Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95422

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 группе Буквы з-с на конце приставок

Дата публикации:

Автор:
преподаватель русского языка и литературы, ГПОУ"Краснокаменский промышленно-технологический техникум", г.Краснокаменск Забайкальского края

Цель: Предметные цели урока: 1. Знать условия выбора буквы З-С на конце приставок. 2. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы. 3. Уметь употреблять их в речи. Метапредметные цели урока: Познавательные УУД - Развиваем умения извлекать информацию из исследовательской самостоятельной работы, схем, тестов. - Представлять информацию в виде схемы, кластера. Регулятивные УУД - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД - Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. - Умение работать в группе. Личностные УУД: - способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Задачи: Задачи урока: - образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о приставках; - развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания; -воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение; - здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский промышленно – технологический техникум»

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 группе

Буквы з-с на конце приставок

подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Васильева Наталья Юрьевна

г. Краснокаменск

2017г.

Пояснительная записка

Тема: «Буква З – С на конце приставок».

Предметные цели урока:

1. Знать условия выбора буквы З-С на конце приставок.

2. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы.

3. Уметь употреблять их в речи.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД

- Развиваем умения извлекать информацию из исследовательской самостоятельной работы, схем, тестов.

- Представлять информацию в виде схемы, кластера.

Регулятивные УУД

-Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

- Умение работать в группе.

Личностные УУД:

- способствовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Задачи урока:

- образовательная: пробуждать имеющиеся знания и интерес к получению новой информации о приставках;

- развивающая: развивать мыслительную деятельность, интерес к процессу познания;

-воспитывающая: способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать другое мнение;

- здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.

Место урока в рабочей программе

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Данный урок в рабочей программе № 44 в разделе «Фонетика».

Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: словесные, наглядный, частично поисковый, проблемный, АМО.

Приемы обучения в рамках используемой технологии:

Вхождение в тему «Лингвистическая сказка»;

Работа над темой «Волшебный мешочек»;

Инпут «Коротко о главном»;

Проработка темы «Инфо-карусель»;

Синквейн; Кластер;

Завершение образовательного процесса «Лестница успеха».

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

- правильно пользоваться правилом, определяющим выбор буквы З –С на конце приставок.

Получат возможность научиться:

- безошибочно выбирать буквы З-С на конце приставок.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: Буквы з - с на конце приставок.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний ( по технологии АМО)

Вид урока: Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала)

Формы и методы обучения: индивидуальная (д/з, консультанты); работа в парах; групповая; словесный, наглядный, АМО.

Ключевые понятия темы: приставки, орфограммы – согласные буквы, глухой согласный, звонкий согласный

Цель: овладение навыками правописания буквы з-с на конце приставки.

Задачи:

Общеучебные: понимать, объяснять, применять в конкретных условиях знания правописания буквы з-с на конце приставки

Творческие: создание лингвистической сказки, театрализация, видоизменять слова, образовывать новые; систематизировать полученные вследствие наблюдения знания.

Коммуникативные: высказывать согласие или несогласие при обсуждении, оказывать помощь партнеру по группе, формулировать свое мнение.

Воспитательные: воспитывать сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, доска.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация «Правописание приставок на З и С», раздаточный материал.

Планируемый результат:

Личностные умения:

- формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные умения:

умение находить, преобразовывать и передавать информацию, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Предметные умения:

Правильно осуществлять выбор буквы з и с на конце приставки, уметь отличать приставки на –з и –с от сходных конструкций.

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

Обобщение, систематизация, применение

Физкультминутка

Работа в группах. Инфо-карусель

Составление кластера. Итог урока

Синквейн

Рефлексия, обратная связь.

Этапы урока

Ход урока.

I .Начало образовательного процесса.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). 2мин.

«Пожелания здоровья!»

Цели и задачи: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.

- Здравствуйте, всем, кто пришёл меня поддержать- здравствуйте! (помахали мне рукой)

Всем, у кого прекрасное настроение- здравствуйте! (помахали)

Всем, кто любит своих учеников - здравствуйте! (помахали)

Всем, кто не боится трудностей- здравствуйте! (помахали)! (Слайд 1)


-Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

-Мы начинаем наш урок и я предлагаю посмотреть на дОску. На ней изображена «лестница успеха» Давайте выясним, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу. Предлагаю совершить путь к успеху по лестнице в течение урока. (слайд 2)

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.

Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!» (Слайд 3)

2.Вхождение в тему или целеполагание. Лингвистическая сказка. 5мин.

- Ув. студенты, а урок мы начнем с проверки д/з. Ваши одногруппникисочинили сказку и теперь хотят её рассказать. Послушайте, посмотрите и подумайте о чем эта сказка, почему мы решили её вам показать и попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

Читает сказку студентка, остальные принимают участие (частичная театрализация).

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.

Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии, вы должны поменять З на С.

Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

-Спасибо за сказку, не зря в народе говорится: «Сказка- ложь, да в ней намек…»

- Скажите, о чём эта сказка? Какой намек в данной сказке?

(Обуквах З и С на конце приставок)

- Почему мы её вам рассказали?

(потому что тема урока « Буквы З и С на конце приставок»).

-Давайте запишем тему урока.(Cлайд 4)

- Посмотрите ещё раз на тему и скажите, а чему вы хотите сегодня на уроке научиться?

- Какую цель вы поставите перед собой?

- Какой проблемный вопрос можно поставить?(Почему в одном слове на конце пишется з, в другом-с?)

(повторить, обобщить и систематизировать знания о правописании на конце приставок пишется з и с, уметь правильно писать приставки, оканчивающиеся на з и с, графически выделять на письме орфограмму.)(Слайд 5)

3.Планирование учебной деятельности.1 мин.

- Давайте спланируем свою деятельность, как мы можем достичь поставленной цели?

1. Повторим изученный материал.

2. Закрепим изученное.

3. Подведем итог.

4. Оценим себя.

-А за окном осень, опадают последние листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку. Наши консультанты будут давать за правильный ответ листочек, чем больше листочков, тем вероятнее ваш успех! УДАЧИ!

II. Работа над темой.

1.Проработка содержания темы. 2мин.

«Волшебный мешочек» (вопросы вытягивают из мешочка и отвечают на них) (Слайд 6)

-ИТАК, НАЧНЕМ: у меня в руках волшебный мешочек, сейчас вы будете из этого мешочка вытягивать вопрос и отвечать на него.

1.Как называется раздел языка, изучающий звуки речи(Фонетика)

2.Назовите принципы классификации звуков речи(Звуки русского языка по особенностям образования делятся на гласные и согласные)

3.На какие три группы делятся все приставки русского языка? (Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на - з и -с и приставки при-/пре-).

4.Вспомните правило написания неизменяемых приставок. (Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (по традиции).

5.Какие морфемы вам известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания).

6.Что такое приставка? (Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.)

2. Инпут. 5 мин. «Мудрецы»

- А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу в парах. Я предлагаю план исследования:(Слайд 7)

План:

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

РаздатьРаспилить

БезрадостныйБескрайний

ВзбитьВскружить

ИзмеритьИсходить

РазбрестисьРассмешить

БезграмотныйБесконечный

РазрезатьРаскопать

БезвоздушныйБесполезный

ВзлететьВскрикнуть

ИзрытьИспить

РазделитьРасчертить

БезграничныйБеспомощный

-Сформулируйте правило на данную орфограмму. Проверь себя (Слайд 8,9,10)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! 2 мин. (всего 17 мин) «Танцевальная» На компьютере.

3. Проработка содержания темы. «Инфо-карусель». 15мин. (Слайд 11)

Цели и задачи: закрепление изученного

Материалы: Карточки с заданиями, ручки, листы бумаги

Технология проведения: На разных столах (по количеству заданий) раскладывается материал, связанный с темой урока.
Группа разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания.
По истечении отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому.

Работу в группах проверяют консультанты!

1.Списать, вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

2.Замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

3. Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1. Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, бе…радостный, бе…сердечный.

