Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95421

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Методическая разработка урока по парламентским дебатам на тему «Преобразования Петра Великого - прогрессивное явление в истории России»

Дата публикации:

Автор:
Преподаватель, ГАПОУ "ЧТТПиК" Минобразования ЧР, г.Чебоксары

Цель: Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Внутренняя и внешняя политика Петра Великого»

Задачи: Задачи: • Развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения; • Обучение технологии групповой работы; • Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности, толерантности. • продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать, вопросы и делать выводы; • осмысление необходимости уважения иной точки зрения.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока истории на основе технологии дебатов. Дебаты — это форма дискуссии, целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями.

Использование педагогической технологии «Дебаты» актуально в современном образовании, так как данная технология способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собс­твенной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.

Тема дебатов: «Преобразования Петра Великого - прогрессивное явление в истории России»

Сценарий дебатов

Тема: «Преобразования Петра Великого - прогрессивное явление в истории России»

Цель:Обобщение и систематизация знаний по теме «Внутренняя и внешняя политика Петра Великого»

Задачи:

  • Развитие критического мышления, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • Обучение технологии групповой работы;
  • Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности, толерантности.
  • продолжить работу с документами, со справочной литературой, над умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать, вопросы и делать выводы;
  • осмысление необходимости уважения иной точки зрения.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • фильм
  • учебная литература

Литература:

  1. Светенко. Т. В. Путеводитель по дебатам. Москва. “Бонфи” 2001
  2. Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории. Москва. “ Бонфи” 2001
  3. Энциклопедический словарь
  4. Седов П. В. Закат Московского царства, царский двор конца XVII века. — СПб.: Петербургский институт истории, изд-во «Дмитрий Буланин», 2006.
  5. Интернет- ресурсы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Ознакомление студентов с технологией “ Дебаты”.
  2. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
  3. Оказание помощи студентам в процессе подготовки к игре.

Планируемые результаты:

  • знают факты внутренней и внешней политики Петра Великого
  • используют ранее полученные знания для анализа исторической обстановки
  • умеют пользоваться раздаточным материалом, текстом учебника, справочниками
  • умеют логически строить свой ответ, красиво излагать свои мысли
  • умеют отстаивать свою точку зрения
  • уважают мнение оппонента
  • дают субъективную оценку, исходя из представленных аргументов

Ход дебатов.

Вводное слово преподавателя:

Здравствуйте. Сегодня мы с вами проведем «Дебаты» . Эта технология стала популярной в последние несколько лет. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Цель дебатов - научить студентов высказывать свое мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. Участники должны уметь также приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции.

«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала.

Целью нашего сегодняшнего урока является:

-обобщение и систематизация знаний по теме «Внутренняя и внешняя политика Петра I»;

- оценка личности и преобразований Петра великого с положительной и отрицательной сторон.

Для этого мы создали 2 команды по 4 человека. Для проведения дебатов мы выбрали спорную тему «Преобразования Петра Великого - прогрессивное явление в истории России». Одна команда получила задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирала материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».

Задание для остальных студентов: Студенты должны будут представить в письменном виде собственную аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры.

Ход дискуссии

Преподаватель: Здравствуйте, сегодня мы проведем с вами дебаты на тему «Преобразования Петра Великого - прогрессивное явление в истории России».

В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра.
При всей пестроте черт характера Петра он был удивительно цельной натурой. Идея служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни. Она пронизывала все его начинания. Если иметь это в виду, то кажущаяся несогласованность и подчас противоречивость его мероприятий приобретают определенное единство и законченность.

Перед началом игры, я хочу напомнить вам правила игры «Дебаты», роли спикеров (выступающие из команды). У каждой из команд на столах лежат листочки с правилами и ролями, пожалуйста просмотрите их (так как вы с ними уже знакомы, вам дается 1 минута на повторение). Теперь мы переходим к дебатам.Большая просьба не забывать и соблюдать правила игры. Слово предоставляется команде Первого правительства.

Премьер- министр:

Наша палата утверждает, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.:

-в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества;

-мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования;

-надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.

