Лиликина Лидия Леонидовна
ОГАОПОУ СПО Ульяновский Авиационный коллеж-МЦК, Россия
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.
Познавательная активность; творческая активность; мотивация; внеаудиторная самостоятельная работа.
Каждый, кто когда – то учился, может сказать, что чем активнее мы занимаемся самообразованием, чем больше времени отводим на самостоятельную работу, тем сильнее нуждаемся в помощи.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Как же разрешить данное противоречие?
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относят:
Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);
Информационно – обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста).
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
Углубления и расширения теоретических знаний;
Формирования умений использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;
Развития познавательных способностей и активности обучающегося: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для достижения указанной цели обучающиеся на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:
§Изучить рекомендуемые литературные источники;
§Ответить на контрольные вопросы;
§Решить предложенные задачи, ситуации;
§Выполнить контрольные работы.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
Для овладения знаниями:
Чтение текста (учебника, дополнительной литературы);
Составление плана текста;
Конспектирование текста;
Работа со справочной литературой;
Ознакомление с нормативными документами;
Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа с конспектом лекций;
Повторная работа над учебным материалом;
Составление альбомов, схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала; изучение нормативных документов;
Выполнение тестовых заданий;
Ответы на контрольные вопросы;
Подготовка рефератов, сообщений, презентаций.
Для формирования умений:
§Решение задач по образцу;
§Выполнение схем и чертежей;
§Выполнение расчетно-графических работ;
§Решение производственных ситуаций;
§Выпуск газеты, организация выставки технического творчества.
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить обучающимся умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.
При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Контроль самостоятельной работы может быть установлен в следующих формах:
Тестовый контроль;
Защита рефератов;
Выступление на семинарских занятиях, конференциях, олимпиадах, деловых играх и т.п.
Критериями оценок результатов внеаудиторной работы обучающихся являются:
1.Уровень освоения обучающимися учебного материала;
2.Умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
3.Обоснованность и четкость изложения ответа.
Управление самостоятельной работой осуществляется через различные формы контроля и обучения:
Консультации, в ходе которых обучающиеся должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь
Следящий контроль, который проводится в форме собеседования, устных ответов, контрольных работ, тестов, фронтальных опросов.
Текущий контроль, осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время (доклады, рефераты).
Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов. Наряду с устными ответами по билетам рекомендуется шире использовать итоговый контроль знаний обучающихся в форме компьютерного тестирования.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная деятельность осуществляется студентами благодаря ее мотивированности. Мотивы аудиторной деятельности показывают то, ради чего человек учится.
Мотивация - сложная система мотивов, которая стимулирует, регулирует и поддерживает любую деятельность человека. Вся жизнь - это калейдоскоп нестандартных производственных и житейских проблем, решение которых требует новой информации, получаемой в процессе профессионального образования.
Самостоятельная и творческая деятельность студентов способствует расширению кругозора, выявлению индивидуальных способностей и дарований студентов, углублению знаний, развитию творческой инициативы. Любая форма самостоятельной деятельности может иметь успех тогда, когда есть мотивация.
Библиографический список
1. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов.- М., 2005.– 144с.
2. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной IT-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня. – М.:, 2011, № 6. – С. 6 – 10.
3.Покушалова Л. В. Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 118-120.
4. Садыкова О. И. Теоретико-методологические основы развития познавательной самостоятельности студентов в учебном процессе технического вуза./ О. И. Садыкова // Сб. науч. работ докторантов, аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001.-С. 109-113.
5.Трущенко Е.Н. Основные направления орагнизации самостоятельной работы//Среднее профессиональное образование, 2007, № 10.