Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96408

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПМ 01.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК.01.01.ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН РАЗДЕЛ МДК 01.01. ПРОПЕДЕВТИКА В ПЕДИАТРИИ

Дата публикации:

Автор:
преподаватель СПО, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург

Цель: Учебно - методическое пособие написано в соответствии с требованиями подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01. Лечебной дело (углубленная подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): диагностическая деятельность и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. Проводить диагностические исследования. ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка. ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию

Задачи: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе овоения чати профеионального модуля должен: иметь практический опыт: - обследования пациента; - интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза; - заполнения истории болезни, амбулаторной карты пациента; уметь: - планировать обследование пациента; - осуществлять сбор анамнеза; - применять различные методы обследования пациента; - формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями; - интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики; - оформлять медицинскую документацию; знать: - топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды; - биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме; - основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; - строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии; - основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе; - определение заболеваний; - общие принципы классификации заболеваний; - этиологию заболеваний

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Фельдшерский колледж»

_________________ Г.Н. Котова

_____________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПМ 01.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК.01.01.ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

РАЗДЕЛ МДК 01.01. ПРОПЕДЕВТИКА В педиатрии

по специальности 31.02.01. Лечебное дело

(углубленная подготовка)

Разработчик:

Шкляр Л.В.., преподаватель педиатрии первой категории

Санкт-Петербург

2015 год


Методические указания для обучающихся

Специальность 31.02.01.Лечебное дело

к практическому занятию

Раздел : Основы профилактической педиатрии.

Темы раздела :

Тема 1. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Структура детской заболеваемости и смертности. Этика и деонтология.

Практические занятия -6 часов. Самостоятельная работа – 9 часов.

Цель: способствовать формированию системы теоретических знаний и практических умений по теме «Организация лечебно-профилактической помощи детям. Структура детской заболеваемости и смертности. Этика и деонтология».

Задачи:

1.Изучить организацию педиатрической и специализированной помощи детям

2.Изучить критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.

3.Рассмотреть алгоритм определения групп здоровья детей.

4.Обучить студентов реабилитации часто болеющих детей.

5.Рассмотреть пути оптимизации здоровья детского населения (вопросы вакцинопрофилактики).

студентдолжен знать:

1.До изучения темы (базисные знания):

1) Как собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2) Группы риска по заболеваниям новорожденных детей и детей раннего возраста.

3) Группы риска по прививкам.

4) АФО, закономерности физического и нервно-психического развития детей.

5) Как провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

6) Как назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

7) Как решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

8) Как в комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

9) Как поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

10) Календарь профилактических прививок.

2.После изучения темы:

1) Показатели рождаемости и здоровья детей в РФ и Кировской области.

2) Показатели состояния здоровья младенцев, раннего, дошкольного возраста, школьников и подростков.

3) Задачи детских лечебно-профилактических учреждений в период реформирования здравоохранения.

4) Методология постановки клинического диагноза, структура диагноза. МКБ-X пересмотра.

5) Диагностические и лечебные врачебные ошибки.

6) Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

7) Профессиональная деятельность врача-педиатра в правовом поле.

8) Диагностики и комплексная оценка состояния здоровья детей разных возрастных групп.

9) Группы здоровья.

10) Медико-социальные факторы риска формирования группы часто болеющих детей (ЧБД).

11) Клинические варианты ЧБД.

12) Иммунный статус ЧБД.

13) Реабилитация ЧБД.

14) Медико-социальный патронаж детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.

15) Классификация вакцинных препаратов.

16) Национальный календарь проведения профилактических прививок.

17) Классификация и проявления поствакцинальных реакций.

18) Профилактика поствакцинальных осложнений.

студентдолжен уметь:

1.Выявлять группы риска по заболеваниям.

2. Изобразить генеалогическое дерево.

3. Определять группу риска по прививкам.

4. Проводить антропометрию, оценивать ФР и осанку.

5. Определять группу и степень НПР, давать рекомендации по ВВ.

