Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96419

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства. Проект примерной программы по учебному предмету Композиция для учащихся 5-8 классов ДМШ и ДШИ

Дата публикации:

Автор:
Преподаватель фортепиано, ГБУДО г. Москвы Детская школа искусств №6, Москва ул. генерала Рычагова д. 20 а

Цель: Воспитание гармонически развитой личности

Задачи: формирование у учащихся комплекса знаний , умений и навыков творческого музыкального мышления.

Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  • Учебно-тематический план;
  • Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа;
  • Формы работы на уроках композиции;
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  • Учебно-методическая литература;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

II.Содержание учебного предмета

III.Формы и методы контроля, система оценок

IV.Методическое обеспечение учебного процесса

-Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

V.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Рекомендуемая дополнительная литература для учащихся.


I Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция » в рамках цикла музыкально – теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ является дополнительной и принадлежит к вариативной части . Тем не менее, она играет важную роль в учебно – воспитательном процессе, т. к. способствует творческому развитию детей, пробуждению у них интереса к различным видам музицирования , в том числе, на фортепиано, - таким, как чтение с листа музыкальных произведений разнообразных стилей и направлений (классических, джазовых, эстрадных), подбор по слуху любимых мелодий с аккомпанементом, сочинение и импровизация в разных стилях и жанрах, повышает мотивацию к занятиям музыкой. Это особенно актуально в учреждениях дополнительного образования детей, где большинство учащихся нацелено на общемузыкальное развитие и приобщение к любительскому музицированию.

Однако долгое время музыкальная педагогика была сосредоточена на изучении академической программы, импровизации и подбору не уделялось должного внимания, выпускники детских музыкальных школ и школ искусств в большинстве своем не умеют подбирать по слуху популярную музыку, гармонизовать мелодию, аранжировать песню, не владеют навыками транспозиции, словом, всем тем, что сделало бы музицирование на инструменте насущной ежедневной потребностью.

В истории музыки существовали периоды, когда умение сочинять и импровизировать были неотъемлемой частью профессии. В XYI-XYIII столетиях искусно импровизировать произведение на заданную тему считалось нормой музыкального исполнительства. Традиционно выписывался бас, а все верхние голоса фактуры, включая мелодию, исполнитель импровизировал . Своеобразной формой импровизации являлся и аккомпанемент. Подробно выписывать и точно исполнять произведение композитора без собственных импровизаций стал требовать И. С. Бах, и уже все последующие композиторы и исполнители стали следовать этой традиции, которая сохраняется и по сей день.

В наше время возрастает интерес к импровизации, импровизация рассматривается как искусство, которому, конечно при наличии определенных данных, можно и должно выучиться. Обучение импровизации находится в неразрывной связи с обучением сочинению и «теории музыки».

Много внимания в программе уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.

Срок реализации учебного предмета «Композиция» в ДМШ и ДШИ составляет 4 года – с 5 по 8 классы.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Композиция» :

классы

5-8

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

264

Количество часов на аудиторные занятия

132

Количество часов на внеаудиторные занятия

132

Форма проведения занятий – индивидуальные занятия по 1 учебному часу в неделю.

Цели и задачи учебного предмета

Главная цель педагога дополнительного образования - способствовать развитию личности обучающегося:

  • развитие творческой индивидуальности, самоопределения и самореализации личности, удовлетворения индивидуальных и образовательных потребностей детей, обучающихся на уроках композиции
  • мотивация учащихся к познанию и творчеству;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям;
  • осуществлние поддержки и развития талантливых учащихся.
  • формирование объема и характера практических знаний, умений и навыков, необходимых для развития деятельности в области «композиция» и «импровизация»;
  • выявление музыкальных способностей учащихся, развитие их творческих возможностей;
  • подготовка наиболее одарённых учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения и на музыкальные факультеты ВУЗов и подготовка их к дальнейшей профессиональной деятельности

Обозначенная цель определяет следующие задачи:

обучающие:

развивающие:

  • развитие мотивации, выявление творческих способностей у детей: самостоятельности, им­провизации, творческой инициативы, музыкального мышления;
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка, его сенсорных способностей;

воспитательные:

воспитание целостной, гармоничной, талантливой, кретивной личности;

  • формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности;
  • развитие потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении.
  • повышение общего уровня культуры;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • наличие позитивного социального опыта, опыта общения;
  • повышение самооценки ребенка.

