ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методическая разработка мастер-класса по теме:
«Использование метода проектов
при подготовке и проведении интегрированных занятий»
(на примере интегрированного занятия-конкурса
«Первые шаги в профессию»).
Утверждено на заседании ЦМК № 1 и ЦМК № 2
Протокол №_____от «_____»________2016 г.
2016 г.
Составители: Золенко Е.А. | Преподаватель учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией», преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области». |
Плещенко Е.В.
| Преподаватель учебных дисциплин: «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Основы микробиологии и иммунологии», преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области». |
Власова И.А. | Преподаватель учебной дисциплины: «Иностранный язык», преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области». |
Содержание
- Пояснительная записка.
- Методический блок:
- цели и задачи мастер-класса;
- место проведения мастер-класса;
- оснащение мастер-класса;
- обоснование выбора формы занятия мастер-класса;
- план подготовки к мастер-классу;
- структура и методический инструментарий мастер-класса.
3.Информационный блок:
- проект и его виды
4. Моделирование.
5. Список литературы.
6. Приложения:
Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса. Отношение к междисциплинарной интеграции и методу проектов.
Приложение 2. Бланк актуализации знаний мастер-класса;
Приложение 3. Бланк паспорта проекта для этапа моделирования мастер-класса.
Приложение 4. Памятка для преподавателей. Проект и его виды. Способы создания проблемной ситуации.
Приложение 5. Бланк плана подготовки интегрированного занятия для этапа моделирования мастер-класса.
Приложение 6. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы над проектами.
Приложение 7. Методические рекомендации для преподавателя по подготовке и проведению интегрированного урока с использованием метода проектов.
Приложение 8. Образцы разных видов паспортов.
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Практико-ориентированный долгосрочный междисциплинарный проект по дисциплинам «Латинский язык», «Анатомия и физиология человека», «Английский язык».
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Творческий долгосрочный монопроект по дисциплине «Иностранный язык».
Приложение 9. Анкета-опрос слушателей по итогам мастер-класса
Приложение 10. Сценарий мастер-класса.
Приложение 11. Фрагмент занятия-конкурса «Первые шаги в профессию».
Приложение 12. Слайд-презентация учебно-исследовательского долгосрочного монопроекта по дисциплине «Анатомия и физиология человека» - «Взаимосвязь анатомии и физиологии человека на примере анатомического строения бедренной кости в области проксимального эпифиза» с интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию».
Приложение 13. Слайд-презентация, отражающая ход мастер-класса.
- Пояснительная записка.
- Методический блок.
- Информационный блок.
Переход на образовательные стандарты третьего поколения ставит перед коллективами профессиональных образовательных организаций новые задачи, которые предусматривают подготовку инновационно ориентированных специалистов, отвечающих требованиям государства и общества.
В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования.
Качество образования зависит от деятельности всех субъектов образовательного процесса, поэтому в колледже разработана и реализуется Комплексная программа развития на 2014–2019гг.
Программа служит основой для планирования всех направлений деятельности учреждения и направлена на повышение социальной и экономической эффективности среднего медицинского образования в Магаданской области. Комплексной программой развития определены приоритетные направления развития колледжа. Важнейшими направлениями, обеспечивающими подготовку инновационно ориентированных специалистов со средним медицинским образованием на додипломном и последипломном уровнях являются модернизация образовательного процесса и создание эффективной системы профессионального взаимодействия с социальными партнёрами, членами образовательного и научного сообществ.
С целью модернизации образовательного процесса в колледже организована исследовательская деятельность преподавателей по изучению и внедрению инновационных технологий. Эта работа ведется с 2007г., в форме научно-экспериментальной площадки колледжа. Результаты работы этой площадки послужили фундаментом для организации в 2014г. научно-экспериментальной площадки колледжа по теме «Подготовка инновационно ориентированных, конкурентоспособных, высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицинским образованием, в свете реализации ФГОС, через создание системы социального партнерства по взаимодействию с работодателями и использования инновационных технологий обучения».