3.Образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

II группа

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот

2. Небо без звезд

3. Жидкость без цвета

4. Дорога без конца

5. Плач без звука

6. Движение без шума

7. Шоколад без вкуса

8. Вход без платы

9. Ребенок без помощи

10. Океан без предела

III группа

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,ра..бушеваться,бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1.ра..сечь,ра..цвёл, во..стать,..доровье;

2.бе..примерный,в..плеск,.. беречь,..дание;

3...бегать,ра..щепить,бе..просветный,..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

1.сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

2.восход, бескозырка, испуг, возрасти;

3.погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

1.во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

2.ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

3.и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишетсяС.

1)и..следовать,..жимать,бе..покойный,..дешний;

2) ...делать,ра..сечь,..дать,ра..хватать;

3)и..тлеть,..гореть,ра..жать,и..пугать;

4. Составление кластера «Правописание буквы з- и с- на конце приставок» Защита. Вывод. 3 мин.

5.Составление синквейна. 5 мин.(Слайд 12)

III. «Завершение образовательного мероприятия». 5 мин.(Слайд 13)

- А теперь вернемся к нашей «Лестнице успеха». Так в чем заключается секрет успеха?

- Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добились успехов. Вначале вы сказали себе: «Я хочу это сделать!» , сейчас вы можете сказать: «Я это сделал(а)».У вас на парте смайлики,нарисуйте своё настроение иприкрепите его на лестнице, таким образом вы определите, какого уровня вы достигли и над чем еще надо поработать. Удачи!

- и последнее: у вас появились осенние листочки, подсчитайте их и поставьте себе оценку за урок!

-Выставление оценок!

-Урок окончен, всем спасибо за работу!

Приложение 1 «Лингвистическая сказка»

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными.

Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. На следующий день сёстры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил и очень обрадовались, когда вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. В этом городе жили глухие согласные во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

- Что вам угодно?

- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии, вы должны поменять З на С.

Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

Приложение 2 «Волшебный мешочек»

1.Как называется раздел языка, изучающий звуки речи(Фонетика)

2.Назовите принципы классификации звуков речи(Звуки русского языка по особенностям образования делятся на гласные и согласные)

3.На какие три группы делятся все приставки русского языка? (Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на - з и -с и приставки при-/пре-).

4.Вспомните правило написания неизменяемых приставок. (Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (по традиции).

5.Какие морфемы вам известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания).

6.Что такое приставка? (Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.)

Приложение 3 «Коротко о главном»

План:

- Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

- Какой вывод можно сделать?

РаздатьРаспилить

БезрадостныйБескрайний

ВзбитьВскружить

ИзмеритьИсходить

РазбрестисьРассмешить

БезграмотныйБесконечный

РазрезатьРаскопать

БезвоздушныйБесполезный

ВзлететьВскрикнуть

ИзрытьИспить

РазделитьРасчертить

БезграничныйБеспомощный

Приложение 4 «Инфо-карусель»

1.Списать, вставив пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

2.Замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

3. Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1. Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

3.Образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

II группа

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот

2. Небо без звезд

3. Жидкость без цвета

4. Дорога без конца

5. Плач без звука

6. Движение без шума

7. Шоколад без вкуса

8. Вход без платы

9. Ребенок без помощи

10. Океан без предела

III группа

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,ра..бушеваться,бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1.ра..сечь,ра..цвёл, во..стать,..доровье;

2.бе..примерный,в..плеск,.. беречь,..дание;

3...бегать,ра..щепить,бе..просветный,..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

1.сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

2.восход, бескозырка, испуг, возрасти;

3.погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

1.во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

2.ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

3.и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишетсяС.

1)и..следовать,..жимать,бе..покойный,..дешний;

2) ...делать,ра..сечь,..дать,ра..хватать;

3)и..тлеть,..гореть,ра..жать,и..пугать;

Приложение 5 «Кластер»

Приложение 6

Приложение 7 «Лестница успеха»

Использованная литература:

Интернет-ресурсы: картинки

С.И.Львова Русский язык. 5 кл. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. Учреждений – М.: Мнемозина, 2008

Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.

Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2007

Г.И.Блинов, В.А.Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1992.

«Копилочка активных методов обучения»

http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo

Электронный курс «Активные методы обучения».

http://www.moi-universitet.ru/ru/freedk/8547.html.

Наши новости:

Разместить свою публикацию