6. Оценивать резистентность организма.

7. Давать заключение по функциональному состоянию организма.

8. Выявлять отсутствие или наличие ВПР и хронических заболеваний.

9. Определять точный возраст ребёнка.

10. Оценивать ПР с использованием стандартов по Максимовой.

11. Определять группу здоровья.

12.Планировать профилактические прививки.

13.Осуществлять подготовку к прививкам с учётом групп риска.

14.Проводить реабилитацию ЧБД.

студентдолжен владеть навыками:

1. Проведения комплексной оценки состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, осуществления дальнейшего динамического контроля за его развитием.

2. Проведения диспансеризации здоровых детей различного возраста, обеспечения их дифференцированного наблюдения (с учетом факторов риска возникновения заболевания).

3. Проведения диспансеризации больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации.

4. Планирования проведения профилактических прививок состоящим под наблюдением детям, выделения группы риска по прививкам.

5.Осуществления подготовки к прививкам с учётом групп риска.

6.Проведения реабилитации ЧБД.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Проверяется исходный уровень знаний обучающихся в виде тестовых заданий (№30) и контрольных вопросов.

Перечень контрольных вопросов:

1) Как собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2) Группы риска по заболеваниям новорожденных детей и детей раннего возраста.

3) Группы риска по прививкам.

4) АФО, закономерности физического и нервно-психического развития детей.

5) Как провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

6) Как назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

7) Как решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

8) Как в комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

9) Как поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

10) Календарь профилактических прививок.

2. Беседа по теме занятия.

Контрольные вопросы для собеседования:

1) Показатели рождаемости и здоровья детей в РФ и Кировской области.

2) Показатели состояния здоровья младенцев, раннего, дошкольного возраста, школьников и подростков.

3) Задачи детских лечебно-профилактических учреждений в период реформирования здравоохранения.

4) Методология постановки клинического диагноза, структура диагноза. МКБ-X пересмотра.

5) Диагностические и лечебные врачебные ошибки.

6) Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

7) Профессиональная деятельность врача-педиатра в правовом поле.

8) Диагностики и комплексная оценка состояния здоровья детей разных возрастных групп.

9) Группы здоровья.

10) Медико-социальные факторы риска формирования группы часто болеющих детей (ЧБД).

11) Клинические варианты ЧБД.

12) Иммунный статус ЧБД.

13) Реабилитация ЧБД.

14) Медико-социальный патронаж детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.

15) Классификация вакцинных препаратов.

16) Национальный календарь проведения профилактических прививок.

17) Классификация и проявления поствакцинальных реакций.

18) Профилактика поствакцинальных осложнений.

3. Практическая работа.

1. Закрепляется умение изобразить генеалогическое дерево (выполнение ситуационного задания).

2. Отрабатывается техника проведения антропометрии у детей (использование детского манекена).

3. Оценка осанки (демонстрация больных детей).

4. Определение точного возраста ребёнка (выполнение ситуационных заданий).

5. Разбор центильного метода определения ФР. Отработка практического навыка оценки ФР с использованием ситуационных задач по ФР.

6. Закрепляется умение оценки ПР с использованием стандартов по Максимовой (выполнение ситуационных заданий).

7. Отработка практического навыка определения групп НПР у детей раннего возраста с последующими рекомендациями по ВВ (решение ситуационных задач).

8. Проведение комплексной оценки состояния здоровья детей на примере разбора клинических ситуационных задач.

9. Составление плана профилактических прививок.

10. Назначение реабилитационных мероприятий ЧБД.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач:

1. Оценка анамнеза с определением групп риска по заболеваниям и прививкам.

2. Оценка ФР.

3. Оценка НПР.

4. Определение резистентности организма.

5. Оценка функционального состояния организма (по данным объективного осмотра).

6. Выявление ВПР и хронических заболеваний.

7. Общее заключение по комплексной оценке (диагноз по классификации, группы риска по заболеваниям и прививкам, заключение по ФР и НПР, уровень резистентности, группа здоровья).

