«Методика работы по ознакомлению детей дошкольного
возраста с историей и культурой родного края»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
на тему: «Путешествие по городу Сызрань»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить с достопримечательностями города Сызрань.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать у детей умение вести диалог с взрослым, со сверстниками; воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать образное восприятие музыки, танцевальных движений.
Доставить эстетическое удовольствие от слушания колокольного звона.
«Физическое развитие»:
Закреплять умения детей соотносить свои движения с музыкальным темпом, ритмом.
Обогащать двигательный опыт детей, выполняя движения в игре, в соответствии с текстом, развивать двигательные умения и навыки.
Методы и приемы:
- практические: танец «с салютиками»,
- наглядные: презентация «Город Сызрань - часть1»
- словесные: рассказ, беседа, чтение стихов
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация « Город Сызрань – 1 часть», костюм для ребенка «Помидор», магнитики с видами города, «салютики».
Предварительная работа: рассматривание изображений достопримечательностей, изготовление папки-передвижки «Мой город Сызрань», разучивание стихотворений поэтов города Сызрань, оформление зала вместе с родителями.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка. |
Игровая | Игровые ситуации. |
Коммуникативная | Беседа, рассказ, ситуативный разговор. |
Музыкальная | Танец с «салютиками», слушание колокольного звона. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение стихов, отгадывание загадки. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
| Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
Мотивационно-организационный | форма «Звонок от экскурсовода» | Мотивированы на предстоящую деятельность | |||
Воспитатель «разговаривает по телефону». Сообщает, что экскурсовод приглашает детей на экскурсию по городу. | Слушают, принимают приглашение. | ||||
Деятельностный | Закреплять правила поведения в общественном транспорте – автобусе. Закреплять знание цифр. Закрепить знание названия детского сада улицы. Закрепить знание домашнего адреса. Закрепить умение рассказывать о здании художественной школы. Закрепить знание названия улицы Советской. Закрепить знание театра, умение называть его отличительные особенности. Закрепить знания детей о детском парке. Продолжать формировать умение подбирать определения к заданному слову. Активизировать память детей, формировать положительные эмоции. Продолжать обогащать знания детей о достопримечательностях города. Развивать мышление детей, умение отгадывать загадки. Закреплять умения детей соотносить движения с музыкальным темпом, ритмом. Продолжать формировать чувство коллективизма, активизировать память, развивать интонационную выразительность речи. | форма «Игровая ситуация «Путешествие по городу» |
Настроены на игру в путешествие на автобусе. Знают правила поведения пассажиров. Знают цифры. Формируется чувство коллективизма, активизируется память. Закреплено знание названия детского сада улицы. Закреплены знания о домашнем адресе. Сформировано представление о художественной школе, знают название улицы, где она расположена. Дети знают здание театра и его отличительные особенности . Согласовывают слова с движениями, активно двигаются Подбирают к слову «город» прилагательные, выражают любовь к городу. Сформированы положительные эмоции, активизирована память. Пополнены знания об архитектурной достопримечательности города – доме купца Стерлядкина. Закреплены представления о Сызранском Кремле. Закрепление умения детей соотносить свои движения с музыкальным темпом, ритмом. Формируется чувство коллективизма, активизируется память, развивается выразительность речи.. | ||
Воспитатель предлагает совершить экскурсию по городу. Задает вопрос, на чем можно детям путешествовать. Предлагает ехать на экскурсию на автобусе. Водителя выбрать по считалочке, вспомнить правила поведения при посадке в автобус, предлагает кондуктору-девочке дать билеты пассажирам и занять место, в соответствии с номером билета. Воспитатель предлагает произнести стихи всем вместе: – Мы в автобус дружно сели, И в окошко посмотрели, Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал.
Форма «Дидактическое упражнение «Адрес» Воспитатель обращает внимание, что автобус отъезжает от детского сада, спрашивает название сада у детей. А так же уточняет название улицы.. (На экране слайд детского сада).
