в комплексе с другими учебными предметами и оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. А это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства.

Решение данных задач напрямую зависит от компетентности преподавателя, от его грамотности при подборе компонентов учебно-воспитательного процесса: форм, методов, одного из важнейших - средств обучения, так как они обеспечивают доступность учебного материала, позволяют максимально развить познавательную деятельность учащихся, повысить её темп, высвободить время для развития творческих способностей личности в решении поставленных задач.

II. Урок – основная форма организации обучения в классно-урочной системе.

Все уроки объединяет общая структура.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Дидактическая структура урока сегодня зависит от цели обучения, от со­держания изучаемого материала и характеризуется следующими компонентами: актуализацией имеющихся знаний и способов действия; формированием новых понятий и способов действия; применением умений и навыков.

Эти структурные компоненты на представленном уроке реализованы как основные этапы (в таком случае он строится как "комбинированный").

Выделяется три относительно самостоятельные части: теоретическая, практическая, заключительная.

На всех трех этапах урока обязательным является организация эмоциональ­ного воздействия на учащихся – посредством содержания обучения, лично­стных проявлений учителя, которые направляли бы отношения учащихся на программируемые ценности процесса обучения.

Одна из важнейших проблем в организации современного урока – выбор технологии. Объективно он определяется целями, содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся. При выборе технологии обучения на уроке я использую личностно - ориентированное обучение. Принципы ЛОО направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога - принцип деятельности, развития, активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации. На всех этапах урока учащимся предлагается на основе своего субъектного опыта проявлять активность мышления для решения различных проблемных ситуаций, предложенных учителем; самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; проявлять творческий подход. Работа на уроке организуется как индивидуально, так и в группах. В зависимости от психологических особенностей учащихся, предлагаются различные варианты выполнения заданий.

III. Общая характеристика форм обучения. Форма обучения – это вид организации взаимодействия обучающихся в учебных группах, микро-группах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия. Различают следующие формы обучения: фронтальную, индивидуальную, групповую и коллективную. Формы обучения должны быть направлены не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на привлечение внимания, интереса детей к творчеству, пробуждение у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к результатам своего творчества. Форма организации обучения – это какой-либо вид занятия. Различают следующие формы организации обучения: урок, лекция, кружок, экскурсия, семинар, лабораторное или практическое занятие и т. д.

Требования к современному уроку по ФГОС:

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое.

Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

IV. Активные формы обучения на уроках.

Для повышения продуктивности урока огромную роль играет правильный выбор активных форм обучения. Эти обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.
Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.
2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра – это частица детской жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов. На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр: внимание; развивающие глазомер; тренирующие наблюдательность; тренирующие наблюдательность; развивающие творческие способности; воздействующие на эмоции и чувства; раскрывающие личностные возможности ребенка. Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

5. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

Для развития художественных способностей на уроках изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждый мой урок программы построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и технологии: использование медиа-ресурсов как источника информации; компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока; организация проектной деятельности учащихся.

V.Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1.Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).

2.Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)

3.Использование игровых форм.

4.Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

5.Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).

6.Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).

7.Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).

8.Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).

9.Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).

10.Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).

12. Деятельностный подход в обучении.

VI. Активные формы ведения уроков.

1.Проектный урок

Уроку предшествует мозговой штурм, в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или, по просьбе учащихся, как участник малой исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований; структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон; результатом защиты становится награждение разработчиков проектов.

Схема проведения урока – проекта:

  1. Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип, количество участников).
  2. Выдвижение и обсуждение с учениками гипотез решения основной проблемы.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.
  5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
  6. Защита проекта.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.

2.Интегрированный урок

Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащихся: показ репродукций картин, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

3. Урок с дидактической игрой

Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; результат игры.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.

VII. Методические особенности урока – диалога.

  • Преобладание общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки, трудности, которая побуждает мысль, а не снимает проблему.
  • Смысл урока – диалога – в постоянном воспроизведении ситуации «Ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса.
  • Выполнением мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель – не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя: ставя проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает выявить различные фрмы логики разных культур, различные точки зрения, и поддерживает их культурными концепциями.

Позиция ученика: ученик в учебном диалоге оказывается в пространстве разных культур.

Методическая работа направлена на то, чтобы как можно большее количество учителей могли внедрять активные формы и методы обучения, повышающие качество знаний учащихся. Это работа, которая включает в себя:

Øсистематические отчеты учителей по самообразованию;

Øпроведение анализа посещенных уроков;

Øучастие в работе предметных методических объединений;

Øвзаимопосещение уроков коллег, работающих над проблемой внедрения активных форм обучения учащихся;

Øмотивация учителей на проведение открытых уроков.

VIII. Апробация активных форм обучения на уроке технологии.

Сделать уроки интереснее и разнообразнее помогает также решение познавательных задач, под которыми понимается учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов, стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Урок по моделированию – первый урок по созданию моделей одежды. Учащиеся ищут, предлагают варианты решения таких задач, как выбор формы, подбор цветовых сочетаний, использование отделки, выбор способа раскроя изделия. Основой является их знания и субъектный опыт.

При помощи активных методов обучения учитель стимулирует учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявле­ния обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат преподавателю контрольным инструментом для качественного управления их позна­вательной активностью. На уроке осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Ученикам предлагается нарисовать на доске несколько моделей фартуков. Найти соответствие внешнего контура деталей фартука той или иной геометрической фигуре, выходя тем самым на способы моделирования – изменение формы; определить количество деталей – изменение количества деталей; определить расположение деталей по отношению к линии середины – изменение расположения деталей, симметрия и асимметрия; использование отделки и цветовых сочетаний.

Для повышения продуктивности урока огромную роль играет также и правильный выбор форм обучения. Наиболее часто, особенно в младших классах используется индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения, т.к. учащимся еще трудно воспринимать большой объем информации, анализировать и использовать его в практической деятельности. Однако, уже в 5 классе, возможна организация работы в групповой форме. На уроке по моделированию групповая форма используется на этапе закрепления новых знаний. Учащиеся организованы в мини группы так, чтобы более сильные ученики продемонстрировали приемы выполнения отдельных элементов более слабым ученикам. Это позволяет учителю контролировать степень усвоения нового материала и при необходимости провести дополнительный инструктаж. Так выполнение индивидуальной практической работы всеми учениками становится более успешной.

Способности к самоконтролю и самоанализу развиваются на уроке при выполнении практической работы и на этапе подведения итогов урока. На уроке предлагается совместное обсуждение результатов работы, с выявлением наиболее правильного выполнения и ошибок, допущенных в работе.

К средствам обучения, используемые на моих уроках, относятся материально-технические средства (оборудование, материалы, литература и учебники), дидактические. Используемые средства обучения должны гармонировать с целями урока, соответствовать сложности и доступности материала урока, быть достаточно наглядными. На уроках активно использую карточки – задания, тестовые задания, образцы изделий.

В современных условиях наиболее активно используются информационно - коммуникативные технологии, которые наиболее полно соответствуют современным требованиям. Современный урок невозможен без наглядного представления материала урока через демонстрационные слайды, использования компьютерных программ для закрепления вновь полученных знаний и контроля усвоения информации. На уроке по моделированию применяю различные средства обучения с использованием ИКТ: демонстрационные – презентация; тесты на компьютере.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обуче­ния в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоцио­нальной активности учащихся. Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует соз­данию работоспособных творческих коллективов учащихся, объеди­ненных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки.

IX. Заключение.

Я пришла к выводу, что именно использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, решать задачи, стоящие передними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности.

Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни и быть активными, так как традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса и главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

X. Источники информации.

1. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004. 2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672431 Тесты к урокам технологии

3. «Игровые технологии.» - © 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»,festival@1september.ru

4. «Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого 18.Иванова Н.Ю, зам. директора по ИКТИздательский дом "Первое сентября",E-mail: festival@1september.ru

5. docme.ruСовременные технологии обучения.

6. https://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://portnojpljus.ru/istoriya-shvejnyx-mashin[5]

8. Сравнительн.характ. www.p-lib.ru

9.. Методыобученияучащихся вусловияхреализации...

ppt4web.ru…aktivnye-formy…obuchenija…realizacii…

10. http://www.physfac.bspu.secna.ru/

11. http://younger.psypublica.ru/

12. http://www.allbest.ru/

13. http://festival.1september

14. tehnologii._-555745.htm

15. Новые педагогические технологии http://scholar.urs.ac.ru/courses/Technology/index.html

16. See more at: http://www.zavuch.ru/news/4836/#sthash.syz7gUMv.dpuf

Наши новости:

Разместить свою публикацию