8. Лечение и рекомендации (режим, диета, медикаментозная коррекция, кратность осмотра педиатром и узкими специалистами, контрольно-диагностические исследования, рекомендации по ФВ и ВВ, отношение к профпрививкам, длительность диспансерного наблюдения).

2) Пример задачи с разбором по алгоритму:

Ситуационная задача

Мальчик 3 месяца.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 4400 г.

Длина тела = 52 см.

Окружность груди = 32 см.

Мама обратилась к семейному врачу с жалобами на плохую прибавку в массе тела, беспокойство ребёнка – особенно в период пеленания, плаксивость, плохой сон, вздрагивания во сне, повышенную потливость – особенно во время сна и сосания, в последнее время на подушке стала обнаруживать мокрое пятно, пот имеет кислый запах.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Мальчик от первой беременности (поздний токсикоз), беременность протекала в осенне–зимний период (антенатальная профилактика рахита не проводилась), ребёнок родился недоношенным с массой 2500 г. С рождения до 2-х месяцев находился на естественном вскармливании. С 2-х месяцев переведён на смешанное питание (получает смесь “Нан 1”). Количество докорма в суточном рационе 1/2. В 2 месяца переболел ОРЗ.

ОБЪЕКТИВНО: Кожные покровы бледные, влажные. При осмотре головы: облысение затылка, большой родничок размером 3х3см, при пальпации роднички и швы пружинят под пальцами, затылок плоско – скошенной формы. При пальпации грудной клетки выявляются рахитические чётки. Мышечный тонус снижен. Во время осмотра мальчик несколько заторможен, малоактивен, снижен эмоциональный тонус. Фиксирует взгляд на яркие предметы, поворачивает голову на громкий звук, улыбается близким, хорошо держит голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Произносит отдельные звуки.

Задание: дать комплексную оценку здоровья ребёнка и рекомендации.

Разбор ситуационной задачи по алгоритму

1. Оценка анамнеза

Факторы риска по развитию заболевания:

1) беременность в осенне–зимний период;

2) не было антенатальной профилактики рахита;

3) поздний токсикоз;

4) недоношенность.

Заключение по анамнезу: выраженная отягощённость биологического анамнеза.

Группа риска по заболеваниям – III.

Группа риска по прививкам – А3 (недостаточная прибавка массы тела).

2. Оценка ФР

Масса – 1 кор. (4400 г) – обл. очень низких величин.

Длина – 1 кор. (52 см) – обл. очень низких величин.

Окружность груди – 1 кор. (32 см) – область очень низких величин.

Заключение по ФР: микросоматотип, развитие гармоничное.

3. Оценка НПР

Аз 3 мес.

Ас 3 мес.

Э 2 мес.

До 3 мес.

Др 3 мес.

Ра 3 мес.

Заключение по НПР: II группа, I степень, гармоничная задержка.

4. Оценка резистентности

Iорз = 0,33.

Заключение: резистентность организма снижена.

5. Оценка функционального состояния организма (по данным объективного осмотра)

Заключение: функциональное состояние организма ухудшенное.

6. Наличие или отсутствие ВПР и хронических заболеваний

Заключение: ВПР нет

7. Общее заключение по комплексной оценке: Рахит. Период разгара. II степень тяжести. Острое течение. Гипотрофия I степени. Гр. риска по заболеваниям III. Гр. риска по прививкам III. Микросоматотип, развитие гармоничное. НПР: II группа, I степень. Резистентность снижена. Гр. здоровья IIБ.

8. Лечение и рекомендации

1) Режим № 2.

2) Борьба за естественное вскармливание (с дальнейшим своевременным введением прикормов). Смешанное вскармливание. Количество докорма в суточном рационе 1/2. 6-разовое питание, суточный объём питания = 730 мл, объём разовый = 120 мл (60 мл грудного молока + 60 мл смеси “Нан 1”).

Часы кормления: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30.

