Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96211

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа по учебному предмету "Музыкальная грамота и слушание музыки" для хореографических отделений ДШИ Предпрофессиональный цикл 4 года

Дата публикации:

Автор:
преподаватель, ГБУДО г. Москвы Детская школа искусств № 6, г. Москва

Цель: Воспитание всесторонне развитой творческой личности

Задачи: обучение предмету "Музыкальная грамота и слушание музыки"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА и слушание музыки

Разработчик: Мусатова Татьяна Данииловна- преподаватель

Москва 2015

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования;

- Содержание разделов учебного предмета;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебно – методическая литература для преподавателей;

- Учебно – методическая литература для учащихся;

-Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера.

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» является частью дополнительной предпрофессиональной программы для ДШИ и ДМШ в области «Хореографического искусство» и разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований. Программа имеет художественно – эстетическую направленность

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» является обязательным в системе специальных дисциплин, изучаемых по программе «Хореографическое творчество».

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература» и является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки.

Особенностью Программы является:

- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания; — для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки;

— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;

— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;

— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;

— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.

— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки;

— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;

— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;

— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании по системе Карла Орфа, пении музыкальных произведений;

— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.

Срок реализации учебного предмета

Программа по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» рассчитана на 4 года

Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»


Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

4 года обучения (1-4 классы)

Максимальная учебная

нагрузка

(на весь период

обучения)

262

Количество часов на аудиторные занятия

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельные занятия

131

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут при нормативном сроке обучения 4 года

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Цели и задачи учебного предмета

Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов и развитие музыкально – творческих способностей обучающихся.

Она включает в себя 3 задачи:

1. Воспитательные задачи:

- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;

- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;

- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному. Воспитательно-образовательный алгоритм обучающего процесса можно схематически представить в следующем виде:

Слушаю ( воспринимаю) прекрасное (музыку);

Размышляю (рассказываю) о прекрасном (о музыке);

Пытаюсь исполнить прекрасное (музыку);

Пытаюсь самостоятельно создать прекрасное (музыку).

При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения.

К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с музыкой, а потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

- восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;

- снижение зачастую негативного влияние улицы;

- формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;

- посредством изучения народных традиций и лучших образцов мировой культуры формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;

- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.

2. Обучающие задачи включают:

- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;

-усвоение отдельных элементов музыкального языка и умение обобщить их при целостном анализе, при записи диктанта, при подборе на слух, при исполнении хореографических или музыкальных номеров.

- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.

3. Развивающие задачи:

- побуждать у учащихся интерес к музыке, культуре;

- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению,к театрально-художественной жизни.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Формы и методы обучения.

Содержание предмета предполагает использование разнообразных форм занятий: видео-уроки, уроки-презентации, музыкальные путешествия, уроки–диалоги, интегрированные и комплексные уроки, обсуждение концертов, спектаклей и кинофильмов, и другие формы.

Основными методами обучения и воспитания являются беседы, творческие задания, просмотры и прослушивания произведений искусства, их художественный, сравнительный, художественно-стилистический анализ, игры, викторины и другие педагогические методы.

Методика преподавания данного предмета ориентируется на диалогический метод обучения. Для активизации творческих возможностей учащихся используются следующие методы:

самостоятельная подготовка небольших сообщений на различные темы;

самостоятельная подготовка презентаций;

организация дискуссий или обсуждений по поводу просмотренного спектакля, фильма-балета;

подготовка критических или информационных статей по проходящим концертным мероприятиям хореографического ансамбля школы.

Организация собственно учебной деятельности ведется следующими методами:

-различные методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

-репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

-метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

-метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);

-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Материально – технические условия реализации программы

Оборудование класса: ученические парты, стулья по количеству обучающихся, стол для преподавателя, фортепиано (синтезаор), шумовые инструменты, стенды, классы должны иметь соответствующую звукоизоляцию, освещение, хорошо проветриваться.

  • Технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура, мультимедийная аппаратура.
  • Фоно и видеохрестоматии.
  • Дидактический материал:
  • словарь признаков характера звучания,
  • таблицы по темам: сонатно-симфоническая форма,
  • музыкальный спектакль,
  • симфонический оркестр,

- Иллюстрационный материал (фотографии артистов балета, театров, композиторов, балетмейстеров, программки спектаклей и др

-Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

- Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к соответствующим библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей

- Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки»:

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на

самостоятельную работу (по годам)

32

33

33

33

Общее количество часов на самостоятельную работу

131

Максимальная учебная

нагрузка

(на весь период

обучения)

262

Объем времени на консультации (по годам)

2

2

4

Общий объем времени на консультации

8

Годовые требования по классам.

I год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во часов

1

Знакомство с клавиатурой. Регистры. Октавы.

1,5

2

Название звуков.

Нотоносец. Скрипичный ключ.

1

3

Звукоряд. Нотное письмо.

1

4

Музыкальные длительности.

1

5

Музыкальный пульс. Такт

1

6

Размер 2/4. Паузы. Затакт.

2

7

Тональность

До-мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки.

2

8

Тональность Соль-мажор. Римские цифры.

1

9

Тональность

Ре-мажор.

1

10

Знаки повышения и понижения звуков.

1

11

Тональность

Фа-мажор.

1

12

Краски в музыке. Мажор, минор.

1

13

Контрольные уроки.

2

Итого часов

16

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во часов

1

Введение

1

2

О чём говорит музыка

1

3

Средства музыкальной выразительности

2

4

Программная музыка

2

5

Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа

3

6

Ритмико-двигательное освоение материала

3

7

Сказка в музыке

2

8

Жанры в музыке

2

9

Итого часов

16

II год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во часов

1

Повторение пройденного. Тональности

До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор.

1,5

2

Тоническое трезвучие. Вводные звуки.

2

3

Минорная гамма. Ля минор 3 вида.

1

4

Три вида минора: , ми , ре, си миноры.

2

5

Размеры 3/4 и 4/4. Дирижерский жест.

1

6

Деление целой ноты. Разные ритмические группы.

1

7

Нота с точкой.

1

8

Транспозиция. Добавочные линейки.

1

9

Прима, октава, секунды и терции большие и малые, кварта

1

10

Басовый ключ. Правописание нот.

1

11

Штрихи. Реприза. Фермата.

1

12

Диктант

1

13

Контрольные уроки.

2

Итого часов

16,5

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во часов

1

Повторение пройденного

1

2

Легенды и мифы о музыке

2

3

Легенды в операх композиторов-классиков

3

4

Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира

4

5

Праздники и обряды в произведениях русских композиторов

4

6

Ритмико-двигательное освоение материала

2,5

7

Итого часов

16,5

III год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во часов

1

Повторение пройденного. Трезвучия главных ступеней.

0,5

2

Тональности Ре мажор-си минор,

1

3

Си бемоль мажор, соль минор

1

4

Обращение интервалов.

1

5

Обращения тонического трезвучия: тонический секстаккорд, тонический квартсекстаккорд.

1

6

Тонические трезвучия параллельных тональностей

1

7

Трехчастная форма. Реприза.

1

8

Увеличенная секунда в гармоническом миноре.

1

9

Тональность Ля мажор.

1

10

Тональность фа-диез минор

1

11

Малая и большая секста в пройденных тональностях.

1

12

Ми бемоль мажор

1

13

До минор

1

14

Переменный лад.

1

15

Размер 4/4.

1

16

Контрольные уроки.

2

Итого часов

16,5

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во часов

3

Средства музыкальной выразительности

0,5

4

Инструменты симфонического оркестра;

орган; клавесин,арфа

3

0,5

5

Оркестр народных инструментов

1

6

Подражание другим инструментам средствами оркестра и фортепиано

1,5

9

Музыка и слово.Фольклор, мелодия и речитатив, кантилена.

3,5

Марши,

танцы.

1

2,5

Контрольные уроки

Фестиваль –концерт «Расскажу о моем любимом инструменте»

Итого часов

2

1

16,5

IV год обучения

Музыкальная грамота

Название тем

Общее кол-во часов

1

Повторение пройденного.

1

2

Мажорные и минорные тональности до 4-х знаков

1,5

3

Кварто-квинтовый круг. Буквенное обозначение тональностей.

1

4

Интервалы тритоны, цепочки интервалов

2

5

Родственные тональности. Хроматизм. Модуляция.

2

6

Главные 5/3 с обращениями. Аккомпанемент.