В рамках реализации концепции исследовательской деятельности научно-экспериментальной площадки колледжа творческой группой преподавателей определены ее основные идеи, принципы, подходы, задачи, цели, методы, компетенции, спрогнозированы результаты. Исследовательская деятельность научно-методической работы преподавателей направлена на изучение и внедрение в практику обучения эффективных технологий по трем основным направлениям эксперимента:
Основная форма организации научно-экспериментальной работы преподавателей – временные творческие группы, фокус-группы и мастер-классы.
Реализуя концепцию научно-экспериментальной площадки колледжа, в 2015г наша творческая группа, разработала и успешно внедрила в практику интегрированное занятие-конкурс «Первые шаги в профессию», с использованием проектного метода и взаимодействия с социальными партнерами. С методической разработкой этого занятия-конкурса мы приняли участие в двух конкурсах: во II Международной научно-практической конференции «Инноватика в профессиональном образовании: от идеи до практики» (с изданием сборника материалов), где заняли I место, и в общероссийском, с международным участием, конкурсе «Интегрированный Урок!», за участие в котором награждены дипломом I степени.
Нами разработаны: Положение о мастер-классе, методические рекомендации для студентов и преподавателей по планированию и организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы, методические рекомендации по подготовке и проведению открытых уроков.
Каждый из нас, в рамках преподавания своих дисциплин, имеет богатый опыт использования проблемных и проектных методов, технологий дуального обучения, междисциплинарной интеграции. Наша творческая группа, а также творческие группы каждого из нас с другими преподавателями колледжа, имеют в педагогической копилке мастер-классы в виде открытых интегрированных уроков, мастер-классы с участием социальных партнеров, способствующие распространению нашего положительного опыта, объединению усилий всех заинтересованных лиц, учреждений и организаций с целью повышения качества среднего медицинского образования.
На данный момент, обобщив свой опыт по внедрению в практику обучения интегрированных занятий с использованием метода проектов, мы разработали мастер-класс общеметодического уровня по теме: «Использование метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий (на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию»).
Форма мастер-класса – это лекционно-практическое (интегрированное) занятие с самостоятельной разработкой слушателями собственной модели интегрированного занятия по использованию метода проектов.
Эта форма обучения выбрана не случайно, поскольку является наиболее эффективной для стимулирования познавательного интереса к теме и способствует применению умения по планированию, самоорганизации, самоконтролю педагогической деятельности, повышает уровень теоретической и методической подготовки участников мастер-класса.
Наш мастер-класс соответствует технологии классической схемы мастер-класса, состоящей из пяти этапов - презентация педагогического опыта; представление системы уроков; имитационная игра; моделирование; рефлексия.
В процессе мастер-класса в лекционной части моделируется проблемная задача, и определяются пути ее решения. При этом используются данные мониторингауровня подготовки слушателей мастер-класса, который осуществляется на этапе подготовки к обучению.
Проблема мастер-класса: Необходимость преобразования учебной деятельности, вызванная новой философией ФГОС, интеллектуальным развитием студентов, их владением навыками самообразования, а также своевременной реакцией на запросы рынка труда, определила направления научно-методической работы преподавателей, связанной с внедрением различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. В связи с этим мы провели мониторинг уровня подготовки слушателей по использованию метода проектов при подготовке к интегрированным занятиям. Мониторинг показал, что большинство преподавателей владеют ключевыми компетенциями по инновационной деятельности; имеют творческий потенциал, высокий уровень профессионально-предметных знаний, большой объем методических материалов, однако, не все преподаватели в достаточной степени владеют навыками использования проектного метода в междисциплинарной интеграции.
Сложившееся противоречие вызвало необходимость обучения преподавателей колледжа использованию проектного метода в междисциплинарной интеграции.
Методическая разработка мастер-класса содержит полный объем учебно-методического инструментария для его организации и проведения. Наша творческая группа готова поделиться своим опытом со слушателями мастер-класса.
С уважением, преподаватели ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области», Плещенко Е.В., Золенко Е.А., Власова И.А.