Лечение гипогалактии у мамы:

1) чаще прикладывать ребёнка к груди;

2) никотиновая кислота (за 30 минут до еды) 0,05×3 раза в день.

3) после кормления обмывание молочных желёз и массаж 10 минут 2 раза в день.

4) за 15 – 30 минут до кормления чай с молоком;

5) продукты: гречка, грецкие орехи, икра, настой шиповника.

3) Медикаментозная коррекция:

1)Вигантол: по 5-6 капель в день в течение 30 дней. Затем по 1-2 капле в день ежедневно.

2)Цитратная смесь: по 1 чайной ложке в течение 10 дней.

3)Кальцид: по 1т. x 3 раза вдень в течение 3-4 недель.

4) Элькар: по 14 капель 1 раз в сутки в течение 1 мес.

5)Витамин В1 и В2 по 0,001 × 2 раза в день в течение 2 недель.

4) Кратность осмотра педиатром и узкими специалистами:

Педиатр – 1 раз в месяц, в стадии разгара 1 раз в 2 недели.

Хирург, ортопед и другие специалисты по показаниям.

При осмотре обратить внимание:

- деформация костной системы;

- контроль ФР и НПР;

- состояние статики и моторики;

- сон и аппетит;

- разнообразие пищевого рациона;

- достаточное пребывание на свежем воздухе.

5) Контрольно-диагностические исследования:

ОАК 1 раз в 6 мес.; проба Сулковича на фоне лечения каждые 2 нед.; биохимия крови 1 раз в 6 мес. (Са, Р, ЩФ).

6) Физическое воздействие: гимнастический комплекс упражнений №9.

7) Воспитательное воздействие: чаще выкладывать ребёнка на живот на более длительное время; учить захватывать руками игрушку, низко висящую над грудью ребёнка.

8) Отношение к профпрививкам: профилактические прививки не противопоказаны, прививать с подготовкой с учётом гр. риска по прививкам III.

9) Длительность наблюдения: до 3-х лет.

3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии:

Ситуационная задача №1

Девочка 7 месяцев.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 6,8 кг.

Длина тела = 67 см.

Окружность грудной клетки = 45 см.

Мама обратилась к участковому педиатру с жалобами ребёнка на раздражительность, плаксивость, иногда приводящие к отказу от пищи, прерывистый, беспокойный сон, повышенную потливость, облысение затылка, искривление конечностей, данные жалобы с 3-х месяцев.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Девочка от второй беременности (ранний токсикоз, во второй половине беременности перенесла пиелонефрит, у мамы диагноз: хронический гепатит. Антенатальная профилактика рахита не проводилась. Девочка родилась с массой 3 кг. С 3-х месяцев на искусственном вскармливании.

ОБЪЕКТИВНО: Кожные покровы бледные, влажные. При осмотре: увеличены лобные бугры, формируется плоско скошенный затылок.

При пальпации костей черепа выявляется остеомаляция, большой родничок размером 3 * 3 см.

При осмотре лицевого скелета: задержка в прорезывании зубов. Со стороны грудной клетки выявлены рахитические чётки, грудь “сапожника”.

При осмотре верхних конечностей: пальпируются “браслеты” и “нити жемчуга”.

На нижних конечностях кольцеобразное искривление голени. Тонус мышц сильно снижен. В период осмотра девочка беспокойна, эмоционально лабильна. Переворачивается со спины на живот, сидит с поддержкой. Удерживает в руке игрушку. Лепечет. На вопрос “где?” ищет и находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определённом месте. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

ЗАДАНИЕ

Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

Ситуационная задача № 2

Мальчик 2 месяца.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 4600 г.

Длина тела = 57 см.

Окружность груди = 35 см.

Мама обратилась к участковому педиатру с жалобами на вялость ребёнка, адинамию, плаксивость, судорожные подёргивания, периодически срыгивания.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Ребёнок от 5-й беременности, 1-х родов. Возраст матери 38 лет. Работает на химическом заводе. Оперативные роды (кесарево сечение) вследствие патологии родовых путей (сужение таза). Ребёнок находится на естественном вскармливании.