2

7

Аккорды, Д7 с разрешением.

1

8

Метроритмические особенности

1

9

Ритмические группы в пройденных размерах

1

10

Диктант

1

11

Двухголосие

1

12

Контрольные уроки

2

Итого часов

16,5

Слушание музыки

Название тем

Общее кол-во часов

1

2

3

Элементы музыкальной речи.Средства музыкальной выразительности.

Оркестр С. С. Прокофьев «Петя и волк»

Программная музыка Э. Григ «Пэр Гюнт», П. Дюка «Ученик чародея», М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен – Санс «Карнавал животных»

0,5

0,5

2,5

4

Простые музыкальные формы «Детский альбом» П. И Чайковского

3

5

Сказка в музыке .Музыкально- сценические произведения:

балет П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

опера М. И. Глинка «Руслан и Людмила», Н А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»

4,5

3,5

Контрольные уроки

2

Итого часов

16,5

11

Двухголосие

1

12

Контрольные уроки

2

Итого часов

16,5

Всего курс рассчитан на 131 учебный час

Содержание разделов учебного предмета

I класс

Музыкальная грамота

1.Теоретические сведения.

Звук и его свойства. Нотная запись. Клавиатура как организованная последовательность белых и черных клавиш. Регистры. Название звуков, октав. Понятие о скрипичном и басовом ключах. Нотный стан и нотная запись (ноты первой октавы, длительности звуков, паузы). Освоение элементарных навыков игры на фортепиано (синтезаторе).

2. Лад (мажор и минор). Лад, как система высотных соотношений звуков на основе устойчивости и неустойчивости, его эмоционально-смысловая окраска (мажор – ярко, светло; минор – серьёзно, строго, пасмурно, темно). Тональности До, Ре, Соль, Фа мажор, что такое тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, Тоническое трезвучие, строение мажорной гаммы, тон и полутон, тетрахорды, интервалы от1 до 8, подробно – б.2 и м.2, римские цифры, латинские обозначения динамики.

3.Метр, ритм, размер, темп. Метр – чередование сильных и слабых долей. Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Дирижёрские схемы (2/4; 4/4;) и дирижёрский жест. Ритм – организованное последование звуков одинаковой или различной длительности. Размер и его обозначение. Такт. Простые и сложные размеры. Затакт. Правила вокальной и инструментальной группировки. Темп – медленный, умеренный, быстрый. Исполнение

детских песенок в различном темпе. Определение на слух темпа, характера звучащих произведений.

2. Ритмические упражнения

1. Метроритмические упражнения. Основные навыки:

  • Умение определять сильную долю при непрерывной метрической пульсации (хлопки).
  • Определение размера.
  • Определение пройденных ритмических фигур и пауз.

2.Ритмические диктанты. Запись ритмического рисунка исполняемой мелодии. Запись ритмического диктанта («эхо»). Исполнение ритмических партитур методом элементарного музицирования на шумовых инструментах, под фонограмму.

3.Группировка длительностей. Письменная работа: расставить такты в размере, сгруппировать длительности.

3. Сольфеджирование, пение с листа,

  • пение попевок и простейших небольших песен на одном, двух звуках со словами (подтекстовкой); постепенное расширение диапазона;
  • пение разными длительностями (четвертными, восьмыми, половинными, в размере 2/4, 3/ 4/
  • пение песен в тональностях (по мере их прохождения) с пульсированием и дирижированием;
  • первые навыки исполнения песен a' capella; постепенное расширение диапазона;
  • пение с затактами, с паузами;
  • чтение с листа простейшего нотного текста;
  • пение наизусть.

пение с названием нот (по мере их прохождения);

4Вокально-интонационные навыки:

  • пение вокальных упражнений, попевок, направленных на интонационное выравнивание, на укрепление интонации. Постепенное расширение диапазона;
  • выработка у детей верной певческой установки: посадка, положение корпуса; упражнения на правильное вокальное дыхание.
    • Дикционные упражнения.
    • Работа над выразительностью пения:
  • пение гамм разными способами: связно и отрывисто, с пропуском звуков, вслух и про себя;
  • пение гамм в предложенном учителем ритме, включая четверти и восьмые;
  • пение тонического трезвучия;
  • работа над разрешением неустойчивых звуков: «доведение» голосом всех ступеней гаммы до I ступени
  • II – I, III – II – I, IV – III – II – I, V–V–VII–I, VI–VII–I, VII-I
  • пение гамм тетрахордами;
  • перенос всех упражнений во все вновь пройденные
    тональности для лучшей ориентации в разных тональностях;
  • пение I и III ступени в мажорном и минорном трезвучиях.

