Патриотическое воспитание в группе
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Исследования ученых доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим в группе необходима работа, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию учащимся своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Мониторинг развития воспитательной системы показал, что у многих учащихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма. Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость простроить воспитательную работу в группе, сделав в ней акцент на патриотическое воспитание. Главное— системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Для этого воспитательная работа в группе разбита на 7 блоков: «Я сам», «Моя семья», «Моя семья – моя профессия», «Мои друзья», «Мое учебное заведение», «Мой город», «Моя Россия».
Рассмотрим каждый из них.
Блок | Цели, задачи | Мероприятия |
«Я сам» | воспитание ответственности и гражданской позиции; воспитание правовой культуры; выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе; выявление и развития у учащихся стремления к самореализации | Классные часы: «Как поступить»,«Мои увлечения», «Что для меня ценно», «Мои права и обязанности»,«Я и мир вокруг меня», «Мое жизненное кредо», «Я и смысл моей жизни», «Личностью становятся индивидуальность отстаивают», «Музей имени меня» Беседы:«Кто я?», «Золотое правило» Деловые игры:«Я лидер», «Переходный возраст» |
«Моя семья» | воспитание гражданского долга; осознание важности семьи в жизни; знание истории семьи, семейных традиций; осознание обязанностей в семье;. | Классные часы: «Я и моя семья», «Я не люблю», «Мир интересов нашей семьи», «Великое в малом» Конкурсы: сочинений «Мой счастливый день с семьей»; сценариев: «Путешествия в детство бабушек и дедушек»,; «Мой папа – солдат» «Моя родословная»; |
«Моя семья – моя профессия» | осознание роли труда на предприятиях для развития страны; развитие интереса к различным профессиям и своей будущей специальности; | Классные часы: «Наши родители – выпускники нашего учебного заведения», «Труд на благо Родины» Встречи с интересными людьми «Профессии моих родителей» Экскурсии «Здесь работают мои родители», «Мое будущее предприятие» |
«Мои друзья» | воспитание уважения к окружающим; осознание себя в коллективе; развития инициативы и активности | Классные часы:«Я+ТЫ=МЫ», «Дружба в группе», «Я и противоположный пол», «Я и мои друзья», «»Ценности истинные и мнимые», «Через других мы становимся собой», «Современно ли мыть патриотом», «Победителей не судят?», «Человек это целый мир», «Наука выбирать» Диспуты:«Друг и враг», «Ты знаешь – я рядом», «Экзамен на зрелость» Деловые игры:«Мои друзья со мной», «Законы группы». |
«Мое учебное заведение» | воспитание патриотических чувств; воспитание любви к учебному заведению, развитие духовных ценностей на примере выпускников УЗ; воспитание уважения к старшему поколению | Классные часы: «Наши кружки», «Они сражались за родину» - встречи с выпускниками - войнами интернационалистами, участниками Чеченских компаний, «А ты какой оставишь след?», «Людей неинтересных в мире нет», «Жизнь прожить – не поле перейти», «Докопаться до истины» Беседы «Традиции учебного заведения» Встречи с интересными людьми «Все работы хороши». Конкурсы: «Сердце отдано навеки», «Рассказ выпускника», «Интервью с интересным человеком» |
«Мой город» | воспитание патриотических чувств, гражданской позиции; экологическое воспитание; приобщения учащихся к проблемам города, воспитания гордости и любви к родному городу, уважение к его истории и жителям | Классные часы:«Люди прославившие Березники», «Почему так названа улица?», «Вехи истории», «»Знаешь научись, не знаешь – научись», «Диалог с моим героем», «На пользу себе и людям» Экскурсии: «Исторические места Березников», «Музеи Березников и Усолья», «Предприятия города» Конкурсы: «Экологическая безопасность и предприятия города», «Береги родной край» Субботники: «Мой город», «Посади дерево». |
«Моя Россия» | Осознание учащимися: принадлежности к судьбе родины, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь достойную человека; воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения | Цикл классных часов: «История земли русской», «Они прославили родину», «Суровые годы войны», «Я люблю тебя, Родина!», «А ты какой оставишь след?», «Это сладкое слово «Свобода»», «Бытие мое», «Я и моя Россия» Диспуты: «Читайте, завидуйте – я гражданин …», «Быть человеком». Конкурсы презентаций «Всероссийские выставки», «Города России» Экскурсии: «Пермь Великая», «Чердынская земля», «Белогорье», «Музей под открытым небом – Хохловка», «Музей ложки в Нытве», «Красоты Урала» |
Литература.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
- Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
- Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.