Использование результатов педконсилиумов в организации личностно-ориентированного образования»
Одним из перспективных методов психопрофилактической работы филиала является психолого-педагогический консилиум. Ю. К. Бабанский отмечает, что "для улучшения изучения студентов надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений преподавателейи, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к обучающимся и группе в целом». Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения. Улучшение изучения учащихся позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов, которые особенно актуальны.
Задачапедагогического консилиума - помочь преподавателям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития студента, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к перспективе его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей). Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных студентов, позволяет объективно их оценивать и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой планируется решение нескольких задач:
1. Показать педагогическому коллективу студента с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем студента.
С этой целью кураторами групп первого курсасоставляется матрица со списочным составом и основными оценочными диагностическими параметрами, изучены личные дела студентов, проведена индивидуальная работа с каждым студентом: беседы, наблюдения в группе в учебное и внеурочное время, знакомство с бытовыми условиями (проживающих в общежитии, дома, насъемной квартире), беседы с преподавателями, анализ срезов знаний, результаты анкетирования на мотивацию учебной деятельности.
2. Формирование коллектива групп.
3. Формирование личностных качеств будущего специалиста.
В ходе проведения педагогического консилиума необходимо сформулировать согласованные представления об уровне результатов образования, достигнутом к данному моменту каждым студентом, ключевые проблемы работы с каждым студентом группы и группой в целом, разработать конкретные меры по закреплению позитивных и преодолению негативных тенденций в обучении воспитании и развитии студентов. Таким образом, педагогический консилиум объединяет всебе коллективную диагностику состояния дел в группе.
Важным условием повышения профессиональной адаптации студентов является оптимальная организация учебно-воспитательного процесса. Главным направлением совместной деятельности зав.отделениеми и зав. кафедрами становится работа по обеспечению качества учебно-воспитательного процесса.Необходимо более тесносотрудничатьс кафедрами по оказанию методической помощи преподавателям, адаптации студентов к новым условиям. Совместно с преподавателями, кураторами ставить задачи по выявлению интереса и способностей студентов-первокурсниковов, развитию мотивации к учению, определение проблем, которые характерны для каждого набора обучающихся.
Преподавателям необходимовносить свои коррективы в организацию учебной работы на уроке с учетом возможностей студентов, использовать различные приемы проблемно-поискового решения ситуационных задач, коммуникативных возможностейоснованных на общении, диалоге. Преподаватели стараться учитыватьиндивидуальныеособенности каждого студента, вырабатывая у них способность, получать знания в индивидуальном темпе, разрабатывая дидактические средства с учетом возможностей студентов.
Проведение педагогических консилиумов способствует:
- Способствует выявлению причин неуспеваемости и недостаточной воспитанности учащихся
- Делает знания об учащихся более разносторонними и объективными,что позволяет правильно определить способы, характер педагогических воздействий
- Содействует обмену опытом индивидуального подхода к учащимся
- Обеспечивает единый подход к учебно-воспитательной работе
- Позволяет более конкретно планировать задачи предстоящих урочных и воспитательных мероприятий
- Помогает находить правильные подходы к студентам, эффективно решать учебно-воспитательные задачи