Сначала я хочу дать определение ключевым понятиям.

Это, в первую очередь, Реформатор - преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройством чего-либо.

И прозвище Петра 1- Великий - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

(Толковый словарь С.И. Ожегова)

В поддержку нашего утверждения, я хочу привести следующие политические аспекты.

Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.

Доказательство: Во время правления Петра Iстрана встала на путь реформ. Петр I проводил реформы и преобразования во всех сферах жизни русского общества. Большое значение, в реформаторской деятельности Петра, имели административные реформы Петра I

Во время правления Петра Iвласть монарха в России существенно укрепилась. Неограниченность царской власти отражалась в некоторых пунктах «Воинского устава».

Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.

Доказательство: Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Сенат, в составе 9 человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1772 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности.

Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Преподаватель: Спасибо большое премьер- министру первого правительства. Сейчас команды оппозиций могут задать свои вопросы командам правительств.

Раунд вопросов.

Вопрос .(Член оппозиции). Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

Ответ . Секретарь правительства: Наоборот, хотя у Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Преподаватель: Спасибо всем спикерам. Сейчас слово передается команде оппозиции для формулировки и представления тезиса отрицания.

Первая оппозиция:

Лидер оппозиции:

Я лидер оппозиции. Наша палата утверждает, что «Петр I не является великим реформатором».

Мы принимаем определение ключевых понятий, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.

Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).

Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения, приведя в доказательство следующий социальный аспект.

Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.

Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.

Доказательство 2. Тем не менее принципиально экономическая ситуация так и не изменилась. Стремительное развитие мануфактур и торговли при Петре I не создало в России новый капиталистический уклад, но напротив, приспособилось к феодально-крепостническим отношениям, открыв им на некоторое время новое дыхание.

В деревне укреплялись и развивались крепостнические отношения. Бегство крестьян было обусловлено резко усилившимся податным, налоговым бременем.

Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.

Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.

Период правления Петра I (1682-1725) характеризуется крупными политическими и социально-экономическими изменениями в России. Это было период коренного перелома в развитии Русской цивилизации. Усилиями Петра Россия свернула со своего самобытного пути на Западный путь развития. Были окончательно сломаны традиционно-русский хозяйственно бытовой уклад и система государственного управления. Сословно-представительная монархия была заменена абсолютной. Государственный аппарат, состоявший из боярской думы и системы приказов был заменен вертикалью власти Сенат, коллегии, местные учреждения (бургамистрские избы (указ от января 1699г.), заменены магистрами в 1721-24гг (По декабрьскому указу 1707г.) страна была разделена на 8 Губерний в свою очередь делились на 50 провинций во главе с воеводами.

Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.

Преподаватель: Для дальнейшего поддержания своего утверждающего тезиса, слово предоставляется Второму Правительству.

Второе правительство

Заместитель премьер- министра:

Я являюсь заместителем премьер- министра. Я хочу дать характеристику именно личности Петра Великого. Во многих источниках в обсуждениях КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА ПЕТРА I преобладают положительные оценки. При этом наибольшее число высказываний связано с признанием Петра I выдающейся личностью: Петр Алексеич был действительно великим человеком и выдающимся правителем Руси, его заслуги несомненны . Кроме того, отмечена демократичность Петра и уникальность в стремлении выполнять работу, которою обычно занимались подданные царя: Петр I – царь, близкий к равноправию. Не он отменил крепостное право – да. Но назовите мне не то чтобы царя – дворянина, который не будет баловать себя орденами и чинами (вспомните многократного героя СССР Брежнева), будет работать плотником и бомбардиром, подчиняясь тем, чьим царем он был. Показателем положительной оценки деятельности Петра I служит упоминание его имени наряду с деятелями культуры: Михайло Ломоносовым, Сальвадором Дали, Фёдором Достоевским. Наиболее частотным является упоминание в одном контексте с именем Александра Пушкина.

Член правительства. В пользу нашего утверждения, что Петр 1 является великим реформатором, я хочу познакомить со следующими экономическими достижениями.

Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности.

Доказательство: В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.
При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.

Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).

Доказательство: Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.

Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию.

Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.

Раунд вопросов.

