$14. Что такое алгоритм?
Цели урока:
- Образовательная: сформировать понятия «алгоритм» и «исполнитель».
- Развивающая: способствовать развитию алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся, интереса к предмету; способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели.
- Воспитательная: формировать информационную культуру.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Формы обучения: коллективная.
Характеристика контингента учащихся: 6 класс.
Уровень изучения дисциплины: базовый.
Время урока: 45 минут.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, программа «Кукарача», раздаточный материал.
План урока:
- Организационное начало урока
- Проверка домашней работы
- Актуализация знаний учащихся
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов
- Домашнее задание
- Выставление оценок
- Организационное окончание урока
- Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Дубинина Анастасия Юрьевна и сегодняшний урок информатики проведу у Вас я. Кто отсутствует?
- Давайте вспомним вчерашний урок. (слайд)
- А мы переходим к новой теме урока. Ребята, а вы любите мультфильмы? (Да). Тогда всё внимание на экран. (слайд)
- Понятие алгоритма известно в математике давно. Термин происходит от имени великого ученого Средней Азии и средневекового Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми. С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако, чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки.
- А теперь присаживайтесь за компьютеры. О, нет! Наши компьютеры заблокировали злой планктон из «СпанчБоба» и нам нужно скорее подобрать пароль, пока он не стёр все данные. Для этого я раздаю Вам карточки с заданием. Нужно правильно расставить порядок действий. И вы получите фразеологизм. Это и есть пароль к компьютеру. Вперёд!
- Какую тему мы проходили? (Графики и диаграммы)
- Что же такое график? (График-это линия, дающая наглядное представление какой-либо величины от другой)
- Что такое диаграмма? (Диаграмма- это графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значений одной величины).
- Сколько видов диаграммы вы знаете? (3)
- Какие виды диаграммы Вы знаете? (Круговая, столбчатая, лепестковая).
- Для чего служит круговая диаграмма? (Служит для равнения величин в одной точке)
- А столбчатая? (Позволяет сравнить несколько величин в нескольких точках).
- Ну и наконец лепестковая? (Для каждой точки ряда данных предусмотрена своя ось).
Вы огромные молодцы!
К этому уроку Белоконева Марина, Кардашов Роман и Рыжкова Анна должны были подготовить доклады. Вы готовы? У вас 3 минуты на выступление, так как времени у нас не так много.
Спасибо огромное ребятам за замечательные выступления!
Как вы думаете, почему бит и байт не понимали указания босса?
А давайте посмотрим умеете ли вы не запутать людей и правильно проговорить ход своих мыслей.
Расскажите мне пошагово этапы того, как вы собирайтесь в школу.
А как покупаете молоко?
А на каких уроках мы ещё встречаем последовательность действий? (математика: найти НОД, русский язык: определить часть речи, провести фонетический разбор слова).
Умнички!
Как вы уже поняли тема нашего сегодняшнего урока «Алгоритм».(слайд) Открываем свои тетрадочки. Записываем сегодняшнюю дату – 9 декабря и тему урока.
Итак запишем: (слайд) Алгоритм - это точное и понятное указание (инструкция) совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. А кто же может исполнять алгоритмы?
В качестве исполнителя алгоритмов в "докомпьютерную" эру подразумевался человек (в крайнем случае, животное - в цирке). Человек постоянно пользуется алгоритмами при решении задач, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она - идеальный исполнитель. Давайте запишем:
(слайд) Исполнитель - это устройство или живое существо, способное выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Примеры исполнителей: человек, компьютер, стиральная машинка, собака и т.д. Приведите другие примеры исполнителей.
(слайд) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Посадка дерева”):
о) поставить лопату и лейку на место:
в) взять лопату и саженец;
о) посадить саженец в ямку;
т) выкопать ямку;
р) взять лейку с водой и полить саженец;
е) засыпать ямку.
Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Пришивание пуговицы”):
е) положить иголку и ножницы на место;
х) отрезать нитку подходящего цвета;
д) взять рубашку;
а) вдеть нитку в иголку;
и) пришить пуговицу;
ы) взять иголку и ножницы;
н) подобрать подходящую пуговицу.
Какой фразеологизм мы получили в итоге? (Второе дыхание). Верно! Давайте откроем нашему компьютеру второе дыхание. Введём данный фразеологизм слитно и прописными буквами.
На рабочем столе найдите программу «Кукарача». Запускаем её двойным нажатием левой клавиши мыши. Сейчас я вам раздам задание. И вы должны сделать его в этой программе.
Программа выполняет 5 условий: ВЛЕВО. ВПРАВО, ВНИЗ, ВВЕРХ, СТОЯТЬ. Именно заглавными буквами можно вводить данные команды в строку ввода. По одному слову! Для запуска алгоритма – нажимать зеленый треугольник.
Кукарача стоит в клетке (1;1). Где он окажется после выполнения следующих команд?
А) ВПРАВО, ВНИЗ, ВПРАВО, ВНИЗ, ВНИЗ (4;3)
Б) ВПРАВО, ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВЛЕВО (2;1)
В) ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВНИЗ, ВНИЗ (4;1)
Г) ВПРАВО, ВНИЗ, ВЛЕВО, СТОЯТЬ. (2;1)
Давайте теперь превратив слово «Молоток» в «Моток». Для этого Начиная с клетки (1;1) и до клетки (1;7) пишем слово «Молоток». Ставим кукарачу на клетку (2;3).
А теперь приступаем к преобразованию.
Попробуйте самостоятельно превратить «Мишку» в «Мышку».
Пишем с (2;2) до (2;6) слово «Мишка» в квадратике (3;4) букву «Ы».
Кукарачу ставим на (3;3).
Алгоритм запишите в тетрадку.
Попробуйте самостоятельно превратить «Мурашку» в «Мурку».
Пишем с (1;4) до (1;10) слово «Мурашка». Кукарачу ставим на (2;8).
Алгоритм запишите в тетрадку.
Отличная работа!
6.Итак, ребята, что же такое алгоритм? Что вы можете рассказать про исполнителя алгоритма? Где мы встречаем алгоритм? Молодцы!
7.Открываем дневники. Запишем домашнее задание на следующий урок: параграф 14, вопросы, дома составить любой алгоритм по любой теме. Например, «я чищу зубы».
8.Оценки за урок.
9.Всем спасибо! Урок окончен. До скорых встреч.