Тема мастер-класса:
«Использование метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий» (на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию»).
Вариант мастер-класса:
самостоятельная разработка слушателями собственной модели интегрированного занятия с использованием метода проектов.
Цель мастер-класса:
создание условий для профессионального самосовершенствования преподавателей, при котором формируется индивидуальный стиль педагогической деятельности по использованию метода проектов при подготовке и проведении интегрированных занятий в процессе опытно-экспериментальной работы.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов;
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий по использованию проектного метода при подготовке и проведении интегрированных занятий;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и слушателей по разработке собственной модели интегрированного занятия с использованием метода проектов.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения мастер-класса: читальный зал библиотеки ГБПОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области».
Задачи занятия:
Образовательные: создать условия для усвоения и применения знаний с последующей разработкой слушателями собственной модели интегрированного занятия с использованием метода проектов в процессе передачи учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий.
Развивающие: создать условия для развития ключевых профессиональных компетенций преподавателей: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных и конструктивных.
Воспитательные: создать условия для совершенствования познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, профессионального интереса, навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений, способности к самообучению и самореализации.
Проблема мастер-класса:
Необходимость преобразования учебной деятельности, вызванная новой философией ФГОС, интеллектуальным развитием студентов, их владением навыками самообразования, а также своевременной реакцией на запросы рынка труда, определила направления научно-методической работы преподавателей, связанной с внедрением различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса. В связи с этим мы провели мониторинг уровня подготовки слушателей по использованию метода проектов при подготовке к интегрированным занятиям. Мониторинг показал, что большинство преподавателей владеют ключевыми компетенциями по инновационной деятельности; имеют творческий потенциал, высокий уровень профессионально-предметных знаний, большой объем методических материалов, однако, не все преподаватели в достаточной степени владеют навыками использования проектного метода в междисциплинарной интеграции.
Учебно-методическое обеспечение.
Раздаточный материал:
Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса. Отношение к междисциплинарной интеграции и методу проектов.
Приложение 2. Бланк актуализации знаний мастер-класса;
Приложение 3. Бланк паспорта проекта для этапа моделирования мастер-класса.
Приложение 4. Памятка для преподавателей. Проект и его виды. Способы создания проблемной ситуации.
Приложение 5. Бланк плана подготовки интегрированного занятия для этапа моделирования мастер-класса.
Приложение 6. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы над проектами.
Приложение 7. Методические рекомендации для преподавателя по подготовке и проведению интегрированного урока с использованием метода проектов.
Приложение 8. Образцы разных видов паспортов:
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Учебно-исследовательский долгосрочный монопроект по дисциплине «Анатомия и физиология человека»;
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Практико-ориентированный долгосрочный междисциплинарный проект по дисциплинам «Латинский язык», «Анатомия и физиология человека», «Английский язык»;
- ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА ПРОЕКТА. Творческий долгосрочный монопроект по дисциплине «Иностранный язык».
Приложение 9. Анкета-опрос слушателей по итогам мастер-класса
ТСО:
LED-телевизор, компьютер, интерактивная доска, презентация мастер-класса
Обоснование выбора формы занятия мастер-класса.
Мы выбрали форму интегрированного лекционно-практического занятия с последующей самостоятельной разработкой слушателями собственной модели интегрированного занятия с использованием метода проектов, поскольку при этой форме стимулируется познавательный интерес к теме занятия, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации, самоконтролю педагогической деятельности, повышается уровень теоретической и методической подготовки участников мастер-класса.
В процессе мастер-класса в лекционной части моделируется проблемная задача, с учетом анализа мониторинга уровня подготовки слушателей, и определяются пути решения этой задачи.
Слушатели наглядно в ходе показа видеофрагмента наблюдают демонстрацию использования метода проектов на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию»; получают в качестве наглядных пособий весь учебный материал, необходимый для использования метода проектов в своей работе.
После лекционного этапа детализируются все вопросы, возникшие у слушателей.