Форма «Дидактическое упражнение «Назови свой адрес»» Воспитатель спрашивает о том, кто из детей проживает тоже на улице Декабристов. (Слайд с изображением улицы).
Форма «Рассказ о художественной школе» Воспитатель сообщает, что мы подъехали к новому зданию. Спрашивает, какое это учреждение и чему там учат детей. Как называется улица (Слайд с изображением художественной школы).
Форма «Рассказ о театре» Воспитатель спрашивает, что мы увидим, если немного проедем вперед? Воспитатель просит задуматься, чем театр отличается от других зданий в городе? (Слайд с изображением театра)
Форма «Физкультминутка» Воспитатель предлагает детям выйти и немного отдохнуть. Уточняет, куда подъехал автобус. (Слайд с изображением детского парка). Физминутка Мы по городу гуляем, Мы свой город изучаем. Справа есть высокий дом, Обойдём его кругом Слева домик ниже, Подойдём поближе. Ну, а это детский парк. Здесь играют и шумят.
Форма «Словесная игра «Какой мой город» Воспитатель предлагает поиграть в игру с «сердечком» «Какой мой город». Форма « игровая ситуация» Воспитатель хвалит детей за игру и предлагает продолжить путешествие по городу. Произносит стихи вместе с детьми. – Мы в автобус дружно сели, И в окошко посмотрели, Наш шофер педаль нажал, И автобус побежал. Форма «Рассказ воспитателя о доме купца Стерлядкина» Воспитатель обращает внимание, на здание, спрашивает, кто знает, как называется это здание. Рассказывает о ЗАГСе (Слайд с изображением дома купца Стерлядкина) Форма «Отгадывание загадки» Педагог предлагает детям отгадать название последней остановки Воспитатель загадывает загадку. (Слайд с изображением Кремля). Рассказ воспитателя о Кремле , предлагает послушать звон колоколов. Форма «Танец с «салютиками» Педагог предлагает детям исполнить ритмическую композицию с «салютиками».
Форма: « игровая ситуация» Педагог напоминает детям, что экскурсия подошла к концу и нужно вернуться в детский сад. Воспитатель предлагает прочитать стихи о Сызрани. | Дети согласны отправиться на экскурсию, выбирают водителя по считалочке, вспоминают правила пассажиров при посадке в автобус. Берут у кондуктора билеты и рассаживаются на места в автобусе, согласно номеру билета . Дети рассматривают фото детского сада, улицы и рассказывают, почему так называется улица Дети называют свой домашний адрес. Дети рассказывают о художественной школе, о том, чему там учатся дети. Художественная школа находится на улице Советской. Дети отвечают, что увидим театр, рассказывают, чем он отличается от других зданий в городе. Дети называют остановку «Детский парк» и выходят из автобуса, чтобы немного отдохнуть. Дети выполняют движения: (шагают на месте) (ставят руку «Козырьком» к голове). поднимают правую руку) (шагают). (шагают на месте). ( Разводят руки в стороны). руки на пояс и поскоки на месте). Дети стоят по кругу, передают друг другу «сердечко», называют прилагательные к слову город. Дети, проходят в автобус и произнося все вместе стихи. Дети внимательно слушают рассказ воспитателя и отвечают на вопросы. Дети отгадывают загадку. Отвечают на вопросы воспитателя, слушают звон колоколов. Исполняют танец с «салютиками»
«Возвращение» Дети удобно сидят в автобусе. Читают стихотворения: «Сызрань - ты души услада», автор Николай Бирюков, «Сызрани – 330 лет!», автор И. Рябухин | ||||
Заключительный | Закреплять знания детей о достопримечательностях города. | форма «Сюрпризный момент» | Закреплены представления о достопримечательностях города. | ||
Педагог предлагает детям угадать, кто встречает их в детском саду. Это помидор, он является визитной картой города. Беседует с детьми о том, что они узнали нового, интересного. | Дети отгадывают загадку. Ребенок в костюме помидора выносит поднос с памятными подарками – магнитиками с видами города. Дети отвечают на вопросы воспитателя. | ||||