ОБЪЕКТИВНО: При осмотре ребёнок умеренного питания, кожные покровы чистые, умеренно влажные, на нижних конечностях выражен венозный рисунок. Тонус мышц снижен. Имеется тремор подбородка и кистей рук. Большой родничок размером 3 * 3 см. Положительны рефлексы Бабинского, Хоботковой, сосательный, поисковый, Бабкина, хватательный. При проверке рефлекса автоматической походки наблюдается перекрест нижних конечностей.

При осмотре мальчик вялый, заторможен, не улыбается. Поворачивает голову на громкий звук. Фиксирует взгляд на свет. Голову держит плохо.

ЗАДАНИЕ

Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

Ситуационная задача № 3

Девочка 4,5 мес.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 6200 г.

Длина тела = 60 см.

Окружность груди = 38 см.

Мама обратилась к участковому педиатру с жалобой на покраснение кожи щёк у ребёнка после дачи морковного сока, появление опрелостей особенно в кожных складках и за ушами.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Девочка от второй беременности, вторых родов. Со слов мамы в семье у папы аллергия на мёд, красные овощи и фрукты. Мама в период беременности имела погрешности в питании (употребляла излишнее количество мучного и сладкого, а также красные овощи и фрукты) Находится на естественном вскармливании.

ОБЪЕКТИВНО: Девочка умеренного питания, при осмотре активна. Кожные покровы бледно – розовые, имеются опрелости и потница, особенно выражена в кожных складках и за ушами. В области большого родничка и темени имеются гнойные корочки, на коже покраснение.

При осмотре девочка смеётся, отличает близких и чужих. Улыбается, когда к ней обращаются с речью. Хорошо переворачивается со спины на живот. Гулит. Поворачивает голову в сторону источника звука. Рассматривает, захватывает игрушку над ней.

ЗАДАНИЕ

Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

Рекомендуемая литература: (основная и дополнительная).

Основная

1. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. [Текст] [CD]:/М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009.(Серия «Национальные руководства»).

2. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии (с приложением на компакт-диске) / Под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 608 с.

3. Неонатология: национальное руководство [Текст] [CD]:/ под ред. Н.Н. Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-848 с. (Серия «Национальные руководства»).

4. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача)

Дополнительная

1.Педиатрия: клинические рекомендации/ ред. А.А. Баранов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 432 с.

2.Ладодо К.С. Рациональное питание детей раннего возраста:монография / К.С. Ладодо. – М., 2008. – 280 с.

Методические указания для обучающихся

Специальность 31.02.01.Лечебное дело

к практическому занятию

Раздел : Основы профилактической педиатрии.

Темы раздела :

Тема 1. Организация лечебно-профилактической помощи детям. Структура детской заболеваемости и смертности. Этика и деонтология. Практические занятия -6 часов. Самостоятельная работа – 9 часов.

Цель: способствовать формированию системы теоретических знаний и практических умений по теме «Организация лечебно-профилактической помощи детям. Структура детской заболеваемости и смертности. Этика и деонтология».

Задачи:

1.Изучить организацию педиатрической и специализированной помощи детям

2.Изучить критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.

3.Рассмотреть алгоритм определения групп здоровья детей.

4.Обучить студентов реабилитации часто болеющих детей.

5.Рассмотреть пути оптимизации здоровья детского населения (вопросы вакцинопрофилактики).

студентдолжен знать:

1.До изучения темы (базисные знания):

1) Как собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2) Группы риска по заболеваниям новорожденных детей и детей раннего возраста.

3) Группы риска по прививкам.

4) АФО, закономерности физического и нервно-психического развития детей.

5) Как провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

6) Как назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

7) Как решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

8) Как в комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

9) Как поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

10) Календарь профилактических прививок.

2.После изучения темы:

1) Показатели рождаемости и здоровья детей в РФ и Кировской области.

2) Показатели состояния здоровья младенцев, раннего, дошкольного возраста, школьников и подростков.