В результате освоения программы учащийся:

  • развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в творческих работах, но и в жизненных ситуациях;
  • приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей;
  • развивает в себе такие качества как креативность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость;
  • обогащает свою жизнь новыми социальными связями.
    • требовательное отношение к учащимся в сочетании с доброжелательностью;
    • позитивная педагогическая установка на выявление достоинств в их работах и соблюдение принципов гуманистической педагогики;
    • умение создавать творческую атмосферу на занятиях (в том числе воодушевляя и мотивируя учащихся примером собственного творчества);
    • целенаправленное расширение общего и музыкального кругозора учащихся;
    • поэтапность формирования их музыкального языка;
    • личностно-ориентированный подход, основанный на вариативном содержании учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов;
    • координация действий педагогов как внутри музыкально-теоретического отдела, так и между педагогами музыкального отделения в целом с целью согласования сроков прохождения учебных программ, музыкального репертуара и оказания всесторонней поддержки в организации выхода творческих работ студентов на концертную сцену, а также сбалансированность применяемых ими методов, продуманная их направленность на решение задач обучения.

Особенности программы:

Данная программа рассчитана на учащихся, имеющих определенный музыкально-слуховой опыт, успешно освоивших курс сольфеджио, имеющие хоть небольшой ( в рамках предмета «сольфеджио»), опыт импровизации, варьирования, гармонизации и проявивших стремление к развитию своих музыкальных способностей.

Движущая сила учения - радость творчества, ощущение своей уверенности, своего роста. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Важнейшей задачей детских школ искусств является организация процесса обучения, создание условий для творческой деятельности учащихся, где будет формироваться творческая личность, создание и закрепление «ситуации успеха».

Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности, и воспитание творчески мыслящего человека».

Творческая деятельность имеет огромное значение для воспитания человека, умеющего преодолеть стереотипность мышления.

Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения.

Отличительной особенностью программы по композиции является её гносеологическая направленность, что объясняется необходимостью на начальном этапе обучения дать знания и привить навыки, помогающие осмыслить и освоить на практике познавательный аспект музыкального искусства, найти путь от первых несовершенных набросков к сознательному и грамотному оформлению музыкальных мыслей, от фантазии – к творчеству, а творчество для него – естественное выражение себя, возможность познать мир, стать личностью. Поэтому уже на первом этапе занятий музыкой ученик должен импровизировать, сочинять, а позже – записывать свои сочинения.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических средств учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета

Требования к учебному кабинету

Для занятий нужен кабинет площадью 15 -25 м2 с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам.

Требования к мебели

В кабинете должны быть:

– столы для учащихся – 2

– стулья – 4

– стол преподавателя – 1

– стул преподавателя – 1

– учебная доска с нотным станом – 1

– книжные шкафы – 2

Требования к оборудованию

– фортепиано – 1

– аудиоаппаратура (магнитофон с устройством для чтения музыкальных компакт-дисков)

Дидактические средства:

– аудиозаписи (кассеты и компакт-диски)

- наглядные пособия (нарисованная клавиатура, ритмические карточки, таблицы с ритмическими рисунками, плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям)

– нотная литература (ноты)

–книги по музыке, справочные издания; возможно использование школьного библиотечного фонда, библиотек г. Москвы

– нотные тетради, карандаши, ручки, ластики

– тематические подборки

II Содержание учебного предмета

Учебно – тематический план.

Наименование раздела, темы

1 год обучения

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Музыка как путь познания – вводные уроки.

Содержание музыкальных произведений.

8

4

4

2.

Интонация – образно – эмоциональное средство выразительности.

8

4

4

3.

Движение и соединение интонаций.

4

2

2

4

Мелодия. Мелодические линии.

8

4

4

5

Структурный синтаксис.

8

4

4

6

Интонационная логика и формирование звукоряда.

10

5

5

7

Лад.

6

3

3

8

Устойчивость, неустойчивость лада и ладовая переменность.

6

3

3

9

Возможности развития и трансформации ладов.

