Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации.»

Дата публикации:

Автор:
мастер п/о, Новобирилюсский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства, Красноярский край

Цель: Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка

Задачи: Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации.

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

Педагогическое образование: учитель ИНФОРМАТИКИ и ИКТ

Тема:

«Дистанционное обучение. Дидактические особенности и методика организации.»

Дипломную работу подготовила: Харитонова Ирина Николаевна

Должность: Преподаватель

__________________________________________

Место работы: Новобирилюсский филиал «Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйств

10 мая 2017 г.

С.Новобирилюссы , Красноярский край Российская Федерация


Оглавление:

Введение …………………………………………………………………………2

1 Дистанционное обучение

1.1 Что следует понимать под дистанционным обучением ………………….6

1.2 Цели дистанционного обучения6……………………………………………8

1.3 Основы дистанционного образования9……………………………………11

1.4 Характерные черты дистанционного образования………………………..13

2 Дидактические основы дистанционного обучения

2.1 Дидактические принципы дистанционного обучения…………………15

2.2 Дидактические особенности системы дистанционного обучения……….192.3 Формы дистанционного обучения………………………………….23

2.4 Компьютерные средства обучения………………………………………..28

3 Виды и модели дистанционного обучения………………………………..42

4 Преимущества и достоинства дистанционного обучения………………..45

Заключение……………………………………………………………………..47

Список использованных источников………………………………………….49

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование.

Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.

Дистанционные курсы как возможность получения дополнительного образования существовали и раньше, однако появление такой информационно- коммуникативной среды как Интернет открыло у этого вида образовательной деятельности второе дыхание. Оn-line обучение становится очень популярным способом получения знаний.

Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.

Дистанционное обучение для школьников - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Обучение каждого учащегося ведется по индивидуально созданной для него программе. Для того, что бы получить образование дистанционно не нужно приезжать в центр дистанционного обучения. Достаточно всего лишь зарегистрироваться на сайте, выбрав, таким образом, школу дистанционного обучения.

Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться сдаче ЕГЭ по русскому языку и математике, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам.

Дистанционное среднее образование - это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы.

Обучение on-line поможет детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование станет прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.

1 Дистанционное обучение

Под дистанционными образовательными технологиями согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно, задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях.

Авторы статей выделяют ряд характеристик дистанци­онного обучения.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.

1.2 Цели дистанционного обучения

Можно выделить следующие цели дистанционного обучения:

  • профессиональная подготовка и переподго­товка кадров;
  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
  • подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;
  • дополнительное образование по интересам.

Список потенциальных потребителей СДО, которыми являются:

  • лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
  • специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
  • обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в ВУЗы;
  • лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),
  • лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
  • субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
  • иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
  • лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
  • специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
  • талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
  • различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
  • безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.

Таким образом, дистанционное обучение (ДО) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе, которое можно рассматривать как информационное образовательное пространство.

На рис. 1. графически представлены основные укрупненные компоненты-участники информационного образовательного пространства. Целевой функцией системы дистанционного обучения, является получение от учащегося запроса по конкретной тематике, относящейся к области образования (1), последующая обработка данного запроса (2), отсылка отформатированного запроса к информационным источникам - локальные базы данных, ресурсы Internet (3), выбор наиболее подходящего результата (4) и конечная выдача ответа пользователю (5).

Рис. 1. Организация взаимодействия участников
процесса дистанционного образования

1.3 Основы дистанционного образования

Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.

Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.

Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (школьники, студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.

Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Методы обучения. Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.

Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.

Идентификационно - контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу.

Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.

1.4 Характерные черты дистанционного образования

Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.

Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.

Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

2 Дидактические основы дистанционного обучения

2.1 Дидактические принципы дистанционного обучения

Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения:

  • соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
  • стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
  • соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
  • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
  • сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
  • системность и последовательность в обучении;
  • доступность;
  • прочность овладения содержанием обучения.

Совокупность известных принципов, можно разбить на три группы:

  • общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности, развития, системности.
  • принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).
  • принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

В качестве дополнительного, отдельного принципа формулируется принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом. Под учебно-научной материальной базой понимается материально-техническая система, включающая учебные помещения, технические средства обучения учебно-лабораторное оборудование и др.

Указанные общие принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО. Рассмотрим теперь специфические принципы ДО.

Принцип интерактивности отражает закономерность не только контактов студент-преподаватель, опосредованных средствами информационных технологий, но и студентов между собой.

Принцип стартовых знаний определяет необходимость начального уровня подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг СДО, а также соответствующего аппаратно-технического обеспечения. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.

Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип идентификации. Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств.

Принцип регламентности обучения. Целесообразно вводить график самостоятельной работы. Должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще увлечение средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.

Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения. Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.

