Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95411

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Интеграция образования и культуры как процесс глобализации

Дата публикации:

Автор:
директор, преподаватель , ГБПОУ СКИК, Самарская область, г. Сызрань

Цель: Интеграция образования и культуры как процесс глобализации

Задачи: Интеграция образования и культуры как процесс глобализации

Ключевые слова: глобализация, интеграция, культурная политика, образование, культура.

Данная статья посвящена теме интеграции образования и культуры как процесса глобализации. Актуальность этой темы очевидна. В России имеется положительный опыт по интеграции культуры и образования, чему во многом способствовали новые Федеральные государственные образовательные стандарты, разнообразный современный спектр услуг учреждений культуры, совместная проектная деятельность и развитие партнерских отношений.

Культурная глобальная интеграция, практическая потребность прогнозирования развития отношений культурных политик настоятельно требуют глубокого изучения всех составляющих культурную сферу аспектов.

Общество и государство – категории, которые часто рассматривают как синонимы – в том смысле, что они могут совпадать как социальные общности одинакового размера. Взаимоотношения между личностью и государством еще более сложны. И хотя государство не является во всех отношениях социальной группой, как общество, принадлежность к нему личности (в силу гражданства либо нахождения на территории иного государства) влияет на ее поведение очень значительно – пожалуй, такое влияние сопоставимо со влиянием общества, а иногда и более значительно; ввиду этого данная тема чрезвычайно актуальна.

Глобализация рассматривается как транснациональный подход к организации глобальной системы, в основе которой лежат глобальные тенденции и институты, как процесс распространения информационных технологий, продуктов и систем по всему миру, несущий за собой экономическую и культурную интеграцию. Сторонники этого процесса видят в нем возможности дальнейшего прогресса при условии развития глобального информационного общества. Глобализация – это новая ситуация, характеризующаяся расширением возможностей для связи и обмена во всемирном масштабе, которая делает возможным построение «мировой системы». Глобализация – это экспорт и внедрение современной западной, социально-экономической и культурной модели (которая, в некоторых случаях, объединяет в себе определенные элементы других культур) по всему миру.

Глобализация – процесс, несомненно, объективный. Глобализация довольно серьезно повлияла и на отношения общества и государства. В условиях нынешнего глобализированного мира никто более, пожалуй, не возьмется утверждать, что государство можно рассматривать как синоним общества. Оно в чем-то даже ему противоположно: если границы между обществами размываются. Мексиканская и китайская еда в США никого не удивляет, а американский фаст-фуд давно стал чем-то вроде единого мирового стандарта, из-за чего глобализацию иногда называют макдональдизацией. Государства же до сих пор препятствуют свободному движению людей, культур, капиталов, бизнеса между собою. Кроме того, глобализация также очень значительно повлияла и на взаимоотношения государств и личности: западные стандарты демократии, разделения властей, независимости местной власти, крайней влиятельности власти судебной, значительное внимание к правам человека, как и многие другие черты западной цивилизации, стали оказывать влияние даже на государства, никогда не жившие по стандартам Запада. С одной стороны, такое распространение западных стандартов разрушает устои обществ во многих странам мира, но с другой, – ведь общество как таковое в контексте глобализации уже преодолело национальные границы, следовательно, к пришествию элементов западного в культуру и государственное устройство приходится относиться как к данности.

Взаимоотношения личности и общества вне процесса глобализации состоят в том, что общество создает определенные нормы и модели поведения, следование которым предполагает для личности более значительный комфорт в жизни. Обратная связь практически отсутствует. В условиях же глобализации, которая связана с необходимостью или по крайней мере возможностью общения личности с куда большим количеством людей речь идет, как ни парадоксально, об атомизации отдельных личностей. В таком обществе человек получает несколько большую возможность (хотя бы в некоторой степени) выбора круга общения, нежели ранее, а значит, и возможность влиять на общество. Конечно, в этом случае мы имеем в виду прежде всего информационные технологии – социальные сети, блоги, электронную почту, но не только их; по мере достижения обществом стадии глобализации растут возможности посещения иностранных государств, знакомства с культурами и традициями других народов, а также их взаимное проникновение. Важно, что растет количество людей, владеющих иностранными языками, значительно возрастают масштабы миграций. Таким образом, глобализация дает людям куда больше возможностей отличаться между собой, чем более традиционные, более закрытые общества. Глобализация, естественно, несет в себе также немало и противоположного, связанного с распространением по всему миру стандартов западного общества – этот факт общеизвестен. Однако это – очень хороший пример закона единства и борьбы противоположностей, и это, полагаем, играет не последнюю роль для актуальности нашей работы.

Глобализация довольно серьезно повлияла и на процесс культурного проникновения.

Сначала, конечно, нужно разобраться, что понимается под культурным проникновением. Для меня в самом простом понимании это когда, например, Древние Римляне заимствовали оружие у других народов или то, что сейчас повсеместно происходит проникновение американской культуры: макдональдсы в каждой стране, повсеместно известные американские фильмы и музыка, мода. Данная статья рассматривает культурное проникновение в процесс образования.

То, что начало происходить в эпоху глобализации, т.е. то, что касается всей планеты, всех стран. Например, в сфере архитектуры - небоскребы, т.к. остальные дома почти во всех странах разные и имеют уникальные черты, а небоскребы - везде одинаковые. Литература- новости, блоги. Глобальные торговые сети (одинаковые магазины), телевиденье, еда. Когда я начал задумываться о еде и макдональдсах, то вспомнил, что сейчас так же повсеместно появляются азиатские общепиты (в Вене это заметно хорошо). О чем это может говорить? Что в странах становится более популярна азиатская культура. Это объясняется усилением общего влияния Азии (Китая) в Мире. Иммигранты хотят есть свою еду, а их все больше. Раньше у каждой расы была своя территория, а сейчас все расы расселены по земле, т.е. можно сказать, что они тоже стали глобальными, общемировыми. Все эти процессы оказывают влияние и на процесс образования.

Сейчас люди стремятся к цивилизации, и отходят от культуры.
У всех стран при их образовании огромную роль играла культура. Но у США нет, у них сразу конституция и система. Оттого они сейчас так активно косят культуры других народов. Потому что государства с сильной индивидуальной культурой сложно нагнуть- так они на мусульман, наверное, напоролись. Интеграция образования и культуры оказывает взаимовлияние на обе эти сферы жизни любого общества. От уровня культуры напрямую зависит и уровень, а также качество образования. Каждый человек получает образование в учебной организации, соответствующей уровню его культурного развития.

Даже отношение родителей к образованию детей зависит от культурного воспитания в семье. Причем данный культурный уровень закладывается поколениями.

В данном случае мы рассмотрели интеграцию культуры и образования на уровне семьи. Но не следует забывать, что жизнь в обществе регулируется государством. То есть направления развития культуры и образования, а также степень их взаимовлияния напрямую зависит от культурной политики, пропагандируемой государством.

Как правило, при определении направлений культурной политики во многих случаях ориентируются лишь на государственную культурную политику. Речь же должна идти о выстраивании широкого общенационального культурного развития. В этом отношении плодотворным представляется подход, при котором главным оказываются направления, рассчитанные на длительную перспективу, - духовное, экономическое, организационное.

Проблемы общей культуры населения, доступности культурных ценностей, воспитания «человека культуры», открытого для творческой самореализации, не могут быть в полном объеме переданы ни на какие ведомственные уровни, тем более ограничиваться ведомственными решениями.

Культурная политика российского государства — это особый вид деятельности государства и особая сфера его ответственности за социокультурное развитие. Одним из показателей результативности культурной политики выступает совершенствование законотворческой отраслевой базы, которая позволяет обществу преодолевать возникающие проблемы и риски.

Социально-политические и экономические преобразования в российском обществе стимулируют модернизацию системы национального образования, которая, с одной стороны, испытывает непосредственное влияние социальных преобразований, с другой стороны, становится все более необходимой для решения государственных проблем.

Образование играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экономическом развитии общества. «Посредством образования передается и трансформируется культура, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы», – писал Ж. Аллак. Но сегодня ключевая проблема заключается в том, что в реформируемом социуме не только произошел структурный кризис ценностей, но и качественно изменилась их роль в развитии общества – новая структура общественных представлений индивидуумов и социальных групп о добре и зле, о поощряемых и осуждаемых нормах поведения приобретают хаотический характер.

По своей природе люди свободны, общительны, способны к созиданию. Они лишаются этих естественных свойств, если возникающие условия препятствуют проявлениям человеческой природы. В российском обществе сегодня большие группы людей превратились в зависимые, отчужденные частицы экономического и социального механизма. Человек, лишенный контроля над своим трудом, зарплатой, становится отчужденным, отдаленным от работы, окружающих и, в конечном счете, от самого себя. Отчуждение произошло в образовании, культуре, искусстве, семье и других сферах. Образование призвано обеспечить самореализацию человека. Субъективный опыт человека приводит к его саморазвитию. На вступающего в жизнь человека оказывают психологическое воздействие, с одной стороны, СМИ, с другой – реальный мир. Общество, очутившееся в заколдованном круге социальных противоречий, само подталкивает молодых людей к деструкции.

В настоящее время вопросы правовых и финансовых основ и ценностно-смысловых оснований культурной политики являются центральными для научного и экспертного сообщества страны, поскольку согласование интересов субъектов культурной политики и оценка возможностей их влияния на общественное развитие и гражданскую консолидацию — это вопрос выбора вектора цивилизационного пути России. Достижение соответствия разрабатываемой модели культурной политики образу культуры России — длительный путь.

Как правило, при определении направлений культурной политики во многих случаях ориентируются лишь на государственную культурную политику. Речь же должна идти о выстраивании широкого общенационального культурного развития. В этом отношении плодотворным представляется подход, при котором главным оказываются направления, рассчитанные на длительную перспективу, - духовное, экономическое, организационное.

Процесс интеграции культуры и образования должен быть организован на государственном уровне. Это позволит сохранить преемственность традиций в обществе, повысить его духовный уровень, развивать и сохранять национальную культуру.

Глобализация процесса интеграции образования и культуры должна происходить на всех уровнях: от детского сада до высшего учебного заведения. В рамках общеобразовательных организаций государственная политика должна более тщательно рассмотреть возможность ведения мониторинга внедрения общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в общеобразовательных школах с целью формирования у учащихся культурно-эстетических компетенций, изучить опыт городских и сельских школ и рассмотреть вопрос разработки методических рекомендаций по реализации общеобразовательных программ по ступеням обучения в соответствии с федеральными стандартами с использованием различных форм организации образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями культуры.

Актуальной проблемой становится быстрое развитие информационных технологий и информационного пространства, что негативно влияет зачастую и на образование, и на культуру. Данные заслуги современного столетия меняют мышление людей, их культурный уровень, отношение к жизненным ценностям.

Современное образование является вариативным, а не унифицированным. Это тоже является одним из итогов интеграции культуры в сферу образования. Данная тенденция вызывает как положительные, так и отрицательные отклики. Но с позиции развития общества, образование должно быть вариативным. Это дает возможность воспитывать и обучать с разных позиций, подходов, выбирать различные траектории культурного развития. Впоследствии это делает общество разноплановым, формирует общую культуру нации.

Немаловажным аспектом является интеграция российского образования в образование международное, мировое. В данном случае образование является носителем культурных ценностей, представляет на мировой арене культуру народа. И снова по уровню и качеству образования формируется мнение и позиция об общей культуре общества.

Не следует забывать, что наше общество является многонациональным. Соответственно, культура общая формируется из отдельных национальных культур. Данный аспект оказывает непосредственное влияние на процесс образования. В свою очередь, образовательная система должна учитывать данную особенность российского общества.

«Диалог культур» имеет внешнюю и внутреннюю стороны. «Внутренняя сторона» – это неотъемлемая часть культуры личности и народов вообще, по крайней мере, на протяжении истории. В ней всегда происходило сопоставление ценностей, систем нравственности религий, культур. Так было всегда и в России, о чем говорят все памятники письменности и культуры вообще на нашей земле. Сейчас диалог культур приобретает дополнительный смысл поиска путей выхода человечества из складывающейся глобальной экологической катастрофы, «народной дипломатии» при решении конфликтных проблем.

«Внешняя сторона «диалога культур связана с «движением «российского общества, как и других обществ мира, приобретающим программно-целевую заданность обмена ценностями, духовными богатствами, при мобилизации информационных потенциалов информационного общества. диалог культур в системе образования в России должен опираться на глубокую проработку русской культуры и истории для русских и россиян, а также на глубокую проработку национальных куль тур и историй.

Глобальный кризис в конце XX века не имеет аналогов в истории, он уникален в своей «первозданности»: это – есть Кризис Истории – Кризис Классической, Стихийной Истории, это – есть Кризис Стихийного Классического Человека, который благодаря науке приобрел большое энергетическое могущество, не подкрепляющееся могуществом «управления будущим»; это – есть Кризис Классической Культуры, которая перестала выполнять ее главную функцию как социогомеостатического механизма, «охранения» человечества через «охранение» природы; это – есть Кризис сложившейся системы образования, архетипов поведения людей в обществе, в образова нии, в культуре, в экономике; это – есть Кризис Классической Нравственности, в первую очередь, системы нравственности, сложившейся в европейской и североамериканской цивилизации, антропоцентрической системы нравственности [1].

По отношению к российскому образованию из данных тезисов вытекает задача расширения понятия гуманитаризации образования. Формируется «но вый гуманизм», требующий ответственности человека за биосферу, за землю. т.е. космопланетарной ответственности.

Свобода личности перестает быть абсолютной ценностью. «Свобода» предстает как степень управления историей, социоприродной гармонией.

Невежество, не компетентность становятся нравственными категориями первой степени. Плата за их игнорирование – миллионы человеческих жизней. Гуманитаризация образования – это его экологизация, и космизация, пре одоление культа индивидуализма, ярко расцветшего в американской идеологии, в «американской мечте». Либеральная идеология терпит «экологический крах». На передний план выходит общинность, но уже диктуемая Большой Логикой Социоприродного Развития.

Частный интерес, частная собственность, должны стать частью общественного интереса и общественной собственности, т.е. подчинить себя «целому».

Иначе – пиррова победа частного интереса, цена которой смерть мировой цивилизации. Начинают просматриваться черты «экологического социализма», экологической социальности, как символа найденных механизмов управляемой социоприродной гармонии.

«Диалог культур» в российском образовании был всегда. Именно поэтому для русского внутреннего мира так характерна «всечеловечность», «соборность», «боление» всеми тревогами мира, «распахнутость» русской души миру. Эта фундаментальная черта российского менталитета теперь только должна быть поднята на невиданную высоту.

Таким образом, в свете падения в российском обществе духовных ценностей, снижения общекультурного уровня, проблема интеграции образования и культуры в процессе глобализации является чрезвычайно актуальной.

Литература

  1. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: В 13 томах. Том шестой. Образование – высший императив ноосферного или устойчивого развития России в XXI веке. Книга 1. / Под ред. Л.А.Зеленова – С.-Петербург – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 500 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию