Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

45342

Nomination bg
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

«Формы и методы работы на уроках сольфеджио с обучающимися ДШИ»

Дата публикации: 05.05.18

Автор:
Казанцева Наталья Александровна ст. методист, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств им. И.О.Дунаевского", г.Тарко-Сале

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. И.О. Дунаевского»

г.Тарко-Сале

Казанцева Наталья Александровна

старший методист

преподаватель теоретических дисциплин

«Теоретические аспекты развития гармонического слуха средствами музыкально-дидактической игры у обучающихся подготовительного класса ДШИ»

В статье раскрываются теоретические основы развития гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио. Средством достижения цели становятся музыкально-дидактический материал, применяемый преподавателем в образовательном процессе. Приводятся примеры различных музыкально-дидактических игр, предлагаемых в ряде методических пособий.

На современном этапе развития общества всё более осознаётся важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру.

Музыка как вид искусства обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом способствует художественному познанию мира. Поэтому одной из ключевых задач школ искусств является формирование у каждого ребёнка в этой области человеческой культуры умения накапливать музыкальный опыт путём активного слушания и творческого его применения.

Музыкальная деятельность отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для её осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и прочее. По мнению большинства музыкантов-педагогов, успешность музыкальной деятельности во многом зависит от наличия музыкального слуха у обучающихся, поэтому изучению данного феномена уделяется пристальное внимание в научной психолого-педагогической и музыковедческой литературе.

Задача формирования музыкального слуха у обучающихся подготовительного класса решается в ДШИ в рамках учебного предмета сольфеджио. Педагогами-практиками разработан обширный теоретический и учебно-методический материал, содержащий самые разнообразные методы и приёмы развития музыкального слуха: через восприятие музыки, в процессе игры, пластических движений, пения, творческой деятельности (Л.М.Абелян, Н.Д.Баева, П.Ф.Вейс, Е.В.Давыдова, И.Е.Домогацкая, В.В.Кирюшин, 3.Кодаи, Ж.Л.Металлиди, К.Орф, Т.Л.Стоклицкая, Л.М.Третьякова, Г.И.Шатковский и др.).

Одним из видов музыкального слуха в его проявлении по отношению к созвучиям, комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании является гармонический слух. Проблеме развития гармонического слуха посвящены труды многих ученых. Г.В.Ананченко, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Н.М.Черноиваненко рассматривают развитие гармонического слуха как необходимое условие полноценного восприятия музыки; Л.Л.Бочкарев, Е.В.Давыдова, С.М.Майкапар, Н.А.Римский-Корсаков как условие успешного осуществления музыкальной деятельности; В.В. Кирюшин, С.М.Мальцев, Г.И.Шатковский - как средство интенсивного развития творческих способностей; Г.В.Ананченко, В.В.Кирюшин, Е.Д.Критская, А.Н.Мясоедов, Т.Н.Науменко рассматривают развитие гармоническогослуханаосновеобразноговосприятиямузыки,выработки ассоциативных связей элементов музыкальной речи с внемузыкальными явлениями.

Объективно существует необходимость развития гармонического слуха с самого начала обучения музыке, так как уже с первых занятий обучающимся приходится воспринимать многоголосную музыку, а это требует устойчивых музыкально-слуховых представлений,пониманиястроениямузыкальнойткани,слышаниясоотношения музыкальнойфактуры.Этозначит,чторазвитиегармоническогослухадолжно проходить через восприятие индивидуальных и характерных свойств созвучий, и на основевоспринятыхизапечатлённыхвпамятимузыкальныхявленийдолжна формироваться способность внутренне их представлять и оперировать ими.

Центральное место в системе развития гармонического слуха занимает слуховой анализ. Он является продуктом мышления, а значит, каждое музыкальное явление должно быть не просто услышано, но и осознано. Любому слуховому представлению должна быть дана определённая понятийная характеристика, выраженная в словесной форме, и только тогда звуковой поток для ученика не окажется чем-то непонятным и сложным. Если ребёнок, воспринимает музыку эмоционально-образно, понимает основы строения многоголосной музыкальной ткани и способен объяснить свои музыкально-слуховые представления, оперируя теоретическими понятиями, то он обладает достаточно развитым гармоническим слухом.

Эффективным средством развития гармонического слуха у обучающихся подготовительного класса может быть музыкально-дидактическая игра. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления обучающихся о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Этот материал обогащает школьников новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению созвучий. Педагогическая ценность музыкально-дидактического материала в том, что он открывает перед ребёнком путь применения полученных знаний в практике.

Музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом - принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно-образное мышление детей. Э.П.Костина считает, что созданию простых навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр:

- Напервомэтапеигры происходитпервоначальное знакомствосее зрительными образами.

- На втором этапе дети знакомятся с содержанием, правилами игры. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений необходимых для игры.

- На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных навыков и умений в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под руководством педагога.

- На четвертом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.

Фото № 1

Учитывая, что одной из основных задач музыкального обучения детей является развитие у них музыкальных способностей, можно разделить музыкально-дидактические игры и наглядные пособия по группам: для развития ладогармонического чувства, развития музыкально-слуховых представлений и развития чувства ритма. Среди них весомую роль играют игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей.

Для развития гармонического слуха может быть использовано в процессе обучения пособие «Лесенка», разработанное Л.Н. Комиссаровой. С его помощью дети учатся различать высоту звуков, направление движения мелодии вверх и вниз, чисто интонировать ступени и их сочетания.

