Открытый урок по прикладному искусству
Преподаватель Александрова О.П.
Муниципального казенного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств села Иенгра.
(показан на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Реализация требований ФГОС в учебно-методической литературе по эвенкийскому языку в системе общего образования»)
Тема урока: «МЕХ – КАК ДЕКОРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ»
УКРАШЕНИЕ ЭВЕНКИЙСКОГО КУМАЛАНА (КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА 1 КЛАСС ).
Задачи урока :
1.Ознакомить детей с видами кумаланов.
2. Учить строить композицию и колорит украшения ковра , в центре квадратной, круглой фигуры.
3. Развивать самостоятельность и творчество учащихся в передаче содержания украшения
(выбор элементов узора, цвета узора ).
4. Учить детей распределять задание между собой , договариваться о содержании и
последовательности выполнения задания .
МАТЕРИАЛЫ :
Варианты образцов , листы картона : квадратный, круглый (для фона ), клей ПВА , мех.
Х О Д У Р О К А :
Стихотворение эвенка Василия Лебедева « Кумалан» (очень точно и красноречиво передает поэт образ этого замечательного ковра и его значение в жизни эвенков ) Вот женщина,
Что шьет она? Я вижу – Шьет кумалан –
Тонкая рука ее привычно нижет В далекую дорогу
То нитку бус, то солнечные стрелы. Он с ним уйдет…….
Шьет женщина, А сердцем - Будет с нами ……
Увлечена работой,
Как живописец
Новою картиной.
Обычай предков
Соблюдает строго
В моем краю.
И путнику на память
Кумалан – это национальный ковер эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Эвенки придают белому цвету большое значение ,с ним связаны сказки и предания .
Кумалан всегда считался мерилом (показателем) достатка семьи, ее благополучия.
Кумаланы шьют в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца , луны и звезд. Также они декорировались широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим , растительным орнаментом из кожи или вышивкой. Их шьют из шкур лобовины оленя или лося . На окантовку и детали идут кусочки меха рыси , лисицы , медведя .
В настоящее время , когда эвенкийским народом утеряны древние техники шитья кумаланов , мы можем выделить следующие виды современных кумаланов в зависимости от техники исполнения их в материале :
- Кумаланы в технике меховой мозаики с тканной или кожаной аппликацией;
- Кумаланы в технике меховой мозаики бисером или нитками;
- Кумаланы в технике меховой мозаики с декорированием берестой и т.д.
Существует несколько видов кумаланов :
1. Бытовые кумаланы (использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях ). Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения, для покрытия оленя ( под седло или на седло ) для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи . Также кумаланы использовали и в качестве походной постели .
2.Праздничные кумаланы . ( использовались в праздничных и семейных обрядах , дарились молодым во время свадьбы и т.д. )
3. Культовые или шаманские кумаланы Наму ( использовались шаманом во время камланий в виде коврика для сидения шамана в присутствии коллектива сородичей , а также вешались на шаманские столбики Сэргэ для исполнения особых действий ).
Шитье кумаланов очень трудоемкая работа , требовало совершенного мастерства ручного шитья . Девочек начинали учить по выделке и шитью с самого раннего возраста. Маленькие девочки сначала были помощницами у своих бабушек и мам , а в подростковом возрасте уже начинали шить сами.
Показать фотографии местных мастериц :
Лазарева Галина Григорьевна
Захарова Ульяна Романовна
Народные мастерицы с. Иенгра
Затем преподаватель предлагает рассмотреть образцы изделий , отмечает, что узоры в них составлены из разных по цвету элементов , поэтому и изделия выглядят иначе .
Преподаватель предлагает детям распределить между собой работу , кто какую часть работы будет выполнять , планируют также, как расположить элементы , какие для этого нужны фигуры , чтоб получился красивый кумалан . В ходе работы важно видеть каждого учащегося , чтобы при необходимости оказать ему помощь . Дети самостоятельно выбирают элементы и цвет для узора и начинают выполнять свое задание .
Подведение итогов :
В итоге урока разместить на стенде все работы так , чтобы получился целостный узор украшения кумалана , рассмотреть его , проанализировать вместе с учащимися качество выполнения работы . Обратить внимание на эффективность коллективных усилий в выполнении задания , отметить взаимопомощь и доброжелательные отношения учащихся во время работы .