Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование ключевых компетенций

Дата публикации:

Автор:
учитель математики, БОУ "Екатерининская СОШ", Тарский муниципальный район Омская область

Цель: Обобщение опыта работы по формированию ключевых компетенций.

Задачи: Выявить возможности использования проектной деятельности, в частности - сетевых телекоммуникационных проектов, для формирования компетенций.

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Екатерининская средняя общеобразовательная школа»

«Формирование ключевых компетенций учащихся средствами сетевых проектов»

Обобщение опыта работы

учителя математики

И.А.Демидович

Введение

Мы живем в условиях быстро меняющегося мира и особых социально-экономических отношений, где успех на рынке труда зависит от конкурентоспособности личности. Выпускник школы не только должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, но, что особенно важно, должен иметь сформированные ключевые компетенции, которые помогут ему успешно самореализовываться во взрослой жизни, самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии.

Поэтому происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Поэтому задача учителя: не передавать знания учащимся, а научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, т. е. сформировать компетенции личности выпускника.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневая иерархия компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
От сформированности ключевых компетенций зависит процесс социализации человека в обществе.

В последнее время особая роль для формирования ключевых компетенций отводится проектам, в частности - телекоммуникационным проектам.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он

является составной частью учебного процесса. Практика использования метода

проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.Согласно данному подходу, сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. «Тремя путями мы познаем мудрость: размышлением - самый благородный; подражанием - это самый легкий и третий - опытный - это самый тяжелый» (Конфуций).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проектный метод можно применять на уроках математики для формирования ключевых компетенций. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету

резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Введение обучающихся в проектную деятельность уже в начальных классах позволяет им успешно и эффективно участвовать и в долгосрочных проектах.

В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Сетевые проекты межпредметные, в них могут участвовать учащиеся любого класса, как в команде, так и индивидуально. Команды могут быть и разновозрастные.

Сетевой проект должен обладать определёнными требованиями :

  • В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
  • Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
  • В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность , при этом воспитывается бережное отношение к родному языку и родной литературе.

Работая в телекоммуникационном проекте, дети не только повышают свой интеллект, но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.

Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия : умеешь писать стихи – пиши, умеешь оформлять, рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.

Участие в телекоммуникационном проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.

Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат , важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.

Участие в телекоммуникационных проектах:

  • удачно сочетает творческую и познавательную деятельность учащихся;
  • активно способствует их самостоятельной работе;
  • способствует формированию новых знаний и навыков (углублённое изучение важных глав школьных предметов, навыки работы с дополнительной литературой, развитие грамотной письменной речи);
  • обеспечивает освоение исследовательских методов (сбор необходимой информации, фактов; умение анализировать их с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения);
  • способствует овладению современными компьютерными технологиями (поиск информации в Интернет, работа с офисными приложениями, с электронной почтой).

Сетевой проект как один из видов проектной деятельности в самом прямом смысле формирует компетенции.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

С 2009 года учащиеся нашей школы стали участвовать в различных сетевых проектах. Я выполняла роль координатора. Первые проекты:

"Незнайка и все-все-все" Команда 3 класса "Дружба" под руководством Носевич В.М. получили сертификат участников сетевого проекта

"Кто сказал, что надо бросить песню на войне?"

Команда "Консонанс" под руководством Спиридоновой Л.Н. заняли 2 место в телекоммуникационном проекте.

"Графики улыбаются". Фелер Л.Д. и команда 8 класса "Каравелла" попали в число призёров!

"Мои соседи в родном краю" Команда "Почемучки" и Попова Л.А. получили 109 баллов при максимуме 119.

"За коньком горбунком по любимой сказке". Замечательный и интересный конкурс. Приняли участие команды 3 класса(Носевич В.М.) и 4 класса (Попова Л.А.). Получили 3 места в номинации "Знатоки сказки".

"Всё уместилось в безотказной моей отроческой душе..." по творчеству Т.М.Белозёрова участники команда "Муза" 6 класса и Свидерская В.И.

"Далёкие звёзды на небе горят..." ребята команды "Почемучки" 4 класс и учитель Попова Л.А. До 3 места не хватило 0,5 балла!

"Тысяча и одна задача"команда "Каравелла" (8 класс) рук. Фелер Л.Д. и команда "Вот ТАК" (7 класс) рук. Демидович И.А.

"Занимательная математика" . Команда 5 класса "Цифроград", руководитель Фелер Л.Д.

"Знатоки МиФики" Команда учащихся 9 класса "Интеграл" и учитель математики Демидович И.А.получили сертификат участника ТК викторины.

"Школьный звонок" Игнатович Юля (9класс) и кл. рук. Спиридонова Л.Н. стали призёрами ТК проекта (3 место)

Первый опыт участия был очень полезен. Определились следующие

этапы работы над проектом:

- выбор и знакомство с положением того или иного проекта;

- формирование рабочей группы;

- сбор и обработка материала;

- оформление и размещение материалов в сети Интернет;

- обсуждение результатов.

К участию в проектах привлекали учеников сами учителя: старались привлечь интересной темой и увлекательными заданиями, попробовать свои силы, а затем у учащихся появлялся азарт (желание выполнить задание не хуже других, прийти к победе).

Какую деятельность осуществляли участники проектов?

  • Искали информацию по заданной теме (в сети Интернет, дополнительной литературе):
  • Учились анализировать, синтезировать, обобщать собранный материал.
  • Сочиняли произведения разных жанров:
  • Фотографировали, рисовали, создавали презентации:
  • Представление материала с использованием современных сервисов web2.0:
  • Работали в команде:

"Графики улыбаются"

"Мои соседи в родном краю"

"За коньком горбунком по любимой сказке"

"Далёкие звёзды на небе горят..." и во всех других проектах

Это ценностно-смысловая и информационная компетенция.

Песню в проекте "Кто сказал, что надо бросить песню на войне?"

Стихотворение в проекте "За коньком горбунком по любимой сказке"

Очерк "Всё уместилось в безотказной моей отроческой душе..."

Сказку с использованием определенной лексики «В стране Морфологии»

Это компетенции личностного самосовершенствования.

-Фотографии природы родного края (Мои соседи в родном краю")

-Рисунки «Далёкие звёзды на небе горят..»

-Презентация "Кто сказал, что надо бросить песню на войне?",

«Тысяча и одна задача» и др.

Эта деятельность находится на пересечении нескольких ключевых компетенций:

учебно-познавательной;

информационной;

общекультурной;

коммуникативной.

-Оформление визитной карточки команд(сервис Imagechef);

-Исследовательские работы, сказки (сервис DocMe.ru);

-Виртуальная экскурсия по пушкинским местам» (сервис Tripline);

-Презентации (сервис Photo Peach);

-Буктрейлер (сервис You Tube);

-Фильм (сервис Fotofilmi.ru);

-Общение участников проекта (сервис Calameo).

Это информационная компетенция.

-Распределяли обязанности при работе с заданиями;

-выполняли поставленные задачи;

-сотрудничали и работали в группе (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при ответе);

-принимали решения, улаживали разногласия, договаривались;

-овладевали телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.

Это коммуникативные компетенции.

Что же дало участие в проектах ученикам:

  • Расширение кругозора, углубление знаний по предметам;
  • Повышение интереса к предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях;
  • развитие творческих способностей;
  • умение ориентироваться в огромном информационном пространстве,
  • умение работать в команде и умение договариваться друг с другом.

Что дало участие в проектах учителям-руководителям:

обмен опытом, поддержка и сотрудничество;

распространение успешных педагогических практик;

организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

повышение профессионального уровня;

возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;

возможности общения;

участие в обсуждениях;

создание собственных электронных страниц (портфолио)

Что дало участие в проектах мне, как координатору и учителю:

кроме всего прочего - уверенность в том, что реально самим создать и провести свой сетевой проект. Первым, не совсем удачным но любимым, стал проект по творчеству Л.Кэррола «По следам Белого Кролика» . Самый главный недостаток которого- непродуманность заданий и критериев оценки. Второй опыт – проект «Вы поедете на …Марс?!», был более удачен. В региональном конкурсе сетевых проектов он занял 3 место в номинации проект-конкурс. Попробую проанализировать, насколько он эффективно может формировать ключевые компетенции.

Какую деятельность может организовать учитель, участвуя в сетевом проекте для развития каждой из ключевых компетенций:

Компетенция

Вид деятельности

информационная

Знакомство с компьютером, получение технических навыков при работе с различными устройствами (наушники, колонки, принтер, сканер, вебкамера и т.п.).

Владение способами работы с информацией (поиск; извлечение с различных носителей: книг, учебников, справочников, атласов, карт; систематизация, анализ и отбор; преобразование информации).

Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач.

коммуникативная

Владение формами устной речи ( монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при подготовке ответов.

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построение интерфейса, настройка параметров среды и т.п.)

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приёмами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

Владение телекоммуникациями для организации общения с удалённым собеседником.

Владение языковой, лингвистической компетенцией Умение работать в группе, искать и находить компромиссы

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

ценностно-смысловая

Умение формулировать собственные учебные цели (при выполнении заданий, распределение ролей)

Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, болезнь товарища и т.д);

общекультурная

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п (создание макета полиграфической продукции, произведений компьюторной графики, музыкальных треков)

Понимание места данной науки в системе других наук, её истории и путей развития.

учебно–познавательная

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

Умение работать со справочной литературой, инструкциями;

Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;

Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

социально-трудовая

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта .

Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

личностного самосовершенствования

Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)

Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.)

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)

Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)

В рамках одного проекта развиваются все 7 ключевых компетенций по классификации А.В.Хуторского .