2

1

1

Контрольные уроки

4

2

2

Резервный урок

2

1

1

Всего

66

33

33

2 год обучения

1

Вертикаль музыкальной ткани.

10

5

5

2

Интервалы.

8

4

4

3

Созвучия.

8

4

4

4

Аккорды .

6

3

3

5

Мелодический голос.

6

3

3

6

Бас.

6

3

3

7

Работа над фактурой.

10

5

5

8

Диалектика гармонии и полифонии.

2

1

1

9

Музыкальная вертикаль и тембр.

4

2

2

Контрольные уроки

4

2

2

Резервный урок

2

1

1

Всего

66

33

33

3 год обучения

1

Движение и ритм.

4

2

2

2

Ритмическая нейтральность, ритмоформулы, остинато.

4

2

2

3

Полиритмия.

4

2

2

4

Микро - и макроритм.

6

3

3

5

Простой метр.

6

3

3

6

Сложный метр.

6

3

3

7

Ритм как интонация.

10

5

5

8

Ритм в песенных и танцевальных жанрах.

10

5

5

9

Принципы тематического развития, сопоставления, повторности и возникновение формы в процессе сочинения.

10

5

5

Контрольные уроки

4

2

2

Резервный урок

2

1

1

Всего

66

33

33

4 год обучения

1

Музыкальный образ.

10

5

5

2

Импровизация, композиция.

10

5

5

3

Стилизация.

10

5

5

4

Музыка и слово.

10

5

5

5

Музыка и зрительный образ.

10

5

5

6

Музыка как творчество.

10

5

5

Контрольные уроки

4

2

2

Резервный урок

2

1

1

Всего

66

33

33

Рекомендуемый музыкальный материал для элементарного и целостного анализа

Представленный ниже краткий список является далеко не полным и предполагает возможность использования любого другого соответствующего изучаемой теме материала по усмотрению педагога.

1. Барток Б. «Микрокосмос». Тетради 1-6

2. Бах И.С. Инвенции, ХТК I и II тома, Хроматическая фантазия и фуга, Итальянский концерт, хоральные прелюдии, Месса си минор, «Страсти по Матфею».

3. Бетховен Л. Сонаты, экосезы, фортепианные концерты, симфонии, симфонические увертюры.

4. Вагнер Р. «Тетралогия» и увертюра к оп. «Тангейзер» и др.

5. Верди Дж. «Риголетто», «Аида» и др.

6. Гайдн И. Сонаты, симфонии.

7. Гендель Г. Ф. Оратория «Самсон», «Музыка на воде»

8.Григ Э. «Лирические пьесы», сюита «Из времен Хольберга», концерт для фортепиано с оркестром, песни и др.

9. Дебюсси К. Прелюдии и др.

10.Лист Ф. «Сонеты Петрарки», Ноктюрны, Этюды, Симфонические поэмы

11. Мендельсон Ф. «Песни без слов», «Сон в летнюю ночь», концерт для скрипки с оркестром и др.

12. Моцарт В. А. Сонаты, симфонии, фортепианные миниатюры, фортепианные концерты, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.

13. Образцы современной эстрадной и джазовой музыки.

14. Песни Дунаевского И., Фрадкина М. и других отечественных композиторов 20 века и 21 веков

15. Произведения Денисова Э., Губайдуллиной С., Шнитке А.

16. Произведения современных отечественных и зарубежных композиторов.

17. Прокофьев С. «Детская музыка», Классическая симфония, сонаты, концерт для фортепиано с оркестром №1 и др.

18. Рахманинов С. Прелюдии, Этюды – картины, «Салонные пьесы», романсы, концерты для фортепиано с оркестром.

19. Русские народные песни и песни народов мира.

20. Рыбников Н. «Юнона и Авось»

21. Свиридов Г. муз. к к/ф «Метель», «Пушкинский венок», песни на стихи Р. Бёрнса и др.

22. Скрябин А. Прелюдии, симфонические произведения.

23. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», Романсы, балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы «Иоланта», «Пиковая дама» и др.

24. Шопен Ф. Прелюдии, Мазурки, Ноктюрны, Полонезы.

25. Шостакович Д. Прелюдии и фуги и др.

26. Шуберт Р. Песни, фортепианная музыка, симфонии.