Вопрос 1 (Заместитель Лидера оппозиции). Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями?

Ответ1 . Член правительства: В конце своей жизни Пётр I пытался принимать меры, направленные на облегчение положения крепостных крестьян: ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года); запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца; ограничение купли-продажи крепостных крестьян (купля-продажа разрешена только «в случае нужды» и если продается вся семья целиком – указы 1721 и 1724 гг.); крепостным предоставлена возможность записываться в ряды «вольных плотников» для работы на верфях и т.д.

Преподаватель: Для дальнейшего поддержания своего тезиса, слово предоставляется Второй Оппозиции.

Вторая оппозиция:

Заместитель лидера оппозиции. Я являюсь Заместителем лидера оппозиции. Мы послушали положительную характеристику личности Петра 1. Я в свою очередь, хочу познакомить с другой стороной его личности и характера. Основным отрицательным качеством Петра I считают жестокость, которая выражалась в деспотизме и применении жестоких методов при проведении реформ.: Петр Первый («несмотря на все его заслуги разрушил связь с народом и легитимность правления. Он не собирал Земских соборов, лично рубил головы стрельцам, жестоко подавлял все проявления неподчинения и в своей власти оперся на небольшую группу приближенных». В связи с этим довольно часто его называют «тираном» и «деспотом», равным по масштабам Сталину: «А Петрушу сам дьявол не смог бы испортить, ибо портить уже было некуда... Тиран, одно слово. Хоть и просвещенный, конечно..»

Член оппозиции. В пользу нашего утверждения я хочу рассказать об отрицательных сторонах и последствиях культурных преобразований.

Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами.

Доказательство: Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.

Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по- европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.

Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.

Преподаватель: Спасибо большое заместителю лидера оппозиции. У меня возникли небольшие вопросы по культурному аспекту.

Вопрос преподавателя всем. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?

Заместитель премьер- министра: Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в1703г.появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию.

Лидер оппозиции: Новые порядки Петр вводил ультимативно: запретил мужчинам и женщинам надевать традиционно русские одежды, штрафовал за ношение бороды. Со времен Петра отечественная элита перестала говорить на русском языке (занятный пример: декабрист Михаи­л Бестужев-Рюмин начал учить русский уже только в Петропавловской крепости). Чем закончилась для этой «элиты» столь глубокая оторванность от своей страны в 1917 году, вы наверняка в курсе.

Вопрос преподавателя всем . Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре?

Премьер- министр: Само собой. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января1700 годав Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа иморская академияв Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии».

Преподаватель: Сейчас слово для подведения итогов выступлений своих команд предоставляется секретарю правительства и секретарю оппозиции.

Секретарь правительства:

По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в., Петр I не только развил их, но как бы "пришпорив" страну, за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века, причем века XVIII-го, отнюдь не столь стремительного, как XIX-й и уж тем более XX-ый, он превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Петр приобщил Россию к передовым достижениям западной культуры, добился широкого выхода к Балтийскому морю, чего не могли добиться московские государи, начиная с XVIв. Из своего изолированного, захолустного положения страна не только вступила "на порог" Европы, но и стала доминировать на Востоке и Севере континента.

Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх. Петр был искренне убежден, что все, что он делал – только для блага государства, народа. Однако народ находился в крепостной неволе, был обложен увеличенными налогами, поборами, принудительными работами. Но нельзя не видеть огромный вклад Петра I в управление государством, его внешнеполитические, военные акции. Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках Петра, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свое отставание от передовых стран Западной Европы. Вполне заслужено называют Петра Великим.

Секретарь оппозиции:

Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения — деспотическое насилие. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.

Что касается в целом результатов петровской индустриализации, то большинство историков, ее анализировавших, относится к ним весьма критически, указывая на то, что почти все созданные Петром I предприятия оказались нежизнеспособными.

Преподаватель: Мы выслушали выступления обоих команд, их утверждения и отрицания, а также вопросы и ответы к друг другу, а также выслушали заключительное слово. Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Подведение итогов (слово жюри)

Заключительная речь преподавателя: Спасибо большое жюри, участникам игры, зрителям.

Наши новости:

Разместить свою публикацию