Когда работа над проектом завершена, учащимся можно предложить анкету, вопросы которой помогут школьникам подвести итоги своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности исследовательской деятельности для собственного развития.

Анкета

• Чему вы научились, занимаясь данным исследованием? Что узнали?

• Где и как вы можете использовать полученный опыт?

• Что вам принесло удовлетворение в работе больше всего?

• Что было трудно?

• Как исследовательская работа изменила ваше отношение к изучению предмета?

Или (для мини-проекта):

Чтобы каждый из вас осмыслил в целом свою работу над проектом и подумал о трудностях, над которыми нужно работать в будущем, прошу каждого ученика заполнить анкету:
1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью
А) нравится;
Б) равнодушен;
в) не нравится;
2. Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта:
А) умею;
Б) сомневаюсь;
В) не умею.
3. Умеешь ли ты искать нужную информацию:
А) умею;
Б) не всегда получается;
Г) не умею.
4. Можешь ли ты составить план своей деятельности?
А) могу,
Б) могу с затруднениями;
В) не могу.
5.Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?
А) легко;
Б) не очень;
В) трудно.
6. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?
А) боюсь;
Б) сомневаюсь;
В) не боюсь.
Теперь анкеты прошу сдать, результаты анкетирования и их

Результаты проведённой анкеты обязательно обрабатываются и анализируются.

Очень часто проект позволяет учителю-предметнику увидеть талант ребёнка на практике, которая в обычной школьной жизни не была замечена в силу особенностей характера.

Ориентация образования на формирование ключевых компетенций должна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Необходима переориентация системы контроля на оценку готовности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях. Диагностирование в процессе формирования у школьников ключевых компетенций должно выполнять следующие основные функции:

 оценка начального и последующих уровней сформированности ключевых компетенций у школьников;

 контроль процесса реализации разработанной методики формирования ключевых компетенций;

 коррекция методических взаимодействий с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Методы диагностики:

1.Анкетирование.

2.Тестирование. Например, в качестве задания для определения умения планировать свою деятельность ученику предлагается составить алгоритм выполнения какого-либо действия.

Рассмотрим примеры таких заданий:

1). Составьте подробный план написания реферата.

2). Сформулируйте вопросы, которые Вы задали бы экскурсоводу при посещении музея радио.

3). Составьте план проведения эксперимента по изучению свойств электромагнитных волн в домашних условиях.

3.Самодиагностика. Ученик отмечает сформированность элементов некоторой компетенции

1) Я знаю различные источники информации.

2) Я могу находить и использовать необходимую информацию из разных

источников.

3) Я могу сделать письменные выводы из материалов, представленных в

разных источниках.

4) Я могу записывать информацию различными способами.

5) Я могу переводить информацию с диаграмм, таблиц, карт, графиков.

6) Я могу сделать сообщение по заданной теме.

7) Я могу подготовить материалы к презентации. И т.п.

Для повышения объективности результатов диагностирования целесообразно проводить его не только среди школьников, но и среди их родителей и учителей.

Пример мониторинга некоторых компетенций.

Методика мониторинга определения у ученика уровня сформированности ключевых компетенций

Цель: Наблюдение за процессом формирования ключевых компетенций

Анкета

Предмет __________________

Класс _____________________

Учитель ___________________________

Компе-тенции

Составляющие компоненты

Оценка (0—1—2—3 балла)

1. коммуникативная

-Владение формами устной речи ( монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при подготовке ответов.

-Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построение интерфейса, настройка параметров среды и т.п.)

-Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приёмами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

-Владение телекоммуникациями для организации общения с удалённым собеседником.

-Владение языковой, лингвистической компетенцией -Умение работать в группе, искать и находить компромиссы

-Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

ИТОГО баллов:

2 учебно-познавательная

-Умение осуществлять планирование;

-Умение осуществлять анализ;

-Умение осуществлять рефлексию;

-Умение осуществлять самооценку своей деятельности;

-Умение выдвигать гипотезы;

-Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям,

-Умение оценивать начальные данные и планируемый результат;

-Умение работать со справочной литературой, инструкциями;

-Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне.

ИТОГО баллов:

Критерии оценки:

0 баллов — критический уровень

1 балл — низкий уровень

2 балла — допустимый уровень

3 балла — оптимальный уровень

Можно вычислить средний балл по каждому блоку, выявить отклонение, откорректировать деятельность учителя для ликвидации пробелов.

Коэффициенты сформированности компетенции можно определять

по следующей формуле:

где n – коэффициент, характеризующий уровень сформированности у школьника дидактического элемента, входящего в компетенцию (n = 0,1,2,3: n = 0 – дидактический элемент не сформирован, n = 1 – низкий уровень, n = 2 – средний и n = 3 – высокий); а – общее число дидактических элементов, входящих в компетенцию.

Кроме того, известна масса методик, которые можно использовать:

1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое наблюдение.

3.Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности».

4.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся.

  • Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».
  • Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».

6.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в колле

Наши новости:

Разместить свою публикацию