3) Задачи детских лечебно-профилактических учреждений в период реформирования здравоохранения.

4) Методология постановки клинического диагноза, структура диагноза. МКБ-X пересмотра.

5) Диагностические и лечебные врачебные ошибки.

6) Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

7) Профессиональная деятельность врача-педиатра в правовом поле.

8) Диагностики и комплексная оценка состояния здоровья детей разных возрастных групп.

9) Группы здоровья.

10) Медико-социальные факторы риска формирования группы часто болеющих детей (ЧБД).

11) Клинические варианты ЧБД.

12) Иммунный статус ЧБД.

13) Реабилитация ЧБД.

14) Медико-социальный патронаж детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.

15) Классификация вакцинных препаратов.

16) Национальный календарь проведения профилактических прививок.

17) Классификация и проявления поствакцинальных реакций.

18) Профилактика поствакцинальных осложнений.

студентдолжен уметь:

1.Выявлять группы риска по заболеваниям.

2. Изобразить генеалогическое дерево.

3. Определять группу риска по прививкам.

4. Проводить антропометрию, оценивать ФР и осанку.

5. Определять группу и степень НПР, давать рекомендации по ВВ.

6. Оценивать резистентность организма.

7. Давать заключение по функциональному состоянию организма.

8. Выявлять отсутствие или наличие ВПР и хронических заболеваний.

9. Определять точный возраст ребёнка.

10. Оценивать ПР с использованием стандартов по Максимовой.

11. Определять группу здоровья.

12.Планировать профилактические прививки.

13.Осуществлять подготовку к прививкам с учётом групп риска.

14.Проводить реабилитацию ЧБД.

студентдолжен владеть навыками:

1. Проведения комплексной оценки состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, осуществления дальнейшего динамического контроля за его развитием.

2. Проведения диспансеризации здоровых детей различного возраста, обеспечения их дифференцированного наблюдения (с учетом факторов риска возникновения заболевания).

3. Проведения диспансеризации больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации.

4. Планирования проведения профилактических прививок состоящим под наблюдением детям, выделения группы риска по прививкам.

5.Осуществления подготовки к прививкам с учётом групп риска.

6.Проведения реабилитации ЧБД.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль. Проверяется исходный уровень знаний обучающихся в виде тестовых заданий (№30) и контрольных вопросов.

Перечень контрольных вопросов:

1) Как собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2) Группы риска по заболеваниям новорожденных детей и детей раннего возраста.

3) Группы риска по прививкам.

4) АФО, закономерности физического и нервно-психического развития детей.

5) Как провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

6) Как назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

7) Как решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

8) Как в комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

9) Как поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

10) Календарь профилактических прививок.

2. Беседа по теме занятия.

Контрольные вопросы для собеседования:

1) Показатели рождаемости и здоровья детей в РФ и Кировской области.

2) Показатели состояния здоровья младенцев, раннего, дошкольного возраста, школьников и подростков.

3) Задачи детских лечебно-профилактических учреждений в период реформирования здравоохранения.

4) Методология постановки клинического диагноза, структура диагноза. МКБ-X пересмотра.

5) Диагностические и лечебные врачебные ошибки.

6) Вопросы профессиональной этики и деонтологии.

7) Профессиональная деятельность врача-педиатра в правовом поле.

8) Диагностики и комплексная оценка состояния здоровья детей разных возрастных групп.

9) Группы здоровья.

10) Медико-социальные факторы риска формирования группы часто болеющих детей (ЧБД).

11) Клинические варианты ЧБД.

12) Иммунный статус ЧБД.

13) Реабилитация ЧБД.

14) Медико-социальный патронаж детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.

15) Классификация вакцинных препаратов.

16) Национальный календарь проведения профилактических прививок.

17) Классификация и проявления поствакцинальных реакций.

18) Профилактика поствакцинальных осложнений.

3. Практическая работа.

1. Закрепляется умение изобразить генеалогическое дерево (выполнение ситуационного задания).