На практическом этапе мастер-класса организуется индивидуальная самостоятельная работа слушателей по формированию начальных и простых навыков и умений использования метода проектов. После этого слушателям предлагается создать малые группы для формирования сложных навыков применения практико-ориентированных междисциплинарных проектов с целью выхода на интеграцию занятий.
На наш взгляд, эта форма мастер-класса наиболее эффективна для достижения поставленных целей и задач.
План подготовки к мастер-классу.
- Сформулировать тему мастер-класса.
- Сформулировать цель и задачи мастер-класса.
- Определить форму и вариант мастер-класса.
- Провести ревизию своей методической копилки и отобрать материал, необходимый для мастер-класса по содержанию, методам, приемам.
- Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели мастер-класса.
- Определить знания, навыки и умения, которые будут сформированы в процессе мастер-класса.
- Структурировать отобранный материал, распределив его по этапам занятия, определив при этом временные затраты.
- Сформулировать проблемную задачу по теме мастер-класса для активации познавательной деятельности слушателей.
- Разработать анкету для мониторинга уровня подготовки слушателей с целью отбора содержания мастер-класса и для установления обратной связи. Тестирование слушателей необходимо провести перед мастер-классом. Итоги мониторинга необходимо использовать при постановке проблемной задачи для активации познавательной деятельности слушателей.
- Подготовить опорный конспект презентации педагогического опыта мастера, на основе которого разработать методические рекомендации, раздаточный материал:
- Подготовить материал для проведения имитационной игры мастер-класса - видеофрагмент интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию» (защита учебно-исследовательского долгосрочного монопроекта по дисциплине «Анатомия и физиология человека» - «Взаимосвязь анатомии и физиологии человека на примере анатомического строения бедренной кости в области проксимального эпифиза»).
- Составить задания для проведения этапа моделирования, в результате которого слушатели самостоятельно индивидуально сформулируют тему, проблему, цель, задачи, выберут вид проекта в рамках преподаваемой дисциплины. На следующем этапе моделирования слушатели сформируют группы по 2 – 3 человека, с целью интеграции дисциплин или МДК, чтобы сконструировать собственную модель интегрированного занятия с использованием метода проектов (предложить тему практико-ориентированного междисциплинарного проекта).
- Подготовить вопросы для этапа обсуждения со слушателями авторских моделей учебного занятия.
- Подготовить вопросы дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей (провести рефлексию).
- Подготовить презентацию мастер-класса.
- Оформить методическую разработку мастер-класса.
- понятие о проекте, виды проектов;
- цель проекта – организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов;
- паспорта проектов: творческого долгосрочного монопроекта по дисциплине «Иностранный язык»; практико-ориентированного долгосрочного междисциплинарного проекта по дисциплинам «Латинский язык», «Анатомия и физиология человека», «Английский язык»; учебно-исследовательского долгосрочного монопроекта по дисциплине «Анатомия и физиология человека»;
- алгоритм работы над проектом;
- критерии оценки защиты проектов.
Структура и методический инструментарий занятия.
№ п.п. |
Этапы мастер-класса | Продол-житель- ность каждого этапа | Содержание деятельности | Виды деятельности слушателей | Виды деятельности мастера |
1. | Организационный этап. | 10 мин | Приветствие. Проверка готовности к занятию. Сообщение даты, темы, целей, типа и вида мастер-класса. Ознакомление слушателей с этапами занятия, раздаточным материалом. Актуализация внимания слушателей по теме мастер-класса. Сообщение результатов мониторинга уровня подготовки слушателей по использованию проектного метода в интеграции занятий. Постановка проблемной задачи занятия и определение путей ее решения. | Знакомятся с раздаточным материалом. Участвуют в беседе при постановке проблемной задачи. | Беседа. |
2. | Представление системы учебных занятий с использованием проектного метода в междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции. | 10 мин | Показ презентации с краткой характеристикой достижений в работе коллектива и мастера, доказывающих результативность метода проектов и интеграции занятий. | Участвуют в просмотре презентации. Заполняют бланк актуализации знаний. | Сообщает общие сведения о методе проектов, его видах, значении, использовании в междисциплинарной интеграции. Демонстрирует свой опыт |
3. | Презентация педагогического опыта учителя-мастера на примере интегрированного занятия-конкурса «Первые шаги в профессию». | 10 мин | Демонстрация путей решенияпроблемной задачи занятия. Показ последовательности действий защиты и обсуждения разных видов проектов в ходе видеофрагментов занятия-конкурса «Первые шаги в профессию!». | Просматривают видеофрагменты занятия. Участвуют в обсуждении. | Показывает видеофрагменты занятия. Координирует обсуждение видеофрагментов занятия. |
4. | Проведение имитационной игры | 20 мин | Мастер проводит имитационную игру со слушателями по постановке проектных заданий в рамках своих дисциплин. Организует работу по составлению слушателямипаспортов проектов и алгоритма работы над проектами. | Принимают участие в имитационной игре. Принимая участие в имитационной игре, слушатели выполняют две роли: слушателейи экспертов. | Организует работу слушателей. |
5. | Представление выполненных работ с последующим обсуждением. | 10 мин | Мастер организует обсуждение выполненных работ с целью отработки алгоритма действий по работе над проектами. | Защищают свои работы, участвуют в обсуждении | Организует работу слушателей. |
6. | Моделирование | 20 мин | Мастер организует самостоятельную работу слушателей в малых группах по междисциплинарной интеграции разработанных во время имитационной игры проектов. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей междисциплинарных проектов. | Представляют свои модели междисциплинарных проектов. | Организует работу слушателей. Консультирует слушателей, управляя моделированием |
7. | Рефлексия. | 10 мин | Мастер проводит дискуссию по результатам совместной деятельности. Организует работу по заполнению и сбору бланков рефлексии. | Участвуют в обсуждении. Заполняют бланки рефлексии. | Организует работу по обсуждению, по заполнению и сбору бланков рефлексии. |
| Итого: | 90 мин |
Проект и его виды. Способы создания проблемной ситуации.
Проекты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка проектов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.
Проект – это совместная поэтапная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является постановка проблемной задачи, вытекающая из противоречивых данных, наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Способы создания проблемной ситуации: с помощью постановки проблемного вопроса, проблемной задачи, проблемного задания или проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения, которое может быть вызвано нехваткой знаний, противоречием, несоответствием, нестыковкой между предположением и действительностью.
Этапы проектирования - выработка концепции, постановка проблемы, определение целей и задач решения определенной проблемы, доступных и оптимальных ресурсов деятельности по реализации проекта.
Виды проектов:
Проекты могут быть:
- по доминирующей деятельности - практико-ориентированными, учебно-исследовательскими, творческими, информационными;
- по продолжительности – краткосрочными, долгосрочными;
- по предметно-содержательной области – монопроектами (в рамках одной области знаний), междисциплинарными;
- по количеству участников – индивидуальными, парными, групповыми.
- Тематика проектов определяется преподавателем, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться преподавателем.
- Требования к проекту
Проект должен удовлетворять следующим требованиям:
- правильно отражать основное содержание научной темы;
- изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
- изложение должно вестись в порядке развертывания основных вопросов, фактов;
- все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
- содержать критические замечания и собственные выводы.
Этапы проведения проекта
- Представление проблемной ситуации:
- Мозговой штурм – метод поиска и выбора эффективных способов решения задач проблемной ситуации;
- Выдвижение гипотез и определение типа проекта;
- Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей;
- Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов;
- Самостоятельная исследовательская, поисковая, творческая деятельность студентов в соответствии со своим заданием;
- Промежуточное обсуждение, дискуссии, сбор и обработка данных;
- Оформление результатов проектной деятельности;
- Защита проекта, оппонирование, дискуссия;
- Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих изполученных результатов;
- Самооценка, внешняя оценка.
- вербально;
- с помощью видеоряда;
- с помощью мультимедийных средств;
VI. Моделирование.
Проведение имитационной игры (20 мин).
