Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96371

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

открытый урок

Дата публикации:

Автор:
преподаватель прикладного искусства, МКУ ДО ДШИ с.Иенгра, Саха Якутия , Нерюнгринский район , село Иенгра , ул. 50 лет Победы, д2/2

Цель: Ознакомление учащихся с типами эвенкийских ковриков ( кумалан), орнаментов и их значением.

Задачи: Учить строить композицию и колорит украшения ковра, в центре квадратной , круглой фигуры. Развивать самостоятельность и творчество учащихся в передаче содержания украшения (выбор элементов узора, цвета); Учить учащихся распределять задание между собой, договариваться о содержании и последовательности выполнения задания.

Открытый урок по прикладному искусству

Преподаватель Александрова О.П.

Муниципального казенного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств села Иенгра.

(показан на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Реализация требований ФГОС в учебно-методической литературе по эвенкийскому языку в системе общего образования»)

Тема урока: «МЕХ – КАК ДЕКОРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ»

УКРАШЕНИЕ ЭВЕНКИЙСКОГО КУМАЛАНА (КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА 1 КЛАСС ).

Задачи урока :

1.Ознакомить детей с видами кумаланов.

2. Учить строить композицию и колорит украшения ковра , в центре квадратной, круглой фигуры.

3. Развивать самостоятельность и творчество учащихся в передаче содержания украшения

(выбор элементов узора, цвета узора ).

4. Учить детей распределять задание между собой , договариваться о содержании и

последовательности выполнения задания .

МАТЕРИАЛЫ :

Варианты образцов , листы картона : квадратный, круглый (для фона ), клей ПВА , мех.

Х О Д У Р О К А :

Стихотворение эвенка Василия Лебедева « Кумалан» (очень точно и красноречиво передает поэт образ этого замечательного ковра и его значение в жизни эвенков ) Вот женщина,

Что шьет она? Я вижу – Шьет кумалан –

Тонкая рука ее привычно нижет В далекую дорогу

То нитку бус, то солнечные стрелы. Он с ним уйдет…….

Шьет женщина, А сердцем - Будет с нами ……

Увлечена работой,

Как живописец

Новою картиной.

Обычай предков

Соблюдает строго

В моем краю.

И путнику на память

Кумалан – это национальный ковер эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Эвенки придают белому цвету большое значение ,с ним связаны сказки и предания .

Кумалан всегда считался мерилом (показателем) достатка семьи, ее благополучия.

Кумаланы шьют в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца , луны и звезд. Также они декорировались широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим , растительным орнаментом из кожи или вышивкой. Их шьют из шкур лобовины оленя или лося . На окантовку и детали идут кусочки меха рыси , лисицы , медведя .

В настоящее время , когда эвенкийским народом утеряны древние техники шитья кумаланов , мы можем выделить следующие виды современных кумаланов в зависимости от техники исполнения их в материале :

  1. Кумаланы в технике меховой мозаики с тканной или кожаной аппликацией;
  2. Кумаланы в технике меховой мозаики бисером или нитками;
  3. Кумаланы в технике меховой мозаики с декорированием берестой и т.д.

Существует несколько видов кумаланов :

1. Бытовые кумаланы (использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях ). Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения, для покрытия оленя ( под седло или на седло ) для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи . Также кумаланы использовали и в качестве походной постели .

2.Праздничные кумаланы . ( использовались в праздничных и семейных обрядах , дарились молодым во время свадьбы и т.д. )

3. Культовые или шаманские кумаланы Наму ( использовались шаманом во время камланий в виде коврика для сидения шамана в присутствии коллектива сородичей , а также вешались на шаманские столбики Сэргэ для исполнения особых действий ).

Шитье кумаланов очень трудоемкая работа , требовало совершенного мастерства ручного шитья . Девочек начинали учить по выделке и шитью с самого раннего возраста. Маленькие девочки сначала были помощницами у своих бабушек и мам , а в подростковом возрасте уже начинали шить сами.

Показать фотографии местных мастериц :

Лазарева Галина Григорьевна

Захарова Ульяна Романовна

Народные мастерицы с. Иенгра

Затем преподаватель предлагает рассмотреть образцы изделий , отмечает, что узоры в них составлены из разных по цвету элементов , поэтому и изделия выглядят иначе .

Преподаватель предлагает детям распределить между собой работу , кто какую часть работы будет выполнять , планируют также, как расположить элементы , какие для этого нужны фигуры , чтоб получился красивый кумалан . В ходе работы важно видеть каждого учащегося , чтобы при необходимости оказать ему помощь . Дети самостоятельно выбирают элементы и цвет для узора и начинают выполнять свое задание .

Подведение итогов :

В итоге урока разместить на стенде все работы так , чтобы получился целостный узор украшения кумалана , рассмотреть его , проанализировать вместе с учащимися качество выполнения работы . Обратить внимание на эффективность коллективных усилий в выполнении задания , отметить взаимопомощь и доброжелательные отношения учащихся во время работы .

Наши новости:

Разместить свою публикацию