2. Отрабатывается техника проведения антропометрии у детей (использование детского манекена).

3. Оценка осанки (демонстрация больных детей).

4. Определение точного возраста ребёнка (выполнение ситуационных заданий).

5. Разбор центильного метода определения ФР. Отработка практического навыка оценки ФР с использованием ситуационных задач по ФР.

6. Закрепляется умение оценки ПР с использованием стандартов по Максимовой (выполнение ситуационных заданий).

7. Отработка практического навыка определения групп НПР у детей раннего возраста с последующими рекомендациями по ВВ (решение ситуационных задач).

8. Проведение комплексной оценки состояния здоровья детей на примере разбора клинических ситуационных задач.

9. Составление плана профилактических прививок.

10. Назначение реабилитационных мероприятий ЧБД.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач:

1. Оценка анамнеза с определением групп риска по заболеваниям и прививкам.

2. Оценка ФР.

3. Оценка НПР.

4. Определение резистентности организма.

5. Оценка функционального состояния организма (по данным объективного осмотра).

6. Выявление ВПР и хронических заболеваний.

7. Общее заключение по комплексной оценке (диагноз по классификации, группы риска по заболеваниям и прививкам, заключение по ФР и НПР, уровень резистентности, группа здоровья).

8. Лечение и рекомендации (режим, диета, медикаментозная коррекция, кратность осмотра педиатром и узкими специалистами, контрольно-диагностические исследования, рекомендации по ФВ и ВВ, отношение к профпрививкам, длительность диспансерного наблюдения).

2) Пример задачи с разбором по алгоритму:

Ситуационная задача

Мальчик 3 месяца.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 4400 г.

Длина тела = 52 см.

Окружность груди = 32 см.

Мама обратилась к семейному врачу с жалобами на плохую прибавку в массе тела, беспокойство ребёнка – особенно в период пеленания, плаксивость, плохой сон, вздрагивания во сне, повышенную потливость – особенно во время сна и сосания, в последнее время на подушке стала обнаруживать мокрое пятно, пот имеет кислый запах.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Мальчик от первой беременности (поздний токсикоз), беременность протекала в осенне–зимний период (антенатальная профилактика рахита не проводилась), ребёнок родился недоношенным с массой 2500 г. С рождения до 2-х месяцев находился на естественном вскармливании. С 2-х месяцев переведён на смешанное питание (получает смесь “Нан 1”). Количество докорма в суточном рационе 1/2. В 2 месяца переболел ОРЗ.

ОБЪЕКТИВНО: Кожные покровы бледные, влажные. При осмотре головы: облысение затылка, большой родничок размером 3х3см, при пальпации роднички и швы пружинят под пальцами, затылок плоско – скошенной формы. При пальпации грудной клетки выявляются рахитические чётки. Мышечный тонус снижен. Во время осмотра мальчик несколько заторможен, малоактивен, снижен эмоциональный тонус. Фиксирует взгляд на яркие предметы, поворачивает голову на громкий звук, улыбается близким, хорошо держит голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Произносит отдельные звуки.

Задание: дать комплексную оценку здоровья ребёнка и рекомендации.

Разбор ситуационной задачи по алгоритму

1. Оценка анамнеза

Факторы риска по развитию заболевания:

1) беременность в осенне–зимний период;

2) не было антенатальной профилактики рахита;

3) поздний токсикоз;

4) недоношенность.

Заключение по анамнезу: выраженная отягощённость биологического анамнеза.

Группа риска по заболеваниям – III.

Группа риска по прививкам – А3 (недостаточная прибавка массы тела).

2. Оценка ФР

Масса – 1 кор. (4400 г) – обл. очень низких величин.

Длина – 1 кор. (52 см) – обл. очень низких величин.

Окружность груди – 1 кор. (32 см) – область очень низких величин.

Заключение по ФР: микросоматотип, развитие гармоничное.

3. Оценка НПР

Аз 3 мес.

Ас 3 мес.

Э 2 мес.

До 3 мес.