Мастер проводит имитационную игру со слушателями по постановке учебно-исследовательских или творческих проектных заданий в рамках своих дисциплин.
Организует работу по составлению слушателямипаспортов проектов и алгоритма работы над ними, используя методические рекомендации раздаточного материала.
Представление выполненных работ с последующим обсуждением (10 мин).
Мастер организует обсуждение выполненных работ с целью отработки алгоритма действий по работе над проектами.
Моделирование (20 мин). Мастер организует самостоятельную работу слушателей, в малых группах, по междисциплинарной интеграции разработанных во время имитационной игры проектов. Слушатели предлагают тему практико-ориентированного междисциплинарного проекта с последующей разработкой собственной модели интегрированного занятия, заполняя бланк плана подготовки интегрированного занятия. Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей междисциплинарных проектов и модели интегрированного занятия.
Список литературы:
- Серия книг «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник» 2004 г.
- Инновации в среднем профессиональном образовании. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» Федеральное агентство по образованию.- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.-353 с.
- Совершенствование качества подготовки специалистов в ССУЗах. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.-159с.
- Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. / Под редакцией Л.Г. Сёмушиной. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004г. – 103 с.
- Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» Федеральное агентство по образованию.- М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004 – 128 с.
- Основные направления оптимизации сети средних специальных учебных заведений. Анисимов П.Ф., Зуев В.М., Коломенская А.Л.
- Анисимов П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования.
- Совершенствование содержания и технологии воспитательной деятельности в средних специальных учебных заведениях: Научно-методический сборник.
- Панфилова А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2008 г.
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.: «Дрофа», 2003 г.
- Современные образовательные технологии. Учебное пособие\под редакцией Н.В. Бородовской – «КНОРУС», 2010 г.
Приложения
Приложение 1. Анкета-опрос слушателей мастер-класса.
Отношение к междисциплинарной интеграции и методу проектов.
Оцените, пожалуйста, свое отношение к междисциплинарной интеграции и использованию метода проектов в своей педагогической деятельности, по пятибалльной системе. При этом:1 – категорически не согласен (на);2 – не согласен (на);
3 – скорее согласен (на);4 – согласен (на);5 – полностью согласен (на).
№ | Вопросы анкеты. | Баллы |
1 | Ваше отношение кинтеграции нескольких дисциплин, в процессе обучения студентов? | 12345 |
2 | Способствует ли интеграция нескольких дисциплин профессиональному образованию и повышению профессиональной компетенции педагогов? | 12345 |
3 | Способствует ли атмосфера интегрированных занятий эффективной работе? | 12345 |
4 | Соответствует ли Вашим представлениям об эффективных технологиях -внедрение в практику обучения междисциплинарной интеграции? | 12345 |
5 | Ваше отношение к методике игровой технологии, используемой на интегрированных занятиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК? | 12345 |
6 | Ваше отношениек методу проектов, используемому на интегрированных занятиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК? | 12345 |
7 | Возникают ли у Вас трудностипри определении тем, видов проектов в рамках преподаваемых дисциплин или МДК? | 12345 |
8 | Возникают ли у Вас трудностипо организации самостоятельной работы студентов в процессе реализации проектов? | 12345 |
9 | Возникают ли у Вас трудностипри определении целей и задач проектов? | 12345 |
10 | Возникают ли у Вас трудностипри выборе формы интегрированных занятий? | 12345 |
11 | Возникают ли у Вас трудностипри составлении структуры интегрированных занятий? | 12345 |
12 | Возникают ли у Вас трудностипри выборе формы рефлексии интегрированных занятий? | 12345 |
13 | Ваше отношениек проблемному методу, используемому на интегрированных занятиях? Эффективен ли этот метод при изучении Вашей дисциплины или МДК? | 12345 |
14 | Возникают ли у Вас трудностипри составлении инструкций к проектным заданиям? | 12345 |
15 | По Вашему мнению, повысится ли интерес студентов к изучаемым дисципл |