27. Шуман Р. «Альбом для юношества», Песни и др.

Формы работы на уроках композиции

На уроках композиции используются следующие формы работы:

1. Прослушивание музыкального произведения с последующим анализом. Анализ может быть по отдельным элементам музыкальной речи и средствам музыкальной выразительности или целостный. Возможна комбинация обоих видов анализа.

2. Выполнение учеником конкретных заданий по использованию отдельных элементов: игра секвенций, аранжировка аккордов, развитие мелодической линии, работа над гармонизацией и фактурой и т. д.

3. Проверка домашнего задания, анализ и рекомендации педагога.

III Формы и методы контроля, система оценок.

Контроль на занятиях композицией осуществляется ежеурочно, при проверке домашнего задания и в конце каждого полугодия в виде урока – концерта всех учеников данного класса.

Оценка, в связи с разной степенью музыкальной одаренности учеников, носит сугубо индивидуальный характер и зависит от многих факторов, причем усердие, добросовестность и любознательность играют важную роль при оценивании работы.

Главный критерий – это овладение пройденными элементами музыкальной речи и средствами музыкальной выразительности и создание более или менее индивидуального по стилю музыкального произведения.

Одной из самых эффективных форм оценки является участие в творческих конкурсах, победы на которых - прекрасный стимул к активизации творчества учеников.

IV Методическое обеспечение учебного процесса.

Методические рекомендации педагогическим работникам

В современной музыкальной педагогике творческая деятельность учителя рассматривается с двух сторон: как общепедагогическое руководство процессом обучения и творчества учащихся и как проявление его собственного музыкального творчества (в исполнительском, композиторском, исследовательском направлениях).

Главными элементами содержания обучения композиции педагогом являются знания по теории композиции и практический опыт композиторской деятельности, соответствующий его специфике в условиях современной педагогической практики. В содержание занятиями композицией самого педагога также входят исполнительский и слушательский опыт музыкальной деятельности, опыт деятельности в рамках других искусств и жизненный опыт.

Недооценивание любого из этих элементов приводит к односторонности в развитии творческой индивидуальности, что может быть преодолено на основе организации их тесного взаимодействия.

Успешность преподавания композиции зависит от следующих условий:

Технология работы над сочинением будущих учителей музыки реализуется на следующих этапах: фиксация внимания на замысле музыкального сочинения; определение предполагаемой формы и исполнительского состава; поиск и отбор соответствующего тематического материала; выстраивание драматургического развития; шлифовка и доработка эскизных материалов в готовый для исполнения творческий продукт.

В соответствии с концепцией развивающего обучения на уроках композиции должно обеспечиваться не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности, в частности, развитие познавательных способностей учащихся, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению.

В общеобразовательных школах все дети учатся писать сочинения. Однако существующий порядок вовсе не предусматривает для них литературной профессии.

Большинство учащихся в ДШИ вообще не будут профессиональными музыкантами, но умение работать творчески в той области, которую они изберут себе впоследствии, сохранится у них на всю жизнь.

Композиция часто становится тем "мостиком" между теоретическими и специальными дисциплинами, которого часто не достает педагогам-предметникам.

Данный курс предлагает развивать внутренний слух, творческую инициативу и фантазию на индивидуальных занятиях в фортепианных классах, советует вводить как обязательный компонент в урок по специальности следующие упражнения:

  • подбор по слуху и транспонирование;
  • упражнения по выработке ощущения тоники;
  • устный диктант за инструментом;
  • гармонизация мелодии;
  • пение под собственный аккомпанемент и др.

Мастерство педагогов растет. А значит, растет и уровень детских сочинений, ведь в приобретении композиторских навыков роль педагога - главенствующая. Но сколько такта и мудрости нужно ему проявить, чтобы, не навязывая себя, свой стиль, направлять творческую фантазию ребенка, помогать ему в поисках собственного музыкального почерка!

Творчество развивает у детей слух, ритм, память, чувство формы и ощущение инструмента. Учит глубже и тоньше понимать искусство. А главное, оно растит человека думающего, интеллектуального, наконец, духовного. Так формируется личность.

Музыка – это одухотворенная, интонационно осознанная и организованная во времени звуковая материя. Звуковая материя – неотъемлемая часть природы. Природа звучит, живой мир превращает звуки в систему общения, человек их осмысляет, одушевляет, превращая доступные человеческому слуху звуки в «невербальный», надпонятийный способ коммуникации, в интонации. Интонация становится способом мышления, первоосновой музыкальной образности.

Интонационность – это способность звука передавать информацию эмоциональную, смысловую или иную, воспринимаемую человеческим слухом. Даже отдельно взятый звук-тон наполнен внутренним движением и способен выразить музыкальную мысль. Соединяясь, интонации слагаются в музыкальные структуры, мелодические линии, которые организуются во времени ритмом. Организованные во времени, интонации создают интонационные созвучия, согласие, естественным образом образуя интонационный звукоряд или лад. Возникает ладо-ритмо-интонационный комплекс – основа для того или иного музыкального сочинения, или одна из формообразующих его частей. Лад может расширяться, видоизменяться, усложняться, подчиняясь свободной логике развития. Например, свободное развитие ладо-интонации характерно для древнерусской певческой культуры.

Сочетаясь во времени, мелодические линии создают интонационную вертикаль – основу различных полифонических соединений, гармоний. Развиваясь во времени, музыкальная ткань образует самые разнообразные музыкальные формы.

Музыкально одаренный человек интуитивно ощущает изначальные свойства музыки, стремится воплотить их в своем творчестве.

Со временем интуитивные процессы музыкального творчества были упорядочены теорией, внесшей свои правила, законы и запреты. Хотя в процессе обучения музыкальной теории отдается предпочтение изучению правил, на начальной стадии освоения музыки ребенку важнее получить представление об интонации, ладе (звукоряде), ритме, различных возможностях соединения голосов, о музыкальном образе. Представления о тональности (как частном случае лада), классической гармонии (частный случай многоголосия), принципе повторности в построении музыкальной формы должны формироваться позже.

Занятия подбором по слуху, транспонированием, сочинением и импровизацией в доступной для ребёнка форме – важный компонент обучения музыке, одна из основных тенденций современной музыкальной педагогики.

Подбор по слуху. Материал для подбора – несложные попевки и детские песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии и ритма, фразировки и фактуры.

Транспонирование. Материал для транспонирования, его постепенное усложнение (мелодии, знакомые песни, лёгкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, этюды – с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах).

Различные пути приобщения детей к музыкальному творчеству:

СТИМУЛИРОВАНИЕ детского ТВОРЧЕСТВА в разных формах:

  • СОЧИНЕНИЕ стихотворных фраз и попевок к картинам с изображением зверей, птиц, известных персонажей из сказок и мультфильмов;
  • СОЧИНЕНИЕ музыкальных иллюстраций к любимым сказкам, мультфильмам; книгам, фильмам;
  • АРАНЖИРОВКА хорошо известных ребёнку песенок в виде марша, вальса и других знакомых жанров (например, польки, мазурки, менуэта, колыбельной и др.)
  • Формирование начальных навыков ритмической и мелодической импровизации (игра в «эхо», исследование простейших ритмических и мелодических образцов, ритмизация и мелодизация слов,( свое имя, фамилия, названия животных и птиц, цветов ….стихотворения), фраз, ритмический контрапункт, импровизация замкнутых форм и т.д.).
  • Первые опыты импровизации и сочинения. Продолжение мелодического отрывка, сочинение «ответа» на «вопрос», сочинение баса или сопровождения к мелодии в разных фактурных вариантах, музыкальная импровизация на заданный словесный текст или на свой придуманный зарифмованный или нет отрывок;
  • Поощрение СОВМЕСТНОГО творчества учащихся (сочинение текста к музыке для инсценировки, создание музыкально-литературных и изо альбомов и т.д.)

Заниматься простейшим сочинительством дети начинают уже тогда, когда знакомятся с первыми интервалами. Они либо завершают тоникой простую мелодию, либо заполняют пропущенные такты, сочиняют мелодии на выбранное для ритмического диктанта стихотворение в определенном интервале.

Следующая, более сложная задача — написать мелодию на стихи в форме диалога, так чтобы вопрос и ответ звучали в разных интервалах, но в пределах одной октавы.

К сочинению по образцам можно переходить тогда, когда ребенок уже играет кадансы.

Используя гармоническую основу темы, дети раскладывают аккорды в том фактурном изложении, которое задано (вальс, мазурка и т.д.). Конечно, они видят перед собой фактурные примеры, данные на первых строчках, и, записывая свой аккомпанемент, заглядывают в тему.

Сочиняя мелодии для вариаций, дети знакомятся со вспомогательными и проходящими звуками. Нужно обратить внимание. что некоторые звуки не входят в гармонию, однако присутствуют в мелодии.

С трехчастной формой (АВА) удобно знакомить учеников на примере старинного английского танца — контрданса. Не изменяя аккомпанемента, можно сочинять новые мелодии. Помогает ритмический образец. По образцам удобно сочинять менуэты, буррэ, вальсы, марши и пр.

Некоторые учащиеся на начальном этапе не могут сочинять без образца. Можно предложить маленькие пьесы, не больше одной-двух строк с простейшими гармоническими последовательностями. При этом использую форму музыкального диалога — «вопрос — ответ». Записывать в нотной тетради вопрос, заполняя его и мелодически и гармонически, а ученик дома сочиняет ответ, написав только мелодию. Можно включать в «вопросы» самые разнообразные варианты: синкопированный ритм с использованием секвенций, вспомогательные и проходящие хроматические звуки (это очень украшает мелодию).

Занятия сочинительством в форме «вопрос — ответ» позволяют выявить способность к импровизации. Если этот дар есть, можно заниматься подбором по слуху.

Через некоторое время дети уже сами сочиняют пьесы в форме диалога, и в классе можно просить их транспонировать собственные произведения. На этом же этапе они переходят к сочинению по образцам канонов и хоралов, что очень помогает развитию полифонического слуха.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

В качестве домашнего задания учащимся рекомендуется прослушивание произведений изучаемого в классе стиля, жанра, композитора с анализом изучаемых элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, желательно – с нотами в руках. Можно вести дневник прослушанных произведений и отмечать в нем особенности мелодии, ритма, фактуры и др.

Выполнение конкретного задания по сочинению (развитие мелодии, фактуры, виды аккомпанемента, аранжировка и др.)

Рекомендуется дополнительная литература для чтения.

Посещение концертов, театров, выставок.

V. Список рекомендуемой учебно – методической литературы

Учебно – методическая литература

  1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
  2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – с.5.
  3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  5. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии. На индивидуальных занятиях в фортепианных классах.// Там же, - С. 31-45.
  6. Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. Изд. 2-е, доп.- Киев,1990.
  7. Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963.
  8. Зебряк Т.Играем на уроках сольфеджио Музыка, М.1990
  9. Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано и сольфеджио в ДМШ. - Ростов-на-Дону, 1994.
  10. Калугина М, Халабузарь П Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Советский композитор. М. 1987.
  11. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
  12. Козырев Ю., Серапионянц Н. Преподавание основ импровизации в ДМШ: основной теоретический курс. Вып. 1 (Часть 2). - М., 1987.
  13. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
  14. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. - Казань, 1995.
  15. Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Выпуск 1. Методическая разработка. - Л.,1986.
  16. МИР. Методика "Сочинять музыку раньше, чем ходить".
  17. Мошкаров С.Г. Проблема фортепианного обучения в системе дополнительного музыкального образования .
  18. Овяинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека: Монография. – М.: Высшая школа, 1984.
  19. П.В Тюленев “Знать ноты - раньше, чем ходить, или как развивать и чему обучать вашего будущего музыкального гения?” Некоторые материалы системы МИР.
  20. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебные пособия «Слушаем музыку» 1, 2, 3 кл. Композитор. С-П-б, 2004
  21. Рокитянская Т. Каждый ребенок – музыкант. Блок флейта Москва, 2007
  22. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4 п./ред. В. Натансона, М.,1976. - С.46-62.
  23. Родионова Т. Учитесь импровизировать// Музыкальная жизнь 1991, № 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23
  24. Современные методики сольфеджио. Программа (проект) и методическая разработка по предмету узкой специализации для средних специальных учебных заведений по специальности "Теория музыки" (специализация "преподаватель сольфеджио"). - М.,1989.

Наши новости:

Разместить свою публикацию