2.2 Дидактические особенности системы дистанционного обучения

Использование новых технологий передачи информации существенно влияет на весь процесс обучения, основанный на этих технологиях. Требует пересмотра как номенклатура и предметное содержание получаемых дистанционно специальностей, так и методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Дидактические особенности СДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материал, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развития способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

Дидактическая специфика дистанционного обучения в значительной степени направлена на особые познавательные стратегии и стратегии обучения, мобилизующие познавательные ресурсы (например, долговременную память и внимание) для достижения цели обучения.

Характеристики познавательных стратегий в СДО таковы:

  • целенаправленность;
  • сформированность;
  • предполагают усилие;
  • привязаны к ситуации.

Важнейшими в дистанционном обучении являются:

  • стратегии ориентации;
  • стратегии отбора;
  • стратегии повторения;
  • стратегии проработки;
  • стратегии организации;
  • познавательные стратегии.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

  • принцип активности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
  • принцип мотивации;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип эффективности.

Чтобы способствовать использованию компьютерных сетей студентами преподавателям рекомендуется предпринять следующие шаги:

  • определить минимально допустимое количество сообщений в неделю;
  • добиться, чтобы вся наиболее важная информация была доступна только через компьютер;
  • довести до сведения студентов, что выпускной балл будет частично зависеть от содержания отсылаемых сообщений;
  • осуществить полный переход к безбумажной технологии.

Для того, чтобы повысить активность и самостоятельность дистанционного обучения предлагается несколько приемов.

Во-первых, следует давать групповые задания (для того, чтобы каждый обучаемый чувствовал ответственность перед своими коллегами).

Во-вторых, студенты допускаются к получению следующей порции знаний, только когда они освоили предшествующий материал.

В-третьих, компьютерный доступ к той или иной деятельности допускается только в определенный промежуток времени. Например, чтение материалов и их обсуждение происходит в первой половине недели, а сдача зачетов в режиме прямого доступа - во второй половине.

Важным моментом при проведении ДО является то, что остается полная запись (протокол) всех материалов, получаемых в процессе обучения. Естественно, что этого не происходит при традиционном обучении. Такие материалы весьма ценны во многих отношениях, в том числе:

  • Разъяснение методиста, даваемое студенту, доступно всем остальным членам группы и может быть сохранено в специальной базе данных ответов. Это позволяет определить, какие вопросы являются наиболее типичными и наметить пути совершенствования курса СДО.
  • Студенты получают полную и точную информацию для анализа и осмысления. При традиционном способе обучения у них в лучшем случае остаются конспекты занятий (если они их вообще ведут).
  • Протокол позволяет оценить активность студента или группы, например, сколько раз в неделю посылались сообщения. Однако в больших рабочих группах оценка конкретного вклада участников затруднена.
  • Студентам можно дать задание проанализировать протокол с точки зрения оценки динамики обсуждения, философской и этической позиции участников и их эволюции в процессе обучения.

2.3 Формы дистанционного обучения

В педагогической практике при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения. При обучении социально - гуманитарным дисциплинам наиболее распространенные получили: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой в СДО как в контактный, так и неконтактный периоды обучения.

Лекции являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

Лекции в ДО могут проводится в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран, и для фронтального варианта.

Исследование подходов к проведению лекций в СДО показал, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).

Терминологически понятие «электронная лекция» трактуется в научно-педагогической литературе по-разному. Например, это программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, так как на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения учебного материала и другие функции.

Другое направление включает в это понятие следующий смысл. Это набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя кроме текста лекций еще дополнительные материалы выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов.

Таким образом, для организации Т-СДО требуется, во-первых, время на подготовку лекций в печатной форме. Во-вторых, для организации гипермедийного варианта лекции требуется соответствующее время, технологическое оборудование (студия с видеокамерой), а также специализированный персонал, хотя бы в лице одного инженерного специалиста.

Семинары. Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.

Семинары в СДО могут проводится с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличаются от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера.

Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров участники которых располагаются в разных часовых поясах предпочтительны семинары в режиме off-line.

Таким образом, для организации семинаров в Т-СДО требуется, исходно, время на разработку программы и содержания семинаров, а далее время (регламентированное) на проведение видеоконференций или на модерацию и оценку результатов телеконференций. Указанный параметр напрямую зависит от количества обучаемых.

Консультации являются одной из форм руководства работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого, именно: внимание, память, воображение и мышление).

В СДО используются в основном консультации с применением средств НИТ: телефона, электронной почты, видео и телеконференций, а также справочники по наиболее часто встречающимся вопросам. Выбор средств информационных технологий определяется имеющимся в наличии составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.

Таким образом, Т-СДО требует от каждого «владельца» курса затрат времени на проведение консультаций в режиме off-line.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Для их реализации можно использовать два пути:

1) удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент;

2) доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим соображениям является первое направление, которое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ при ДО по естественно-научным и инженерным специальностям.

Таким образом, для реализации лабораторных работ в Т-СДО требуются временные затраты на подготовку программы и содержания соответствующих лабораторных работ, а также технологическое оборудование (студия с видеокамерой) и инженерный работник.

Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особ

Наши новости:

Разместить свою публикацию