Фото № 2

Игровые наглядные упражнения, имеющие простую, доступную для младшего школьного возраста форму разработал Г.А. Струве. В этих упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. В качестве зрительного ряда применяется «пение по руке» (рука изображает нотный стан). Вначале педагог вводит подготовительные упражнения в объеме первых пяти ступеней. «Нотным станом» при этом служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков. Такие упражнения включают самые различные сочетания ступеней как в мелодическом, так и гармоническом виде.

Фото № 3

Автор предлагает и другие музыкальные игры с детьми, цель которых - развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического). Такой является музыкальная игра в «дирижера» и «живые ноты». Класс делится сначала на три, а затем на четыре группы («ноты»). Дирижер (один из ребят) руководит нотами, давая рукой знаки каждой группе. От дирижера зависит, как петь «нотам» - поочередно или одновременно. Эта игра способствует развитию не только чистоты интонирования (проводится упражнение без сопровождения инструмента), но и развивает умение выстраивать гармоническую вертикаль.

Фото № 4

Развитию гармонического слуха у младших школьников способствуют игры «Живое фортепиано» и «Музыкальная команда». В игре «Живое фортепиано» дети делятся на несколько групп, и каждая из них запоминает звучание определенной ноты. Преподаватель или избранный ученик показывает руками («нажимает на клавиши»), когда вступать группам. Дети в ответ поют различные созвучия в виде интервалов и трезвучий.

Примерами наглядных пособий по развитию у школьников гармонического слуха могут служить: болгарская «Столбица» с изображением пространственно-высотных соотношений ступеней лада; нарисованная клавиатура фортепиано для выполнения заданий различного типа.

Фото № 5

Интерес вызывает музыкально-дидактическое пособие И.Е. Домогацкой «Музыкальный альбом в картинках», который состоит из ряда сигнальных картинок-иллюстраций. Сигнальная картинка — это принцип подачи учебного материала, импульс к действию. Весь наглядный материал пособия базируется на знаниях детей об окружающих явлениях. Сказка и фантастика, образы природы и животных, отраженные в картинках способствуют полному развитию музыкальных способностей обучающихся. Благодаря доступному наглядному материалу каждый ученик легко устанавливает связь между различными предметами и явлениями, между видимым и слышимым, активно воспринимает звучащий мир. Пособие побуждает каждого обучающегося к активным умственным действиям.

Музыкально-дидактическое пособие И.Е. Домогацкой можно условно разделить на несколько разделов. Задания пятого раздела направлены на развитие мелодического и гармонического слуха с помощью ручных знаков и звуков-символов. Работа над мотивами предваряется небольшим рассказом по картинке, подводя ребенка к естественному «озвучиванию» изображения.

Фото № 6

Большой интерес представляет музыкально-дидактическое пособие – иллюстрированный, игровой материал - «Азартное сольфеджио»,разработанное Т.Ю. Камаевой и А.Ф. Камаевым. Его отличительной чертой является системное изложение игровых методик на уроках музыки. Пособие содержит иллюстративно-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля теоретических знаний обучающихся и выполнения ими творческих заданий.

Фото № 7

Содержание курса разбито на три раздела: «Ритм и метр», «Теория музыки», «Основы аккомпанемента». Третий раздел посвящен формам практической работы, которые направлены на развитие навыков подбора аккомпанемента к мелодии. Данная форма работы служит более эффективному развитию гармонического слуха у обучающихся младших классов на уроке сольфеджио. Пособие представлено двумя тетрадями: в первой содержатся методические комментарии и описание обучающих игр. Вторая часть представляет собой иллюстративно-разрезной материал, который используется на уроке. Задания дифференцированы по уровню сложности. Это позволяет индивидуализировать обучение детей даже в рамках одного класса и предлагать каждому обучающемуся те игровые формы работы, которые соответствуют его уровню развития.

Игровую деятельность на уроках для развития гармонического слуха широко использует Н.Г.Игнатьева. Разработанная ею технология «Музыкально-звуковая угадайка» в виде музыкального лото и домино позволяет ученикам не только активно сотрудничать, но и состязаться друг с другом в угадывании созвучий. Ее можно вводить и в тренировочную работу в классе и в содержание контрольных работ на уроках.

Фото № 8

Итак, на уроках сольфеджио в школе искусств необходимо использовать различные формы музыкально-дидактических игр, что помогает сделать занятия более насыщенными, увлекательными и разнообразными. Игровой принцип подачи учебного материала включает обучающихся в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, дети раскрепощаются, забывают об «официальности» занятия.

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они способствуют реализации поставленных учебных задач по развитию у обучающихся подготовительного класса музыкального слуха в целом, и гармонического слуха в частности.

Список использованной литературы:

  • Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Методика музыкального образования [Текст]/Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева; под общей ред. М.И.Ройтерштейна.-М.: Музыка, 2006.
  • Ананченко, Г.В. Теоретические основы формирования гармонического слуха младших школьников на уроках музыки: Монография [Текст]/Г.В.Ананченко. - Витебск, 2000.
  • Домагацкая, И.И. Музыкальный альбом в картинках [Текст]/ И.И.Домагацкая. - М.: Классика XXI в., 2001.
  • Камаев, А.Ф., Камаева, Е.Ю. Азартное сольфеджио [Текст] / А.Ф.Камаев, Е.Ю.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  • Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого му­зицирования [Текст]/Г.И. Шатковский. - М.: Музыка,1986.

Скачать публикацию Скачали: 5 раз

Способы оплаты

Линии