4.Исполнение музыкальных произведений (детских песен).

5. Диктант: запись отдельных нот, запись ритма короткими и длинными палочками;

6.Творческие навыки и игра на инструменте: игра отдельных нот , показ регистров, октав, игра коротких попевок, гамм, интервалов 1-8, подробно – м.2 и б.2

Слушание музыки

1 класс 1 полугодие

О чем говорит музыка - диалог с учащимися: все аспекты жизни :портреты, сценки, истории о людях , животных , исторических событиях, картины природы, сказки, передаёт чувства. Главное – музыка вызывает сопереживание. Важно быть «талантливым слушателем». Разминка- исполнение гаммы с движениями , передающими содержание песни "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой

Средст­ва музыкальной выразительности.

Жанр: песня, танец марш, и производные от них жанры. «Детский альбом» П.Чайковского: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла" , "Летучие мыши мне спать не дают" cл. Волковой обр. Т. Мусатовой – исполнение с движениями

Мелодия, ритм. Мелодия вокальная и инструментальная,; песня – танец ; ритмы разных танцев,

П. Чайковский Вальс, "Старинная французская песенка", "Немецкая пе­сенка", "Неаполитанская песенка" , "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой – исполнение с шумовым оркестром

Темп, фактура. "Марш деревянных солдатиков", "Кама­ринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза".

Динамика "Времена года" П.Чай­ковского: "Осенняя песня", "На тройке" , "Сенокос" муз. А.Щекалева

сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2

Оркестр С.Прокофьев «Фея Осе­ни» из балета "Золушка", А.Вивальди "Вре­мена года" концерт №3 «Осень», ч. II

Программная музыка Разные типы прграммной музыки – от миниатюры и песни до оперы или балета.: Р.Шуман "Веселый кре­стьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский "Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У ка­мелька", "На трой­ке" ;"Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III

.Д.Кабалевский "Лесная сказка" – исполнение песен с движениями.

1 класс 2 полугодие

Сказка в музыке А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями ; Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля", «Три чуда», " Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева ; С.Прокофьев "Сказочка" из сборника"Детская музыка"; С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из сборника"Детская музыка"; В.Моцарт "Тоска по весне" , "Вот весна, весна к нам пришла; " П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" ;«Весенняя песенка» муз. и сл. А.Морозовой, - исполнение с инструментами; М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I "Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой

Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ,

Марши, их виды: сказочнйе, юмористические, игрушечные, праздничные и т. д: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"

Танцы: особенности метра и ритма: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор Танцы «для слушания»: И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из музыки к к-ф «Метель»

II класс

Музыкальная грамота

1Теоретические сведения.

I. Тональности: До мажор, Ре мажор

  • (повторение: Соль мажор, Фа мажор)
  • Минорная гамма; Тональность ля минор. ми минор, ре минор, си минор три вида минора: натуральный , гармонический и мелодический.

Строение мажорной гаммы. Тон, полутон.

Вводные звуки. Устойчивые ступени и неустойчивые ступени.

Опевание устойчивых ступеней.

  • Размеры 3/4, 4/4 Дирижерский жест. Дирижирование.
  • Шестнадцатые ноты. Деление целой ноты (схема).

Правописание, группировка. Шестнадцатые паузы. Нота с точкой

IV. Запись нот на добавочных линейках в скрипичном и басовом ключах.

V. Транспозиция.

VI. Интервалы: большая и малая терции; большая и малая секунды; тон, полутон.

Понятие чистого интервала: чистая прима, октава, кварта, квинта

  • Понятие аккорда вне лада. Мажорное и минорное трезвучие. Строение.
  • Динамические оттенки.

IX. Музыкальная фраза. Мотив (слово - предложение)

Штрихи: легато, стаккато, нон легато, акцент. Знаки: реприза, мата

X. Темп

2. Метр

Наши новости: