Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Учебно-тематический план;
- Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
- Формы работы на уроках композиции;
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Учебно-методическая литература;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
III.Формы и методы контроля, система оценок
IV.Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.
I Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.
Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.
В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.
В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».
Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :
классы | 5-8 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 |
Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.
Цели и задачи учебного предмета
Главная цель педагога дополнительного образования - способствовать развитию личности обучающегося:
- развитие творческой индивидуальности, самоопределения и самореализации личности, удовлетворения индивидуальных и образовательных потребностей детей, обучающихся на уроках композиции
- мотивация учащихся к познанию и творчеству;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям;
- осуществлние поддержки и развития талантливых учащихся.
- формирование объема и характера практических знаний, умений и навыков, необходимых для развития деятельности в области «композиция» и «импровизация»;
- выявление музыкальных способностей учащихся, развитие их творческих возможностей;
- подготовка наиболее одарённых учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов и подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности
Обозначенная цель определяет следующие задачи:
обучающие:
развивающие:
- развитие мотивации, выявление творческих способностей у детей: самостоятельности, импровизации, творческой инициативы, музыкального мышления;
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, его сенсорных способностей;
воспитательные:
воспитание целостной, гармоничной, талантливой, кретивной личности;
- формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности;
- развитие потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении.
- повышение общего уровня культуры;
- укрепление психического и физического здоровья;
- наличие позитивного социального опыта, опыта общения;
- повышение самооценки ребенка.
В результате освоения программы учащийся:
- развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в творческих работах, но и в жизненных ситуациях;
- приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей;
- развивает в себе такие качества как креативность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость;
- обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
- требовательное отношение к учащимся в сочетании с доброжелательностью;
- позитивная педагогическая установка на выявление достоинств в их работах и соблюдение принципов гуманистической педагогики;
- умение создавать творческую атмосферу на занятиях (в том числе воодушевляя и мотивируя учащихся примером собственного творчества);
- целенаправленное расширение общего и музыкального кругозора учащихся;
- поэтапность формирования их музыкального языка;
- личностно-ориентированный подход, основанный на вариативном содержании учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов;
- координация действий педагогов как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом с целью согласования сроков прохождения учебных программ, музыкального репертуара и оказания всесторонней поддержки в организации выхода творческих работ студентов на концертную сцену, а также сбалансированность применяемых ими методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.
Особенности программы:
Данная программа рассчитана на учащихся, имеющих определенный музыкально-слуховой опыт, успешно освоивших курс сольфеджио, имеющие хоть небольшой ( в рамках предмета «сольфеджио»), опыт импровизации, варьирования, гармонизации и проявивших стремление к развитию своих музыкальных способностей.
Движущая сила учения - радость творчества, ощущение своей уверенности, своего роста. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Важнейшей задачей детских школ искусств является организация процесса обучения, создание условий для творческой деятельности учащихся, где будет формироваться творческая личность, создание и закрепление «ситуации успеха».
Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности, и воспитание творчески мыслящего человека».
Творческая деятельность имеет огромное значение для воспитания человека, умеющего преодолеть стереотипность мышления.
Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения.
Отличительной особенностью программы по композиции является её гносеологическая направленность, что объясняется необходимостью на начальном этапе обучения дать знания и привить навыки, помогающие осмыслить и освоить на практике познавательный аспект музыкального искусства, найти путь от первых несовершенных набросков к сознательному и грамотному оформлению музыкальных мыслей, от фантазии – к творчеству, а творчество для него – естественное выражение себя, возможность познать мир, стать личностью. Поэтому уже на первом этапе занятий музыкой ученик должен импровизировать, сочинять, а позже – записывать свои сочинения.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических средств учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Требования к учебному кабинету
Для занятий нужен кабинет площадью 15 -25 м2 с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам.
Требования к мебели
В кабинете должны быть:
– столы для учащихся – 2
– стулья – 4
– стол преподавателя – 1
– стул преподавателя – 1
– учебная доска с нотным станом – 1
– книжные шкафы – 2
Требования к оборудованию
– фортепиано – 1
– аудиоаппаратура (магнитофон с устройством для чтения музыкальных компакт-дисков)
Дидактические средства:
– аудиозаписи (кассеты и компакт-диски)
- наглядные пособия (нарисованная клавиатура, ритмические карточки, таблицы с ритмическими рисунками, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям)
– нотная литература (ноты)
–книги по музыке, справочные издания; возможно использование школьного библиотечного фонда, библиотек г. Москвы
– нотные тетради, карандаши, ручки, ластики
– тематические подборки
II Содержание учебного предмета
Учебно – тематический план.
Наименование раздела, темы
1 год обучения
| Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Музыка как путь познания – вводные уроки. Содержание музыкальных произведений. | 8 | 4 | 4 |
2. | Интонация – образно – эмоциональное средство выразительности. | 8 | 4 | 4 |
3. | Движение и соединение интонаций. | 4 | 2 | 2 |
4 | Мелодия. Мелодические линии. | 8 | 4 | 4 |
5 | Структурный синтаксис. | 8 | 4 | 4 |
6 | Интонационная логика и формирование звукоряда. | 10 | 5 | 5 |
7 | Лад. | 6 | 3 | 3 |
8 | Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность. | 6 | 3 | 3 |
9 | Возможности развития и трансформации ладов. | 2 | 1 | 1 |
Контрольные уроки | 4 | 2 | 2 | |
Резервный урок | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 66 | 33 | 33 | |
2 год обучения | ||||
1 | Вертикаль музыкальной ткани. | 10 | 5 | 5 |
2 | Интервалы. | 8 | 4 | 4 |
3 | Созвучия. | 8 | 4 | 4 |
4 | Аккорды . | 6 | 3 | 3 |
5 | Мелодический голос. | 6 | 3 | 3 |
6 | Бас. | 6 | 3 | 3 |
7 | Работа над фактурой. | 10 | 5 | 5 |
8 | Диалектика гармонии и полифонии. | 2 | 1 | 1 |
9 | Музыкальная вертикаль и тембр. | 4 | 2 | 2 |
Контрольные уроки | 4 | 2 | 2 | |
Резервный урок | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 66 | 33 | 33 | |
3 год обучения
|
|
|
| |
1 | Движение и ритм. | 4 | 2 | 2 |
2 | Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато. | 4 | 2 | 2 |
3 | Полиритмия. | 4 | 2 | 2 |
4 | Микро - и макроритм. | 6 | 3 | 3 |
5 | Простой метр. | 6 | 3 | 3 |
6 | Сложный метр. | 6 | 3 | 3 |
7 | Ритм как интонация. | 10 | 5 | 5 |
8 | Ритм в песенных и танцевальных жанрах. | 10 | 5 | 5 |
9 | Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения. | 10 | 5 | 5 |
Контрольные уроки | 4 | 2 | 2 | |
Резервный урок | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 66 | 33 | 33 | |
4 год обучения | ||||
1 | Музыкальный образ. | 10 | 5 | 5 |
2 | Импровизация, композиция. | 10 | 5 | 5 |
3 | Стилизация. | 10 | 5 | 5 |
4 | Музыка и слово. | 10 | 5 | 5 |
5 | Музыка и зрительный образ. | 10 | 5 | 5 |
6 | Музыка как творчество. | 10 | 5 | 5 |
Контрольные уроки | 4 | 2 | 2 | |
Резервный урок | 2 | 1 | 1 | |
Всего | 66 | 33 | 33 |
Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа
Представленный ниже краткий список является далеко не полным и предполагает возможность использования любого другого соответствующего изучаемой теме материала по усмотрению педагога.
1. Барток Б. «Микрокосмос». Тетради 1-6
2. Бах И.С. Инвенции, ХТК I и II тома, Хроматическая фантазия и фуга, Итальянский концерт, хоральные прелюдии, Месса си минор, «Страсти по Матфею».
3. Бетховен Л. Сонаты, экосезы, фортепианные концерты, симфонии, симфонические увертюры.
4. Вагнер Р. «Тетралогия» и увертюра к оп. «Тангейзер» и др.
5. Верди Дж. «Риголетто», «Аида» и др.
6. Гайдн И. Сонаты, симфонии.
7. Гендель Г. Ф. Оратория «Самсон», «Музыка на воде»
8.Григ Э. «Лирические пьесы», сюита «Из времен Хольберга», концерт для фортепиано с оркестром, песни и др.
9. Дебюсси К. Прелюдии и др.
10.Лист Ф. «Сонеты Петрарки», Ноктюрны, Этюды, Симфонические поэмы
11. Мендельсон Ф. «Песни без слов», «Сон в летнюю ночь», концерт для скрипки с оркестром и др.
12. Моцарт В. А. Сонаты, симфонии, фортепианные миниатюры, фортепианные концерты, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.
13. Образцы современной эстрадной и джазовой музыки.
14. Песни Дунаевского И., Фрадкина М. и других отечественных композиторов 20 века и 21 веков
15. Произведения Денисова Э., Губайдуллиной С., Шнитке А.
16. Произведения современных отечественных и зарубежных композиторов.
17. Прокофьев С. «Детская музыка», Классическая симфония, сонаты, концерт для фортепиано с оркестром №1 и др.
18. Рахманинов С. Прелюдии, Этюды – картины, «Салонные пьесы», романсы, концерты для фортепиано с оркестром.
19. Русские народные песни и песни народов мира.
20. Рыбников Н. «Юнона и Авось»
21. Свиридов Г. муз. к к/ф «Метель», «Пушкинский венок», песни на стихи Р. Бёрнса и др.
22. Скрябин А. Прелюдии, симфонические произведения.
23. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», Романсы, балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы «Иоланта», «Пиковая дама» и др.
24. Шопен Ф. Прелюдии, Мазурки, Ноктюрны, Полонезы.
25. Шостакович Д. Прелюдии и фуги и др.
26. Шуберт Р. Песни, фортепианная музыка, симфонии.
27. Шуман Р. «Альбом для юношества», Песни и др.
Формы работы на уроках композиции
На уроках композиции используются следующие формы работы:
1. Прослушивание музыкального произведения с последующим анализом. Анализ может быть по отдельным элементам музыкальной речи и средствам музыкальной выразительности или целостный. Возможна комбинация обоих видов анализа.
2. Выполнение учеником конкретных заданий по использованию отдельных элементов: игра секвенций, аранжировка аккордов, развитие мелодической линии, работа над гармонизацией и фактурой и т. д.
3. Проверка домашнего задания, анализ и рекомендации педагога.
III Формы и методы контроля, система оценок.
Контроль на занятиях композицией осуществляется ежеурочно, при проверке домашнего задания и в конце каждого полугодия в виде урока – концерта всех учеников данного класса.
Оценка, в связи с разной степенью музыкальной одаренности учеников, носит сугубо индивидуальный характер и зависит от многих факторов, причем усердие, добросовестность и любознательность играют важную роль при оценивании работы.
Главный критерий – это овладение пройденными элементами музыкальной речи и средствами музыкальной выразительности и создание более или менее индивидуального по стилю музыкального произведения.
Одной из самых эффективных форм оценки является участие в творческих конкурсах, победы на которых - прекрасный стимул к активизации творчества учеников.
IV Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам
В современной музыкальной педагогике творческая деятельность учителя рассматривается с двух сторон: как общепедагогическое руководство процессом обучения и творчества учащихся и как проявление его собственного музыкального творчества (в исполнительском, композиторском, исследовательском направлениях).
Главными элементами содержания обучения композиции педагогом являются знания по теории композиции и практический опыт композиторской деятельности, соответствующий его специфике в условиях современной педагогической практики. В содержание занятиями композицией самого педагога также входят исполнительский и слушательский опыт музыкальной деятельности, опыт деятельности в рамках других искусств и жизненный опыт.
Недооценивание любого из этих элементов приводит к односторонности в развитии творческой индивидуальности, что может быть преодолено на основе организации их тесного взаимодействия.
Успешность преподавания композиции зависит от следующих условий:
Технология работы над сочинением будущих учителей музыки реализуется на следующих этапах: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.
В соответствии с концепцией развивающего обучения на уроках композиции должно обеспечиваться не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности, в частности, развитие познавательных способностей учащихся, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению.
В общеобразовательных школах все дети учатся писать сочинения. Однако существующий порядок вовсе не предусматривает для них литературной профессии.
Большинство учащихся в ДШИ вообще не будут профессиональными музыкантами, но умение работать творчески в той области, которую они изберут себе впоследствии, сохранится у них на всю жизнь.
Композиция часто становится тем "мостиком" между теоретическими и специальными дисциплинами, которого часто не достает педагогам-предметникам.
Данный курс предлагает развивать внутренний слух, творческую инициативу и фантазию на индивидуальных занятиях в фортепианных классах, советует вводить как обязательный компонент в урок по специальности следующие упражнения:
- подбор по слуху и транспонирование;
- упражнения по выработке ощущения тоники;
- устный диктант за инструментом;
- гармонизация мелодии;
- пение под собственный аккомпанемент и др.
Мастерство педагогов растет. А значит, растет и уровень детских сочинений, ведь в приобретении композиторских навыков роль педагога - главенствующая. Но сколько такта и мудрости нужно ему проявить, чтобы, не навязывая себя, свой стиль, направлять творческую фантазию ребенка, помогать ему в поисках собственного музыкального почерка!
Творчество развивает у детей слух, ритм, память, чувство формы и ощущение инструмента. Учит глубже и тоньше понимать искусство. А главное, оно растит человека думающего, интеллектуального, наконец, духовного. Так формируется личность.
Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности.
Интонационность – это способность звука передавать информацию эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые организуются во времени ритмом. Организованные во времени, интонации создают интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплекс – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих его частей. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.
Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.
Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.
Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.
Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.
Подбор по слуху. Материал для подбора – несложные попевки и детские песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии и ритма, фразировки и фактуры.
Транспонирование. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).
Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству:
СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:
- СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
- СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам; книгам, фильмам;
- АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта, колыбельной и др.)
- Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов,( свое имя, фамилия, названия животных и птиц, цветов ….стихотворения), фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).
- Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст или на свой придуманный зарифмованный или нет отрывок;
- Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо альбомов и т.д.)
Заниматься простейшим сочинительством дети начинают уже тогда, когда знакомятся с первыми интервалами. Они либо завершают тоникой простую мелодию, либо заполняют пропущенные такты, сочиняют мелодии на выбранное для ритмического диктанта стихотворение в определенном интервале.
Следующая, более сложная задача — написать мелодию на стихи в форме диалога, так чтобы вопрос и ответ звучали в разных интервалах, но в пределах одной октавы.
К сочинению по образцам можно переходить тогда, когда ребенок уже играет кадансы.
Используя гармоническую основу темы, дети раскладывают аккорды в том фактурном изложении, которое задано (вальс, мазурка и т.д.). Конечно, они видят перед собой фактурные примеры, данные на первых строчках, и, записывая свой аккомпанемент, заглядывают в тему.
Сочиняя мелодии для вариаций, дети знакомятся со вспомогательными и проходящими звуками. Нужно обратить внимание. что некоторые звуки не входят в гармонию, однако присутствуют в мелодии.
С трехчастной формой (АВА) удобно знакомить учеников на примере старинного английского танца — контрданса. Не изменяя аккомпанемента, можно сочинять новые мелодии. Помогает ритмический образец. По образцам удобно сочинять менуэты, буррэ, вальсы, марши и пр.
Некоторые учащиеся на начальном этапе не могут сочинять без образца. Можно предложить маленькие пьесы, не больше одной-двух строк с простейшими гармоническими последовательностями. При этом использую форму музыкального диалога — «вопрос — ответ». Записывать в нотной тетради вопрос, заполняя его и мелодически и гармонически, а ученик дома сочиняет ответ, написав только мелодию. Можно включать в «вопросы» самые разнообразные варианты: синкопированный ритм с использованием секвенций, вспомогательные и проходящие хроматические звуки (это очень украшает мелодию).
Занятия сочинительством в форме «вопрос — ответ» позволяют выявить способность к импровизации. Если этот дар есть, можно заниматься подбором по слуху.
Через некоторое время дети уже сами сочиняют пьесы в форме диалога, и в классе можно просить их транспонировать собственные произведения. На этом же этапе они переходят к сочинению по образцам канонов и хоралов, что очень помогает развитию полифонического слуха.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
В качестве домашнего задания учащимся рекомендуется прослушивание произведений изучаемого в классе стиля, жанра, композитора с анализом изучаемых элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, желательно – с нотами в руках. Можно вести дневник прослушанных произведений и отмечать в нем особенности мелодии, ритма, фактуры и др.
Выполнение конкретного задания по сочинению (развитие мелодии, фактуры, виды аккомпанемента, аранжировка и др.)
Рекомендуется дополнительная литература для чтения.
Посещение концертов, театров, выставок.
V. Список рекомендуемой учебно – методической литературы
Учебно – методическая литература
- Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – с.5.
- Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
- Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии. На индивидуальных занятиях в фортепианных классах.// Там же, - С. 31-45.
- Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. Изд. 2-е, доп.- Киев,1990.
- Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963.
- Зебряк Т.Играем на уроках сольфеджио Музыка, М.1990
- Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано и сольфеджио в ДМШ. - Ростов-на-Дону, 1994.
- Калугина М, Халабузарь П Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Советский композитор. М. 1987.
- Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
- Козырев Ю., Серапионянц Н. Преподавание основ импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып. 1 (Часть 2). - М., 1987.
- Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
- Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. - Казань, 1995.
- Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Выпуск 1. Методическая разработка. - Л.,1986.
- МИР. Методика "Сочинять музыку раньше, чем ходить".
- Мошкаров С.Г. Проблема фортепианного обучения в системе дополнительного музыкального образования .
- Овяинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека: Монография. – М.: Высшая школа, 1984.
- П.В Тюленев “Знать ноты - раньше, чем ходить, или как развивать и чему обучать вашего будущего музыкального гения?” Некоторые материалы системы МИР.
- Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебные пособия «Слушаем музыку» 1, 2, 3 кл. Композитор. С-П-б, 2004
- Рокитянская Т. Каждый ребенок – музыкант. Блок флейта Москва, 2007
- Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4 п./ред. В. Натансона, М.,1976. - С.46-62.
- Родионова Т. Учитесь импровизировать// Музыкальная жизнь 1991, № 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23
- Современные методики сольфеджио. Программа (проект) и методическая разработка по предмету узкой специализации для средних специальных учебных заведений по специальности "Теория музыки" (специализация "преподаватель сольфеджио"). - М.,1989.