Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95424

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Профилактика Интернет-зависимости у подростков при использовании гаджетов

Дата публикации:

Автор:
преподаватель ОБЖ, Колледж педагогического образования, информатики и права, Республика Хакасия, город Абакан

Цель: Обратить внимание общественности на социальную опасность в которую вовлекается подростки при использовании гаджетов

Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2.Выяснить причины, стадии развития и последствия Интернет-зависимости у подростков при использовании гаджетов. 3.Рассмотреть социально – психологическую профилактику Интернет – зависимости у подростков.

Увлечение подростков гаджетами – норма нашего времени. Техника прочно вошла в нашу повседневную жизнь - мобильные телефоны, ноутбуки, приставки, смартфоны, планшеты, всё это называется модным словом – гаджеты. Гаджеты, имеющие отношение к мобильной связи, условно можно разделить на две группы.

Первую группу составляют мобильные телефоны и их элитная часть смартфоны. Смартфон можно назвать маленьким компьютером, ведь там есть все - от телефонной связи до игр, календаря, фотокамеры, программ, дорожных карт. Смартфон упорядочивает нашу жизнь, делает ее проще и удобнее.

Вторая группа гаджетов - это различные устройства и приспособления, которые мы можем подключать к нашим мобильным телефонам. Например, зарядные устройства для автомобиля, дополнительные аккумуляторы, наушники, музыкальные колонки, позволяющие использовать смартфон как музыкальный центр, да мало ли что еще…

Нас окружают сотни гаджетов, Интернет - сервисов и социальных сетей, которые призваны облегчить нашу жизнь. Недавно был проведён опрос, в котором принимали участие россияне в возрасте от 16 до 45 лет, по результатам которого выяснилось, что сотовые телефоны есть у 95,6% опрошенных, у 73,9% респондентов есть портативный компьютер, а у 54,8% — mp3 или DVD-плеер. Причём 51,2% опрошенных отмечают, что они чувствуют себя неуютно, если их лишить мобильного телефона или ноутбука. У 10,8% выявлена явная психологическая зависимость от гаджетов. Интернету удалось вытеснить телевидение и поглотить свободное время человека. Есть ли жизнь без гаджетов?

Один из пользователей утверждает, что жизнь без гаджетов возможна, она ведь раньше существовала. Человек не умрет, если у него не будет мобильного телефона, но ему в современном мире будет очень непросто.

Второй пользователь утверждает, что все сегодняшние устройства - это средства коммуникации, они дают нам возможность общаться, или получать самые свежие новости, или фиксировать на видео и тиражировать то, что раньше пытались скрыть от общества. Эти устройства меняют наш мир, делают его общим, для жителей разных стран. Одни только авто-регистраторы, позволяют увидеть такие события, которые без них вряд ли, попали бы на видео и соответственно в новости. Например, падение метеорита.

Третий пользователь ( мама 10-ти летнего ребёнка ) пишет, что жизни без гаджетов нет, в их доме есть все представители большой электронной семьи - ноутбук - 2 шт, нетбук, 2 планшета, 3 смартфона и игровая приставка (PSP). Мама учит сына пользоваться техникой и максимально быстро получать информацию, предварительно её профильтровав. При воспоминаниях о своих школьных годах, она пишет, что было скучно, долго и не интересно, нужно найти книгу, заглянуть в энциклопедию и т.д., а потом написать реферат. Теперь они открывают любое устройство, и ищут "интересное про океаны"! в соответствии с возрастом сына. На любые его вопросы, берется планшет, или смартфон (всегда с собой) и ищется документальный фильм (а таковых сейчас много) и с удовольствием просматривается кино. Школьная программа стандартна - но ее можно быстро и интересно расширить при помощи именно вот таких устройств.

Между тем определить, сколько часов проводят подростки в Сети, стало довольно трудно. Выключив компьютер, они могут включить планшет, или выйти в Сеть на смартфоне, айпаде, ноутбуке…

Надолго подростки не расстаются со своими гаджетами, а если расстаются, то, чувствуют при этом дискомфорт. Если задаться целью и посчитать, сколько времени подросток уделяет Сети, то можно неприятно удивиться. Обычный подросток в возрасте от 10 до 18 лет активно использует какой-либо из гаджетов в среднем … пять часов ежедневно! И цифра эта продолжает расти. Гаджеты для подростков стали сродни особых наркотиков. Зависимость подростков от гаджетов приобретает невероятные размеры и формы. По результатам практических исследований, психологи констатируют, что дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет, являются самыми высокотехнологичными из тех, что когда-либо существовали. Привязанность подростков к гаджетам – всевозможным электронным средствам коммуникации и носителям информации, за последние шесть лет выросла примерно на 25%. Исследователи отмечают, что скорость, с которой растет привязанность подростков в гаджетам, просто поражает. Не исключено, что к 2020 году время использования такого рода средств может вырасти до 10 часов, а впоследствии и перешагнуть рубеж в 12 часов в день. В первую очередь это связано с тем, что посредством электронных гаджетов сегодня человек может и учиться, и работать, а с дальнейшим развитием технологий hi-tech, электроника будет представлять людям все новые варианты времяпрепровождения. Вместе с тем, непонятно, как влияют эти тенденции на здоровье человека. Ученые уже сейчас точно знают, что в результате столь активного использования гаджетов происходит изменение структуры головного мозга человека. Многочисленные исследования головного мозга со временем не дали четкого ответа на вопрос, является ли это положительным, или отрицательным явлением. Анализ уровня IQ, когнитивных способностей и способности к обучаемости, не продемонстрировали никаких существенных различий между людьми с головным мозгом, измененным активным пользованием продвинутых электронных устройств и головным мозгом человека конца прошлого века.

Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, «интернетомания» приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается подростков. Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны. Средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число подростков, практически живущих второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые сетевые игры делают подростков более агрессивными, они становятся причиной того, что тинэйджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично.

Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям подростков необходимо вовремя их рассмотреть, попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Например: ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна в своем докладе «О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у подростков» предложила профилактическую программу, которая направлена не только на интернет-зависимых, но и на всех подростков образовательного учреждения. Целью программы является: развитие у подростков коммуникативных навыков, ответственности; сплочённости группы.

В задачи программы, предложенной Павловой Е.А., входит проведение психогимнастических упражнений, систематических тренингов общения, личностного роста, совместных походов на природу с обязательным участием психолога.

Но наибольшая ответственность в вопросе обеспечения безопасности подростков в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы о том, какие опасности ожидают их детей в сети. Специалистами даются практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу подростков в Интернете полезной.

Прежде чем начать бороться с Интернет - зависимостью, подростку необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее трудно, нужно рассчитывать только на самого себя.

Самый эффективный способ борьбы с интернет-зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на несколько дней. Где вход, там и выход! Чаще нужно выезжать на природу, встречаться с друзьями, посещать различные мероприятия. Не лишним будет вспомнить о давно забытом хобби, или начать заниматься спортом, прочесть интересную книгу и т.д. Если у подростка проявляется застенчивость, то нужно с нею бороться, например: записаться на курсы ораторского мастерства.

Для того, чтобы ограничить время проведения в онлайне, нужно решить ещё ряд проблем, которые способствовали повышению этой активности. В целях продуктивной деятельности и профилактики Интернет- зависимости, подросток должен приучать себя составлять список сайтов, которые надо посетить и список тем, которые надо рассмотреть.

Кроме того нужно формировать новые связи, новые интересы, заняться поиском смысла жизни, не забывать соблюдать баланс в использовании техники, чтобы она не навредила. Гаджеты должны дополнять жизнь подростка, а не заменять ее.

Если пользование компьютером в образовательном учреждении и вне его не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о «заднем плане» многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. С помощью Интернета подростки удовлетворяют свои базовые потребности, а именно социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации). Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.

2. Основной группой риска для развития рассматриваемой патологии в России являются подростки. Это связано со спецификой данного возраста. Психологически этот возраст чрезвычайно сложен и противоречив. Эпоха подростков – это возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере личности, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих растущих возможностей, самооценке себя в обществе.

3. Такие особенности личности Интернет-зависимых подростков как проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет - аддукцию, так и одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации. Не маловажную роль в этом играет и внутрисемейный стиль воспитания. Следует не забывать, что за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддукции, либо психические отклонения.

4. В настоящее время, многие специалисты понимают всю проблему данного вопроса, проводят исследование и разрабатывают профилактические программы.

Библиографический список

  • Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.
  • Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10
  • Болховитинов В. Н. Твое свободное время. – М., 1996.
  • Борытко Н. М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6
  • Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9
  • Крылова Н. Б. Школа без детей. – М., 2002.
  • Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005.

Наши новости:

Разместить свою публикацию