Др 3 мес.

Ра 3 мес.

Заключение по НПР: II группа, I степень, гармоничная задержка.

4. Оценка резистентности

Iорз = 0,33.

Заключение: резистентность организма снижена.

5. Оценка функционального состояния организма (по данным объективного осмотра)

Заключение: функциональное состояние организма ухудшенное.

6. Наличие или отсутствие ВПР и хронических заболеваний

Заключение: ВПР нет

7. Общее заключение по комплексной оценке: Рахит. Период разгара. II степень тяжести. Острое течение. Гипотрофия I степени. Гр. риска по заболеваниям III. Гр. риска по прививкам III. Микросоматотип, развитие гармоничное. НПР: II группа, I степень. Резистентность снижена. Гр. здоровья IIБ.

8. Лечение и рекомендации

1) Режим № 2.

2) Борьба за естественное вскармливание (с дальнейшим своевременным введением прикормов). Смешанное вскармливание. Количество докорма в суточном рационе 1/2. 6-разовое питание, суточный объём питания = 730 мл, объём разовый = 120 мл (60 мл грудного молока + 60 мл смеси “Нан 1”).

Часы кормления: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30.

Лечение гипогалактии у мамы:

1) чаще прикладывать ребёнка к груди;

2) никотиновая кислота (за 30 минут до еды) 0,05×3 раза в день.

3) после кормления обмывание молочных желёз и массаж 10 минут 2 раза в день.

4) за 15 – 30 минут до кормления чай с молоком;

5) продукты: гречка, грецкие орехи, икра, настой шиповника.

3) Медикаментозная коррекция:

1)Вигантол: по 5-6 капель в день в течение 30 дней. Затем по 1-2 капле в день ежедневно.

2)Цитратная смесь: по 1 чайной ложке в течение 10 дней.

3)Кальцид: по 1т. x 3 раза вдень в течение 3-4 недель.

4) Элькар: по 14 капель 1 раз в сутки в течение 1 мес.

5)Витамин В1 и В2 по 0,001 × 2 раза в день в течение 2 недель.

4) Кратность осмотра педиатром и узкими специалистами:

Педиатр – 1 раз в месяц, в стадии разгара 1 раз в 2 недели.

Хирург, ортопед и другие специалисты по показаниям.

При осмотре обратить внимание:

- деформация костной системы;

- контроль ФР и НПР;

- состояние статики и моторики;

- сон и аппетит;

- разнообразие пищевого рациона;

- достаточное пребывание на свежем воздухе.

5) Контрольно-диагностические исследования:

ОАК 1 раз в 6 мес.; проба Сулковича на фоне лечения каждые 2 нед.; биохимия крови 1 раз в 6 мес. (Са, Р, ЩФ).

6) Физическое воздействие: гимнастический комплекс упражнений №9.

7) Воспитательное воздействие: чаще выкладывать ребёнка на живот на более длительное время; учить захватывать руками игрушку, низко висящую над грудью ребёнка.

8) Отношение к профпрививкам: профилактические прививки не противопоказаны, прививать с подготовкой с учётом гр. риска по прививкам III.

9) Длительность наблюдения: до 3-х лет.

3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии:

Ситуационная задача №1

Девочка 7 месяцев.

АНТРОПОМЕТРИЯ:

Масса = 6,8 кг.

Длина тела = 67 см.

Окружность грудной клетки = 45 см.

Мама обратилась к участковому педиатру с жалобами ребёнка на раздражительность, плаксивость, иногда приводящие к отказу от пищи, прерывистый, беспокойный сон, повышенную потливость, облысение затылка, искривление конечностей, данные жалобы с 3-х месяцев.

ИЗ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ: Девочка от второй беременности (ранний токсикоз, во второй половине беременности перенесла пиелонефрит, у мамы диагноз: хронический гепатит. Антенатальная профилактика рахита не проводилась. Девочка родилась с массой 3 кг. С 3-х месяцев на искусственном вск

Наши новости:

Разместить свою публикацию