Значение внеклассной работы
в творческом развитии студентов.
Буйновская Ольга Вячеславовна
Нижегородский Губернский колледж.
Невозможно воспитание без преподавания,
и не может быть такого преподавания,
которое бы не было воспитывающим.
Гербарт И.О.(1776–1841),
немецкий философ и педагог,
Одна из основных проблем современного общества -это нравственное и духовное оскудение личности. Поэтому современному педагогу нужно не только самому уметь противостоять бездуховности, но и учить этому своих учеников.
Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия. Внеучебная деятельность способствует формированию личности, ее культуры, разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студентов, потребности активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности и умению самостоятельно организовывать собственную деятельность.
С этой целью проводятся литературные, музыкальные и поэтические мероприятия. Основными задачами являются: духовно-нравственное развитие, воспитание гражданственности, эстетическое воспитание, формирование интереса к различным видам творчества и индивидуальной активности.
Непосредственное участие студентов во внеклассных мероприятиях служит обогащению их личного опыта, их представлений о разнообразии человеческой деятельности, приобретению практических умений и навыков, необходимых для педагогической практики. Педагогическое взаимодействие студентов и преподавателей в организации и проведении внеклассных мероприятий — важный путь профессионального развития обучаемых.
Были проведены внеклассные мероприятия различных видов:
творческая встреча с композитором О. Буйновской «Пусть всегда будет
детство»;
литературно-поэтическая встреча «Они студентами были» по творчеству Э.Асадова;
литературно-драматическая композиция «Войной израненные судьбы»-
хроника жизни одной семьи;
концерт для родителей --инсценировки и исполнение детских песен ;
музыкально-поэтическая гостиная –встреча с поэтом А.Якушевым «Моя душа, как птица…»
- Творческая встреча « Пусть всегда будет детство».
- Литературно-поэтическая встреча « Они студентами были» посвящена 70-летию Великой Победы, основана на творчестве Эдуарда Асадова.
- Литературно-драматическая композиция «Войной израненные судьбы» (хроника жизни одной семьи).
- Поэтическая гостиная « Моя душа, как птица…»
Это музыкальная авторская встреча, на которой прозвучало более 30 песен, написанных для детей дошкольного возраста. Содержание этих песен было представлено в видеоряде.
Жизнь поэта, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза - образец героизма. Человек огромной силы воли, проявил мужество и после окончания войны, став инвалидом по зрению, он продолжал учиться и работать, подарив миру множество светлых и добрых стихов высоконравственного содержания. Представленные студентами сценические зарисовки и видеоряд помогли более глубоко воспринять стихи, т.к. их можно было не только слышать, но и видеть.
Это драма членов одной семьи, чьи судьбы были изломаны войной.
У слушателей эта композиция нашла самый сильный эмоциональный отклик. Как же нужны такие мероприятия, особенно молодым, чтобы они могли учиться чувствовать и быть милосердными.
Встреча стала незабываемой благодаря присутствию самого автора- нижегородского поэта Алексея Якушева, моего брата. Ему принадлежит более 450 стихотворений и 10 повестей и романов Его стихи заставляют слушать и слышать окружающий мир, видеть красоту природы и глубже заглянуть в собственную жизнь и судьбу.
Эта встреча была поистине семейной, так как на ней была наша мама Людмила Александровна Якушева. Присутствующие на этом мероприятии прочувствовали всю глубину любви детей к матери и Любовь матери к своим детям.
При подготовке внеклассного мероприятия в соответствии с темой продумывается его форма, состав участников, оформление, дополнительные информационные средства.
После проведения необходимо обсуждение результата. Важно отметить деятельность преподавателей всего учебного заведения в процессе подготовки и реализации предложенных проектов, педагогическая значимость которых заключается в подготовке студентов к педагогической практике.
Немаловажную роль играет личность самого педагога, его профессионализм.
Характерной чертой внеклассных мероприятий является коллективное участие студентов, что способствует развитию чувства коллективизма, коммуникативности , формированию объективной самооценки.
Во всех этих мероприятиях музыка являлась важнейшим средством развития личности, ее эстетического отношения к действительности. Древний философ Аристотель говорил: «Музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону душ и поскольку она обладает таким свойством, то должна быть внесена в число предметов воспитания молодежи» Содержания мероприятий было реализовано через различные виды музыкальной деятельности: вокальное, ансамблевое и хоровое пение, исполнение на детских музыкальных инструментах, исполнение под гитару, инсценировку детских песен.
При подготовке данных мероприятий особого внимания требует учет индивидуальности каждого студента. Важно определить возможность участия студента в мероприятиях в соответствии с его интересами и природными способностями. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистический талант и т.п., сохранность и развитие которых является функцией педагога. Можно наблюдать творческий рост у студентов-участников, которые через музыкально-театрализованную деятельность смогли раскрыть свои дарования, стать более уверенными и поверить в себя.
Поэтому процесс взаимодействия студента с педагогом положительно влияет на динамику развития личности студента (от пассивного объекта педагогического воздействия до творческого самовыражения)
Следовательно, процесс взаимодействия педагога и студента- путь формирования духовно-нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетического отношения к окружающему миру.